Скачать:TXTPDF
Йога: искусство коммуникации. Виктор Сергеевич Бойко

его этап. Я просто выполняю потребный минимум действий, оставаясь затем только зрителем.

Грамотный ученик (адепт) йоги действует в качестве переключателя психосоматики в соответствующий режим её функционирования, не более того.

Обратимся ко времени выдержки позы: по идее оно начинается после того, как полностью завершилось спонтанное изменение формы. Однако на первых порах процесс «втекания» может быть достаточно долгим, отсюда время чистой экспозиции минимальное. Следует отличать позы с неизменной формой (скажем, стойка на голове, Вирасана, Чатуранга Дандасана) от тех, где есть тенденция к развитию — Бхуджангасана, Матсиендрасана и т.д.

Усреднённое, подходящее для любого человека время выдержки в каждой конкретной позе назвать нельзя, такая постановка вопроса абсурдна, для каждого это время индивидуально, но есть чёткие признаки, согласно которым позу следует прекращать.

Первый и основной — это появление в теле явных ощущений, о внутренностях и говорить нечего, если реагируют они, из позы следует выйти немедленно. Если причины сигналов от внутренних органов ясны, например хронический холецистит, то ощущения малой интенсивности допускаются.

Практика с неприятными ощущениями показана и при сильном отложении солей. Это именно тот случай, когда без боли не обойтись, впрочем, она достаточно быстро отступает, постепенно деградируя до неприятных ощущений, а затем и до умеренных, с которыми уже можно работать по классическому варианту.

Иногда физическая боль (особенно при долгой выдержке) порождается сбросом вытесненного, то есть имеет психогенный характер, её необходимо отличать от боли «внешней». Пример: дама сорока с лишним лет, трёхгодичная депрессия. После освоения определённого уровня релаксации фактически в каждой практике начинали ручьями лить слёзы. Причём без каких-либо эмоций. Месяца через полтора это закончилось и пошли срывы по телу — непонятная сильная локализованная боль без каких-либо причин. Когда завершился этот этап, началась тошнота, затем — головокружения. И только после полугода этой свистопляски депрессия медленно и неохотно начала отступать. Когда расстройство начинает «суетиться», это хороший признак, однако главное здесь — так дозировать сброс, чтобы, повседневность не превратилась в ад.

При проблемах позвоночника практика асан допустима, если неприятные ощущения при этом не меняются, выдерживать позу можно до усиления типовых ощущений.

Иногда, чтобы миновать неприятность, можно входить в позу по одной «траектории», но выходить по другой.

В начальный период занятий асанами может произойти обострение наличных расстройств.

Позы на гибкость и растяжку можно повторять до трёх раз. Если всё нормально, то тело свободно сгибается до уровня, достигнутого в предыдущем подходе, и «стекает», до нового промежуточного предела, пока этот процесс не «упрётся» в абсолютную на сегодня границу. Если при повторении асаны тело гнется хуже, чем в первый раз, то либо вы неверно делаете позу, либо повторять её нет смысла.

Второй признак окончания выдержки даёт кровеносная система: появляется жар, жжение, распирание, тяжесть, тянущий холод (в стопах ног при стойке на голове), пульсация. Если последняя, несмотря на смену поз, возникает в одних и тех же местах, это говорит о том, что либо практика травмирует сосуды, либо система изначально не в порядке, на пульсацию нужно обратить самое пристальное внимание. Порой встречаются признаки, не укладывающиеся ни в какую классификацию, каждый раз с ними нужно разбираться до конца.

Если практика грамотная, дыхание в асанах так же неощутимо, как и сердце.

В зависимости от множества неосознаваемых факторов, например геомагнитных, границы исходной гибкости ежедневно меняются, поэтому нужно, не удивляясь этому факту, работать с тем, что есть на текущий момент.

