занимаетесь йогой, то можете достичь совершенства. Совершенство недоступно только одной категории людей — лентяям.
И наконец, некоторые книги утверждают, что Ширшасана — первая асана, которую должны выполнять ученики, и остальные асаны следует делать после нее. Такая точка зрения противоречит древним текстам и не подтверждается опытом. Более того, на подобные заявления способны лишь люди, которые не знают сущности тела. Ширшасана поселяет в мыслях мир и снимает усталость с тела. Посвященные в Аюрведа шастру говорят, что если человек поутру (до пяти утра) после утренних процедур первым делом выполнит Ширшасану, то столкнется со всеми мыслимыми и немыслимыми проблемами. Связано это вот с чем. Пища, которую мы съели накануне вечером и которая питает тело, превращается в семь дхату. С пищей, которую мы съели в течение дня, такого не происходит. Чтобы хорошо перевариться и соединиться с кровью, пище необходимо смешаться с желчью — продуктом работы печени. Только с помощью желчи пища может перевариться и превратиться в семь дхату. Побочные продукты этого превращения удаляются из тела с калом, мочой, потом и слизью. Чтобы смешаться с пищей, желчь должна покинуть печень. Во время того, как желчь перемешивается с пищей и переваривает ее, а затем возвращается к своему источнику — печени, — нельзя производить воздействия, которые раздражают печень и порождают излишний жар (питта викара). Это непреложное правило. И именно это правило нарушается, если человек, встав поутру и не проделав Сурья Намаскару и другие асаны, тотчас же выполняет Ширшасану. Желчь в это время находится на периферии тела, и Ширшасана не позволяет ей вернуться в печень. Желчь начинает двигаться в разные стороны и отрицательно воздействует на мозг. А если человек сначала выполняет Сурья Намаскару и последующие асаны, то кровь его становится чистой и горячей и устремляется во все уголки тела, успокаивая желчь. Если перед выполнением Ширшасаны человек проделает Сарвангасану и связанные с нею асаны, то сердце, мысли и дух человека разовьются и защитят мозг от какого бы то ни было вреда, а жизнь станет длиннее. Следовательно, ученики никогда не должны выполнять Ширшасану в первую очередь. Кроме того, после Ширшасаны можно лишь сесть в Падмасану и заниматься пранаямой. Никаких других асан выполнять нельзя, иначе будет беда.
40. БАДДХА ПАДМАСАНА
Баддха Падмасану следует выполнять после Ширшасаны. Есть два вида этой асаны: Баддха Падмасана и Кевала (Простая) Падмасана. В Баддха Падмасане есть Йога Мудра, исцеляющая от болезней. Падмасана очень полезна при занятиях дхьяной (медитацией) и пранаямой, а также при выполнении бандх и мудр. В Баддха Падмасане шестнадцать виньяс, восьмая является формой асаны, а девятая представляет собой Йога Мудру. Йога Мудра очень важна, ученикам следует помнить об этом.
Методика выполнения: (Фото 62, 63)
Выполните первые шесть виньяс первой Сурья Намаскары. Затем сядьте с прямыми ногами, как в Пасчимоттанасане, полностью выпрямите спину и выполните речаку и пураку. Это седьмая виньяса. Затем положите правую стопу на левое бедро и левую стопу на правое бедро, обеими пятками нажмите на низ живота. Обе руки заведите за спину и возьмитесь левой рукой за большой палец левой ноги, а правой рукой — за большой палец правой ноги. Подайте грудь вперед, выпрямите позвоночник и наклоните голову вперед так, чтобы подбородок надавил на грудь. В таком положении выполняйте глубокие речаки и пураки; это восьмая виньяса (фото 62). Теперь с медленной речакой поставьте подбородок на пол, полностью втяните живот, напрягите и подайте вперед тело. Выполните пураку и речаку; это девятая виньяса, известная как Йога Мудра (фото 63). Далее с пуракой поднимите голову и сядьте прямо, грудь подайте вперед и вверх. Не отпускайте пальцы ног. Это десятая виньяса. Остальные виньясы выполняются так, как описано в предыдущих асанах.
