Йога. Марк Абрамович.
КОММЕНТАРИЙ К ЙОГА-СУТРЕ ПАТАНДЖАЛИ
Что такое Йога, Что такое Раджа Йога, Йога и вера, Йога и молитва, Постулаты Йоги, Йога и эмоции, Некоторые правила Йоги
В природе нет изолированных друг от друга событий и явлений, все в ней гармонично, взаимосвязано и взаимопроникновенно. Мы — человечество, и каждый его представитель в отдельности — частица материальной и полевой реальности, называемой природой, и в этом суть нашего с ней единства. Находясь в постоянном взаимодействии с окружающей средой на всех уровнях — физическом, интеллектуальном и энергетическом, человек не только может, но и должен поставить его под контроль сознания. Только такой путь дает возможность качественного скачка в понимании себя как субъекта этого взаимодействия.
Сознание Вселенной, как океан, миллионы лет вбирает в себя капли индивидуальных знаний, накапливает их и постоянно отдает человечеству, Мы не только родники, питающие океан знаний, но и проводники, участвующие в их круговороте. Философская система йоги наиболее фундаментально разъясняет не только начало и развитие Вселенной и ее Сознания, но и раскрывает смысл Освобождения, как непременного условия передачи опыта, накопленного индивидуальными «Я» человечества в сокровищницу Сознания Вселенной, как пути привнесения этого знания в нашу жизнь. Уже в древнейшем памятнике человеческого разума, каким является Ригведа (середина 2 тысячелетия до н. э.), не только содержится упоминание о йоге и йогах, но и излагается идея достижения сверхъестественных способностей путем особой аскетической практики. Упанишады (раздел вед, трактующий их философские аспекты) ссылаются на практику йоги как на средство самососредоточения, проникновения во внутренний мир и обретения истинного знания.
В санскрите слово «йога» означает связь, соединение, гармония; употребляется же в различных значениях: оно может обозначать просто «метод», но также и «единение». В Бхагаватгите говорится, что душа в ее земном состоянии живет отчужденно от высшей души, и корень страдания таится в этом разобщении и отчуждении. Для избавления от печали и страдания следует достигнуть духовного единения — «осознания двух в одном», или йоги.
Наиболее полно философию йоги изложил великий мудрец Индии Капила (VII век до н. э.) в произведении «Санкхья сутра». Однако основоположником йоги как учения, освещающего путь тем, кто стремится к созиданию духа как независимого начала, является Патанджали (II век до н. э.). Он выделил ее в самостоятельную систему, обобщив существующий к этому времени огромный опыт отдельных йогов.
Йога-сутра, или как ее еще называют, «Патанджали-сутра», делится на четыре части — пада.
Первая часть — Самадхипада — посвящена природе, целям и формам йоги. В ней рассматриваются модификации «внутреннего органа» — читты, а также методы достижения йоги.
Вторая часть — Садханапада — отводится Крия-йоге, йоге действия, т. е. средствам достижения сосредоточения (самадхи).
Третья часть — Вибхутипада — дает описание внутренних аспектов йоги, сверхъестественных сил, приобретаемых применением йоги на практике.
Четвертая часть — Кайвальяпада — посвящена описанию природы и форм освобождения.
Для очищения и просветления ума /читты/ Патанджали дает восемь средств:
1. Яма — самоограничение, или правила общественного поведения вступившего на путь йоги.
2. Нияма — воздержание, или правила, кодекс внутриличностной самодисциплины.
3. Асана — поза, положение тела.
4. Пранаяма — система дыхания, контроль над дыханием.
5. Пратьяхара — подчинение чувств. Отрыв от чувственного восприятия.
6. Дхарана — концентрация, сосредоточения ума на одном единственном объекте.
7. Дхьяна — созерцание, медитация.
8. Самадхи — высшее сосредоточение, самореализация.
Эти восемь этапов составляют восьмеричный путь классической йоги, это и есть та настоящая йога, которая изложена в Йога сутре Патанджали.
Теперь подробнее:
ЙОГА.