Рассмотрим наиболее сложный и противный случай перегрузки — отложенную реакцию. Суть в том, что она проявляется не во время практики, когда с ощущениями как бы всё в порядке, их нет, а через какое-то время, скажем, назавтра. Большой временной промежуток не позволяет понять, где именно и каким образом произошёл «перебор». Что в этом случае делать? Ответ прост: внимательней прислушиваться к организму либо действовать методом исключения. То есть, нарвавшись на отложенную неприятность, не идентифицируемую с какой-либо выполненной накануне позой, нужно для начала исключить из практики всё, в чём эта неприятность затрагивается, а также вдвое уменьшить время выдержки оставшихся поз. Затем, исключая из комплекса по одной асане, можно выяснить, в какой из них возникает перегрузка, и предпринять необходимые меры.

Бывают случаи когда, практикуя «динамическую йогу», молодые и гибкие люди со слабым типом нервной системы получают парадоксальное состояние: чем сильнее эмоциональная взвинченность, тем меньше сопротивление материи, физическая гибкость растёт неимоверно, вместе с общим возбуждением. Если при неграмотной практике человек получает, как правило, неприятности физические, то в данном случае перенапрягается нервная система. Именно таким путём появляются супергибкие «учителя» — психи-самовзводы, процветающие до тех пор, пока молодость и здоровье позволяют держать «перегрев».

Выходить из асаны следует плавно, удерживая общую релаксацию и всё так же сохраняя отсутствие ощущений. Правильным будет отпустить тело, давая ему возможность самостоятельно распрямиться, подобно сжатой в комок и отпущенной мягкой резиновой игрушке. Если после выхода ощущения остаются, следует обязательно выдержать паузу, чтобы они растворились в ноль до выполнения следующей позы.

Итак, при грамотном выполнении силовых асан мышечное напряжение, подобно ощущениям в позах релаксационных, не воспринимается. И, как по истечении времени выдержки «вылезает» гвоздь ощущения в позах на гибкость, точно так же становится заметным напряжение в позах силовых.

Пусть я выполняю Чатуранга Дандасану. Прежде всего, в ней норовит непроизвольно напрячься живот, который должен быть отпущен и буквально свисает к полу, обеспечивая свободу дыхания. Область солнечного сплетения также необходимо отпустить, равно как и межреберные мышцы, общее напряжение «прихватывает» их вместе с брюшной стенкой.

Сейчас я скажу странную вещь: любую силовую позу можно держать как с напряжением, так и с расслаблением, в каждом случае ход событий будет совершенно разным. Длительность полезной и комфортной выдержки асан напрямую зависит от ментальной релаксации, при её наличии она может вырасти примерно на треть, и парасимпатическое преобладание при этом сохраняется! Нагрузка, которая обычно «вздрючивала» психосоматику, перестаёт это делать! Каковы следствия этого эффекта? Во-первых, удерживая релаксацию, можно увеличить темп выполнения асан. Во-вторых — удлиняется время выдержки силовых поз, что ведёт к росту физической силы (вспомним учителя Шарангупту из «Лезвия бритвы»). И, в-третьих, становится возможным «чистое» выполнение комбинированных поз.

В прошлом был разработан метод развития силы без движения — изометрический культуризм — но он потерпел фиаско, так и не решив проблемы перегрузок. В истории русской физической культуры сочетать громадную силу с гибкостью сумел только один человек — Александр Засс (железный Самсон).

Итак, во время практики асан можно посредством релаксации произвольно менять интенсивность и фокусировку напряжения (усилия). Асана может контролироваться по любому из семи параметров, выведенных в восприятие, это релаксация мышечная, ментальная, ощущения, дыхание, напряжение (усилие), ЧСС, давление крови. Рассмотрим их последовательно.

Первые три параметра разобраны выше. Дыхание всегда сохраняется свободным, несмотря ни на какую сложность формы тела, нервная поддержка мышечного усилия также не должна отражаться на дыхании. Как правило, перегрузка начинает проступать в восприятии одновременно с лёгким, но ощутимым приливом тепла к лицу и (или) давлением в голове (глазах). Не стоит ждать, пока кровь буквально ударит в лицо, нужно немедленно выходить из позы. Тряска в теле говорит о мышечной слабости.

