Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Йога: искусство коммуникации. Виктор Сергеевич Бойко

когда человек управляет чувствами.

Джакобсон — автор метода прогрессирующей мышечной релаксации, который относится к группе поведенческих методик. Метод Джакобсона (Jacobson Е., 1929) согласуется с представлением о том, что мышечная релаксация является антифобическим фактором. В ходе ее выполнения с помощью концентрации внимания сначала формируется способность улавливать напряжение в мышцах и чувство мышечного расслабления. Затем отрабатывается навык овладения произвольного расслабления напряженных мышц. Все мышцы тела делятся на 16 групп. Последовательность упражнений в процессе овладения данной методикой такова: от мышц верхних конечностей (от кисти к плечу, начиная с доминантной руки) к мышцам лица (лоб, глаза, рот), шеи, грудной клетки и живота и далее к мышцам нижних конечностей (от бедра к стопе, начиная с доминантной ноги). Упражнение начинается с кратковременного, 5-7-сек., напряжения 1-й группы мышц, которые затем полностью расслабляются, а внимание пациента сосредоточено на чувстве релаксации в этой области тела. Упражнения в одной группе мышц повторяется до тех пор, пока пациент не почувствует полного расслабления, только после этого переходят к следующей группе. По мере приобретения навыка в расслаблении мышц, группы укрупняются, сила напряжения в мышцах уменьшается и постепенно внимание все более акцентируется на воспоминании. На заключительном этапе пациент после повседневного анализа локальных напряжений мышц, возникающих при тревоге, страхе и волнении, самостоятельно достигает мышечного расслабления и таким образом преодолевает эмоциональное напряжение. Курс обучения длится от 6 месяцев до 1 года, с частотой занятий 1-3 раза в неделю по 30-60 мин.

Дильман В.М. — доктор медицинских наук, профессор. Научные и врачебные исследования Дильмана посвящены проблемам эндокринологии, онкологии, теоретической гинекологии, геронтологии. Монографии: «Клиническое применение основных гормонов и их аналогов» (Вильнюс, 1961). «Старение, климакс и рак» (Медицина, 1968); «Эндокринологическая онкология» (Медицина, 1974); «Закон отклонения гомеостаза и болезни старения» (P.S.G. Published Company, 1981, США). Дильманом и его школой разрабатывалась онтогенетическая модель развития возрастной патологии, в основе которой лежит представление о законе отклонения гомеостата. В соответствии с этим законом вначале обеспечивается программа развития организма, которая затем трансформируется в механизм развития возрастной патологии.

Диспарантное внушениечеловек воспринимает, но не осознает изображение, вложенное в маскирующую визуальную «оболочку». Кадр с портретом либо фразой, побуждающей к определенному действию, может быть вставлен в любую телепрограмму.

Джапа (на санскрите «шептание») — непрерывное и без размышлений ритуальное повторение мантры, которая может быть именем бога или специальным словом. Когда она начинает повторяться как бы сама собой — процесс называется «аджапа-мантра».

Дискретныйпрерывистый, состоящий из отдельных частей.

Дифференцирование — расчленение, выделение составленных элементов при изучении чего-либо.

Дольник, Виктор Рафаэльевич родился в 1938, в Свердловске. В 1955-1960 учился на биологическом факультете ЛГУ. Область научных интересов — орнитология. Около 30 лет возглавлял орнитологическую станцию Зоологического института АН СССР (ЗИН) на Куршской косе, причем 22 года как исполняющий обязанности директора. Доктор биологических наук, профессор, глава научного совета Зоологического института РАН. Вице-президент Российского орнитологического общества, почетный иностранный член орнитологического общества США (один из 6), Германии, Нидерландов, член Российской Академии естественных наук. Широкую известность Дольнику принесли публикации в конце 1980-х-1990-х статей по этологии человека. На основе этих работ опубликована книга «Непослушное дитя биосферы» (1994). Состоявшаяся в Институте биологии и психологии человека (СПб) в феврале 2003 Межвузовская научная конференция «Агрессия: биологические, психологические и философские аспекты» была посвящена 65-летию ученого и выходу в свет 3-го издания его книги.

Дон Хуан — в данном случае речь идет о наставнике Карлоса Кастанеды.

Дхарана, концентрация, внутреннее сосредоточение — успокоение, фиксация ума на одном объекте (через ограничение сферы восприятия и постоянного возвращения ума к объекту сосредоточения). Шестая ступень восьмеричного пути йоги Патанджали. Дхарана бывает трех типов:

1) Сосредоточение на божественном аспекте самого себя;

2) сохранение сосредоточения на акаше (эфире, пространстве) в центре духовного сердца внутри анахата-чакры;

3) сохранение сосредоточения на божественной форме, например, Брахме, Вишну, Шиве и др.

