главной нейроэндокринной функцией.
Что такое эмоциональное переживание? Теория Кэннона-Барда утверждает, что при восприятии событий, вызывающих эмоции, нервные импульсы проходят сначала через гипоталамус, активизируя ВНС. Затем импульс возбуждения расщепляется: одна его часть уходит в кору больших полушарий, вызывая субъективное эмоциональное переживание, а другая, опять-таки через гипоталамус параллельно задействует ВНС.
Иными словами, когда поток нервных импульсов от органов чувств направляется в кору, он, расщепляясь, предварительно попадает в лимбические структуры, которые уже до осознания воспринятой информации определяют характер (знак) эмоционального ответа и формируют его со скоростью, опережающей ментальную! Когда смысл воспринятого понят, характер и величина эмоциональной реакции уже «встроены» в это понимание! Волевые усилия способны до какой-то степени скрывать эмоции от окружающих, но их механизмы гораздо древнее сознания и оно всегда в той или иной степени окрашено ими, именуясь настроением.
Восприятие и поведение могут быть в значительной мере бессознательными, например, спасаясь от наезжающего автомобиля, вы отпрыгиваете в сторону, не успевая ничего понять толком. Известен также феномен перцептуальной защиты, когда системный разум блокирует сознание от восприятия разрушительной информации.
Интуиция поставляет сознанию сведения, которых ещё нет в текущем времени и пространстве. Кто и как сортирует воспринятое в случаях перцептуальной защиты? Кто, откуда и каким образом доставляет сознанию интуитивный «материал»? Кто «распоряжается» эмоциональным состоянием личности и её поступками? На самом деле всем «заведует» системный разум, локализованный в бессознательной части психики (включая тело), «отвечающий» также и за эмоции, которые всегда являются неотъемлемым, хотя и плохо осознаваемым элементом межличностных контактов.
Хотя в аспекте полноты информации системный разум неизмеримо мощнее сознания, но и его можно обмануть. Специально обработанные сведения могут быть поданы в бессознательное, минуя цензуру, и ориентируют действия личности так, что они могут пойти ей во вред. Методы такой подачи известны, это фрагментация и программирование картинки в TV-передачах, диспарантное внушение, НЛП и пресловутый «двадцать пятый кадр». Что это такое? В 1957 член Американской ассоциации изучения рынка психолог Джеймс Вайкери провёл в Нью-Джерси опыты по использованию эффекта 25-го кадра. Он установил дополнительный проектор, через который одновременно с демонстрацией фильма на экран подавались фразы «Пейте кока-колу» и «Ешьте поп-корн». Они мелькали за 1/300 долю секунды, и сознание не могло их воспринять. Тем не менее, на сеансах, где работал этот проектор, продажа кока-колы в буфете кинотеатра увеличилась на 17%, а продажа поп-корна — на 50%. Оказалось, что «эффект 25-го кадра» — очень мощное средство внушения, при многократном повторе информация, поданная таким образом, прочно укрепляется в подсознании.
Делая умозаключения, мы никогда не знаем, какая доля общего информационного потока воспринята с участием сознания, какая — без, и чей вклад в её восприятие и переработку является решающим. Фактически разум и свободная воля Эго «вертятся» на очень узком информационном «пятачке», всё, с чем они имеют дело, уже предварительно отфильтровано системным разумом! Уже из этой выборки сознание имеет дело с тем, что актуально в данный момент. Отсутствие надлежащего по качеству взаимодействия Я с полным разумом является главной причиной проколов в тактике и стратегии человеческих действий.
Безусловно, механизм вытеснения спасительно разгружает сознание, но при этом деформируется его структура и вся внутрипсихическая ситуация. С другой стороны, нормальной утилизации эмоционального «топлива» препятствует мораль, что угнетает и расстраивает функционирование отдельных органов и психосоматики в целом.
Сильное и развитое сознание способно поставить себе на службу переживания любого знака (Р.Декарт, трактат «О страстях») но структуры мозга, «отвечающие» за негативные эмоции, гораздо мощнее положительных, поскольку род человеческий эволюционировал среди бесчисленных опасностей.
