но его никто не замечал, не знали, что именно нужно заметить. Как только явление было осознано, поименовано и описано оно стало встречаться очень часто. Может быть, в случае сиддх стереотипные объяснения не дают возможности встать на новую точку зрения?
Случайными Юнг называет явления, отсутствие причин у которых доказано фактически. Пример: женщина фотографирует новорождённого сына и уезжает, оставив проявлять фотопластинки в Страсбурге. Начинается война, вернуться, чтобы забрать фотографии, ей не удалось. Три года спустя, уже во Франкфурте, чтобы снять новорождённую дочь она снова приобретает фотопластинки. Когда одну из них проявили, оказалось что изображение дочери наложено на сделанное три года назад фото её сына.
Такие события Юнг назвал синхронистичными, они основаны на одновременном наличии двух состояний: либо в повседневность вторгается нечто инородное, либо с ментальным содержанием сознания вдруг начинают совпадать материальные, неизвестно откуда взявшиеся артефакты.
В девяносто четвёртом, замечательной крымской ночью на морском берегу я сказал сыну: — Надо же, как портят впечатление от ночного берега фонари этих глупых забегаловок! После этих моих слов побережье мгновенно погрузилось во тьму. Сын воскликнул: — Тебе в цирке работать надо, папа.
Подходя в кромешной темноте к домику, я опять сказал: — Всё это, конечно, хорошо, но мне бы посидеть хоть немного со своими бумагами… Окна нашей базы отдыха и берег внизу у моря мгновенно вспыхнули электрическим светом.
Подобных мелких происшествий можно припомнить много, например, сон, приснившийся весной 1993. В старом доме по улице Куйбышева, который давно снесён, готовился к переезду мой одноклассник Валера, о котором я не вспоминал Бог знает сколько. Мне так и не удалось заговорить с ним во сне, видел я и мать Валеры, умершую много лет назад, и даже его соседей.
Этим же летом в Симферополе я встретил одноклассницу, мы сидели когда-то за одной партой и не виделись ровно тридцать лет. Когда, перебирая своих ребят, добрались до Арсентьева, Нина сказала, помрачнев: — Он весной повесился, белая горячка…
Следующую группу случайных событий даёт парапсихология. Юнг в своей статистике пользовался опытами Дж.Б.Рейна, где карты со специальными символами тасовала машина. Затем они раскладывались сериями по пять штук, испытуемый, отгадывая, называл карту, которую для проверки переворачивали. Один молодой человек получал результаты гораздо выше прогнозируемых. Однажды он угадал подряд серию из 25 карт, вероятность этого составляет 1:298023876953, то есть при одной попытке в секунду подобный случай мог бы реально произойти один раз за восемь тысяч лет (весьма интересные данные о подобных вещах публиковались в журнале «Психофизика» — центр Васильева).
Юнг классифицировал эти феномены следующим образом:
1). Совпадение переживаний наблюдателя с происходящим в этот момент неподалёку событием, при котором наблюдатель лично не присутствует, но его психическое состояние полностью отвечает содержанию данного события.
2). Совпадение состояния наблюдателя с событием, происходящим в то же время, но на большом удалении.
3). Совпадение психического и ментального переживания с событием будущим, реальность которого может быть установлена только впоследствии.
Общим у всех этих отдалённых от субъекта во времени и пространстве явлений оказывается полная эквивалентность (смысловая или материальная) с тем, что он узнаёт ниоткуда или просто чувствует. Явления эти возможны при двух условиях: либо какой-то фрагмент психики индивида независим от пространства-времени, либо он встроен в гораздо более глобальную и пока неизвестную нам сеть взаимодействий.
Попытаемся взглянуть под определённым углом на соотношение общего и частного, закономерного и случайного. С одной стороны человеческое тело это типовое «изделие», тиражированное сегодня в более чем шести миллиардах экземпляров, организация и принципы функционирования его также едины. С другой стороны в нём, несомненно, наличествуют уникальные особенности, придающие индивиду неповторимость.
Американцы подсчитали, что всё население планеты представлено сотней тысяч типов лиц, то есть каждый живущий имеет примерно шестьдесят тысяч двойников (без учёта различий в возрасте).
Кроме дублирования по лицам неминуемо существуют двойники по телосложению, если совпадают обе группы признаков и возраст, мы имеем практически полную физическую идентичность.
Тираны и диктаторы часто подбирали себе двойников, иногда они находились сами, известен берлинец Густав Велер, которому власти нацистской Германии официально запретили отпускать усы, делающие его копией фюрера. Можно вспомнить Сталина и Михаила Геловани или, например, эпизод, описанный Паустовским в его автобиографическом цикле (с/с в 8 т., т.4: «Беспокойная юность», с.372, М., 1968, Худ. лит.).
Феномен близнецов (не говоря уже о клонировании) лишний раз показывает, что человеческие существа могут быть не только одинаковыми, но и полностью физически идентичными. Опираясь на сохранившихся архивы и галереи портретов, генетики исследовали ряд аристократических династий Европы. При этом выявился прелюбопытнейший факт: дети нередко похожи не на родителей, бабушек либо дедушек, а повторяют — от полного внешнего сходства до личностных свойств — облик, а иногда и судьбу людей, живших много поколений назад.
Есть два вида идентичности: двойники единоутробные (сегодня известно около двадцати миллионов пар близнецов, похожих друг на друга как две капли воды) и случайные, существующие в одном (горизонтальном) временном «слое». Известны также двойники «по вертикали» — в разном времени («Не говорите, что это уже когда-то было, ибо оно ещё когда-то будет, и не говорите, что это когда-то будет, ибо всё это уже когда-то было»).
Итак, физическая уникальность человека весьма относительна, однако с психикой и сознанием дело обстоит с точностью до наоборот.
