Скачать:TXTPDF
Йога и здоровье. Шри Свами Шивананда

бхастрика-пранаямы. Сконцентрируйтесь, как описано выше. Поток пойдет через сушумну.

3. Концентрация на одной из шести чакр также помогает воздуху течь через сушумну.

Поток воздуха в сушумне обеспечивает неподвижность вертикальной позы, при которой позвоночник будет представлять прямую линию, а также глубина концентрации и степень фокусировки мысли. Только это может помочь поддерживать поток. Если хоть одно из этих условий нарушается, дыхание изменит свой ход и будет течь через одну из ноздрей.

Использование нади

Когда поток идет через ида-нади, обеспечивается сила, бодрость и хорошее пищеварение. Когда воздух течет в пингала-нади, происходит процесс пищеварения, но в это время в организме формируются яды. Сушумна ведет к совершенству.

Если вы спите на левом боку, работает пингала-нади, а ум отдыхает, потому что отдыхает ида-нади. Если ида-нади работает во сне, вы будете спать беспокойно, со многими сновидениями. Поэтому вы всегда должны спать на левом боку, позволяя пингале работать. Таким образом вы обеспечиваете две вещи — крепкий сон и хорошее пищеварение, а следовательно, здоровье, силу и бодрость.

Ложась спать на правом боку, вы можете поддерживать свое сознание в состоянии бодрствования, пока чувства и низшее сознание спят. Это можно делать, только если ваше сознание освобождено от беспокойства и от желаний, когда вы убеждены, что не будете видеть снов.

Во всех своих внешних занятиях, индивидуальных или общественных, вы должны следить за тем, чтобы они начинались тогда, когда функционирует пингала. А вот список тех занятий, которые можно начинать, когда поток идет через ида-нади: изменение образа жизни, начало изучения духовных книг, путешествия, общение с друзьями, родственниками и родителями, постройка зданий и храмов, возделывание почвы, принятие новой должности, женитьба, одевание новой одежды и украшения приготовление лекарств. Ида-нади должна работать, когда начинается изучение мантра-шастры, относящейся к раджасическому или тамасическому божеству. Во время еды и купания также должна работать ида-нади.

Короче говоря, крупномасштабные добрые начинания должны предприниматься, когда дыхание течет через иду; а все временные или мимолетные дела должны начинаться, когда воздух течет через пингалу.

Сушумна всегда должна быть подготовлена к духовным делам, к медитации и кумбхаке (задержке дыхания).

Сделайте так, чтобы дыхание проходило через иду, левую ноздрю, с рассвета до заката, и через пингалу, правую ноздрю, с заката до рассвета.

Эта практика называется свара-садханой. Тот, кто занимается ею, поистине великий йог. Займитесь этим ивы, займитесь сейчас. Пейте нектар бессмертия. Стряхните с себя обычную лень, вялость, праздность и тамас во всех проявлениях. Прекратите пустую болтовню, сплетни и оставьте несносную привычку критиковать окружающих. Сделайте что-то реальное*.

Более подробно практика свара-йоги (а также все, что связано с нади, чакрами, кундалини, мантрами и тантрическими божествами) описывается в классических книгах Хариша Джохари «Инструменты для Тантры» и «Чакры», перевод которых наше издательство осуществит в ближайшее время.

ЧАСТЬ 5

БРАХМАЧАРЬЯ

БРАХМАЧАРЬЯ

Брахмачарья

Слово брахмачарья имеет несколько значений. Буквально оно означает «движение к Богу (Брахману)». Это образ жизни, благодаря которому вы постигаете Брахмана, Бога, это жизнь в Абсолюте, это чистота мыслей, слов и поступков.

Брахмачари (тот, чье сознание всегда движется в Господе) является повелителем трех миров. Он может выполнять огромную умственную и физическую работу. Вокруг его лица сияет магнетическая аура. Он может оказывать влияние на людей, произнося всего лишь несколько слов, даже само его присутствие может воздействовать на окружающих. Когда человек чист, лучи его сознания не рассеиваются, концентрироваться становится легко. Концентрация и чистота идут рука об руку. Хотя мудрец говорит очень мало, его немногие слова оставляют в сознании слушателей глубокий отпечаток. Это происходит благодаря его духовной силе, которая накапливается путем сохранения и превращения семени. Все духовные лидеры исповедовали брахмачаръю: Иисус, Шанкара, Джнянадэва и Самартха Рам Дас были настоящими брахмачари.

