и ощущения, вызванные по собственной воле.
«Согласно Йога-сутрам пратьяхара может быть понята как такая способность, посредством которой интеллект обладает ощущениями так, как если бы контакт с объектом был реальным» (227, с.131).
Когда в практике асан запускается процесс системной очистки и самонастройки, у тех, кто не видит образов, сброс внутрипсихических деформаций идёт через ощущения. Спонтанное движение «выстреливает» либо при сильном нервно-психическом перегреве, либо при определённой психофизиологической конституции. Образная (созерцательная) разгрузка психики сопровождается судорожным дыханием, когда же это идёт через тело, ощущения, не связанные с формой асан, могут быть очень интенсивными, вплоть до острой боли, сопровождаемой негативными эмоциями. Всё это необходимо переживать с полной безучастностью и спокойствием, памятуя, что такая боль интегрирована в медитативный процесс и является неотъемлемой его частью. ТБ, изложенная выше в описании ЧД, справедлива и для субъектов, не видящих образы и ориентированных исключительно на ощущения. Обеим типам медитативной практики (как с образами, так и без) могут сопутствовать также слуховые и кинестезические феномены.
Особенности каждого конкретного человека предопределяют, в каком виде и по каким сенсорным каналам пройдёт основной сброс вытесненного. Мастер должен выбрать для ученика наиболее подходящие и безопасные психотехники, которые не нарушали бы текущую адаптацию.
Что бывает в случае отсутствия подготовки и применения ударных «средств» видно из следующего примера (девяносто второй год, отчёт написан по горячим следам):
«…Хотя прошло уже больше трёх лет, я не могу сказать, что я что-то забыла. Да и вряд ли забуду в будущем. Попробую описать это без ненужной эмоциональности. В течение нескольких часов практики «йога-дхара-садханы» я не просто вышла за предел возможного, но удивляюсь, как выдержала темп занятия и величину нагрузки (у дамы этой была, кстати, исключительная природная гипермобильность — В.В.). Силовые асаны приходилось выполнять с запредельным напряжением и перевозбуждением. Когда в конце занятия А. рассказывал, как надо делать капалабхати и что после этого, я не слушала внимательно, так как никогда не занималась пранаямой и не думала что у меня получится. Знала только, что надо опустить подбородок на грудь и сделать глубокий вдох, а потом резкий выдох. И попробовала. То, что случилось потом, я не могла представить, не успела удивиться или испугаться. После первого вдоха и резкого выдоха — это единственное, что я сделала по своей воле — процесс дыхания стал автоматическим, я не только не могла остановить или изменить что-то, но вдохи и резкие выдохи пошли в нарастающем по мощности темпе. Дышать так сознательно я бы не смогла. Голова с каждым вдохом поднималась вверх, параллельно с этим я как-то видела себя изнутри, наблюдала свой позвоночник как бы в разрезе. Мутный серый фон, вертикальный ствол и поднимающаяся снизу вверх спираль тёмно-коричневого цвета, точнее вибрирующий жгут, закрученный спиралью. Мощный — до предела — вдох, сильный толчкообразный выдох — подъём спирали на новый уровень. Остановка. Следующий вдох-выдох — новый подъём. Она как бы наращивала себя с каждым дыханием.
Было ощущение (это уже потом, при воспоминании), что мощность этого жгута (я бы сказала, вихря, смерча, это ближе, но не точно) и процесса превосходила силы моего организма в колоссальное количество раз. Но это уже эмоциональная оценка, возникшая потом. Тогда у меня не было ни эмоций, ни мыслей, только осознание происходящего.
Последний вдох (их было не много, и тогда я не считала), кратковременная потеря сознания, и когда оно вернулось, я была… в свете. Плотный, неяркий, матовый, светящийся туман. Холодноватый, чисто белый, без оттенков. Я его видела, могла думать. А вот чем видела и думала — не знаю. Было совершенно ясное осознание, что тело и голова находятся внизу, подо мной. Первое, что я подумала: «Что дальше?!». Кругом свет, а что мне с ним делать, не знаю. Состояние растерянности. Вспомнила обрывок фразы А.: «…Представляйте воронку и втягивайте всё назад».
Представила воронку, получился образ, увиденный как бы со стороны. Силуэт головы — тёмный, и белая плоская воронка. В этот момент всё как бы закрутилось. Опять потеря сознания. Когда я пришла в себя, то находилась уже в теле, видела глазами, думала головой. И вот тут я уже смогла удивиться. По телу шли сильнейшие вибрации. Это было долго. Когда же всё успокоилось, и я смогла идти, то почувствовала что мне плохо. Меня тошнило, трясло, я боялась, что потеряю сознание. Это длилось несколько часов, потом стало проходить. Весь вечер чувствовала сильные энергетические волны, которые я же излучаю».
Спустя пять лет та же дама стала невольным участником другого эксперимента:
«После утренних занятий Хатха-йогой, во время выполнения громкого зикра (на суфийской практике — В.Б.), я снова почувствовала это движение по спирали снизу вверх. На мгновение перед внутренним взором возникла картина, как моментальный снимок: белая, тонкая, яркая (как лазерный луч) спираль. Её верхний конец находился где-то в области пупка. Спираль была не в позвоночнике, а как бы внутри тела. Если назвать примерный диаметр витка, то он был от восьми до десяти сантиметров. Почему так думаю, не знаю. Потом «изображение» исчезло, но осталось неприятное ощущение, что меня как бы распирает изнутри, всё вибрирует, шатает.
