любого живого существа, но это бред, поскольку воспринимающие системы у животных разных видов имеют различные физические характеристики, кроме того, параметры сенсорного восприятия человека являются неизменными. Идея пересадки человеческого мозга в тело слона осталась фантастикой именно потому, что центр несовместим с чужеродной периферией (А. Беляев, «Хойти-тойти»). М. Эриксон расстраивал восприятие испытуемых с помощью гипноза, и выяснил, что «…Индукция нарушений в любой выбранной модальности поведения вероятнее всего должна сопровождаться нарушениями в других модальностях» (230, с.198). Внушённая глухота приводила к расстройствам памяти, зрения и пространственного восприятия, иногда к тошноте, головокружению и локальной анестезии, то есть к нарушениям тактильного восприятия. Вывод Эриксона: «…Индукция гипнотической глухоты у нормального субъекта может привести к появлению других разнообразных нарушений в поведении. Эти дополнительные проявления, должно быть, составляют часть процесса индукции нарушения звукового восприятия или являются выражением дисбаланса психофизиологических функций организма, вызванного таким нарушением» (там же, с.194).
Фактически то же самое происходило при внушённой слепоте. Отчасти это совпадает с описанием состояний при мгновенном изменении «точки сборки», описанном в кастанедовской эпопее, но в этих опытах есть момент, явно противоречащий Кастанеде, а именно: перед изменением восприятия всегда развивалось предварительное оцепенение и полная физическая неподвижность в сочетании с анестезией. Иными словами такая перестройка несовместима с перемещением тела в пространстве и вовлечённостью в параллельные процессы.
Попытаемся описать некоторые варианты взаимодействия субъекта с Единым.
Первое — самореализация путём Карма-йоги. Гениальные личности, несомненно, имеют доступ к архетипическому, а также обладают способностями для выражения своих откровений. Лао-Цзы, Будда, Христос, Магомет и другие создали шедевры духа. Гении, чьи имена не сохранила история, изобрели бронзу, колесо, лук, купольный свод. Вожди, реформаторы и завоеватели переводят архетипическую энергию в действия.
Второе — Бхакти-йога, контакт с божеством через религиозный экстаз, например юный Рамакришна впадает в транс, увидев белый журавлиный клин на фоне антрацитовой тучи. К этой группе относятся мистики, которые не привносят развитие в мир, но влияют на массы. Отметим, что экстаз бхакти, как и обожение в Иисусовой молитве, это контакт с предписанной наперёд Божественной сущностью.
Третья область разбирается в данной книге, это Раджа-йога, универсальная и уникальная технология самонастройки.
Четвёртое — катастрофы тела и сознания (в том числе «проколы» при неграмотном использовании психотехник). В этом случае, даже возвращаясь к более или менее нормальному состоянию, люди не способны извлечь пользу из пережитого.
Пятое — Джняна-йога, создание произведений мысли с конкретным материальным воплощением, либо без оного — это систематизаторы, великие писатели, философы, музыканты художники и учёные.
Область шестая: «изобретение велосипедов». Сюда входит бесконечное число «терапий», «систем», «доктрин», а также бредовые идеи мелких шизоидных концептуаторов.
К сожалению наметившаяся в конце 80-х годов XX века тенденция позитивного развития йоги в России потерпела крах, что ясно выразил первый и единственный президент Ассоциации йоги СССР:
Президенту Философского общества СССР академику И.Т. Фролову
«Многоуважаемый Иван Тимофеевич!
По инициативе Московского отделения Философского общества СССР, секции «Философские проблемы психорегуляции, самосовершенствования и резервных возможностей человека, Минздрава и Госкомспорта СССР 21 октября 1989 года в Москве на Первой всесоюзной научно-практической конференции: «Йога: проблемы оздоровления и самосовершенствования человека» была образована «Ассоциация Йоги СССР» (учредитель — ФО СССР).
За период формального существования (организационного становления) обнаружилось, что:
1) создание «Ассоциации Йоги СССР» не имеет под собой жизненных оснований, так как в Советском Союзе нет достаточного количества квалифицированных кадров по йоге;
2) большинство членов созданной Ассоциации имеют искажённые и подчас превратные представления о йоге как об оздоровительной системе;
3) в большинстве Ассоциацию составляют лица, усматривающие в йоге, прежде всего, источник наживы.