Брахмачарья — это яркий свет, который светит в здании человеческого тела. Это распустившийся цветок жизни, вокруг которого вьются, жужжа, пчелы (сила, терпение, знание, чистота и крепость духа). Другими словами, тот, кто соблюдает брахмачаръю, будет наделен всеми перечисленными качествами. Священные книги ясно говорят: «Занимаясь брахмачаръей, вы увеличиваете свою продолжительность жизни, силу, сияние, бодрость, знание, неувядающую славу, добродетель и преданность Истине».

Брахмачарья — это основа приобретения бессмертия. Это субстрат жизни в мире, в единении с Атманом, или чистым духом. Это крепкая поддержка того, кто утвердился в своем знании Брахмана, чего так ищут и ученики йогов, и мудрецы. Дажершхш кдэвы (божества) прислуживают подлинному и утвердившемуся брахмачари. Он может велением своей мысли открывать сушумну (важный духовный поток, проходящий по позвоночнику) и пропускать по нему кундалини.

Соблюдая брахмачаръю, йог достигает совершенства. Она помогает ему в приобретении божественного знания и других сиддхи.

Узким значением слова брахмачарья является целибат, или воздержание.

Целибат

Термин целибат происходит от латинского Calebs и означает холостой образ жизни. Он также обозначает процесс построения характера, личности. Он чрезвычайно важен. Это врата освобождения или вечного блаженства, это основа морали. Абсолютный целибат — это непременное условие божественной жизни, или высшей духовной жизни. Дверь, ведущая в нирвану, — это полный целибат.

Целибат означает контроль не только своего полового органа, но и управление всеми чувствами, мыслями, словами и поступками. Это ключ ко всем сферам божественного блаженства. Путь к вместилищу вечного покоя начинается с целибата.

Целибат бывает двух видов: физический и ментальный. Физический целибат — это контроль своего тела, ментальный—это сдерживание дурных мыслей. Тот, кто свободен от похотливых мыслей даже во сне, становится истинным богом на этой земле. Он достоин поклонения. При ментальном целибате в сознании не возникает грешных мыслей. Этого несколько более трудно достичь, чем усмирения плоти, но при условии искреннего желания и старания вы сможете утвердиться в этом. Вы должны ясно видеть свою цель, всегда иметь в сознании идеал, к которому вы стремитесь. Тогда вы скоро к нему придете. В этом нет никаких сомнений.

Такие качества, как выносливость и отвага, напрямую связаны с целомудренностью. Строго воздерживаться нужно не только от половых актов, но и от аутоэротических проявлений, от онанизма, гомосексуальных контактов и всех прочих сексуальных извращений. Потакая своим слабостям, вы не сможете избавиться от эротических сновидений. Нужно полностью воздерживаться от любых эротических фантазий и сладострастных мыслей.

Ниже приведен список восьми «порогов», мешающих движению по реке абсолютного целибата. Вы должны быть внимательны и обходить эти пороги с крайней осмотрительностью и большим усердием:

1. Разглядывание представителей противоположного пола.

2. Желание дотронуться, обнять или находиться рядом с представителями противоположного пола.

3. Флирт, забавы с эротической подоплекой.

4. Похвалы в ее или его адрес, сделанные в кругу ваших друзей.

5. Беседы с ним или с ней с глазу на глаз.

6. Похотливые мысли о мужчине или женщине.

7. Сильное желание осуществить половой акт с мужчиной или с женщиной.

8. Сексуальные удовольствия.

Хотя первые семь явлений не ведут к серьезной потере семени, тем не менее оно отделяется от крови и пытается вырваться наружу, как только представится возможность, во сне или в другое время. В первых семи пунктах речь идет о мысленном наслаждении человека.

Настоящий брахмачари должен без сожаления позабыть о вышеперечисленных вещах. Только тот, кто полностью свободен от всего этого, может считать, что соблюдает настоящий целибат. Об этом нужно помнить всегда.