На следующий день во время зикра это спиральное раскручивание было уже отнюдь не мягким и тихим. Когда спираль поднялась до головы — опять «картина»: чёрный круг, внутри которого яркий, белый светящийся квадрат. И меня как бы засасывает туда из тела. Причём — засасывает тем словом (формулой зикра), которое я продолжала произносить про себя. Слово тащило вверх из тела. Прекращаю зикр. Картинка исчезает. И опять начинаются вибрации. Минут десять трясёт. Потом весь день очень плохое физическое состояние».
В протоколах опущен ряд моментов, например: во время ударной практики, несмотря на исключительную гипермобильность И. так сильно травмировала глубокую связку бедра правой ноги, что возник артроз сустава, с которым она мучилась впоследствии не один год.
После упомянутого зикра И. стало так плохо, что она на какое-то время бросила даже йогу, а от суфийских изысков отказалась навсегда. В течение последующих семи лет при одной только мысли о пранаяме у неё возникал непреодолимый страх. И. весьма близко познакомилась с последствиями совмещения асан с дыхательными задержками, и её мнение таково: «Пусть этим занимаются любители экзотики, а мне ещё детей надо вырастить…»
Из личной почты: «Здравствуйте Виктор! Я живу в … и переписываюсь с одним приятелем из…, ему 51 год. У него внезапно пошла энергия Кундалини, он с ума сходит, не зная, как её остановить. Не могли бы вы посоветовать, что ему делать, чтобы успокоиться? Или может быть, вы кого-то из продвинутых йогов знаете, кто может управлять Кундалини, и у него тоже попросить совет в этой ситуации? Он раньше практиковал умственные психические практики и хорошо проработал несколько своих прошлых жизней, и вот эта энергия освободилась. Высылаю переписку с ним.
«Привет, Дмитрий! (орфография и грамматика автора сохранены — В.Б.)
Я не могу на всё ответить. Только на последнюю часть. Я тут схлестнулся с С.К. из Тагила (может, знаешь) по Кундалини. Знаю по переписке, он классный приятель. Дело говорит. Я его уважаю и прислушиваюсь к нему, чего и тебе советую. Когда меня начала скручивать энергия Кундалини (здесь и далее ЭК — В.Б.) я не понимал, что происходит. А когда он подсказал, что это может поднятие ЭК — нашёл литературу — всё сходится. Спасибо ему за это.
Кундалини? Это же последний этап тантрической Йоги! Не делал я никаких йог! А ЭК пошла. Началось неожиданно: в промежности появилось ощущение горячего пятна размером с рубль. Потом появилось пятно на копчике, но размером около 10 см. Потом зуд по позвоночнику. Потом такое впечатление, что тебе втыкают нож во вторую чакру и прокручивают. Блин! И всё по ночам! Потом будто горячих углей нажрался (извини…), горит в животе… В общем, там много всего… Но ничего, пока живой… Вот сейчас блаженство, какая то совершенно идиотская влюблённость, и горят уши. Малинового цвета! А на голове как будто в шлеме! Будто кто-то голову руками обхватил и давит. Верхняя часть. Но ничего. Терпимо пока. Только вот буквально последние дни уши уже просто колет, как мелкими иголками. Такие дела. А какие там у нас ГУРУ. Дрянь! Это ещё вчера мы потрепались с СК про ЭК, вот опять полезла! Ночью не спишь, а всё какие то осознания крутятся. Вес то падает, то растёт. У меня талия уменьшилась на 16 см! И размер с 54 до 50. Правда сейчас вроде понемногу восстанавливается. Так вот опять пошла. Теперь на неделю…
«Йогу следует осваивать постепенно, шаг за шагом. Избегайте крайностей. Не прибегайте к непредсказуемым и насильственным методам. Важнейшей частью йоги должен стать здравый смысл. Одинаково важна и смелость».
А кто бы описал, что делать, если уже пошло! Асан вообще не было. Ну, немного с энергиями баловались. А! ладно! Переживём. …
Единственное, о чём хочется предупредить, что для практики этой сложной системы абсолютно необходим Гуру, Учитель, который сам успешно освоил этот путь Йоги. Я понимаю тебя и сочувствую и тебе, и себе. Пока есть один гуру — пробуждающаяся душа! Надеемся на неё. Ибо во всех случаях речь идёт о развитии Силы, Энергии. Это не тот случай, когда её можно развивать бесконтрольно. Здесь не проходит поговорка: сила есть — ума не надо. От неумения обращаться с этой силой должным образом могут возникнуть серьёзные осложнения. Как говорил Свами Вишнудевананда, ученик Свами Шивананды, пробуждение Кундалини подобно открытию атомной энергии, которая в мгновение ока может испепелить вас. Пепелит понемногу… Прежде чем её открывать в себе, нужно знать, что с ней делать, как управлять и т.д. Я до всего этого про неё вообще ничего не знал!
К сожалению, в России сложилась вредная тенденция осваивать йогу самостоятельно, по книгам. В процессе банальной учёбы почему-то признают необходимость учителя, а в йоге — нет. Учителя в Индии пишут книги по практическим аспектам йоги с целью ознакомления читающей публики со своей школой и направлением, чтобы заинтересовавшиеся лица прибыли лично к ним для обучения. Наша страна — это, по-моему, чистилище! Сюда ссылают для проживания в очередной инкарнации самых преступных преступников и самых что ни на есть святых!
Итак, для практики Кундалини-йоги, как и любого другого тантрического направления абсолютно необходимо:
1) иметь Гуру; Ну, тут ясна обстановка.
2) очистить себя, пройдя предварительную подготовку по Яме и Нияме, изложенных на сайте в разделах Хатха-йога и Раджа-йога; Хм, Дим! Если 10 минут поговорил, и она полезла дуром, какие там асаны. Сядешь в них — ещё и взорвёшься нафиг.