Скачать:TXTPDF
Йога-мала. Шри К. Паттабхи Джойс

защитить свое тело и не станешь делать того, что для него вредно.

(Йога-Сутры Патанджали, II:40)

Сантоша

Сантоша, или удовлетворенность, знакома каждому. Обычно человек приходит в восторг, если вдруг вырастают его доходы или в жизни неожиданно происходит какое-либо удачное событие. Но счастье такого рода мимолетно. Независимо от того, богаты мы или бедны, улыбается нам Фортуна или нет, пользуемся мы славой или никому не известны, — никогда не следует чувствовать себя удрученным. Если ум человека устремлен в одном направлении, если человек всегда чувствует себя счастливым и никогда ни о чем не жалеет, то он испытывает удовлетворение (сантошу). Практикующий сантошу постоянно пребывает в радости.

Сантошад ануттама сукха лабхах.

Обретя удовлетворенность, найдешь непревзойденное счастье.

(Йога-Сутры Патанджали, II:42)

Тапас

Тапас означает выполнение ритуалов для тренировки тела и органов чувств. В трактате Йога-Ягнавалкья* сказано:

* Йога-Ягнавалкья содержит наставления, переданные древним мудрецом Ягнавалкья своему ученику Гарги.

Видхиноктена маргена Кршра Чандраянадибих,

Шарира Шошанам прахух тапасастапа уттамам.

Мудрец-аскет сказал, что выполнение кршры и чандраяны — питание в соответствии с лунными циклами — тренирует тело согласно древним текстам, и это наилучший тапас.

Таким образом, тапас, который соответствует шастрам*, — воистину великий тапас. Тапас уничтожает грязь, антах карана (внутренний инструмент, состоящий из ума, интеллекта, эго и дара проницательности) становится чище, а тело и органы чувств — совершеннее.

Кайендрийясиддхирашуддхиксаях тапасах.

Упорная духовная практика приводит к очищению и совершенствованию тела и органов чувств.

(Йога-Сутры Патанджали, II:43)

Свадхьяя

Свадхьяя — это чтение ведических текстов и молитв согласно особым правилам. При произнесении ведических гимнов нельзя наносить вред артхе (смыслу) и Девате (Божеству) мантры. Вред заключается в искажении свары (ритма), неправильном произношении акшар (букв), пад (слов) и варн (фраз). Существуют строгие правила чтения ведических текстов, особенно это касается ритма и произношения гласных. Неправильный ритм, например, нарушает смысл мантры. Девата — Божество, заключенное в мантре. Если мантра произносится правильно, Божество являет себя, и молящийся переживает его реальность. В мантрах слово, форма и смысл — это единое и неделимое целое. Мантра Гайятри представляет собой основу для изучения всех ведических текстов, или мантр. (Гайятри считается самой священной частью Ригведы и представляет собой молитву Солнцу.)

Эти мантры, в свою очередь, подразделяются на две категории: ведические и тантрические. Существует два типа ведических мантр (они называются прагита и апрагита) и три типа тантрических мантр (стрилинга, пуллинга и напумсакалинга). Чтобы постичь их природу, следует изучить текст, известный как Мантра Рахасья. Правда, в изучении раджа-йоги эти мантры не слишком помогут, так что оставим их обсуждение до лучших времен**.

Боги, которые имеют отношение к той или иной мантре, даруют сиддхи (силы) тому, кто произносит мантру и понимает ее смысл. Чтобы постичь секреты этих сил, следует обратиться за советом к Сатгуру (истинному или Высшему Гуру).

Свадхьяйяд иштадевата сампрайогах.

Изучив мантры и научившись их применять, сможешь соединиться с Божеством.

(Йога-Сутры Патанджали,. II:44)

Ишварапранидхана

Ишварапранидхана, или посвящение себя Богу. Это значит, что все свои действия, все намерения — высказанные и невысказанные — человек совершает без расчета на их плоды. Результаты всех поступков он предлагает Господу. Великие мудрецы сказали:

Каматах акаматопави йат кароми шубхашубхам тат сарвам твайи виньясья тват прайюктах каромайяхам.

Что бы я ни делал хорошего или плохого, желая этого или не желая, я приношу все деяния свои Тебе и действую согласно Твоей воле.

Такое предложение плодов дел своих Богу и называется ишварапранидхана. С ее помощью достигается самадхи (единение с Высшим) — совершенство и исполнение предназначения.