В санскрите это слово обозначает:
А) соединение, союз, единение — то, что в иврите обозначается словом «брит»; единение души с бессмертным бытием, сознанием, блаженством Божественного;
Б) приведенное в систему усилие, направленное к самосовершенствованию посредством выявления, выражения, а затем и доведение до совершенства потенциальных возможностей, скрытых в человеческом существе, и единение человеческого индивидуума с универсальным и трансцендентным существованием, другими словами, конкретная методика реализации этой истины в личном опыте (переживании). То, что в иудаизме называется каббалой.
В) философское учение, систематизированное Патанджали.
РАДЖА ЙОГА — буквально, «царственная Йога».
А) Система совершенствования и подчинения внутренней природы человека для познания и освобождения души от оков материального бытия.
Б) Использование ментальной дисциплины (аскезы) для раскрытия Божественной жизни на всех ее планах.
Осуществление Божественности в каждом человеке, как уже говорилось, состоит из восьми этапов:
1. ЯМА
Яма (воздержание) — не причинение вреда, правдивость, не присвоение чужого, контроль над чувствами и неприятие даров.
Казалось бы, нет нужды в разъяснении понятия «воздержание», однако йога объясняет его скрупулезно, подчеркивая важность чистоты внутреннего мира практикующего этот путь. Оговаривается пять аспектов поведения:
1 Ахимса — не причинение вреда. Этот аспект включает в себя не только не причинение прямого вреда, как «не убий», но и ненасилие вообще, включающее не причинение любого вреда словом и делом, и даже мыслью.
2 Сатья — правдивость — включает не только правду в речи, непреувеличение, недвусмысленность, но и правду в мыслях, т. е. правдивость перед самим собой.
3 Астейя — неприкосновение к чужому подразумевает недопустимость всех видов незаконного присвоения чужого имущества: не только кражу или обман, но и само желание чужого.
4 Брахмачарья — контроль над чувственными желаниями и страстями и в делах, и мыслях.
5 Апариграха — неприятие даров, это и отсутствие жадности вообще, отклонение всего, что не заработано личным трудом.
Эти пять добродетелей не обусловлены ни местом, ни временем, ни обстоятельством и составляют великий обет.
2. НИЯМА
Очищение тела и разума, удовлетворенность, самообуздание, покорность Всевышнему — составляют Нияму.
Нияма — культура, вторая дисциплина Йоги — предполагает очищение внешнее и внутреннее. Внешнее предполагает чистоплотность и рациональное чистое питание; внутреннее — очищение ума путем воспитания здоровых эмоций (дружелюбия, доброжелательности и т. д.) для несения добра людям. Культура предполагает также довольствование тем, что есть, разумный аскетизм, состоящий в воспитании привычки переносить неудобства без отрицательных эмоций, регулярные занятия практикой Йоги и размышления о суетности так называемых ценностей социума. Это вторая дисциплина йоги, естественно, должна базироваться на достигнутой высоте поведения в результате усвоения в поведении пяти принципов ЯМА.
Нияма включает в себя следующие принципы:
1 Шауча — очищение тела и ума, идущее по двум направлениям — Бахья и Абхьянтара. Бахья — внешнее очищение — достигается поддержанием тела в чистоте и употреблением чистой пищи. Йога рассматривает питание, как важнейший фактор строительства тела. Постоянно взаимодействуя с внешней средой, человек обменивается с нею информацией и приспосабливается к постоянно изменяющимся факторам среды обитания, но ни один из них при этом не становится внутренним. Только дыхание и питание, являясь факторами внешней среды, в процессе взаимодействия становятся факторами внутренними. Именно поэтому Йога относит питание к внешнему очищению. Мы суть то, что едим. Именно пища дает те строительные материалы, из которых построен наш организм. Единственные его строители — генетический аппарат, желудочно-кишечный тракт и разум.
Пища делится на три категории: Саттвика — саттвическая, Раджика — раджастическая, Тамсика — тамастическая. Это разделение основывается на преобладании в каждой категории продуктов одной из трех гун (сил) Саттва, Раджас и Тамас.
а) Саттвика: молочные продукты, фрукты, овощи, зелень, орехи и зерна злаковых — это абсолютно чистая пища.
б) Раджика: постное мясо, рыба, яйца, пряности и приправы, горячие блюда, а так же соль, нерафинированный (желтый) сахар, чай, кофе и какао. Эти продукты считаются возбуждающими.
