Это девятая виньяса (фото 53). Далее с медленной речакой лягте на пол; это десятая виньяса. Затем снова выполните пураку и перенесите прямые ноги по направлению к голове, упритесь руками в пол. Сделайте речаку, поднимите голову и перекувыркнитесь с помощью силы рук. Так вы перейдете в четвертую виньясу первой Сурья Намаскары. Это одиннадцатая виньяса. Остальные виньясы — как в предыдущих асанах.
Полезное воздействие:
Сету Бандхасана очищает и укрепляет поясницу и шею, очищает муладхара чакру (корневую чакру) и усиливает ятхара агни, или пищеварительный огонь. Она также очищает и укрепляет пищевод, сердце и легкие.
Асаны, описанные выше, представляют собой стройную систему упражнений. Выполнять их следует в том порядке, в котором они представлены. Это необходимо для методичной очистки всех органов тела. Нельзя подменять тяжелую для выполнения асану другой, ибо тогда одни мышцы укрепятся, а другие останутся слабыми. Иными словами, ученики должны добросовестно следовать представленному порядку асан.
Большинство этих асан относятся к чикитса-йоге, или йогатерапии, а последующие представляют собой шодхака (очистительные асаны). Их может выполнять любой человек, исключая беременных женщин начиная с четвертого месяца беременности. Практикуя эти асаны, даже старики ощутят, что их тела становятся легче и светлее и все больше и больше подвластны контролю. Это, однако, не означает, что они могут научиться выполнять асаны по книгам и рисункам. Наоборот, обучаться следует под руководством благостного Сатгуру. Я повторяю эти слова снова и снова, чтобы ученики хорошенько запомнили их.
Следующие асаны тоже под силу всем и каждому. Их можно выполнять каждый день. Каждодневное выполнение асан, представленных выше, — тоже отличная идея. Когда времени мало, не обязательно проделывать каждую асану. Но последовательность выполнения должна сохраняться. Со временем полезно будет выделять достаточное количество времени, чтобы выполнять полный комплекс. Повторю, что асаны, представленные далее, можно выполнять каждый день.
32. САРВАНГАСАНА
В Сарвангасане тринадцать виньяс, восьмая виньяса является формой асаны. Эта и следующие четыре асаны (с 33-й по 36-ю) взаимосвязаны, так что я опишу полезные воздействия от их выполнения в одном разделе — после 36-й асаны.
Методика выполнения: (фото 54)
Сначала проделайте первые шесть виньяс первой Сурья Намаскары, а затем перейдите в седьмую виньясу Пасчимоттанасаны. Лягте, руки прямые и лежат по швам, ноги прямые. Это седьмая виньяса. В этом положении выполните четыре-пять глубоких пурак и речак. Потом с пуракой медленно поднимите прямые ноги над головой. Вес тела приходится на плечи, руки поддерживают поясницу, локти опираются о пол. Это восьмая виньяса (фото 54). При выполнении восьмой виньясы подбородок должен быть прижат к груди, ноги полностью выпрямлены, большие пальцы ног находятся на одной линии с кончиком носа. Задержитесь в таком положении на пять, десять, пятнадцать и даже на тридцать минут, выполняя глубокие речаки и пураки. Затем опустите ноги по направлению к голове, с речакой упритесь руками в пол по сторонам от головы. Занося ноги дальше за голову, поднимите голову и перейдите в четвертую виньясу первой Сурья Намаскары; это девятая виньяса. После этого выполните виньясы, которые описаны в предыдущих асанах.
33. ХАЛАСАНА
Халасана включает в себя тринадцать виньяс, восьмая виньяса — форма асаны.
Методика выполнения: (Фото 55)
Выполните первые семь виньяс Сарвангасаны. Затем с пуракой соедините и выпрямите ноги, как в Сарвангасане, и с медленной речакой опустите ноги на пол за головой (см. фото). Ноги должны быть прямыми, пола касаются только ступни. Руки замкните в замок за спиной и полностью выпрямите. Подбородок уприте в грудь. В таком положении выполните как можно больше глубоких пурак и речак; это восьмая виньяса. Последующие виньясы выполняются как в Сарвангасане. Ученики должны помнить, что в восьмой виньясе проводятся и речаки, и пураки.