Самадхи Сиддих Ишварапранидханат.

Вершина самадхи достигается соединением внимания и внутреннего всевидящего мудреца.

(Йога-Сутры Патанджали, II:45)

Приступив к практике ступеней ямы и ниямы, следует принять некоторые меры, чтобы не пасть жертвой болезней, нужды и долгов. Ведь во время болезни ум человека не может быть спокойным, и человек не может в полную силу заниматься своими делами. Следовательно, нужно укрепить тело, ум и органы чувств, что поможет избежать подобных неприятностей.

Контроль над умом и органами чувств достигается с помощью асан, или йогических поз. Эти позы следует изучить и регулярно выполнять. В самых разных местах Упанишад мы видим, как великие мудрецы соглашаются с тем, что асана — первый шаг в занятиях йогой:

Асанам пранасамродхах пратьяхарасча дхаранам Дхьянам самадхиретани шадангани пракирита.

Асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи — вот шесть ступеней.

(Шандила Упанишад)

Здесь ясно сказано, что в йоге всего шесть ступеней. Яма и нияма заключены в ступенях пратьяхара и дхарана. Сватмарама и авторы Упанишад с этим согласны, их точка зрения подходит и для нас. В конце концов, практиковать ступени и этапы ямы и ниямы, когда тело и органы чувств еще слабы и подвержены болезням, просто невозможно. Чтобы укрепить тело и органы чувств, чтобы победить болезни, следует изучить и выполнять асаны. Именно поэтому Сватмарама называет это первой ступенью. Выполнение асан позволит привести тело в надлежащее состояние и, соответственно, улучшить здоровье.

Если асаны выполняются в соответствии со священными наставлениями, то можно избежать болезней тела и органов чувств. По Сватмараме:

Хатхасья пратхамангатвад асанам пурвамучьяте Тасмат асанам курьят арогьям чангалагхавам.

Сказано, что асана первична, ибо она — первая ступень хатха-йоги.

Человеку следует выполнять асаны, это успокоит дух, избавит от болезней и наполнит тело светом.

(Хатха-Йога-Прадипика, I:17)

* Шастры — любые древние тексты или книги, за которыми признается божественное авторство, а также религиозные трактаты.

** В этой книге термины раджа-йога и аштанга-йога используются как синонимы.

Для правильного понимания слова хатха следует знать, что ха означает сурья нади, а тха — чандра нади. Искусство управления праной (дыханием), которая течет через эти два канала, известно как хатха-йога. Йога означает связь и прочность. Если воздух, который мы вдыхаем через ноздри, направлять согласно пранаяме, или правилам управления дыханием, то разум «отключается». В трактате Хатха-Йога-Прадипика сказано:

Чале вате чалам читам нисчале нисчалам бхавет.

Если дыхание пребывает в движении, то и ум пребывает в движении.

Если же дыхание не движется, то и ум должен остановиться.

(Хатха-Йога-Прадипика, II:2)

То есть, когда мы не контролируем свое дыхание, наш разум находится в смятении. Управление дыханием успокаивает и укрепляет его. Хатха-йога известна также как способ направить спокойный ум на Внутреннюю Сущность.

Устремление ума к Сущности, как указывает хатха-йога, также известно как раджа-йога. Многие ошибочно полагают, что хатха-йога и раджа-йога — две разные вещи, но это неправда. Как говорит Сватмарама в Хатха-Йога-Прадипике:

Бхрантья бахуматадхванте раджа йога майянатам Хатха прадипикам дхатте Сватмарама крипахарах.

Из жалости к тем, кто из-за невежества своего не понимает раджа-йогу, Сватмарама предлагает им Хатха-Прадипику (Просветленную Хатха-йогу).

(Хатха-Йога-Прадипика, I:3)

ПРАНАЯМА

С

уществует много видов пранаямы. Шри Шанкара Бхагавадпада говорит, что их около тысячи, и описывает эти пранаямы. А Сватмарама называет только восемь:

Сурьябхеданамуджджайи ситхкари шитхали татха Бхастрика бхрамари муркха плавинити аштакумбхаках.

Сурьябхедана, уджджайи, ситкари, шитали, бхастрика, бхрамари, муркха и плавини — вот восемь кумбхак.

(Хатха-Йога-Прадипика, II:44)

Из этого списка нам подходят только четыре пранаямы.