В странах «золотого миллиарда» позитивные естественные переживания переходят в разряд дефицита, а степень отчуждения растёт. Надежда на то, что после полного устранения материальных проблем человек непременно захочет развиваться духовно, оказалась утопичной («топос» по-гречески — место, у — отрицание, «утопия» — «несуществующее место»). Не имея смысла жизни личность, как правило, деградирует. Бытовой комфорт лишил человека мышечной нагрузки, необходимой для утилизации эмоций. Получая не затратное удовольствие (наслаждение), человек попадает в Эдем, неизбежно оканчивающийся катастрофой.
В Хатха-йоге тело используется вовсе не для обретения акробатических способностей, но как инструмент освобождения сознания от ментальной суеты, а психики в целом — от вытесненного. Во время традиционной практики асан психосоматика восстанавливается, набирая релаксацию, недополученную за долгие годы перегрузок. Тому, кто достиг душевного покоя посредством йоги, эмоции вовсе не чужды! Напротив, они достигают небывалой силы, но без потери контроля и саморазрушения. «Йога именуется равновесием» («Бхагавадгита»), этим всё сказано. «Твёрдое владение чувствами — это считают йогой» («Катха-упанишада», 3, 11).
Спортивный экстрим поразил мир, как чума, и несведущие люди считают подлинной целью суррогатной йоги, рекламой которой забиты средства массовой информации, акробатику высшей сложности. Мало кто осознаёт, что между пропагандируемым суперсовершенством и присущей индивиду завершённостью (целостностью) есть принципиальная, хотя и трудно различимая разница. Как уже отмечалось, любое положение тела, по форме не отличающееся от йоговской асаны может, по состоянию сознания, вовсе асаной и не быть! Справедливо и обратное утверждение: любая форма тела, сохраняемая в определённом состоянии сознания, возникшем как следствие пребывания в данной форме, есть асана. Ещё во времена СССР на одном из семинаров Фаеку Бириа был задан вопрос: — Реально ли заниматься по курсам, предлагаемым «Йога дипикой»? Он мгновенно ответил: — Никогда! Эта книга — горизонт, она написана для людей с точно такими же физическими данными, как у самого учителя, обычного человека это просто убьёт.
Не случайно в последнем бестселлере Айенгар-йоги «Yoga. The path to holistic health» (энциклопедический формат, Лондон, 2001, «Adorling Kindersley Book») приведено около шестидесяти асан, а всё, чарующее незрелый ум, многообразие поз «Light on Yoga» исключено за ненадобностью.
С тех пор как Айенгар-йога распространилась по России, я не встречал среди её апологетов ни одного, кто по уровню сложности приблизился бы к основателю, и это понятно, стремление к чужому совершенству — банальная ловушка.
«…Я скажу, что совершенство для человека не только недостижимо, но и немыслимо, однако я уверен, что в каждом… скрываются несравненно большие возможности для совершенствования, нежели мы привыкли думать. Мечта о совершенном обществе так же несбыточна, как и мечта о совершенном человеке. Совершенствование даже одного индивидуума требует огромной… работы, которая может длиться долгие годы и только приблизит к совершенствованию, даст ему возможность для дальнейшей работы над собой. Мы можем рассуждать об инсайте, о прозрении или пробуждении, но мы должны отдавать себе отчёт в том, что мгновенная самоактуализация, стремительный переход из одного состояния в другое возможен, но настолько нетипичен, что на него не стоит особенно полагаться. К этой же мысли постепенно склоняются и наиболее вдумчивые, и серьёзные организаторы групп психотерапии, встреч, личностного роста и эмоционального обучения, — все они пусть и нехотя, пусть через силу, но всё же начинают признавать, что самоактуализация не выражается формулой: «Бац — и готово!» (117, с.339-340).
