волнения сохраняете равновесие сознания, когда ваша энергия становится неисчерпаемой, знайте, это кундалини начала свою работу.
Когда вы находитесь в состоянии божественного опьянения, когда вы становитесь великим оратором, знайте, что вы обязаны этим пробуждению кундалини. Когда вы непринужденно, без малейшей усталости или напряжения выполняете трудные асаны йоги, знайте, это действует кундалини. Когда вы подсознательно слагаете красивые стихи и гимны, знайте, что кундалини пришла в движение.
Ученик, имеющий крепкую веру в священные писания йоги, смелый, самоотверженный, смиренный, щедрый, милосердный, чистый и бесстрастный, может легко разбудить кундалини и достичь успеха в самадхи. Он должен также правильно
Махавакъи (санскр. «великие изречения») — афоризмы, гл. обр. из Упанишад, используемые для медитации. Например, Тат твам аси («Ты есть То»), Ахам Брахмасми («Я есмьБог»).
вести себя и уметь ограничивать себя, он должен сознательно посвятить себя служению своему гуру, быть свободным от похоти, злобы, привязанностей, жадности и тщеславия.
Если вы принудили кундалини проснуться, используя силовые методы и специальные упражнения, тогда как сердце ваше нечисто, когда ваше сознание наводнено страстями, то, переходя от уровня к уровню, вы будете встречаться с различными искушениями. И вы оступитесь. У вас не будет сил противостоять этим искушениям.
Кундалини, поддерживающая жизнь сила, является основой, на которой построено все здание науки йоги. Кундалини-шакти бывает космической и индивидуальной. Космическая кундалини называется маха-кундалини, а индивидуальная
— просто кундалини.
Садхана, дхрити, стхирата, дхайръя, лагхава, пратъякша и нирвикалъпа-са-мадхи —таковы семь стадий кундалини-йоги.
Восемь главных сиддхи
Сформировавшийся йог, прошедший путь кундалини-йоги, обладает восемью главными сиддхи, которые называются: анима, махима, лагхияа, гарима, прапти, пракамъя, вашитвам и ишитвам.
1. Анима: йог может стать сколь угодно маленьким.
2. Махима: противоположность анимы. Йог может стать сколь угодно большим. Он может заставить свое тело вырасти до огромных размеров. Он может заполнить всю вселенную.
3. Лагхима: он может сделать свое тело легким, как перышко или пушинка. Плавини-пранаяма дает телу легкость. Йог уменьшает действующую на него силу гравитации, проглатывая потоки воздуха. При помощи этой сиддхи он может летать по небу. Он может лететь со скоростью тысяча миль в минуту.
4. Гарима: это противоположность лагхимы. Йог увеличивает свой вес. Он может сделать свое тело тяжелым, как гора.
5. Прапти: йог, стоящий на земле, может доставать самые высокие объекты. Он может дотронуться до солнца, или луны, или неба. Благодаря этой сиддхи йог может получать то, что он хочет, и обретает сверхъестественные способности. Он может предсказывать будущее, быть ясновидящим, владеть телепатией, читать мысли других людей. Он начинает понимать язык зверей и птиц. Он понимает все неизвестные ему доселе языки. Он может исцелить от любой болезни.
6. Пракамъя: йог может нырять и находиться под водой, сколько захочет. (Покойный Трилинга Свами из Бенареса жил по полгода под водой в реке Ганг.) Благодаря этой сиддхи йог может время от времени делать себя невидимым. Некоторые источники описывают этот процесс как способность входить в тело другого человека. (Шри Шанкара вошел в тело Раджи Амаруки из Бенареса. Тирумулар в Южной Индии входил в тело пастуха. Это делал и Раджа Викрамадитья.) Эта сиддхи также дает возможность всегда выглядеть очень молодо. (Раджа Яяти обладал такой способностью.)
7. Вашитвам: это способность укрощать диких зверей и управлять их поведением. Это способность гипнотизировать людей усилием воли и делать их послушными своей воле. Это обуздание страстей и эмоций. Это способность подчинять себе мужчин, женщин и стихии природы.
8. Ишитвам: это обретение божественной силы. Йог, который обладает такой силой, может возвращать умерших к жизни. (Кабир, Тулсидас, Акалкот Свами и другие умели воскрешать мертвых.)
