Скачать:TXTPDF
Йога-мала. Шри К. Паттабхи Джойс

взять немного холодной воды, смешать с теплым вареным рисом и принимать в пищу перед едой. Это поможет выработаться субстанции, которая содержится в молоке и масле из молока буйволицы, и тело получит необходимую энергию и питание.

Начинающие должны постоянно помнить и следовать вышеизложенным правилам относительно пищи, секса, ванн и выполнения упражнений. Помнить следует и о том, что все действия должны быть посвящены Богу и Гуру. Заниматься йогой ради того, чтобы оздоровить и укрепить тело, или ради интереса — неверный подход. Истинный путь лишь в очищении тела, органов чувств и ума и посвящении всех дел и поступков Всевышнему. Если наш ум устремлен к Богу, то Он удовлетворит все наши надежды, когда придет время. Практикующие должны всеми силами защищаться от любых вещей, которые могут нарушить равновесие их ума.

Чтобы заниматься йогой, человек должен также вложить всю свою искренность, все стремление, рвение и усердие в таттваджнану (изучение философских знаний). Еще он не должен смешиваться с толпой. Так человек может постичь йогу. Вот как йоги описывают путь йогического постижения:

Утсахатсахасадхайвьяттаттваджнаш на нишчайят Джанасангхапаритьягат шадбирйогах прасиддхьяте.

Искренность, смелость, твердость, различение истины, убежденность, избегание сборищ — вот шесть вещей, которые помогают постичь йогу.

(Хатха-Йога-Прадипика, 1:16)

Хорошенько изучите эти правила. Не слушайте тех, кто не знает йогу, кто не в состоянии даже управлять собственным телом. Пусть их слова не смущают вас.

Занятия йогой под силу человеку любого возраста, мужчинам и женщинам, слабым и больным, даже инвалидам. Так утверждают шастракары:

Йюва врддхо ‘тхиврддхо ва вьядхито дурбало ‘пи ва Абхьясат сиддимапноти сарвайогешватандритах.

Молодой и старик, больной и немощный, — любой, кто внимателен, достигнет успеха в йоге с помощью постоянной практики.

(Хатха-Йога-Прадипика, I:64)

Эта идея единодушно принимается всеми йогами и многократно подтверждена опытом. Действительно, лишь полный лентяй может считать йогическую практику бесполезной. Йога полезна всем, начиная с восьмилетнего возраста или старше — в зависимости от пола.

Беременные женщины должны воздержаться от выполнения асан, начиная с четвертого месяца беременности. Но они могут продолжать практиковать уджджайи пранаяму, самавритти пранаяму и вишамавритти пранаяму без выполнения кумбхат вплоть до седьмого месяца. Регулярное выполнение полной речаки, или выдоха, и пураки, или вдоха, сидя в Падмасане (поза лотоса) или Махамудре (великая печать), облегчит роды. Женщинам стоит иметь это в виду.

Людям старше пятидесяти лет достаточно выполнять некоторые из самых простых асан и пранаям. Но тем, кто занимается уже много лет, можно спокойно продолжать выполнять все упражнения. Пожилым людям, желающим начать заниматься йогой, достаточно следующих десяти асан (подробнее они описаны во второй части книги): Сурья Намаскара (первого и второго типа), затем Пасчимоттанасана, Сарвангасана, Халасана, Карнапидасана, Урдхвападмасана, Пиндасана, Матсьясана, Уттанападасана и Ширшасана. Предпочтительно выполнять эти асаны вместе с виньясами (связками движений и дыхания), но если это невозможно, то достаточно будет сконцентрироваться на речаке и пураке. Ширшасану следует выполнять не менее десяти минут, а потом, оставаясь в Ширшасане, нужно выполнить, как минимум, десять речак и пурак. Так можно укрепить тело и органы чувств, очистить ум, продлить жизнь и наполнить тело свежей энергией.

Людям средних лет лучше выполнять все асаны. Чем дольше человек занимается, тем крепче становится тело и тем меньше донимают болезни. Таким людям легче дается пранаяма; с преобладанием саттвы (чистоты) ум становится более гармоничным, растет сила ума, удлиняется жизнь.