в) Тамсика: залежавшаяся и длительно хранящаяся пища второй группы, а также жирное мясо и алкогольные напитки (таким образом, свинина автоматически исключается).
Каждый здоровый человек, живущий обычной жизнью, но стремящийся к гармонии тела и духа, к психическому равновесию, может использовать диету, на две трети состоящую из продуктов категория Сатвика и на одну треть из продуктов категории Раджика, по возможности избегая сахара, кофе и какао. Продукты Тамсика недопустимы вообще, так как делают человека заторможенным, ленивым, и понижают его умственные способности.
Те, кто посвятил себя Йоге, признают продукты исключительно категории Саттвика, так как только эти продукты не мешают высшей концентрации и яркому восприятию действительности.
2 Абхьянтара — внутреннее очищение. Процесс самовоспитания нравственной чистоты, основанной на тщательном и объективном анализе всего, что составляет инструмент сознания, предполагает два направления:
а) Устранение отрицательных мотивов поведения и отрицательных эмоций, способствующих их появлению, таких как гнев, злоба, зависть, ревность, надменность. Анализ свойств ума направляется на изживание мотивов поведения, которые вызывают несовместимые с Йогой действия, такие как клевета, интриганство, обман и т. д.
б) Культивирование положительных мотивов поведения и положительных эмоций, вызывающих их проявление, таких как радость, бодрость, скромность, искренность, дружелюбие, честность и т. д. Сознательное воспитание навыков и привычек, основанных на положительных эмоциях и чувствах, побуждает практикующего быть терпимым к интересам и убеждениям других людей, даже если они не совпадают с собственными. Побуждают творить добро другим людям, не взирая на их пороки.
И устранение, и культивирование должно распространяться на все стадии сознания от осознаваемого, через смутноосознаваемое, до неосознаваемого. Положительные навыки должны стать внутренней потребностью и способом взаимодействия йога с внешним миром.
3 Сантоша — удовлетворенность — предполагает основанное на четком понимании своих истинных потребностей довольство тем, что имеешь, и умение максимально использовать все заложенные в этом малом полезные качества. Такое мироощущение рождает спокойствие, здоровый оптимизм и жизнерадостность, позволяет удерживать разум в состоянии равновесия. Как только достигается такое душевное состояние, все начинает происходить само собой, без лишних усилий йога.
4 Тапас — укрощение плоти, самообуздание. Это не умерщвление плоти, проповедуемое некоторыми фанатиками, а воспитание разумного аскетизма. Приучение организма к лишениям, воспитание привычки переносить жару и холод, жизненные невзгоды позволяет преодолеть инертность тела и разума, подчинить их воле, и, тем самым, вплотную подойти к пониманию того, что Я и «Я есть это» (асмита) не одно и то же, а тело и разум только инструменты духа.
5 Свадхьяя — самосозерцание и самоизучение, основанное, с одной стороны, на знании канонов, что предполагает постоянное изучение йогической литературы и текстов Священного Писания, а с другой — на анализе происходящих в теле и сознании перемен и сопоставлении их с критериями, содержащимися в этих источниках. Эта работа над собой, приучая разум к осознанию внутреннего потока информации, готовит его к восприятию интуитивного знания.
6 Ишвара-пранидхана — подчинение Всевышнему, размышление о Сознании Вселенной, если хотите, о Боге, дает истинное понимание Его роли в проявленном бытие «материи» и месте нашего «Я» в процессе эволюции. Эти размышления-медитации сливают волю йога с волей Бога.
Процесс совершенствования, выработки новых концепций поведения, новых идеалов и принципов, не ставших еще привычкой, порождает в сознании определенный конфликт, вызывающий защитную реакцию психики. Старые принципы блокируются сознанием и активно «забываются», вытесняются из сферы осознаваемого, через смутно осознаваемое, в неосознаваемое. Однако вытесненное оставляет в сознании отпечатки-матрицы, сохраняющие присущую вытесненным влечениям энергию, так называемое зерно. Под воздействием ассоциативных связей с переживаемыми в настоящем событиями, вытесненное стремится вернуться в сознание и занять там привычное для него место. Йога дает нам три способа воздействия на этот нежелательный процесс.
В соответствии с