Второстепенные сиддхи
Йог приобретает также следующие второстепенные сиддхи:
1. Освобождение от чувства голода и жажды.
2. Освобождение от ощущения жары и холода.
3. Освобождение от пристрастий и предубеждений.
4. Ясновидение.
5. Совершенную остроту слуха.
6. Управление сознанием.
7. Йог может принимать любую форму.
8. Он может входить в тело другого человека, оживлять трупы и входить в них, переселяя в них свою душу.
9. Йог может умирать по собственному желанию.
10. Он может видеть богов (дэвов) и играть с ними.
11. Он может получить все, что захочет.
12. Он узнает все о прошлом, настоящем и будущем.
13. Он становится чужд крайностей.
14. Все, что он предсказывает, сбывается.
15. Он может превращать неблагородные металлы в золото.
16. Он может использовать сколько угодно тел, чтобы избавиться от своей кармы в течение одной жизни.
17. Он может прыгать, как лягушка.
18. Он становится повелителем желаний, он уничтожает печаль и болезни.
19. Он узнает о своих прошлых жизнях.
20. Он узнает все о планетах и звездах.
21. Он может видеть все сиддхи.
22. Он получает власть над стихиями (бхута-джайя) и власть над праной (пра-на-джайя).
23. Он может перемещаться в любое место.
24. Он становится всемогущим и всезнающим.
25. Он может отрываться от земли и повисать в воздухе.
26. Он может указывать места, где зарыты клады.
Постепенное совершенствование сознания
Чистота сознания приведет вас к совершенству в йоге. Следите за своим поведением, когда общаетесь с другими людьми. Никому не завидуйте. Будьте сострадательны. Не презирайте грешников. Будьте добры ко всем. Если вы приложите максимум усилий к занятиям йогой, вы быстро добьетесь успеха. Вы должны иметь острое, сильное желание добиться освобождения, при этом вы должны быть бесстрастны. Вы должны быть серьезны и искренни. Для того чтобы войти в самадхи,г необходима глубокая и постоянная медитация.
Сознание мирянина, отягощенное низменными страстями, находится в мулад-харе и свадхиштхане (находящихся, соответственно, в области ануса и репродуктивных органов).
Если его сознание очищается, оно поднимается к манипура-чакре (в районе пупка) и наполняется силой и радостью.
Если сознание еще очищается, оно поднимается в анахату (на уровне сердца), наполняется блаженством и лицезреет лучезарный образ ишта-дэваты (опекающего его божества).
Когда сознание достигает высокой степени чистоты, когда медитация и самоотверженность в занятиях йогой выходят на первый план, сознание поднимается к вишуддха-чакре (в районе горла) и наполняется все новым и новым блаженством и силой. Даже тогда, когда сознание достигает этого центра, оно может опускаться к нижним центрам.
Когда сознание достигает аджня-чакры (между бровями), человек достигает самадхи и познает свое Высшее «Я», или Брахмана.
Если оно достигает духовного центра в мозгу, сахасрара-чакры, лотоса с тысячей лепестков, йог достигает нирвикалъпа-самадхи,тн сверхсознания. Он становится единым целым с Брахманом. Между ними исчезает всякое расстояние. Это высший уровень сознания, или верховная асампраджнята-самадхи. В этой чакре кундалини соединяется с Шивой.
Такой йог может опускать свое сознание до чакры находящейся в горле, чтобы давать указания ученикам и делать людям добро.
ЧАСТЬ 4
СВАРА-ИОГА
Ведение здорового образа жизни, долголетие и душевный покой, который сделает вас бессмертным, — все это зависит от потока воздуха, проходящего при дыхании через три нади, а также ритма и легкости, с которой происходит этот процесс.
Ида-, или чандра-нади (лунная) определяется потоком воздуха, проходящим через левую ноздрю. Пингала-, или суръя-нади (солнечная) определяется потоком, проходящим через правую ноздрю.
Эти нади функционируют попеременно. Такая попеременная работа ноздрей называется вишу ват. Момент, в который происходит такая перемена, является крайне неблагоприятным.