Когда релаксация станет глубокой по-настоящему, в Шавасане может проявиться мелкая мышечная дрожь, подобная бегущей по воде ряби, у правшей она начинается обычно с левой стороны лица. Затем она переходит на правую половину тела и может превратиться в спонтанную пляску мышц. Пугаться этого явления и реагировать на него не следует, это один из вариантов сброса вытесненного материала через эфферентные звенья нервных цепей. В общем, чисто силовых поз не так и много, это упражнения для пресса, рук, спины, ног и какая-то часть комбинированных, таких как Майюрасана.

Если всё описанное в данной главе принято, понято и учтено, травмироваться в асанах нельзя.

Сверхзадача практики — прекращение восприятия внешнего мира, устранение движений, ощущений, физических усилий, обыденной чёткости сознания, а затем и процесса мышления как такового. Когда ментальное пространство разрежено, между смежными «слоями» психики (сознание и вытесненное) возникает разность потенциалов, инициирующая движение вытесненных травм и деформаций к «поверхности» психики — в сознание. Они, так или иначе, выводятся из системы в виде неприятных ощущений (асаны), в самопроизвольных движениях при глубокой релаксации (Йога-нидра), образах, отрицательных эмоциональных проявлениях, снах. Обычно к полному завершению такой «разрядки» (а это два-три года) Хатха-йога регенерирует психосоматику полностью, насколько это вообще возможно.

И только тогда можно перейти к самьяме, где, как известно, преуспевают немногие — «Незаметны и редки, кто сумрак вод преодолели…» (Дхаммапада).

В медицине есть понятие подпороговой боли (например, при артрите), которая растёт так медленно, что сознание может не замечать её. Такая скрытая боль, о которой человек не знает, изматывает нервную систему и может стать помехой.

Резюме: растворение ощущений — необходимый начальный этап коммуникации Я с собственным телом, существенная часть йогической технологии.

Б.Л.Смирнов писал: «Древние риши были исключительно тонкими наблюдателями, с высоко развитой способностью к кинестезическим восприятиям и могли не только оценить эти восприятия, но и приспособить их для своих целей» (122, с.200).

Коммуникация «тело-сознание» — первый шаг психической интеграции, он даёт возможность восстановить и сохранять то, что во все времена называлось душой.

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» (Из «Послания апостола Иакова», гл.2, 14)

Глава 10

ПРАНАЯМА

Да, лишённый дыхания! Я совершенно серьёзно утверждаю, что полностью утратил дыхание. Его бы не хватило и на то, чтобы сдуть пушинку или затуманить гладкую поверхность зеркала …

Эдгар По

Нет, ещё не кончены войны, голос чести ещё невнятен, и на свете, наверно, вольно дышат йоги, и то навряд ли!

А.Галич

Дыхательные техники йоги объединяет общее название «пранаяма». Дыхание это процесс газообмена между организмом и средой, в тканях и клетках он не замирает ни на мгновение, кислород обменивается в легких на углекислый газ, на выдохе выводящийся из организма. Суммарная протяжённость легочных капилляров около трёх тысяч километров, площадь газообмена (стенок альвеол) примерно сто пятьдесят квадратных метров. Вместе с элементами эндокринной системы (селезенкой, вилочковой железой и лимфатическими узлами), лёгкие выполняют важнейшую иммунную функцию, а их ткань поддерживает баланс внутриклеточных гормонов, участвующих в работе печени и головного мозга.

Никто не знает доподлинно, в каких пределах Хатха-йога способна изменять направленность и характер физиологических процессов. Не исключено что состояние обратимого анабиоза, именуемого «сном йогов», иногда длящееся до сорока дней, основано на анаэробном превращении глюкозы в уксусную кислоту, а не молочную, как обычно. Именно такой ход событий даёт устойчивость к недостатку кислорода, решая попутно проблему экстремальных энергозатрат.

Чтобы составить представление о предмете обратимся, как обычно, к первоисточникам.

«При нахождении в ней (асане) практикуется пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и

Скачать:TXTPDF

: искусство коммуникации. Виктор Сергеевич Бойко Йога читать, : искусство коммуникации. Виктор Сергеевич Бойко Йога читать бесплатно, : искусство коммуникации. Виктор Сергеевич Бойко Йога читать онлайн