С помощью некоторых пранаям можно лечить болезни, некоторые служат для очищения нади, есть пранаямы для остановки ума. Все они важны, и все требуют некоторого предварительного шага — выполнения асан.

Выполнение асан избавляет тело и органы чувств от болезней. Если человек практикует пранаяму и концентрацию ума, укрепляет органы чувств и старается постоянно держать свой ум стабильным, то он автоматически излечивается от болезней, которые уже присутствуют в его теле. А это, в свою очередь, помогает уму быстрее достичь необходимого уровня концентрации и познать Внутреннюю Сущность. Только тогда человек перестанет жить животной жизнью и реализует цель, ради которой он прошел столько рождений и воплотился вновь.

В наш просвещенный век мы принимаем лишь то, что можем увидеть сами, и отвергаем то, что увидеть не в состоянии. Мы даже не пытаемся постичь Единую Сущность — Вечную и Вездесущую, которая и есть причина сотворения, бытия и разрушения вселенной. Которая являет собой природу сознания. Великие ораторы и интеллектуалы, которые сыпали ведическими терминами и говорили, что все вещи мимолетны и лишь Высшая Сущность реальна, произвели впечатление только на самих себя и на своих слушателей, и то ненадолго. Вскоре все они вновь оказались в сетях иллюзий. Люди, которые желают вырваться из океана самсары*, которые хотят перестать барахтаться в нем и испытывать удовольствия и боль, люди, стремящиеся прекратить страдания, должны заняться йогой и вкусить ее сладость.

В мире ничто не происходит по нашей воле. Это несомненно. Все во вселенной случается по воле Единой Сущности, а не по желанию человека. Но в то же время, если мы правильно понимаем мудрые изречения из Бхагавад-Гиты и стараемся жить согласно этим изречениям, то сможем достичь желанной цели. И нет для человека иного способа воплощения своих желаний. Поэтому мы обязаны сделать свою дхарму и карму свободными от страстей и привязанностей. (Дхарма в этом случае означает обязанности и ответственность, которые принимает на себя человек согласно своему положению в жизни; карма — это дела и поступки человека.) Это значит действовать без суеты и нести Богу всю дхарму и карму, не ожидая наград. Сложно порадовать Господа чтением лекций на темы духовности в погоне за популярностью и славой. Если Он будет милостив, то первым, чего человек достигнет с помощью йоги, будет отказ от понятий «я» и «мое». А отсюда недалеко и до достижения высшего наслаждения.

В Гите Господь говорит:

Пурвабхьясена тенайва хрийяте хьявашо’пи сах.

(Бхагавад-Гита, VI:44)

Это означает, что в этом рождении йога сама притягивает ум подобно магниту, поскольку в прошлых рождениях были созданы все предпосылки для этого. Иными словами, если человек испытывает любовь к занятиям йогой, то фундамент этой любви уже был заложен в прошлых жизнях. Йога несет в себе земные и небесные сокровища. Если бы все люди — и мужчины, и женщины — начали заниматься йогой, которая дает счастье в настоящем и будущем, которая позволяет достичь вершины человеческого бытия, — каким бы великим благом это было! Именно эту благородную цель и преследует автор данной книги.

* Самсара — мир, земное существование, круг перерождений.

За что бы мы ни брались — ничего нельзя выполнить безукоризненно, пока ум не достиг тишины и покоя. В суете не обрести счастья.

Ашантасья кушах сукхам.

Если нет мира в душе, откуда взяться счастью?

(Бхагавад-Гита, II:66)

Как взбудораженный ум может ощутить комфорт? Человеческое существо не может найти мир и счастье в материальных вещах. Ведь такое счастье мимолетно, а следующее за ним страдание вечно. Болезни — следствие погони за удовольствиями, здесь нет места йоге. Но йога способна освободить нас от зла, именуемого болезнями. Если ум наполнен йогой, то даже бхога (удовольствия) становятся йогой.

Если ум человека загрязнен и одержим идеями «я» и «мое», то человек теряет истинную природу наслаждения и становится ничтожным. Но человек с чистым умом испытывает извечное наслаждение. Чтобы исследовать Внутреннюю Сущность, человек должен практиковать йогу. Иногда мы рассказываем окружающим нас людям о том,

Скачать:TXTPDF

-мала. Шри К. Паттабхи Джойс Йога читать, -мала. Шри К. Паттабхи Джойс Йога читать бесплатно, -мала. Шри К. Паттабхи Джойс Йога читать онлайн