Множество поразительно однотипных (по внешнему виду и структурным особенностям) творений человека возникали совершенно независимо и в разное время, это относится в первую очередь к постройкам и орнаментам. «Однако, ссылки на сходства материалов, орудий и внешних условий всё же не вполне убедительны. Они не позволяют полностью объяснить сходство и совпадения особенностей упомянутых выше произведений искусства» (97, с.23-24).
Создание идентичных орнаментов гораздо вероятней, нежели открытие теории относительности, тем не менее, это укладывается в рамки гипотезы о том, что материя порождает дубликаты как первого рода — физические тела, так и второго — результаты интеллектуальной деятельности.
Поскольку род хомо сапиенс насчитывает до сего момента (по западной статистике) примерно восемьдесят пять миллиардов живших (и живущих ныне) на планете людей, следовательно, тело каждого живущего сегодня является либо повторением того, кто уже был ранее, либо появится в будущем. А всё человечество образует единый биологический конгломерат.
Возникая и развиваясь в различном объёме пространства, даже близнецы, стартующие в бытие с минимальным разрывом во времени, проживают неповторимую судьбу. Но с другой стороны мы не никогда задумываемся о том, насколько много типового в телесном человеческом бытии. Физике частиц известны опыты по расщеплению фотона на дочерние и внучатые кванты, после этого одна пара внучатых, вне зависимости от внешних обстоятельств, одновременно и беспричинно дублирует всё, что происходит с первой. Иными словами кванты, полученные при расщеплении фотона, так и остаются единым материальным объектом вне зависимости от того, как давно случилось разделение, и на каком расстоянии друг от друга они пребывают. Реальное поведение их таково, словно они находятся на противоположных концах сколь угодно длинного, абсолютно твёрдого стержня, и любое движение одного объекта мгновенно отражается на другом. Проще говоря, они каким-то образом существуют в поле взаимодействий, скорость передачи которых бесконечно велика, а время равно нулю. Крамольный и забытый ныне астрофизик Николай Козырев утверждал, что время превращает Вселенную во фронт плоской волны и является эквивалентом эфира, благодаря чему все макротела обладают способностью мгновенной коммуникации. Если, согласно одной из гипотез, человечество произошло от одной пары пралюдей, то сегодня это матрица, состоящая примерно из шести миллиардов типовых «клеток», и копирование (повторение) отдельных особей на физическом уровне неизбежно. Когда общее количество людей на планете достигнет двадцати миллиардов, вероятно появление субъектов с идентичной психикой.
Упомянутая выше матрица имеет предположительно трёхслойную структуру, в её основе лежит «банк данных» времени. Первый уровень — автономный организм, обменивающийся с внешним миром веществом, информацией и энергией. Второй — Эго, часть индивидуальной психики («чип» в сером веществе мозга), обладающая самоосознанностью и встроенная в автономное тело (за исключением сиамских близнецов). И, наконец, уровень третий — бессознательное связанное с историей рода («чип» в белом веществе), «отвечающее» за архетипические и паранормальные явления, в том числе сиддхи.
Похоже, что именно этот последний, не найденный пока наукой чип реализует в том числе функцию поля (Сети, Единого). Судя по ситуации, к которой пришло человечество, многие беды являются результатом отсутствия необходимого контакта подавляющего числа людей с матрицей. Сознание индивида может работать весьма полезно для него, но это вовсе не означает пользы для контекста — успешного развития цивилизации. Раковая опухоль тоже функционирует успешно — она быстро растёт, но развитие её полностью противоречит интересам целого — организма.
Пока человек оставался органичной частью природы и не воздействовал на неё с такой силой, как происходит последние сотни лет, в глобальной координации (ограничении) его действий и желаний просто не было надобности. Но сегодня она есть, более того — она жизненно важна. Мировые религии не по этой части, они работают в сфере социума, да и то не эффективно, например, убийство на протяжении веков так и осталось проблемой не решённой. А уж отношения между человеком и природой для церкви просто неинтересны.
Да, Александр Македонский, Цинь-Ши Хуанди, Тимур, Ленин, Гитлер и Сталин уничтожили многие миллионы людей, их поведение было абсолютно неэкологичным по отношению к собственному роду. Тем не менее, это были внутривидовые разборки, невзирая ни на что, численность человечества всё время росла, и тенденция эта сохраняется.
Если же рассматривать отношения между цивилизацией и природой — глобальную экологию, то здесь ситуация принципиально иная. Политическая и промышленная элита всех государств мира, принимающая решения, а также состоятельные граждане не видят надобности (не желают — им и так пока хорошо) осознавать себя частью природы, в результате биосфера и в том числе человечество стремительно деградируют, скатываясь к необратимому состоянию.
В этом смысле йога может быть исключительно полезна каждому индивиду и обществу в целом, поскольку её личная практика с одной стороны во всех смыслах оздоровляет субъекта, с другой — не даёт ему возможности забыть о том, что он — часть целого. Если опухоль осознаёт контекст и перестраивает своё поведение — она хотя бы перестаёт быть раковой, то есть — безысходно ведущей к гибели, она совместима с жизнью.
Нейрохирург К. Прибрам (140) отметил « …Учёные приходят к мысли о том, что внешний мир построен по голографическому и структурному принципу, подобно тому, как мы пришли в этой книге к выводу о голографической и структурной организации нервной системы. Следовательно… между мозгом и другими физическими устройствам существует известный изоморфизм».
Концепция «бутстрапа», разработанная Джеффри Чу, также основана на гипотезе всеобщей структуры мировых взаимодействий, каждая точка содержит в себе информацию обо всех остальных точках пространства-времени.
«Взаимодействие мозга