Дхара-садхана — «дхара» — поток, луч, «садхана» — «духовное ритуальное действие», аналог христианского подвижничества. По замыслу автора (А. Сидерского, Киев) название «йога-дхара-садхана» («йога восьми кругов», «омнио-тренинг») означает непрерывный поток асан.

Дхарма — «удерживание», опора, устой, закон, долг, нравственность. Одно из центральных понятий индийской философии. Имеет 8 основных значений, в частности — некая заслуга, обретенная благими делами, в том числе и в прошлых существованиях. Благодаря Дхарме человек оказывается способным принять и осуществить спасение, в том числе и с помощью йоги. Дхарма — неизбежное грядущее каждого человека — взросление, старость, смерть. Дхарма — предписанный порядок поведения — монастырский устав либо религиозный обет. Дхарма — благотворное мистическое учение в буддизме.

Дхьяна — созерцание, йогический транс, медитация, глубокое размышление, обдумывание и сосредоточение — устойчивое удержание ума на объекте концентрации, который полностью «овладевает» умом. Седьмая ступень Раджа-йоги Патанджали. Непрерывное сосредоточение на предмете, процессе либо сущности — объектная или безобъектная. «Кайвалья-упанишада»: «Дхьяна представляет собой сосредоточенность на божественной сущности — недвижимой, лучезарной, чистой и блаженной, пребывающей в центре хрит (духовном сердце)». «Йогататтва-упанишада»: «Дхьяна бывает 2-х типов: сагуна-дхьяна — медитация на Боге, имеющем форму и качества; и ниргуна-дхьяна — медитация на Боге, не имеющем ни формы, ни качеств. Выполнение при остановке дыхания и медитация на Божестве является сагуна-дхьяной, а медитация на Высшей сущности, лишенной формы, является ниргуна-дхьяной. Ниргуна-дхьяна ведет к самадхи».

Дхьяни-будда — в мифологии Ваджраяны число Будд считается бесконечным, но в практике созерцания число их ограничено пятью т.н. дхьяни-буддами (букв, «буддами созерцания») и соответствующие им пятью земными элементами. «Гухьясамаджа-тантра» (3 в.) излагает миф о возникновении 5 дхьяни-будд: однажды, когда Бхагават погрузился в созерцание, он превратил себя в Акшобхью и оставил его сидеть на своём месте. После этого он поочерёдно превращал себя в Вайрочану, Рагнасамбхаву, Амитабху и Амогхасиддхи, и оставил их сидеть в 4-х направлениях света, создав таким образом мандалу. В конце 1-го тыс. н.э. к пяти дхьяни-буддам прибавились Ади-будда и Ваджрасатва. В мифологии Ваджраяны дхьяни-будды (хотя названия некоторых из них совпадают с буддами в мифологии Махаяны) не представленных реально существующими и находящемися в определённых точках времени и пространства, они — антропоморфные символы, которые во время созерцания возникают из «пустоты» (шуньята) и выполняют разные функции в процессе переоформления психики созерцающего. Согласно мифологическим представлениям, каждый дхьяни-будда имеет своё особое направление в мандале, свой цвет, сиденье, праджню (женское соответствие), бодхисатву, элемент, функцию и свою «семью», т.е. комплекс антропоморфных символов, связанных с ним.

Законы Maнy — Манудхарма, Манусмрити (Манавадхармашастра) — наиболее авторитетная Дхарма-шастра, сотни стихов ее встречаются в «Махабхарате» и других памятниках древнеиндийской литературы. Автором законов традиция считает прародителя людей Ману, почитавшегося еще со времен Ригведы

Зикр — «упоминание» — психотехника суфизма, заключается в непрерывном произнесении словесной формулы, где повторяется имя Аллаха. Есть зикры «джахр» (громкий), «хафи» (шепот), а также мысленный. Как правило, повторение зикра связано с определёнными движениями.

Ефремов Иван Антонович (1907-1972) — крупнейший палеонтолог, создатель научного направления тафономии. Одновременно был всемирно известным писателем-фантастом, один из его романов «Лезвие бритвы» опубликован в 1964, в основном посвящен индийской йоге.

Изотропность (изотропия) — физическая одинаковость свойств пространства либо вещества по всем направлениям.

