Скачать:PDFTXT
Йога. Марк Абрамович

и систем, которые существуют и движутся в пространстве и времени и обладают неисчерпаемым многообразием свойств.

Обычное познание, даже путем абстрагирования, не может выйти за пределы чувственных образов и понятий, и поэтому область познания во всей своей полноте обычному восприятию недоступна. У человека есть способность, развиваемая сосредоточением, идти за пределы интеллекта и воспринимать информацию, обычному разуму недоступную. Более того, полнота этого восприятия расширяется тем, что интуитивное знание человеком еще и переживается!

50. Этот опыт устраняет отпечатки всех других впечатлений.

Опыт, рожденный такой медитацией, настолько преобразует личность, что достигается окончательное отождествление свидетеля внутренних состояний с этими состояниями и составляющими их компонентами. Зрящий выделяет эти компоненты из спектра своего взаимодействия с окружающим миром и, выводя их на уровень объектов, познает и подчиняет. Впечатления, получаемые на этой стадии Самадхи, обычными словами описать невозможно, все слова будут ложью, они настолько сильны, что окончательно исключает все другие впечатления.

51. Когда подавляется и это впечатление, достигается Нарбия Самадхи — самадхи, лишенное зерна.

Достигается освобождение тогда, когда даже подсознательные впечатления интуиции подавляются полностью, и достигается полное сосредоточение, когда наступает восприятие, не скованное рамками личности и, окончательно сливаясь со зримым, зрящий исчезает. Одновременно исчезает биджа — зерно, из которого может развиться карма, и, несмотря на то, что некоторые ее потенции остаются, корни их подрезаются полностью, и зерно лишается возможности прорасти.

ЧАСТЬ 2

Садханапада — Крия-йога

Крия-йогайога действия, средства достижения сосредоточения (самадхи).

1. Аскетизм, самообучение и подчинение Богу составляют Крия-иогу.

Своеобразным комментарием к этой сутре могли бы послужить две цитаты из Цзен-цзы:

«Я ежедневно подвергаю себя самоанализу, вопрошая самого себя, был ли я до конца преданным в служении людям? Был ли я до конца честным во взаимоотношениях с друзьями? Все ли исполнил из того, что было мне преподано (учителями)?»

«Благородный муж требователен к себе, низкий человек требователен к другим».

Закончен первый период ознакомления с целью йоги, сделан выбор, решен коренной вопрос «зачем?», появилась определенная цель. Начинается работа над собой, которая сделает практикующего другим человеком, разумеется, личностно. Самоизучение неизбежно обнажит Ваше истинное физическое и интеллектуальное «я», которое Вы постоянно скрывали под масками: на работе — честного сотрудника, с друзьями — искреннего друга, в семье — любящего мужа и отца, перед зеркалом — самого порядочного человека в мире. Многие из этих масок мало соответствовали тому, чем вы были, что вы на самом деле испытывали, словом, были неадекватны вашим полям. Такое освобождение от масок происходит неизбежно. Оно необходимо для того, чтобы качества, которые вы играли, стали в самом деле, вашими, а те, которые вы скрывали, были вами осознаны и изжиты. Чутко, как за посторонним, следите за своим духом. Не допускайте самоуспокоенности. Никогда вы не достигнете такого положения, когда можно с облегчением сказать: «Все, я совершенен, мне не над чем больше работать». Бойтесь самости, она — начало смерти и разложения. Достаточно раз серьезно подумать о себе: «Я самый сильный, я самый знающий», и конец вашему продвижению.

Не каждый может посвятить всю свою жизнь йоге, поэтому для тех, кто не отошел от мира, а идет «серединным» путем, требования аскетизма заключаются в том, чтобы исключалось искажающее влияние внешних обстоятельств. Собственность должна быть сведена до такого минимума, который не являлся бы источником опасений за свое будущее или плохих предчувствий. Пища должна приниматься с умеренностью, достаточной для поддержания физического комфорта, однако не настолько, чтобы он мог выродиться в самоцель. Следует избегать ненужных забот о теле, однако такое отношение к нему не должно переродиться в «умерщвление плоти». Все потребности удовлетворяются лишь постольку, поскольку они необходимы для хорошего самочувствия. Аскетизм, даже умеренный, уничтожает загрязнения, смешанные с подсознательными впечатлениями, вытекающими из кармы и собственных страстей.

