истинному освобождению.
53. Совершая Саньяму над наименьшим отрезком времени и над дискретностью его течения, йог приобретает осознание конечной реальности.
Как уже говорилось в комментарии к сутре 16. ч. III, время дискретно. Мгновения складываются в секунды, секунды в минуты, и так, нарастая в значении, — до вечности. В предыдущих рассуждениях мы уже подошли к заключению, что существует внутренне обусловленное время длительности любого процесса, которое определяется емким понятием цикл. Например, такая дискретность времени как день, может существовать только для человека и других долгожителей, а, например, для бабочки-однодневки — это целая жизнь. За жизненный цикл человека объективно сменяется 25550 жизненных циклов бабочек. То, что для человека составляет 70 лет или 25550 дней, для бабочки — 1788500 лет (25550 жизней, множенных на те же 70 лет)! С ее точки зрения, мы — не живые объекты, а предметы неживой природы, что-то вроде гор или морей, которые существуют вечно. Другой аспект этой проблемы — возможность адекватно отражать объективную реальность. Человеку ясно, что в его жизненном цикле дни сменяются ночами и за летом следует осень, зима и весна, и так будет несколько десятков раз. В отражении бабочки ничего, кроме летнего дня, нет, не существует, и существовать не может. Само понятие «день» в ее мышлении сложится просто не может, для нее это понятие адекватно понятию «жизнь».
Что же в данном случае объективно? День? Но день и ночь к жизненному циклу человека отношения почти не имеют, это результат вращения Земли вокруг своей оси. Год? Опять же — это результат вращения Земли вокруг Солнца и условно принятая людьми мера времени, для бабочки это понятие вообще полная абстракции. На Меркурии, например, тот же год длится не 365, а 83 дня. Видимо, заключение, сделанное нами в комментарии к сутре 14 ч. II, правильно, объективным будет только жизненный цикл. Это объективная последовательность и для человека, и для бабочки, и для Земли, на которой они живут, и для Вселенной, в которой живет сама Земля, но это последовательности и дискретности определенных форм организации материальных тел и определенных форм движения материи.
Е. Дюринг утверждал, что время имело начало, а до этого мир находился в неизменном, «самому себе равном», состоянии. По Канту и Дюрингу, развитие мира сравнивается с числовым рядом, который начинается с единицы, или с прямой, идущей из определенной точки. Испуганный «материалист» не может согласиться с прямой, идущей из точки, данной Кантом и Дюрингом, и говорит о бесконечной прямой, идущей в обе стороны от этой точки. Он утверждает: «бесконечность материи неотделима от бесконечности пространства и времени. Признание конечности хотя бы одного из этих атрибутов неминуемо означает признание конечности материи». Если уж сравнивать время с числовым рядом, говорят они, то — с рядом, идущим в бесконечность не только положительную (+1, 2, 3…), но и отрицательную (-1, 2, 3…). Прекрасно, но между ними обязательно располагается нуль: … — 2, -1, 0, +1, +2… Как быть с нулем? Видимо, прав был Дюринг, говоривший о «самому себе равном» состоянии материи?
Как уже говорилось в комментарии к сутре 16 этой части, настоящее дискретно, мгновения, как узкие плоские лучи, рассекают на кадры восприятия неумолимое скольжение настоящего. Все уменьшая эти мгновения в процессе Саньямы, сужая кадры до наиболее возможных для восприятия рамок, в один прекрасный момент мы приходим к пониманию, что кроме проявленной пракрити — бытия, есть время пракрити не проявленной — небытия. Но, чтобы понять это, вам придется совершить трансценденцию — выход из бытия и небытия в третье состояние — бестелесность, т. е. в состояние нирваны, полного отождествления с Сознанием Вселенной. Это и есть конечная реальность.
54. Осознанием конечной реальности приобретается различение подобий вне зависимости от вида, признаков и места.
Проявление Пракрити в процессе эволюции в мир объектов происходит под влиянием двух факторов — Сознания Вселенной и Авидьи (неведения, отсутствия знания конечной реальности). Даже в состоянии Пралайи, Пуруши конкретных проявленных миров возвращаются в Пракрити со своими авидьями и могут обрабатывать и усваивать свой конкретный опыт проявления. Эти проявления будут продолжаться до тех пор, пока не достигнут освобождения все составляющие его «я» (см. комментарии к сутре 26 ч. I). В процессе каждого нового проявления, или эволюции мира, они проявляются снова с теми изменениями, которые обусловлены их индивидуальным опытом. Знание конечной реальности позволяет йогу отличить все воплощения элементов сознания в конкретные объекты в процессе дней Брахмы (в процессе расширения Вселенной после «большого взрыва») независимо от их вида, признаков и места появления.