Кроме того, известно: специфика йоги такова, что её преподавание требует не только высокой квалификации, малейшие неточности в методике преподавания могут оказаться роковыми для здоровья человека.
Население проявляет массовый интерес к физической культуре йогов и обращается за помощью, но данная Ассоциация не может в силу изложенных выше причин обеспечить выполнение первой заповеди медицины: «Не навреди».
Я, как учёный-индолог и специалист, член ФО СССР, предлагаю Философскому обществу СССР отказаться от учреждения «Ассоциации йоги СССР» как оказавшейся неспособной к выполнению поставленных перед ней задач.
Вместо этой Ассоциации имеется реальная возможность создания Ассоциации меньшего масштаба, ставящей своей целью, прежде всего, подготовку квалифицированных преподавателей-инструкторов, издание учебных пособий, методических указаний и т.д. Организации: «Союзги-проводхоз», НПО «Контакт», ВЦСПС выразили устное согласие стать учредителями. Учредительное собрание намечено провести в конце февраля сего года».
Профессор В.В. Бродов
5.02.1990
Понимание населением истинной сущности йоги сильно подорвано у нас как зарубежными (Айенгар-йога, Аштанга-виньяса), так и отечественными деятелями («академия йоги» Ар Сантэма, «институт йоги Патанджали» Резниченко и т.п.), а также самопальным творчеством братских народов СНГ («омнио-тренинг» и т.д.). Старания отдельных выдающихся личностей, таких, как Б.Л.Смирнов не сделали погоды на информационном фронте, и я надеюсь, что данная книга до какой-то степени послужит исправлению этой печальной ситуации.
И, наконец, седьмая область, изучение и утилизация процессов бессознательного вне контекста йоги — Фрейд, Адлер, Райх, Фромм и другие. Особняком стоит Карл Густав Юнг, человек уникальный, поиски которого вдохновляли и автора этих строк. Он утверждал спорную, на мой взгляд, вещь: конечная цель психического развития — самодостаточность, такая степень уравновешения, которая минимизирует активность индивида.
Если сопоставить мистический буддизм и христианскую благодать, получается следующее:
• «Сейчас уже не я живу, а Христос живёт во мне» (он есть я) — св. Павел;
• «Узнаешь, что ты и есть Будда» (я есть он) — «Трактат о медитации Амитабхи», 424 г. н.э.
В первом случае «стакан наполовину пустой», во втором — наполовину полный, стоит ли ломать копья, тем более в рамках свободы совести и вероисповедания? Каждый получает свой результат, если подлинный, то он один и тот же. Лживы «учителя», проповедующие свой личный путь, поскольку каждый человек неповторим.
Считается, что самореализация избавляет от страданий — это иллюзия, она изменяет отношение к ним, уводит из пространства фактов в «Зазеркалье», создавая особый орган восприятия и коммуникации, не совпадающий с органами чувств, данными от природы. Обычно человек чувствует в одном мире, но мыслит в другом, этот разрыв непреодолим и порождает страдание, йога — один из наиболее эффективных способов наведения мостов между этими мирами.
Фрагмент конференции сайта http://www.realyoga.ru/: SMArty: «Околонаучное о самадхи и сиддхах»: «Приветствую всех участников. Решил изложить мысли по поводу практики йоги с точки зрения моих знаний. Позволю небольшое отступление. С «обычной» точки зрения работа форума, любого вообще и данного в особенности — принуждение оппонента к принятию своей точки зрения — бессмысленно. Если оппонент не «верит» в то, что вы ему логически доказываете, он может всю жизнь искать контраргументы, умрёт без них и всё равно вашу точку зрения не примет.