Инициирование — побуждение к действию какой-либо системы либо процесса путем влияния на них извне.

Исихазмнаправление созерцательной монашеской жизни в православии, возникло в 3-4 в. н.э. в Египте, Палестине и Малой Азии. Исихия — покой, безмолвие. Жизнь монаха-исихаста определялась непрестанной внутренней молитвой, «умным деланием», стремлением к личному «обожению» — снисхождению Благодати. Психотехника Исихиазма имеет параллели с технологией классической йоги.

Йога — «соединение», «средство», «стягивание» — название древнеиндийской философской школы (системы). Философское обоснование Йоги — система санкхья, направлена на достижение освобождения. Есть 4 исторически сложившихся вида Йоги, это:

1) Раджа-йога Патанджали, выработавшая технологию самоуглубления (самадхи), целью является полная интроспекция со всеми вытекающими последствиями;

2) Джняна — йога познания, считающая, что для освобождения достаточно постигнуть иллюзорность мира и реальность Атмана;

3) Бхакти-йога, провозглашенная «Бхагавад-гитой», в ней освобождение достигается благоговейной любовью к Богу. Любовь без дела — пустой звук, поэтому бхакти требует самоотверженного действия, которое совершается бескорыстно, во имя этой высшей формы любви;

4) такая деятельность будет Карма-йогой — она реализует то, что утверждается в бхакти.

Йогананда Парамахамса (1893-1952). Йог, мистик и просветленный Мукунда Лал Гхош родился в Горакпуре. С детства был склонен к экстатическим состояниям и мистическим видениям. В возрасте 8 лет заболел азиатской холерой, а исцеление и просветление получил, пережив транс во время созерцания фотографии йогаватара — Лахири Махасайя. Его учителем стал Шри Юктешвар, который посвящает Йогананду в крийя-йогу. В 1915, после окончания Калькуттского университета вступает в древний монашеский орден «свами», где получает имя Йогананда. Второй монашеский титул — Парамахамса (буквально — «совершенный лебедь» — возница Брахмы) — дает ему в 1935 гуру Шри Юктешвар. В 1917 основал школу и ашрам в Ранчи. В 27 лет получает приглашение принять участие в Международном религиозном конгрессе в Бостоне (США). Здесь остается на несколько лет, читая публичные лекции и выступая перед аудиториями многих крупных городов. Религия Йогананды — единство всех религий, его метод — внутренняя трансформация и расширение божественного сознания. Учредил Общество самореализации, которое привлекает десятки тысяч последователей. Ушел в махасамадхи 7 марта 1952. Нетленность тела после смерти — доказательство самореализации. Его «Автобиография Йога» изданная на многих языках стала для многих прорывом в иную реальность.

Камикадзе (буквально «священный ветер») — название японских летчиков-смертников времен 2-й мировой войны. Самолет, управляемый камикадзе, начиненный взрывчаткой, заправлялся горючим только в одну сторону, они таранили боевые корабли США.

Йог (йогин) — адепт учения йоги, упражняющийся в этом искусстве с целью развития духовных свойств (вибхути или сиддхи), помогающих достигнуть освобождения.

Карма — в индийской метафизике — всеобщий закон причинно-следственной связи, применит, к человеку означает воздаяние как за собственные поступки в этой жизни, так и за прошлые и будущие. Признание закона Кармы автоматически ведет к признанию переселения душ (перерождения). В России данное понятие опрощено и вульгаризировано до последней степени. «Работы» по «диагностике кармы» человека, собак и кошек в комментариях не нуждаются. Закон взаимозависимости зримо проявляется с какого-то момента освоения традиционной йоги. Сегодняшние представления теории диссипативных систем не оставляют места принципу детерминизма, который довлел над умами более 300 лет. Будущее на самом деле не определяется настоящим. И.Пригожин так говорит об этом: «Мир процессов, в котором мы живем, и который является частью нас, не может более отвергаться как видимость или иллюзия, определяемая нашим ограниченным способом наблюдения. На заре западной цивилизации Аристотель ввел фундаментальное различие между божественным и вечным небесным миром и изменяющимся и непредсказуемым миром подлунным, к которому принадлежит и наша Земля. В определенном смысле классическая наука была низведением на Землю аристотелевского описания

Скачать:TXTPDF

: искусство коммуникации. Виктор Сергеевич Бойко Йога читать, : искусство коммуникации. Виктор Сергеевич Бойко Йога читать бесплатно, : искусство коммуникации. Виктор Сергеевич Бойко Йога читать онлайн