Скачать:PDFTXT
Йога. Марк Абрамович

контакт с внутренним Учителем и личностями, достигшими совершенства в настоящем и прошлом. Эти контакты могут быть визуализированы, об этом и говорит данная сутра (см. также раздел «Поля, ауры, планы»).

34. Силою Пратибха достигается познание.

До достижения полного познания через растворение своего Я в Ишваре имеется этап интуитивного ощущения истины; эта способность, для которой не требуется ни разум, ни органы чувств называется Пратибха. Эту способность духовного восприятия путем прямого отражения в сознании человек получает либо от рождения, и тогда ему не нужно совершать Саньяму, либо как просветление в результате особого образа жизни, отмеченного чистотой и бескорыстием.

35. Совершая Саньяму над сердцем (чакра Анахата), познаем природу разума.

Внимательно прочтите в разделе «Чакры» проявление функции Анахата на полевом уровне, и вам станет полностью ясно, что имеет в виду Патанджали, говоря о познании природы разума совершением Саньямы над этой чакрой.

36. Саньяма над различием разума, содержащим Саттву и Я, дает знание Пуруши.

Пракрити, состоящая из трех гун, невоспринимаема, вследствие тонкости своего состояния. Ее существование можно вывести только на основании анализа тех следствий, которые она производит в результате контакта с Я — Пурушей.

Пуруша, или душа, как чистое самосветящееся сознание также не воспринимается, ибо не обладает инструментом познания. Как уже говорилось в сутре 24 ч. I, действие принадлежит не Пуруше, или душе, а Аханкаре, или ощущению Я, причем это ощущение само является продуктом Пракрити, всего лишь вехой, обозначающей путь к источнику. Но это — не заколдованный круг без выхода: и Пракрити и Пуруша познаваемы.

Когда в результате контакта Пуруши и Пракрити пробуждается проявленный мир, первым элементом такого пробуждения возникает Махат, или Буддхи — интеллект. Любой объект, вступающий в контакт с интеллектом, вызывает его модификацию, и он принимает форму данного объекта. Это позволяет Пуруше осознать его существование.

Благодаря практике Йоги, в интеллекте практикующего начинает преобладать Саттва, и он становится способным к отражению самого Пуруши. Пуруша может видеть себя исключительно через свое отражение в Буддхи, модифицированное в форму объекта. Этой модификацией, Буддхи становится как бы формой Пуруши и представляется наделенным разумом, хотя у него, как у продукта Пракрити, сознания быть не может. Совершая Саньяму над различием природы Буддхи, насыщенным светоносной Саттвой, и природой Сознания, мы получаем ощущение Буддхи, принявшего форму Пуруши. Получая в себе отражение Пуруши, мы практически делаем его объектом Саньямы, а значит, и объектом познания.

37. Тогда возникает слух, осязание, зрение, вкус и обоняние, присущие Пратибха.

38. Это препятствия на пути достижения Самадхи, но они суть силы в земном проявлении.

Физика исследует общие элементарные закономерности материальных явлений мира, и построенные на физических знаниях представления о мире, действительно могут выступать в качестве некоторой его картины. Однако, принимая такую совокупность общих физических представлений, как картину мира, мы не должны забывать, что это картина реальности, видимая лишь под определенным, довольно узким углом зрения. Тенденция трактовать наиболее общие физические закономерности, как научную картину мира вообще, не выдерживает никакой критики. Подлинно научная картина мира возможна лишь как синтез всех знании о мире, в том числе тех явлений, которые не регистрируются физическими приборами. Существует еще целый мир, якобы противоречащий принципам основных физических закономерностей, но не менее реальный и ощутимо дополняющий эти закономерности проявлением принципов космического порядка. Этот мир имеет свои, присущие ему законы развития, и знание их дает, казалось бы, сверхъестественные силы, выходящие за пределы обычно воспринимаемой цепочки причинно-следственных связей. Хотя эти силы, «сиддхи», и рассматриваются как достижение определенного уровня развития, увлечение их применением отвлекает йога от достижения истинного совершенства. Только на пути пренебрежения к этим способностям и, тем более, к их применению возможно освобождение.

