Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Йога-мала. Шри К. Паттабхи Джойс

возникающих из-за «внутреннего жара». Музыканты, практикуя эту асану, через некоторое время заметят, что их голос стал более мелодичным.

Карнапидасана излечивает заболевания ушей: гное- и кровотечения, а также звон в ушах. Если на подобные явления не обращать внимания, то со временем можно потерять слух. Поэтому лучше начать лечение с помощью Карнапидасаны как можно раньше.

Урдхва Падмасана очищает прямую кишку и мочеиспускательный канал, укрепляет позвоночник.

Пиндасана очищает низ живота, позвоночник, печень, селезенку и желудок.

Эти пять связанных с Сарвангасаной асан предусматривают сгибание тела вперед. При выполнении следующих двух — Матсьясаны и Уттанападасаны — тело изгибается назад.

Пять приведенных выше асан следует выполнять систематически и последовательно. Выполнив их, нельзя приступать к, например, Пасчимоттанасане. После этих пяти асан нужно выполнить Матсьясану, Уттанападасану и Ширшасану. Нарушение последовательности может повредить ученику. Это нияма (правило). Поэтому не следует об этом забывать.

37. МАТСЬЯСАНА

В Матсьясане тринадцать виньяс. Восьмая виньяса является формой асаны.

Методика выполнения: (Фото 59)

Лягте как в Сарвангасане; это седьмая виньяса. Теперь выполните пураку и Падмасану, упритесь руками в пол по сторонам от головы и с речакой поднимите голову и поставьте макушку на пол. Прогните спину вперед, поясница поднята над полом. Возьмитесь руками за ступни и выпрямите руки. В таком положении проделайте как можно больше пурак и речак; это восьмая виньяса (см. фото). Затем выполните пураку и с речакой опустите голову, выведите ноги из Падмасаны и расположите их как в Халасане. Поместите руки за ушами и перекувыркнитесь. Так вы окажетесь в позиции четвертой виньясы первой Сурья Намаскары; это девятая виньяса, она еще называется Чакрасана. Последующие виньясы выполняются аналогично предыдущим асанам.

38. УТТАНАПАДАСАНА

Уттанападасана насчитывает тринадцать виньяс, восьмая из которых является формой асаны.

Методика выполнения: (Фото 60)

Проделайте первые семь виньяс Сарвангасаны. Ее седьмая виньяса аналогична седьмой виньясе Уттанападасаны. Затем, как в Матсьясане, поднимите голову и поставьте макушку на пол. Прогните спину вперед и вытяните ноги, как в Навасане. Расположите прямые руки параллельно ногам, ладони вместе. Напрягите все тело и проделайте как можно больше речак и пурак. Это восьмая виньяса (см. фото). После этого выполните девятую виньясу Матсьясаны и перекувыркнитесь, чтобы перейти в четвертую виньясу первой Сурья Намаскары. Это девятая виньяса. Следующие виньясы описаны в предыдущих асанах.

Полезное воздействие асан 37и 38:

Матсьясана и Уттанападасана уравновешивают пять предыдущих асан и успокаивают боль в плечах и пояснице, которую может вызвать их выполнение. Матсьясана и Уттанападасана также очищают желудок и анус, печень и селезенку, наполняют силой шею и поясницу. Эти две асаны следует выполнять после того, как выполнены Сарвангасана и связанные с нею асаны.

Я раздельно описал все семь асан и их виньясы для того, чтобы ученикам было проще понять их. Можно не выполнять все виньясы каждой асаны, ведь это займет огромное количество времени. После того как ученик осознает важность равномерного выполнения речах и пурак, он может объединить асаны. Например, после Сарвангасаны выполняется Халасана, а затемформа Карнапидасаны, после чего следуют Урдхва Падмасана и Пиндасана (заканчивая пуракой). Потом с речакой выполняется форма Матсьясаны, затем переход в форму Уттанападасаны, и, наконец, с пуракой и речакой проделывается Чакрасана. Ученикам стоит запомнить эту последовательность.