Когда во время перемены потока в новом канале образуются препятствия, естественно, они удаляются и происходит очистка канала, что приводит к легкому или сильному чиханию. (Вот почему чихание считается дурным предзнаменованием.)
Когда происходит смена потока при каждом дыхании, считается, что дыхание находится в сушумне; этот момент считается неблагоприятным для каких-либо действий. Такое состояние также называется вишуват, что означает «разрушитель всех действий». Вишуват означает, что сознание пребывает в беспокойстве, является блуждающим и суматошным, колеблющимся и неспособным сконцентрироваться, это также сигнализирует о неправильности позы человека. При таком состоянии рекомендуется отдых и восстановление равновесия в сознании. В таком состоянии нельзя ничем заниматься, поскольку сознание неустойчиво в своей мотивации и в нем присутствуют сомнения и колебания. Поспешные поступки всегда заставляют человека впоследствии раскаиваться.
Существует еще одна разновидность сушумны, она отличается тем, что поток воздуха при дыхании проходит одновременно через обе ноздри. Поток также характеризуется плавностью, отсутствием рывков и концентрацией сознания на одной из шести чакр.
Во время этой сушумны легче всего концентрироваться на образе Господа и медитировать, сознание тяготеет к спокойствию и неподвижности. В это время нельзя отвлекаться на что-либо другое.
Очень трудно поддерживать постоянство потока воздуха через сушумну, поэтому даже те недолгие моменты, когда сушумна плавно течет, нужно использовать с максимальной пользой.
Свара-виджняна
Нади работают попеременно, в течение 2г/г гхатик (одного часа) каждая, отсчет ведется с рассвета. Таким образом, в течение суток дыхание двенадцать раз течет в иде и двенадцать в пингале. Это свидетельствует о нормальном дыхании и общем здоровье организма.
Обычно сушумна не функционирует, когда человек занят какой-либо работой, умственной или физической. Только когда вы концентрируете сознание и контролируете его, когда вы заставляете замолчать все его вритпти, сушумна (одновременное течение воздуха через две ноздри) начинает работать. И наоборот, вторая разновидность сушумны (колебание потока и смена ноздрей) работает, когда человек бодрствует и когда его сознание не занято медитацией. Это означает, что имеются определенные нарушения в процессе дыхания.
Изменение потока
Благоприятные и неблагоприятные потоки были описаны выше затем, чтобы вы могли регулировать и направлять потоки в опр еделенные каналы и, следовательно, сделать успешными все ваши начинания. Поэтому необходимо знать различные способы изменения потока. Таких способов есть много, вот лишь некоторые из них:
1. Заткните одну ноздрю ватой. Дыхание будет течь через другую ноздрю.
2. Можно закрыть пальцем ту ноздрю, через которую вы в данный момент дышите. Тогда поток пойдет через другую ноздрю.
3. Когда воздух течет через левую ноздрю, положите левую руку на землю, ладонью вниз (сидя на земле в сукхасане или падмасане) и прижмите бок левым локтем, сразу под ребрами. Давите несильно. Немного наклоните туловище влево. Ток воздуха изменится слева направо. Если вы хотите изменить его справа налево, прижмите правый бок правым локтем.
4. Вы можете воспользоваться йога-дандой (небольшим жезлом длиной в один локоть, с U-образной насадкой, горизонтально укрепленной на его верхнем конце). Всуньте руку в U-образную выемку, чуть ниже подмышки. Немного наклонитесь в эту сторону и слегка придавите бок дандой. Дыхание изменит свое направление. То же можно сделать при помощи более длинной данды при ходьбе или стоя.
5. Сознание также должно уметь менять направление потоков воздуха. Так же как вы управляете своими мышцами, можно управлять и сознанием.
6. Если вы лежите на левом боку, сознание будет течь через правую ноздрю, и наоборот.
Вы должны уметь менять направление потока, как и когда вам надо.
Менять направление потока, отводя его в сушумну, труднее, и еще труднее поддерживать такой поток.
Следующие методы помогут вам перевести поток из одной из нади в сушумну:
1. Лягте на землю, лицом вверх, не подкладывая под голову подушку. Сконцентрируйтесь на кончике носа или на точке между бровями. Сушумна будет функционировать.
2. Сядьте прямо, в сукхасану, падмасану или сиддхасану. Сделайте несколько циклов