34. КАРНАПИДАСАНА
В этой асане тринадцать виньяс, из которых восьмая является формой.
Методика выполнения: (фото 56)
Лягте, как в Сарвангасане; это седьмая виньяса. Затем с пуракой выполните восьмую виньясу Сарвангасаны, которая является формой Карнапидасаны, с речакой опустите ноги на пол, как в Халасане, колени поместите на пол и крепко обхватите ими голову. Руки сцеплены в замок за спиной, выпрямлены и лежат на полу. В таком положении проделайте как можно больше пурак и речак; это восьмая виньяса. При выполнении формы необходимо втянуть живот без напряжения ануса, а также не забывать о речаке и пураке.
35. УРДХВА ПАДМАСАНА
В Урдхва Падмасане четырнадцать виньяс, девятая виньяса является формой асаны.
Методика выполнения: (Фото 57)
Проделайте все описанные выше виньясы вплоть до формы Сарвангасаны; это восьмая виньяса. В этом положении с речакой выполните Падмасану. Это девятая виньяса (см. фото). Подтяните анус и полностью втяните живот, прямые руки уприте в колени и выполните как можно больше медленных пурак и речах. Затем проделайте пураку и речаку, разомкните ноги и перейдите в четвертую виньясу Сарвангасаны; это десятая виньяса. Следующие виньясы выполняются как Сарвангасане.
36. ПИНДАСАНА
В Пиндасане четырнадцать виньяс. Девятая виньяса является формой асаны.
Методика выполнения: (Фото 58)
Сначала выполните виньясы Урдхва Падмасаны вплоть до девятой; это восьмая виньяса. Затем сделайте пураку и с речакой опустите сложенные в Падмасану ноги по направлению ко лбу. Охватите бедра руками — обнимите Падмасану, — крепко держитесь за кисти рук. Тело опирается только на плечи. В таком положении выполните как можно больше пурак и речак; это девятая виньяса (см. фото). Дальнейшие виньясы выполняются как в Сарвангасане.
Сарвангасану знает большинство людей, которые хоть что-нибудь слышали о йоге. Они могут и не знать о виньясах, но понятие о Сарвангасане они имеют, я в этом уверен. Однако о том, в какой последовательности следует выполнять асаны или как нужно делать речаки и пураки, а также сколько времени отводить для занятий, — этого они не знают. Так происходит потому, что люди черпают знания о йоге из книг. Авторы этих книг любят и уважают йогу и хотят распространить учение, но зачастую сами не вполне владеют знанием йоги. Прочитав такие книги, мы не найдем в них ни описания взаимосвязи асан, ни предписаний по выполнению речаки и пураки. Более того, между методиками, описанными в этих книгах, существуют огромные различия.
С моей точки зрения, намного лучше предложить ученикам точные знания. Этим я руководствовался, когда писал книгу. Если читатели будут следовать предложенным здесь методикам, то смогут на себе прочувствовать их эффективность. В современном мире люди испытывают определенный страх перед йогой; среди людей бытует очень много неверных представлений об учении йоги. Чтобы развеять страх и подкорректировать ошибочные представления, следует сначала заниматься йогой в соответствии с древними текстами и воочию увидеть плоды практики. И только затем делиться знаниями с другими людьми. Многие великие учителя йоги так и поступают: сначала воспитывают учеников, направляют их на правильный путь, а затем даруют им силу вселенной. Недостаточно сказать: «Просто делайте так, и обретете». Человек должен показать то, о чем он говорит. Это основная цель йоги.