39. ШИРШАСАНА

Многие называют эту асану Капаласаной или Випарита Карани, но она более широко известна как Ширшасана. В нее входят тринадцать виньяс, восьмая является формой асаны. Беременным женщинам выполнять эту асану нельзя.

Методика выполнения: (Фото 61)

Переходя с пуракой из шестой в седьмую виньясу первой Сурья Намаскары, сядьте на колени, сплетите пальцы рук в замок и положите локти на пол. Это седьмая виньяса. Произведите речаку и с пуракой поставьте макушку на пол, сплетенные пальцы рук поместите на затылок. Выполните речаку и с пуракой выпрямите ноги и поднимите их вверх, пользуясь только силой рук. Тело напрягите, соедините большие пальцы ног и удерживайте тело прямым. Это восьмая виньяса (см. фото). В этом положении выполните как можно больше медленных речак и пурак. Затем с речакой опустите ноги и поставьте ступни на пол, ягодицы поместите на пятки, голова остается на полу. Задержитесь в таком положении на две минуты. Затем произведите пураку и с речакой вернитесь в четвертую виньясу первой Сурья Намаскары; это девятая виньяса. Последующие виньясы выполняются как в предыдущих асанах.

Ученики должны усвоить, что просто встать на голову — еще не Ширшасана. Это слишком просто. Не следует считать Ширшасану простой асаной. Нужно тщательно изучить методику ее выполнения. Например, вся тяжесть тела должна приходиться на руки. Если вес тела давит на макушку, то кровь от сердца не сможет проникать в тонкие нади макушки головы. При выходе из формы асаны может случиться так, что подъем головы вызовет резкий отлив крови и тонкие нади головного мозга опустеют. Это приводит к замедлению телесного и умственного развития, вызывает галлюцинации, психические расстройства и укорачивает жизнь. Так что ученикам следует тщательно изучить методику и практиковать эту асану с большой осторожностью. Люди, которые пренебрегли наставлениями и стали практиковать Ширшасану по книгам и фотографиям, столкнулись с огромным количеством проблем и даже вселили страх и неуверенность в тех, кто правильно выполнял асану. Я смог убедиться в этом на собственном опыте. Я также столкнулся с ситуацией, когда ученик выполнял Ширшасану неправильно и заболел. Со временем он внимательно изучил методику и начинал выполнять эту асану правильно — и тотчас же излечился. Позволю себе повториться: практиковать Ширшасану нужно с большой осторожностью.

Некоторые люди утверждают, что в Ширшасане можно находиться не более пяти минут, иначе заболеешь. Это неправильно. В древних текстах сказано: «Яма матрам ваше нитрам (Мы можем пребывать (в Ширшасане) три часа)». Такая точка зрения поддерживается многими людьми, которые имеют богатый опыт йогической практики и знают древние тексты. Одна яма равна трем часам. Но чтобы находиться в Ширшасане в течение трех часов, ученик должен начать с пяти минут, затем научиться выполнять асану десять, а затем пятнадцать минут. Добавлять по пять минут нужно постепенно. Со временем, после многих дней, месяцев и лет практики ученик сможет провести в Ширшасане полные три часа. Тогда эта асана будет питать тело и органы чувств, дух и интеллект и посодействует развитию человека. Выполнение формы Ширшасаны менее пяти минут не даст эффекта.

Пребывая в Ширшасане, следует полностью втянуть низ живота и анус. Иными словами, нужно выполнить мула бандху. Тело нужно удерживать прямым, речаку и пураку производить медленно и без кумбхаки.

Полезное воздействие:

Ширшасана очищает тонкие нади, связанные с головой, и улучшает память. Излечиваются заболевания глаз, улучшается зрение. Глаза начинают сиять. Обостряются пять органов чувств. Более того — и такой эффект дает только Ширшасана — бинду, плод превращения пищи в кровь, может достичь сахасрара чакры (седьмая и наивысшая чакра, в которой находится духовное просветление). Знающие люди говорят, что истощение амрита бинду означает смерть, а сохранение — жизнь. Мы должны сохранять амрита бинду. Пока в теле есть чистая бинду, от нас будет веять молодостью. На опыте неоднократно подтверждено, что длительные непрерывные занятия не только укрепляют тело, но и повышают силу интеллекта. В йога-шастре сказано:

Маранам бинду патена Дживанам бинду дхаранам Тасмат сарвапрайятнена Бинду дхаранам абхайясет.