В соответствии с проявлениями сознания можно установить градацию его существования.

В минеральном мире сознание находится в спящем состоянии.

В растительном мире оно проявляется как жизненная сила.

В царстве животных сознание выступает как сила инстинкта.

В людях оно проявляется как сила мышления, рассуждения и постижения.

Преданность Богу — это, прежде всего осознание того, что вы, именно вы, проводник Сознания Вселенной в наш земной мир, во все его градации, и ваше собственное сознаниечастица Высшего Сознания — сознания нашего конкретного мира. Это и есть предварительная, начальная йога.

2. Крия-йога служит ослаблению страданий и достижению неразрывного союза с Космическим Сознанием.

Йогическая философия рассматривает страдания, как неизбежный результат связи Я с данным ему телом. Пока Я отождествляет себя с ним и пользуется его несовершенными органами, смена удовольствий и неприятностей, блаженства и страданий неизбежна. Я отождествляет себя с частной, ограниченной формой существования, телесной организацией и, таким образом, отгораживается от настоящей жизни. Единственный способ избежания страданий — это не увеличение удовольствий, ибо они временны, а освобождение от них. Поскольку само страдание — это своеобразное следствие, постольку оно предварительно уже содержится в своей причине. Естественно, что именно неведение является причиной всех остальных страданий, так как око порождает незнание (авидью) законов жизни и природы, отстраняет человека от совершенного познания реальности, понимания сути своего Я и стоящего перед ним мира объектов.

3. Неведение, эгоизм, враждебность, привязанность к объектам, жажда жизни — суть пять аффектов.

Все помехи, несущие страдания, являются формами ложного знания (авидьи), не соответствующего реальности. Эти помехи ведут личность по направлению к животной природе человека, которая несет новые страдания. Так замыкается порочный круг ложного существования.

4. Неведение есть источник всех остальных страданий, в каком бы они ни были состоянии — скрытом, ослабленном, переменном или в расцвете.

Неведенье может быть устранено разграничивающим познанием, включающим, кроме всего прочего, и классификацию проявления страданий, так как развитие этого проявления — только развертывание того, что уже существует в потенции. Йога дает определенную классификацию условий существования страданий:

а) Скрытое (страдание существует в скрытой форме, сохраняя биджу — зерно, которое может прорасти при соответствующих условиях);

б) Ослабленное (страдание ослаблено, но может вновь стать активно проявляющимся при стимуляции);

в) Переменное (поочередное превалирование одной из проявляющихся полярных сторон страдания, например, любовьненависть, Привязанностьотвращение);

г) Полный расцвет (активная, полностью проявленная форма).

5. Неведениеесть принятие невечного, нечистого, злобного и не составляющего истинного Я за вечное, чистое, дающее блаженство, сущее «Я».

Первый вид неведения — принятие невечного за вечное. Многие объекты могут служить примером такого неведения: Земля с ее природой, планеты, наконец, Вселенная с ее «бесконечностью».

Второй вид — это когда человек считает чистыми вещи нечистые. Сюда включается ощущение чистоты своего тела и тела противоположного пола, которые нечисты изначально: по происхождению, процессу поддержания существования и постоянному процессу разрушения, заканчивающегося смертью и разложением. Постоянная забота о поддержании его чистоты только подтверждает это положение.

Третий вид — когда болезненные процессы принимаются за доставляющие наслаждение.

Четвертый вид — принятие недуховного за духовное. К этому же виду заблуждений относится видение «Я» в том, что «Я» не является. Тело, являющееся инструментом наслаждений, или духовной работы, ум, выступающий как инструмент «Я» — суть проявления «не-Я».

6. Ложное самосознание — отождествление зрящего со зримым — суть эгоизм.