Посему форум полезен с одной точки зрения — когда тело поняло, а ум — ещё нет, их надо свести к логическому согласию, если человек не может верить. Следовательно, форум можно считать заменой института веры для «цивилизованных» людей. В свете вышесказанного прошу «проверить» мои мысли в плане соответствия «уму тела». Особенно давно практикующих. Или поправить меня касательно научной части. Для людей, незнакомых с теорией нейросетей понять, о чём идёт речь, будет довольно сложно. Как сказал умный человек: изучить — значит привыкнуть. Я привык. Кто не привык — ну что ж. Привыкли к чему-то ещё, более полезному в повседневной жизни. Читайте последний абзац. Кто хочет понять, но не привык — мыслите аналогами. Нейрон — что-то вроде шлюза. Он перенаправляет воду (электрический сигнал), полученную с нескольких входов на выходы — один (обычно) или несколько, в зависимости от входной комбинации. Сам сигнал идёт либо с органа/рецептора, либо от другого «мыслящего» нейрона.
Работа мозга на физиологическом плане сводится к созданию связей между нейронами и их калибровке на перераспределение сигнала в соответствии с собственным видением мира. В случае видения речь идёт, очевидно, о когнитивных способностях мозга, в случае физиологии — о процессах, эти возможности обеспечивающих. Очевидно нейрофизиология — это спектр процессов, совместимых с жизнью и поддерживающий, опять-таки, соответствующий спектр когнитивных режимов деятельности мозга или состояний сознания. Если изменение условий внешнего восприятия, вызванное обычно окружающей действительностью либо поведением самой личности (йога, наркомания и т.д.) воздействует на паттерн когнитивных процессов, то на физиологический паттерн, по-моему, это радикально воздействовать не может, ибо «живая» физиология — продукт работы механизмов гомеостаза. Как действуют физиологические механизмы и системы, когда человек принимает, скажем, пищу, так же они работают и когда он входит в самадхи и пребывает там. Жизнь тела равно сохранена всегда, даже когда человек спит или без сознания.
Следующий момент: чтобы войти в самадхи физиология должна быть минимально представлена в системах восприятия: этому служит полное физическое здоровье, абсолютная релаксация и неподвижность, статичность телесной материи (асана). Что можно сделать для создания условий максимального нейрофизиологического благоприятствования для спонтанного возникновения или включения новых ассоциативных цепей? Опять же (следует) иметь натренированность в наличии состояний сознания, не характерных для обычной жизни, но достигаемых с помощью практики йоги. Мысль — это элекросигнал, идущий по определённому пути (Нейроны, видимо, могут усиливать проходящий по ним импульс, поэтому возможно запоминание большого массива единой информации, вроде 25000 первых цифр числа пи. Сигнал не только не гасится, но даже усиливается). А память любого типа — зафиксированная в пространстве мозга цепь (сеть) нейронов, связанных аксонами с малым сопротивлением. Но в связи с работой нейронов, сигнал не может пройти по одной их цепи, не затронув других — сопротивление аксонов (а тем более дендритов) не может быть бесконечным, а на каждом нейроне их несколько. Сигнал просто постепенно гаснет на побочных ответвлениях. Тем не менее, он проходит значительные расстояния, и в случае выхода на «начальный» нейрон иной цепочки пойдёт по ней, образуя новую мысль, и т.д. Это объясняет тот факт, что, думая (вспоминая) о чём-то, мы получаем одновременно посторонние мысли, не связанные, казалось бы, с предметом осмысления. Просто на каком-то нейроне в цепочке мысли есть аксон, попадающий на начальный нейрон иной мысли (на аттрактор иного, близкого по конфигурации процесса). Далее. Поскольку элекросигнал распространяется по нервным стволам примерно с одинаковой скоростью (относительно малой, надо сказать, порядка 70 м/с), то на 3-х мерной ЭЭГ мысль будет выглядеть как яркий «взрыв» на тёмной спокойной «поверхности» мозга. Он не будет идеально круглым, но аналогию с расходящимися на воде кругами провести можно. Это сигнал от рецептора или другой мысли попал на начало цепочки, вызвав распространение элекросигналов по ближайшим нервным отросткам. Вообще, если детализировать дальше, то мысль на ЭЭГ должна выглядеть как серия падающих по цепочке (или сетеобразно?) камней на поверхности воды. Центр камня — нейрон, круги вокруг него — сигнал, уходящий на прилежащие нейроны через