39. Йог, знающий пути, по которым проходит сознание, может войти в тело другого человека, если его привязанность к жизни ослаблена.

Каналами, по которым циркулирует энергия человека, в том числе и энергия сознания, являются те пути, которые Йога называет нади, а китайская медицина — каналами транспортировки жизненной силы, называемой Чи. Каналом для прохождения энергии сознания является Читта-вага-нади. Йог, овладевший этим транспортным путем, может полностью подчинить себе циркуляцию этой энергии и, в случае надобности, воспользоваться им для оживления человека, находящегося «за гранью жизни», в стадии клинической смерти. Эта нади примерно соответствует топографии внутренних ходов заднесрединного и чудесного меридиана ду-май по атласам Чжэнь-цзю.

40. Овладев Уданой, йог не погружается в воду, болото, и может ходить по остриям.

Пранамайя Коша — покров дыхания, или, как его еще называют — покров жизни, состоит из праны и делится на два слоя: Стхула Прана — «грубая Ирана», и Сукшма Прана — «тонкая прана». Находясь в функциональной зависимости с вегетативными и соматическими функциями организма, оба эти слоя входят в энергетическую ауру, которая полностью познается и подчиняется контролю сознания в процессе Пранаямы (см. соответствующие сутры и разделы «Чакры» и «Поля, ауры, планы»).

Прана, составляющая Пранамайя Коша, в свою очередь, подразделяется на пять видов: Прана Вайю, Апана Вайю, Самана Вайю, Удана Вайю и Виана Вайю. Вайю в переводе обозначает воздух — прану в пяти различных разновидностях, поддерживающих наш организм.

Каждая из пяти контактирующих с Сушумной чакр ведает распределением одного вида праны: Муладхара — Апана Вайю, Свад-хистана — Виана Вайю, Манипура — Самана Вайю, Анахата — Прана Вайю, Вишудха — Удана Вайю. Йог, овладевший энергией, генерируемой Вишудхой (см. раздел «Чакры»), полностью подчиняет своей воле тот аспект праны Удана Вайю, который, ведая продвижением Кундалини от Муладхары к Сахасраре, контролирует всю деятельность энергетического каркаса. Создавая волевым усилием вокруг себя необходимое в каждый данный момент состояние поля, йог может так воздействовать на энергетические потоки, что его тело может стать настолько легче, насколько ему это нужно, и он может спокойно ходить по остриям и не погружаться в воду.

41. Овладев Саманой, йог становится властелином огня в своем теле.

Самана Вайю, согласно Аюрведе, способствует секреции желчи, продвижению химуса (химус — обработанная желудочным соком пищевая масса) из желудка в двенадцатиперстную кишку, а затем и в тонкий кишечник. Более того, она стимулирует секрецию пищеварительного сока поджелудочной железы, кишечного сока на всем пути продвижения химуса по тонкому кишечнику и усиливает его перистальтику. Кроме этого, Самана Вайю поддерживает Прану Вайю и Апану Вайю в состоянии равновесия в организме.

Учитывая, что распределением Самана Вайю ведает чакра Манипура, а ее стихией является огонь, можно понять утверждение сутры, что йог, овладевший Самана Вайю (а значит, и деятельностью чакры Манипуры), становится властелином огня в своем организме и подчиняет волевому руководству весь процесс пищеварения (см. комментарий к сутре 19 ч. II).

42. Совершая Саньяму над взаимосвязью Акаши и слухом, приобретаем сверхфизический слух.

Совершая Саньяму над взаимосвязью Акаши и слухом, мы, по существу, совершаем отождествление своего сознания с процессом эволюции тонкого элемента, потенции в сам объект, обладающий определенным качеством — звуком. Тем самым приобретается способность восприятия всех тонких вибраций звука, не только всего его диапазона от ультра до инфразвука, но и вибрации вибраций — вибраций самой потенции звука, т. е., приобретаем «сверхфизический» слух. Таким слухом обладал, по всей вероятности, Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет и заложивший основы теории солнечных затмений. Он привел в своих трудах нотную запись мелодии вибраций движущихся по своим орбитам вокруг Солнца планет.