Чистый воздух, чистая вода, здоровая пища, физические упражнения, спортивные игры на свежем воздухе, быстрая ходьба, гребля, плавание, такие игры, как теннис и др., помогают поддерживать хорошее здоровье, бодрость и силу. Есть очень много способов укрепить здоровье, все они очень важны, но самым важным является соблюдение целибата. Без него все упражнения ничего не стоят. Он — ключ ко всем дверям здоровья и счастья. Это краеугольный камень здания блаженства и чистой радости, это единственная вещь, которая дает человеку настоящую Мужественность.

Соблюдение ямы — это первый этап раджа-йоги. А яма, как известно, — это практика ахимсъь сатъи, астеи, брахмачаръи и апариграхи (то есть ненасилия, правдивости, неприсвоения чужого, целибата и непринятия подарков). В джняна-йоге дама (самоконтроль) — это основное требование к ученику.

Польза целибата

В книге «Шива-самхита» говорится:

Когда семя выходит из тела, смерть приближается; сохранение семени сохраняет жизнь и продлевает ее, поддерживая тело. Поэтому семя нужно тщательно сберегать. Нет никакого сомнения, что люди, которые сохраняют семя, живут здоровой жизнью и что те, кто растрачивает семя, умирают до срока, зная об этом, йог всегда должен сохранять семя и поддерживать строгий целибат. Целибат — это мощное оружие для ведения войны с внутренними демонами — похотью, злобой, жадностью и т. д. Он дает неувядающую радость, непрерывное и неумирающее блаженство. Он дает огромную энергию, ясность разума, гигантскую силу воли, четкое понимание, яркую память и большую пытливость. При помощи одного только целибата вы можете развиваться физически, умственно и духовно.

Целибат — это основа совершенства тела. Для того чтобы иметь совершенное тело, нужно соблюдать абсолютный целибат. Это очень, очень важно. Во время занятий йогой семя превращается в оджас-шакти. У занимающегося йогой будет совершенное тело. Во всех его движениях будет грация и очарование. Он проживет столь долго, сколько захочет. Господь Кришна не случайно убеждал Арджуну стать йогом!

Те, кто соблюдают целибат, часто жалуются на психологическую усталость, связанную с воздержанием. Это лишь обман сознания. Иногда у вас появляется ложное чувство голода, однако, когда вы садитесь обедать, выясняется, что вы не хотите есть. Точно так же есть ложная умственная усталость. Если вы соблюдаете целибат, вы имеете огромную ментальную силу и энергию. Вы можете не ощущать ее постоянно, но, когда представится возможность, вы ее проявите, как борец проявляет всю свою силу на спортивной арене, хотя в обычной жизни он о ней не задумывается.

Соблюдение целибата во много раз увеличивает ментальную энергию и силу. Такая сила намного превосходит физическую силу. Вспомните Махатму Ганди. Физически он был слаб, но, заметьте, он обладал огромной внутренней силой. Он приобрел ее благодаря постоянному и упорному соблюдению принципов ненасилия, честности и целибата. Он влиял на мир с помощью своей внутренней силы. Благодаря воздержанию разум становится острым и ясным. Приходят сила и выносливость.

Тот, кто соблюдает целибат, легко справится с любой болезнью. Когда обычному человеку требуется месяц, чтобы выздороветь, брахмачари будет в полном порядке уже через неделю. Целибат дает силу, внутреннее здоровье, душевный покой и долголетие. Он тонизирует нервы и разум, помогает сохранить физическую и умственную энергию, дает бодрость и жизнелюбие, а также силы противостоять любым трудностям повседневной жизни. Человек, соблюдающий абсолютный целибат, может сдвинуть горы, он может повелевать природой и ее стихиями, так, как это делал Джнянадэв.

Пробудите в себе скрытые резервы, раскройте свой потенциал, соблюдая целибат. Познайте Бога и поднимитесь над страданиями мирской жизни с ее круговоротом смертей, рождений и печали.

Целибат и долголетие

Утвердившись в правильном образе жизни, вы тем самым сможете прожить долгую жизнь и достичь вечного счастья. Вы можете

Скачать:TXTPDF

и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать, и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, и здоровье. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн