ослабления усилия и размышлением о беспредельном.
В ходе освоения Асаны, когда формируется различение особенностей позы, усилий, необходимых для ее сохранения, различения сигналов, идущих от тела (боль, напряженность отдельных групп мышц и т. д.), требуется большое усилие воли и напряжение ума. Но со временем, когда вырабатывается моторное усвоение позы, своеобразная память тела, все функции контроля над положением тела передаются подсознанию. Это уже неосознаваемый процесс фиксации, накопления и обработки информации, обеспечивающий приспособление организма к постоянным условиям. Формируется навык (как и навык ходьбы, речи и письма), освобождающий сознание от сознания тела для духовного творчества независимо от изменяющихся условий внешней среды. Это и есть «постепенное ослабление усилий».
Освоение Асаны сопровождается медитативным размышлением о беспредельных возможностях пробуждающейся силы Кундалини, поднимающейся из чакры Муладхары в область Анахаты, в функции которой, кроме всего прочего, входит контроль взаимодействия организма с внешней реальностью. На уровне Анахаты производится накопление и обработка информация о среде и своих реакциях на нее, образование того, что мы называем инстинктивным умом. По индийской традиции Кундалини символически изображается змеей, свернутой в три с половиной витка, с головой, поднятой вверх. Это символ, если он не подходит вам для медитаций, вы можете избрать любой другой образ, отражающий реальный процесс: пробуждение огромного сгустка энергии и подъем его по каналу вверх. Это и есть «размышление о беспредельном».
48. Овладевшему Асаной посторонние качества перестают мешать.
Тело овладевшего Асаной становится независимым от контактных воздействий извне, таких, как жара и холод, сухость и влажность, и т. д. В этой сутре в принципе говорится об устойчивости организма к воздействию полярных сил, получивших наименование Ян и Инь, или Ха и Тха, которые могут при неумении их регулировать привести к стрессам и заболеваниям. Согласно канонам древней философии и медицины, человек, как и все объекты на земли, подчинен действию «большого двойного всеобщего чередования и дополнений — Инь — Ян». Что же представляет собой этот закон?
Любой объект, любое проявление в мире обязательно включает в себя две противоположности — положительное и отрицательное, мужское и женское, солнечное и лунное и т. д., то есть Ян и Инь. Борьба и единство этих взаимообусловленных противоположностей является всеобщим законом материального мира, истоком его развития и существования. Антагонизм и взаимозависимость этих двух начал, их борьба и единство, рассматриваются не только как процесс усиления или ослабления каждой из них за счет друг друга, но также и изменения, которые этот процесс вызывает в организме или явлении. В этом взаимодействии и взаимоотрицании, в этой борьбе «противоположных сил» Ян и Инь — реальная основа всего существующего и совершающегося. Внутренняя борьба этих сил в каждом явлении природы обеспечивает его движение и развитие в определенных условиях.
Символами основных характеристик этих сил древние избрали воду и огонь. Исходя из этого, признаками Инь стали свойства воды: холод, отекание вниз, сумрачность; свойства огня стали признаками силы Ян: жар, стремление вверх, блеск… Наиболее полно теория Инь-Ян изложена в книге «Нэй-цзин». Согласно этой теории, к Инь (женское начало) относятся: земля, луна, ночь, низ, внутренняя сторона, холод, правая сторона, зима, сон, самка, выдох… К Ян (мужское качало) относятся: небо, солнце, верх, наружная сторона, тепло, левая сторона, лето, юг, бодрствование, самец, вдох и т. д.
Все, что пребывает в покое, является холодным, находится внизу или стремится вниз, находится внутри или стремится внутрь; все сумрачное, слабое, смирное, медленное, имеющее форму, относится к полярной силе Инь (сравните со свойствами Тамаса).
Все, что пребывает в движении, является жарким или горячим, находится наверху или стремится вверх, находится снаружи или проходит наружу, все яркое, блестящее, сильное, энергичное, быстрое, не имеющее формы, относится к полярной силе Ян (сравните со свойствами Раджаса).
Овладевая Асаной, мы добиваемся свободы от этих беспокоящих наше внимание реакций тела на изменения во внешнем мире.
Постигая в медитациях все взаимодействия этих сил, в том числе вдоха и выдоха, мы приобретаем способность совершенствоваться в Пранаяме — регулировании потоков Праны в теле и их усвоении. Этим приобретается контроль физическим телом.
49. Овладев Асаной, нужно переходить к Пранаяме, последней стадией которой является полное прекращение дыхания.
В переводе с санскрита Пранаяма означает сдерживание праны и является производным от двух слов Прана и Аяма — сдерживание. Таким образом, Пранаяма — это не регуляция дыхания как процесса жизнедеятельности, а контроль над потоками праны, усваиваемой при дыхания. В отличие от Хатха-йоги, где контроль достигается через подчинение тела посредством практики Асан, Раджа-йога позволяет овладеть циркуляцией и усвоением праны путем волевого подчинения сознанию всех связей между физическим телом (Анномайя, или Стхула Шарира) с одной стороны, и энергетическими (Праномайя) и ментальными (Маномайя) потоками с другой. Прана, таким образом, попадает под полный контроль разума. Знание энергетического каркаса и закономерностей его функционирования открывает перед человеком самый главный путь оптимизации всех функций организма и подчинения их потребностям духовного развития — путь энергетических тренировок. Прана (см. комментарии к сутрам 34 ч. I, и 43 ч. II), являясь всеобщим началом, составляющим сущность всякого движения, силы или энергии, как и в чем бы они ни проявлялись, циркулирует в физическом теле человека по определенном путям — каналам, называемым Нади. Эти энергетические пути и омываемые ими энергетические центры и представляют собою то, что иногда называют двойником тела, или его энергетическим каркасом.
Основными энергетическими путями праны являются нади Ида и Пингала, которые совпадают с двумя околопозвоночными ветвями симпатической нервной системы. Ида и Пингала, поднимаясь от чакры Муладхары поочередно слева направо и справа налево, окружают чакры (не пересекая их) и, пройдя через шею и затылок, образуют узел трех нади (с нади Сушумной, см. приложение «Чакры») в пространстве между бровями, а затем направляются в ноздри. Ида, начинающаяся справа, выходит к левой ноздре. Пингала, начинающаяся слева — к правой. Пингала — проводник положительно заряженной горячей праны (солнечное дыхание ХА). Ида — проводник отрицательно заряженной, холодной праны (лунное дыхание ТХА). Кроме этих основных, Йога различает еще около 72000 нади, пронизывающих тело человека сложной системой каналов, подводящих прану к каждой ткани, к каждому органу.
Пранаяме должна предшествовать процедура прочистки всех нади, носящая название «Нади Содхана». Находясь в любой из указанных в сутре 46 этой части, практикующий проводит попеременное дыхание через каждую ноздрю поочередно в следующей последовательности:
1. медленный и бесшумный вдох через левую ноздрю;
2. закрыть указательным пальцем правой руки левую ноздрю;
3. медленный и бесшумный выдох через правую ноздрю;
4. закрыть большим пальцем правой руки правую ноздрю;
5. медленный и бесшумный вдох через правую ноздрю.
Когда ритмика и автоматизм закрытия и открытия ноздрей будут достигнуты, переходят непосредственно к прочистке нади:
1. медленный и бесшумный вдох через левую ноздрю;
2. зажать обе ноздри, задержать дыхание на 1–2 сек.;
3. закрыть левую ноздрю и сделать выдох через правую;
4. опорожнив легкие, сделать бесшумный вдох через правую ноздрю;
5. зажать обе ноздри, задержать дыхание на 1–2 сек.;
6. открыть левую ноздрю и выполнить через нее медленный, бесшумный выдох.
Это составляет полный цикл данного упражнения. Дальше снова продолжайте переменное дыхание, чередуя правую и левую ноздрю. Продолжительность упражнения пять — десять мин., в зависимости от состояния. Расслабление лицевой мускулатуры — признак правильности исполнения упражнения. При появлении усталости — упражнение прекратить. При регулярном исполнении этого упражнения в течение 1–2 месяцев, все вади полностью очищаются и практикующий получает возможность сознательно управлять потоками праны.
Введение в это упражнение паузы после выдоха переносит нас уже в собственно Пранаяму. Называется это упражнение Анулема-Вилема и выполняется только под руководством учителя.
Идущим по пути Раджа йоги самостоятельно можно рекомендовать следующее упражнение-медитацию, являющееся одним из методов Пранаямы, поднимающих Кундалини (см. раздел «Чакры») до Сахасрары. Для выполнения этого упражнения сядьте в одну из поз, указанных в сутре 46, или лягте на спину в позу Шавасана. Расслабьтесь, лежа на спине, и представьте, что при каждом вдохе воздух, проходя сквозь ноздри, пересекает невидимую плоскость.
Проследите прохождение воздуха в полости носа, в бронхи, наполнение легких и движение брюшной стенки. Это первый этап. От вас требуется только одно: не изменяя ритма, частоты и глубины дыхания, проследить путь воздуха в легкие и выхода его наружу, т. е. стать свидетелем своего дыхания.
Второй этап. Постарайтесь все внимание обратить на свои ощущения при выходе воздуха из легких. Если первый этап освоен правильно, то на втором этапе вы должны заметить, что при выходе воздуха из легких по срединной линии живота вниз к чакре Свадхистана (вторая) опускается легкий холодок, заполняет чакру и переходит потом в Муладхару. Это не что иное, как прохождение праны. Уже на этом этапе упражнение можно использовать для восстановления израсходованных сил, для насыщения организма энергией. Прохождение холодка — сигнал о том, что нади Сарасвати открылась.
Третий этап. Он заключается в дальнейшей концентрации внимания на дыхании, вплоть до открытия нади Сушумны. На этом этапе следует обратить внимание на прохождение холодка при выдохе по Сушумне от копчика до лба. Если Сушумна открылась, холодок, поднимаясь при каждом выдохе, достигнет Аджны. Впоследствии вы заметите, что прана одновременно циркулирует по Сушумне, поднимаясь верх, и по Сарасвати, опускаясь вниз.
Практику Пранаямы с использованием Кумбхаки (задержки дыхания на вдохе и выдохе) следует проводить только под руководством учителя.
50. Пранаяме сопутствуют три модификации: внешняя, внутренняя и сдерживающая, определяемые местом, временем и числом.
Практикуя Пранаяму, следует учитывать следующие ее факторы
1 момент задержки дыхания;
2 место;
3 время;
4 число.
1 Момент задержки дыхания.
В зависимости от цели, дыхание задерживается после вдоха — внешняя модификация, после выдоха — внутренняя модификация, или в какой-то момент в процессе вдоха и выдоха. Если целью задержки дыхания является отработка или исправление легочного дыхания — наполнение легких, подвижность грудной клетки и диафрагмы, газовый обмен в альвеолах — применяется задержка дыхания после вдоха. При концентрации внимания на проблемах транспортировки и усвоения праны, а также внутреннего, тканевого дыхания — задержка производится после выдоха. Отдельные элементы и первых, и вторых проблем познаются и подчиняются задерживающими модификациями.
2 Место.
Под местом Патанджали подразумевает в сутре два его аспекта: непосредственное место, где проводится Пранаяма, и место в организме, на котором производится концентрация внимания в зависимости от целей модификации Кумбхаки (задержки).
Естественно, что режим проведения Пранаямы в большой степени зависит от места, где она практикуется — на севере он один, на юге — другой, в горах — третий, а в условиях современного города — четвертый. Самым лучшим местом проведения Пранаямы являются горы, берега рек и водопадов, леса — где воздух чист от загрязнений, и энергетика самого места способствует концентрации и усвоению праны.
Второй аспект места, содержащийся в сутре, имеет в виду то место организма, в котором концентрируется прана в результате целенаправленного воздействия на ее потоки. По желанию занимающегося она может использоваться как резерв организма и как энергетический поток, в русле