Шастраки упоминают о Сарвангасане и Ширшасане (асана 39) как о «випарита карани». («Випарита Карани» означает «перевернутый», «развернутый», «поступающий наоборот» и относится к стойке на плечах и стойке на голове.) Как царь и министры важны для государства, так эти две асаны важны в практике йоганги (ступеней йоги). Соответственно, начав с Сурья Намаскары и выполнив все последующие асаны, человек должен завершить занятие выполнением семи асан. Последовательность их выполнения должна быть только такой: Сарвангасана, Халасана, Карнапидасана, Урдхва Падмасана, Пиндасана, Матсьясана и Уттанападасана.
Снова повторю: выполнять эти семь асан следует последовательно. После них нельзя выполнять, к примеру, Пасчимоттанасану. Только пять асан, которые описаны выше, и асаны, которые приводятся далее — Матсьясана, Уттанападасана и Ширшасана, — должны завершать комплекс упражнений. Иначе ученик может себе навредить. Таким образом, методика и последовательность выполнения асан должна в точности соответствовать этой книге. Не следует забывать об этом правиле.
Полезное воздействие асан с 32-й по 36-ю:
Одни из этих асан укрепляют скелетную мускулатуру, другие очищают различные части тела, третьи очищают и укрепляют нади, чакры, сира, дхамани (кровеносные сосуды и нервную систему), три доши, пищеварительную систему и джатхара агни.
Если организм здоров, пища, которую мы едим, смешивается с желчью и хорошо переваривается, а сущность переваренной пищи превращается в кровь. Каждая тридцать вторая капля крови превращается в жизненную силу, а каждая тридцать вторая капля жизненной силы превращается в бинду (нектар). Йоги называют этот нектар «амрита бинду», или «капля бессмертия». Амрита бинду разливается по всему телу, укрепляет, питает и успокаивает его. Чем дольше амрита бинду находится в теле, тем дольше тело живет. Когда амрита бинду истощается, приходит смерть. В древних текстах сказано:
Маранам бинду патена дживанам бинду дхаранат.
Потеря капли есть смерть, сохранение бинду есть жизнь.
Следовательно, мы должны сохранять амрита бинду. Этого не достичь иначе, чем с помощью Сарвангасаны и других асан, которые приведены выше. Эти пять асан очищают все части тела, и тогда бинду может проникнуть в них. Сарвангасана очищает сердце, легкие и другие органы, она делает кровь горячей. Может быть, поэтому она и называется Сарвангасаной (сарва — все; анга — ступень, предел; асана — поза).
С помощью этих пяти асан очищаются вишуддхи чакра (горловая чакра), сердце, легкие, конечности, пищеварительная система и джатхара (желудок). Благодаря им исчезают такие нарушения, как икота, сухой кашель, запоры, несварение и повышенное артериальное давление. Эти асаны предупреждают развитие астмы и болезней сердца. Специалисты по йогической медицине считают, что причиной болезни являются нарушения вата, питта и капха доши. Если нарушена капха доша, то количество поврежденной капхи увеличивается, и она перемещается в легкие. Это приводит к затруднению дыхания, и тело слабеет. Такие болезни возникают при употреблении загрязненной пищи, при контакте с инфекционными больными и при недостаточном количестве свежего воздуха.
Болезни сердца и нади считаются врожденными, или япья. Их причина — повреждение пракрити (естества). Лечить такие нарушения с помощью современных медицинских средств — напрасная трата времени. Конечно, человек на определенное время может почувствовать себя лучше, но никогда не исцелится полностью. Как занозу нельзя удалить с помощью другой занозы, так и современная медицина не в силах справиться с этими болезнями. Увидев бессилие аллопатической медицины, врачи могут заглянуть в йогические шастры и увериться в том, что многие физические и психические недуги можно излечить природными способами. Путь йоги — наилучший из этих способов.
Сарвангасана излечивает практически от всех болезней, очищая вишуддхи чакру и укрепляя амрита бинду. Халасана очищает и укрепляет кишечник, поясничную область и горло. С помощью таких асан, как Сарвангасана, побеждаются болезни горла и недуги, которые проявляются нарушением функций горла, в том числе нарушения речи и боль в горле. Болезни сердца также отступают. Кроме того, Сарвангасана очищает нижние отделы горла (канта купа), предотвращает приступы удушья и появление фурункулов,