43. Совершая Саньяму над взаимосвязью Акаши и телом, приобретаем способность передвигаться по воздуху.

Как мы уже знаем, элементы, которые обнаруживаются в составе Вселенной, будут обнаруживаться и в человеческом теле. Подобно Вселенной, которую поддерживает Акашабхута (время и пространство) с помощью Саттвы, человеческое телоВселенная в миниатюре — поддерживается Акашей — эфиром Вселенной, обладающей качествами Акашабхута. Чтобы понять содержание Саньямы над взаимосвязью Акаши (по существу, пространства-времени) и телом, следует предварительно серьезно рассмотреть саму суть этих понятий.

Рассматривая проблему пространства, зададимся сразу вопросом — пространством чего? Позволю себе привести цитату из учебника «Основы марксистско-ленинской философии», изданного Академией наук СССР в 1975 г.: «… безграничность пространства означает следующее. В какую бы сторону мы ни двигались и на какое бы расстояние мы при этом не переместились от начального пункта, нигде и никогда не будет границы, дальше которой двигаться было бы нельзя. Безграничность и бесконечность — разные характеристики пространства. Чтобы пояснить это, укажем на поверхность шара. Передвигаясь по ней, мы никогда не обнаружим никаких границ, дальше которых нельзя было бы двигаться. Но поверхность шара конечна, и мы можем заполнить, исчерпать ее, покрывая, например, шар кусочками бумаги».

Безгранична человеческая ограниченность! Каждая конкретная форма проявления материи имеет начало и конец, а значит, и ограниченность. Ограниченность чем? Мы никак не можем полностью осознать тот факт, что окружающий нас мир — галактики, звезды, планеты, атомы, электроны и т. д. — не исчерпывают реальной действительности, воздействующей на наши органы чувств; она, действительность, включает в себя и пространство-время. Мы с нашим сознанием являемся как бы жителями огромного дома без окон и дверей, непроницаемые стены которого построены искривленным пространством. Сомнительно, что даже в самом далеком обозримом будущем нам удастся проникнуть сквозь его стены. Наш мир и ограничен и конечен. Несмотря на это, очень трудно представить себе всю величину нашей Вселенной. Она так невообразимо велика, что именно это и стало причиной мнения, что она бесконечна. Охватить, даже мысленно, ее величину можно только путем сравнений. Если сократить размеры солнечной системы во столько раз, что Солнце уменьшится до размеров теннисного мяча, то Земля величиной с песчинку расположится от него на расстоянии 7,5 метра. Орбита Плутона, самой далекой планеты нашей система — в трехстах метрах от солнца. До самой ближайшей звезды расстояние составило бы 2000 км.!

Если вещество, составляющее Солнце, планеты, естественные спутники планет и астероиды распределить равномерно по всему объему солнечной системы — получится газ, плотностью в 230 миллионов раз реже воздуха. Не лучше обстоит дело и с окружающим нас на Земле веществом. Атом еще более пуст, чем солнечная система. Если атом увеличить до размеров земной орбиты, его ядро будет в тысячу раз меньше Солнца. Только одна биллионная часть объекта состоит из вещества, остальное — пустое пространство. Если убрать из тела человека весь вакуум, заполняющий его как губку, то вещество, его составляющее, сократится в объеме до макового зернышка. Человек, как и космос, построен из пустоты, а вещество, создающее иллюзию твердого тела, поддерживает нашу форму благодаря электромагнитным и ядерным взаимодействиям в пространстве-времени.

Представить себе материю без взаимодействий (речь идет о материи в стадии проявления — лайи) — равнозначно предположению, что это «нечто» лишено всех внутренних и внешних связей. Из такой материи ничего не может возникнуть, так как она абсолютно бесструктурна и ни в чем не обнаруживает своего существования. Такая «материя» не обладала бы никакими свойствами, поскольку свойство есть

Скачать:PDFTXT

. Марк Абрамович Йога читать, . Марк Абрамович Йога читать бесплатно, . Марк Абрамович Йога читать онлайн