Потеря бинду есть смерть, сохранение ее — жизнь. Поэтому всеми способами Бинду должна сохраняться.

Повторяю: ослабление бинду приводит к смерти, сохранение бинду сохраняет жизнь. Человек должен стараться сохранять бинду всеми доступными методами. Сохранение бинду — эффект выполнения Ширшасаны. Вообще, для описания всей пользы Ширшасаны просто не хватит места. Ученики могут лишь насладиться этой практикой. Невозможно описать сладость сахара, не попробовав его. Даже Брахма (Бог) может познать ее, только попробовав его на вкус. Это в полной мере относится и к людям. Чтобы познать счастье этих асан, их нужно практиковать.

Как я уже упоминал ранее, существуют некоторые различия в воззрениях на выполнение Ширшасаны и других йогасан. Считается, например, что злоупотребление Ширшасаной может привести к галлюцинациям и другим расстройствам и ослабляет сердце. Утверждают также, что вред не зависит от того, сколько времени практиковать. Такие теории изложены в книгах, авторы которых гонятся за славой и признанием. Эти авторы могут даже заниматься йогой и называть себя йогинами и не иметь при этом ни малейшего отношения к йоге. Но в их словах есть доля правды — применительно к людям, которые ставят голову на пол, задирают ноги к потолку как им вздумается и считают, что делают Ширшасану.

Но не удивительно, что такие теории не отпугивают людей, которые обладают смелостью, божественной устремленностью и страстным желанием практиковать йогу и добиться славы. Ведь обретая что-то такое, чего нет у других, разве не обретает человек славу?

Подобные теории ошибочны и абсолютно беспочвенны. Если бы йога была вредна для здоровья, то интерес к ней угас бы давным-давно, и слова таких великих йогинов, как Патанджали, были бы не чем иным, как легендами.

Но может ли быть хотя бы доля опасности в полном и точном следовании шастрам, в правильном понимании их истинного смысла? Разве есть хоть капля вреда в изучении древних текстов и многолетних занятиях под руководством благочестивого Гуру? В этом мире для великих душ, которые трудятся беспрестанно, отказавшись от земных богатств и удовольствий, безличностное служение есть главная цель существования. Они знают суть йоги и своими знаниями могут помочь остальным. Никакие опасности не грозят тем, кто следует по этому великому пути и изучает древние тексты.

В некоторых источниках утверждается, что Ширшасану — да и любые другие йогические техники — нельзя практиковать людям после сорока. Это положение не подтверждается ни опытом, ни шастраками. В конце концов, великие мудрецы

— такие, как Патанджали, — сохранили для нас учение йоги и как средство избавления от болезней. Сущность, воплощенная в физическом теле, подвержена болезням. Это в полной мере относится и к людям после сорока лет.

Телообитель болезней. Если тело страдает от недостатка еды и сна, от бедности и нужды, то в нем поселяется болезнь. Тело нужно лечить от болезней. Если к старости слабеет ум, то органы чувств тоже слабеют. Если ум слаб, болезни легко овладевают телом. Следовательно, необходимо также исцелять ум. Короче говоря, возрастных ограничений для занятий йогой не существует. В шастрах сказано: «Йюва врддхо’тхиврддхо ва вьядхито дурбало’пи ва / Абхьясат сиддхимапноти / Сарвайогешватандритах (Молод ты, стар или очень стар, / болен или истощен, / если внимателен, то с помощью практики достигнешь успеха в любой йоге)» (Хатха-Йога-Прадипика, I:64). Это означает, что молоды вы или стары («старый» — старше шестидесяти, «очень старый» — старше девяноста), мужчина вы или женщина, страдаете вы от болезней или нет, — если вы

Скачать:TXTPDF

-мала. Шри К. Паттабхи Джойс Йога читать, -мала. Шри К. Паттабхи Джойс Йога читать бесплатно, -мала. Шри К. Паттабхи Джойс Йога читать онлайн