41. ПАДМАСАНА
Кевала, или Простая, Падмасана, как ее называют, тоже полезна для занятий пранаямой, дхьяной, а также для проведения сандхья ванданы (браминского ритуала, исполняемого на восходе и закате Солнца) и пуджи (поклонения). Полагается выполнить Баддха Падмасану, затем сесть в Кевала Падмасану и приступать к приведенным выше действиям.
Методика выполнения: (Фото 64)
Выполните первые семь виньяс, описанных в Баддха Падмасане. Затем положите правую стопу на левое бедро и левую стопу на правое бедро, обеими пятками нажмите на низ живота. Колени прижаты к полу, ладони находятся на коленях. Полностью выпрямите грудной и поясничный отделы позвоночника; это и есть Падмасана. В таком положении следует выполнить как можно больше глубоких речак и пурак. Последующие виньясы выполняются аналогично описанным выше.
Полезное воздействие Баддха Падмасаны и Падмасаны: Находясь в девятой виньясе Баддха Падмасаны, или Йога Мудре, ученик должен медитировать на избранное им божество (ишта девата), а внимание направлять на точку между бровей; следует также выполнить как можно больше речак и пурак. Это очень важно. Баддха Падмасана очищает печень и селезенку, укрепляет позвоночник и излечивает от заболеваний прямой кишки. Эта асана проста для выполнения и полезна всем от мала до велика. Величие Баддха Падмасаны отмечено в Упанишадах.
Мудрецы и пророки, создавшие такие труды, как Йога-Ягнавалкья и Йога-Васиштха, говорили, что Падмасана не только исцеляет тело, но и исправляет последствия неправильных действий. Таким образом, Падмасана — наилучшая и величайшая асана, и любой человек легко может научиться выполнять ее.
42. УТХ ПЛУТХИ
По большому счету, Утх Плутхи сама по себе не является асаной, что ни в коей мере не умаляет ее достоинств.
Методика выполнения: (Фото 65)
Закончив выполнение Падмасаны, не распрямляйте ноги. Поместите ладони на пол по сторонам от бедер и с помощью силы рук поднимите тело над полом. В таком положении выполните как можно больше речак и пурак. Руки, спину и шею нужно держать прямо, подбородок чуть-чуть опущен книзу, взгляд направлен на кончик носа. Затем перейдите в четвертую виньясу первой Сурья Намаскары и проделайте виньясы, описанные в предыдущих асанах. В завершение «упадите» на руки, лягте и отдохните пять минут. На этом занятие закончено.
Полезное воздействие:
Утх Плутхи укрепляет поясницу, с ее помощью также совершенствуется контроль живота и ануса. Постепенно три грантхи, расположенные в крестцовой области, полностью раскроются.
Итак, я постарался насколько возможно полно описать лечебные асаны. Они, в основном, принадлежат к рога чикитсе (рога — болезнь) — разделу йоги, посвященному лечению. Во втором наборе асан, который не приводится в этой книге, некоторые асаны относятся крога чикитсе, а некоторые — к шодаке (очистительные асаны). Часть асан третьей серии, которые также не приведены в данной книге, являются очистительными, а остальные направлены либо на борьбу с тяжкими недугами, либо на укрепление тела. Такие асаны, как Сарвангасана, Халасана, Карнапидасана, Урдхва Падмасана, Пиндасана, Матсьясана, Уттанападасана, Ширшасана и Падмасана, следует выполнять только после того, как проделаны предыдущие асаны. После этих девяти никаких других асан выполнять не нужно. (Тем, кто выполняет ограниченное число асан, следует обязательно включить девять вышеперечисленных асан в программу тренировки.) Ученики, которые прислушаются ко всем этим советам и будут практиковать предложенные асаны, обретут путь к материальному и духовному процветанию.