Глубоким старикам, которые находят выполнение Сарвангасаны, Халасаны, Уттанападасаны, Ширшасаны и Падмасаны слишком трудным, достаточно ежедневно выполнять маха-бандху, речака кумбхака пранаяму, пурака кумбхака пранаяму, самавритти вишамавритти пранаяму и ситхали пранаяму. Это поможет им жить долго и счастливо и обезопасит от болезней.

Слабым и немощным следует начинать занятия постепенно и выполнять те асаны и пранаямы, которые им под силу. По мере того как тело будет крепнуть, нужно увеличивать количество упражнений.

Гуру обычно рекомендует выполнять те упражнения, которые наилучшим образом подходят конкретному человеку. Нельзя постичь йогу только с помощью книг. Руководство мудрого Гуру, который в совершенстве знает науку йоги и владеет йогическими упражнениями, может очень помочь в этом. А иначе можно столкнуться с достаточно серьезными проблемами на уровне физического тела и ума. Занятия йогой способны избавить человеческое существо от всех болезней, которые поражают тело и ум, но лучше это делать под руководством опытного Гуру, который знает йогические шастры и умеет претворять их в жизнь. Только так можно очистить тело, органы чувств и ум.

С помощью йогических упражнений можно излечиться от многих тяжелых заболеваний, например от бронхиальной астмы. Врачи, которые не признавали целебные свойства йоги, были ошеломлены, когда встретили своих бывших пациентов, излечившихся с помощью йогических практик. Целительная сила йоги многократно доказана опытом. Болезни, которые современная медицина признает как неизлечимые, поддаются лечению йогой. Болезнь, с которой йога справиться не в силах, не вылечит уже никто. Это абсолютно точно. Врач может найти лекарство от болезни, которая вызвана нарушением равновесия трех доша*, но ни один дханвантхари (доктор, врач) не в силах отыскать лекарство от болезней ума. А йогины говорят, что даже для таких случаев в йоге существует лечение. Действительно, искренне практикуя йогу, человек может достичь абсолютно всего. Он может даже повторить акт сотворения**.

Мир полон лжи, фальши и насилия. Йогин в силах исправить положение и указать людям истинный путь. Поэтому хочу снова подчеркнуть: люди, которые занимаются йогой, должны проявлять веру и преданность йоге и Садгуру. Правда, вера и преданность Гуру не свойственна современной молодежи. К этому приводит слабость ума и органов чувств. Изучать йогу без преданности Богу и Гуру — все равно что молоко священной коровы наливать в мешок из собачьей шкуры или разбавлять его молоком ослицы. Но если юноши и девушки стремятся к знаниям, проявляют истинную веру и преданность, не будоражат свой ум, то божественная сила прольет на них свет знания. Это знание сделает их тела крепкими, умы — сильными, освободит изпод власти вожделения. Можете в этом не сомневаться.

Несомненно также, что страна, в которой большинство молодых людей крепки телом и духом и умы их устремлены к Богу, — это благословенная страна. Так сказано в Ведах. Так что повторю еще раз: узнав путь, который описан выше, и начав практиковать его, люди обретут счастье сейчас и во веки веков.

Поскольку тело каждого человека имеет свои особенности, очень важно определить, какие асаны для него являются наиболее оптимальными. Эффект, который дает определенная асана или пранаяма, можно получить гораздо быстрее, выполняя более подходящую для конкретного человека асану или пранаяму. Есть асаны, которые совсем не подходят некоторым людям, и их выполнение может быть болезненным. Гуру великолепно понимает все эти нюансы и может помочь.

Начинать занятие следует с Сурья Намаскары (Приветствие Солнца), а затем переходить к выполнению асан. Сурья Намаскару и асаны нужно выполнять в правильной последовательности и в соответствии с методикой виньяс. В противном случае ни одна часть тела не станет крепче, а тонкие нади не смогут очиститься. Результатом будет нарушение равновесия, которое не позволит развиться телу, органам чувств и уму. Пренебрежение речакой и пуракой приведет к таким же результатам.

Итак, асаны и Сурья Намаскара должны выполняться только по правилам соответствующей виньясы. Как сказал мудрец Вамана, автор трактата «Йога-Корунта», руководства по асанам и пранаямам аштанга-йоги:

Вина виньяса йогена асанадин на карайет.