Завершённость — то, что свойственно каждому индивиду от природы, а не из представлений ума. Умозрительный путь к абстрактному, чужому совершенству всегда оборачивается утратой реальности. Сколько фанатов йоги рвали связки, сухожилия, мышцы, выворачивали суставы, стремясь, во что бы то ни стало, согнуться «как на картинке»! Пусть даже удалось не сломаться, а повторить — что из этого!? Ведь йога по определению — читта вритти ниродхо, и только в этом состоянии возникает самонастройка психосоматики, подлинное начало Самосовершенствования.
В своей автобиографии Джеки Чан (61) рассказывает, как однажды на тренировке учитель приказал встать на руки к стене и так остаться. Через полчаса из стойки выпали все, некоторых стошнило, остался стоять щуплый парнишка-новичок, оказалось, что он заснул! Это яркая иллюстрация того непреложного факта, что по физическим и ментальным способностям люди неимоверно различны!
Когда-то Ян Иванович Колтунов, основатель легендарного клуба «Космос», объединения московских поклонников йоги, перед асанами заставлял людей предварительно разогреваться. На первый взгляд особой крамолы в этом как бы и нет: час неспешного бега трусцой, хорошенько пропотеешь, и всё гнется великолепно!
Ясно, что после сна организм расслаблен. Хотя пробуждение и связано с активацией симпатоадреналовой системы, но тело — до воздействия нагрузки — пребывает в физиологическом покое. Процесс медленного бега «вздёргивает» систему, перестраивая её на энергозатратное состояние, которое, по идее, следует устранить для того, чтобы практика асан состоялась в правильном ключе. Ясно, что разогретое бегом тело гнется лучше, но ведь «Асана это средство выработки и поддержания покоя и сосредоточенности», а «Медитация… трофотропное состояние с преобладанием активности парасимпатической части ВНС» (226). Поэтому занятия йогой надо не переносить на вечер (когда парасимпатика активна, уровень гормонов оптимален, глюкозы в крови мало), а грамотно строить утреннюю практику. Например, так, чтобы сначала шли асаны нагрузочные, расходные, а во второй половине — на гибкость, расслабление и растяжку. Тем более что бег, пусть даже медленный, тонус сознания отнюдь не уменьшает.
В 1990 меня пригласили провести секцию йоги на семинаре по экстрасенсорике и ребефингу (Крым, Казантип). Кроме Сергея Всехсвятского с командой, был там некий Александр, горбун из Винницы, обладающий исключительными паранормальными способностями. Местные жители шли к нему косяком, и многим он действительно помогал. По вечерам семинаристы, жаждавшие экзотики, доставали чудотворца по полной программе, порой он до глубокой ночи оставался с ними на морском берегу. Однажды беседу решил послушать и я, но быстро утомился от этого бреда и комаров, которые в то лето на Азове буквально озверели. Наутро я не утерпел: — Саша, что бы ты народу впаривал, если б не знал слов «чакра», «прана», «кундалини»? — И ты туда же? — огрызнулся он. — Да не знаю я, откуда эта напасть! После пятнадцати лет проявилась, и всё тут. А эти пристают, им непременно растолкуй, что да как… Вы хочете песен? Их есть у меня!
«Йога запрещает демонстрацию… сверхъестественных способностей, но, тем не менее… многие псевдойогины даже сегодня продолжают показывать разнообразные «номера», проявляя огромную силу, выносливость и невосприимчивость к болевым воздействиям (или потрясающую гибкость — В.Б.). Подобные факты доказывают наличие у человека огромного… потенциала, который может выявлять йогическая практика…
В равной степени запрещается грубая и отвратительная показуха, поощряемая современными гимнастами, которые занимаются псевдойогой в Индии и за её рубежами. Это делается потому, что при неглубоком понимании и коммерческой эксплуатации йога и подобные ей системы (у-шу, каратэ) теряют свои высокие идеалы» (221, с.17).
«В первые декады текущего века в Европе, да и в России поднялась огромная волна моды на йогу; книжные витрины пестрели яркими красными, зелёными, фиолетовыми обложками книжек, трактующих о йоге. «С лёгкостью мысли необычайной» разные американские и прочие бизнесмены под манящими псевдонимами «йогов», ухватив кое-что из переводов подлинных памятников и снабдив ухваченное доброй толикой собственной