Ложное самосознание является результатом связанности с телом, порождающим ложное познание, под которым понимается не только авидья, но и асмита. В отличие от асми — я есмь (понятие чистого сознания как вечного и бессмертного субъекта), выступает асмита — я есть это, т. е. смешение зрящего с его орудиями: умом, интеллектом, чувствами.

Освобождение представляет собой возврат к пониманию своего истинного «Я», избавление от иллюзий, скрывающих от нас его истинную природу, возврат к пониманию того, что именно «Я» при помощи интеллекта получает информацию об объектах и вступает в связь с миром. Ложное впечатление, что эти два вида энергии тождественны, называются асмитой (эгоизмом).

7. Привязанность (рага) — есть стремление к удовольствиям.

Память об испытанном наслаждении, желание обладать объектами материального мира, погоня за средствами их достижения порождает привязанность к материальным благам, зависимость от них и, как результат, невозможность духовного развития.

8. Отвращениеесть реакция на страдание.

То, что вызывает страдание и боль, вызывает реакцию отторжения. Главное понять действительную причину страданий.

9. Инстинктивная жажда жизни властвует даже над мудрецом.

Жажда жизни присуща всему живому, начиная от одноклеточной водоросли и кончая самым мудрым человеком. Это не результат случайного стечения обстоятельств в процессе эволюции, а его основная черта. Она начинает действовать на всех этапах жизни, как только Сознание Вселенной вступает в контакт с Пракрити и начинается очередной цикл эволюции. Современная наука, называя это качество инстинктом, считает, что инстинкт отражает полезный опыт предыдущих поколений данного биологического вида и относит его к безусловным рефлексам. Однако признает, что до сих пор у нее нет четкого определения этого понятия, отражающего все стороны этого сложного явления.

Йога все наши знания, называем ли мы их интеллектуальными или инстинктивными, рассматривает как результат взаимодействия индивидуума со светом Создателя (духовное знание) — с одной стороны, или как результат опыта прошлых воплощений, в котором преобладал элемент тамас, погрузившийся в подсознание (инстинкт) — с другой. Прошлое не уничтожается, а большая часть будущего уже существует, поскольку и то и другое воспринимается как тонкое тело (см. комментарий к сутре 11 ч. I). Этот своеобразный биознергетический образ со всеми отпечатками его контактов с внешним миром, следами всех жизненных переживаний и перевоплощений, всего того, что мы называем жизненным опытом, йога называет тонким телом. Пока присутствует матрица тонкого тела, существование будет воплощаться и перевоплощаться. Все тонкие тела с их матрицами принадлежат к одной общей эволюции пракрити, которая и связывает человека в единое целое с каждой иной формой жизни — и животной, и растительной.

Тонкое тело либо мигрирует целиком из одного физического теля в другое при его появлениях в последующих рождениях, либо составляется из частей других тонких тел, принадлежащих людям, не достигшим совершенства, как из своеобразного строительного материала. Впечатление от тех действий, которые имели место в ходе различных перевоплощений, сохраняются тонкими телами на уровне подсознания, но могут быть извлечены из его глубин специальной практикой или случайным резонансом с переживаемой в настоящем жизненной ситуацией.

10. Они (5 аффектов) должны быть растворены в их причине.

Упомянутые пять аффектов (см. комментарий к сутре 3, часть 2) в своих проявлениях: скрытом, ослабленном, переменном и полностью активном, должны быть преодолены путем растворения их в их же причине.

Всевозможные конфликты, боль и страдания проявляются лишь в действующем сознании, когда субстанция разума активна. Те же аффекты, находящиеся в подсознании, не проникшие в область сознания, не вызывают конфликтов, они безмятежно сосуществуют в подсознании в полном равновесии. В непроявленном состоянии причины страданий и конфликта покоятся в виде зерна, которое прорастает только в сфере сознания.

Во время медитации аффекты не пропускаются в сферу сознания

11. Активная форма страдания подавляется медитацией.

Медитация — основное средство управления ментальным процессом и привидение психики в состояние углубленности и сосредоточенности. В

Скачать:PDFTXT

. Марк Абрамович Йога читать, . Марк Абрамович Йога читать бесплатно, . Марк Абрамович Йога читать онлайн