О, йогин! Не выполняй асану без виньясы!

Зная правильный метод, йогой заниматься легко. Но без этого знания вас ждут многочисленные трудности. Поэтому следует не забывать о виньясе, равно как и о речаке и пураке, и выполнять эти правила.

Асаны, описанные в следующем разделе, отражают целительный аспект йогической практики. Выполнять упражнения следует в той последовательности, в которой они приведены. Нельзя «перескакивать» через асану и браться за следующую, помните об этом.

Начинать заниматься йогой лучше всего зимой. Наилучшее для тренировок время суток — до пяти часов утра. Перед тренировкой не прыгайте и не сидите у огня, чтобы согреться. Старайтесь избегать сексуальных излишеств.

Стирайрангайс туштувагумсастанубхих Вьяшема девахитам яддайюх

Ом Шанти Шанти Шанти.

Вознося хвалу, можем ли мы в суровых и непреложных ступенях увидеть наслаждение жизнью, данной Богами. Ом Покой Покой Покой.

(Шанти-Мантра, Ригведа)

* Вата (ветер), питта (огонь, желчь) и капха (земля, слизь) — три доша, три элемента, ответственные за жизнедеятельность организма. Они, в свою очередь, приводятся в движение пищей и поступками. Когда доша находятся в равновесии, человек здоров. Когда равновесие нарушается, человек заболевает.

** Так, например, великий риши (провидец) Вишвамитра создал другой Индра Лока (мир Богов) для человека низкой касты, который хотел попасть на Небеса.

СУРЬЯ НАМАСКАРА И ЙОГИЧЕСКИЕ АСАНЫ

Сурья Намаскара

Сурья Намаскара, или Приветствие Солнца, — это практика, которая пришла к нам из глубокой древности. Она способна наполнить жизнь человека небесным блаженством. С помощью Сурья Намаскары человек может стать радостным и счастливым. Старость и смерть перестанут устрашать его. Говорят, что великие йогины с помощью контроля дыхания могли значительно увеличивать продолжительность своей жизни и даже обретали власть над смертью.

В наши дни люди даже не стремятся постичь традиции и практики своих предков, не пытаются научиться контролировать свои органы чувств. Вместо этого они занимаются самооправданиями и сокрушают силу своих умов в погоне за материальными благами. Люди избегают смотреть в глаза реальности просто потому, что не могут увидеть ее. Это делает жизнь людей ничтожной и ведет к болезням, нищете и смерти. Но, последовав традициям предков, они могли бы развить свое тело и ум, чтобы позволить проявиться истинной природе Сущности. Как утверждают древние тексты:

Найям атма балахинена лабхьях.

Нельзя достичь Сущности, не имея силы.

(Мундака Упанишад, III:2:3)

Крепкое тело, органы чувств и ум помогут нам стать здоровыми и праведными, жить долго и счастливо. Они также дадут нам возможность достичь вселенской свободы. Так что если мы хотим наполнить свою жизнь здоровьем, праведностью, разумом и долголетием, то мы не должны забывать традиции предков.

Великие мудрецы говорили: «Шарирамадmям халу дхарма Садханам (Первый шаг на пути духовных поисков — позаботиться о теле)»*. Следуя этому наставлению, наши предки отыскали путь к телесному здоровью. Этот путь не противоречил древним текстам и был в полном согласии с ними. Наши предки знали, что путь к телесному здоровью лежит через Сурья Намаскару и йогическую практику. Они постигали учение, практиковали и были счастливы. В каждом уголке Индии люди всех каст выполняли Сурья Намаскару, описанную в пиастрах. Люди делали это каждый день с чувством, что совершают праведный поступок. Они знали, насколько важно для здоровья благословение Бога Солнца. Если мы вдумаемся в смысл фразы «Арогьям бхаскарад икчет (Человеку следует просить здоровья у солнца)», становится совершенно ясно, что Бог Солнца благословляет людей на здоровую жизнь. Таким образом, чтобы обрести здоровье — величайшее сокровище, — следует испросить благословения у Бога

Скачать:TXTPDF

-мала. Шри К. Паттабхи Джойс Йога читать, -мала. Шри К. Паттабхи Джойс Йога читать бесплатно, -мала. Шри К. Паттабхи Джойс Йога читать онлайн