55. Высшее знание, получаемое от осознания конечной реальности, является трансцендентальным и охватывает все объекты и процессы, происходящие в прошлом, настоящем и будущем. Оно выходит и за пределы мирового процесса.
56. Равенством чистоты саттвы и Пуруши достигается Кайвалья.
ЧАСТЬ 4
Кайвальяпада
Природа и формы освобождения. Реальность трансцендентного Я и другого мира. Независимость.
1. Сидхи приобретаются с рождением, химическими средствами, силою мантр, аскетизмом и сосредоточением.
Нет людей ни к чему неспособных, способности к чему-либо — врожденные качества людей. Утверждающие обратное — или человеконенавистники, или несчастные, так и не раскрывшие своей сущности. Содержание человеческой жизни в том и заключается, чтобы как можно полнее проявить свою сущность — свои врожденные способности. Сколько людей страдает и болеет, бесполезно тратят время и средства на врачей и лекарства, в то время как причина их болезни проста — они не проявили своей сущности. Их личность, воспитанная и запрограммированная социумом, не соответствует их кармической сущности. Если оглядеться вокруг себя, то можно увидеть, например, директора, которому лучше было бы стать садовником: врача, которого на пушечный выстрел нельзя подпускать к больным и т. д. Жить в соответствии со своей сущностью — долг и гражданская обязанность каждого человека. Разумеется, такой образ жизни требует смелости и честности.
Выдающиеся врожденные качества называют талантом. Сидхи — выше таланта, это способности или качества в сочетании с энергией для их воплощения. К примеру, у каждого человека бывают предчувствия, которые сбываются, но только единицы рождаются ясновидцами. Каждая мать гладит ушибленное место у плачущего ребенка, и боль уходит, но врожденные целители довольно редкое явление. Лишь немногие обладают сверхсилами. В большинстве случаев эти силы нужно развивать заново в каждом воплощении (см. примечание к сутре 14 ч. II).
Сверхсилы низкой ступени можно приобрести лекарственными средствами. Многие шаманы, прорицатели и в древности, и в наши дни доводили себя до состояния экстаза различными наркотическими средствами и проявляли в этом состоянии качества ясновидцев и целителей. Не стоит, видимо, объяснять, насколько это вредно для практикующего. Такой способ приобретения временных способностей ничего общего с Йогой не имеет и ни на шаг не приближает человека к освобождению.
Смысловая сила слова известна всем. Но слово — это еще и вибрации, которые воспринимает организм говорящего и слушающего. Так действуют на человека простые слова, но есть слова особые, их отбирали веками, их вибрационное воздействие огромно, это мантры — вибрационные пароля чакр (подробнее смотри в комментарии к сутре 27 ч. III и в разделе «Чакры»). Если их произносить в определенных условиях, а также медитировать над их значением, то Сиддхи пробуждаются. Результат такого пробуждения подобен чуду.
2. Аскетизм, самообуздание — первая ступень к сосредоточению. Без первого невозможно второе. Самадхи, в котором ум полностью поглощен объектом медитации — это конечная ступень Йоги. Многие великие подвижники различных религий достигали «сверхфизических» сил самообузданием, сосредоточением и преданностью Богу.
В данной сутре, по существу, речь идет о переходе количества в качество, о трансформации фундаментальной, изменении самой природы объекта, а не его формы. Изменения формы, очень часто наблюдаемые в природе, не являются фундаментальными, затрагивающими основные, существенные свойства объектов. Аристотель, как и Патанджали, четко различают свойства формы и содержания: качество — есть видовое отличие сущности. Циркуляция воды в природе — характерный пример изменения формы и сохранения сущности объекта Н2О. Вода в водоеме — испарения — облака — дождь — грунтовые воды — вода в водоеме; существенно изменяется форма объекта, но изменения не затрагивают его сущности — Н2O.
Есть и другие превращения, происходящие с объектами, изменяющие их сущность, но происходящие на основе сохранения и усиления их естественных потенциальных возможностей. Посмотрите на трансформацию растительности каменноугольного периода. Под воздействием гигантских давлений, времени, химических элементов недр и высокой температуры, леса превратились в залежи каменного угля — дерево превратилось в камень. Изменилась сущность объекта, но его потенциальные возможности, способность гореть и температура горения не только не уменьшались и не исчезли, но даже увеличились.
Так как трансформация — это, в сущности, проявление того, что скрыто в потенции в исходном материале, т. е. переход от скрытого к явному, появление на первом этапе развертывания Пракрити интеллекта, или Буддхи, как его первого продукта, является закономерным. Разной степенью разума — способностью отражения — наделены все формы движения материи во Вселенной, от атома до человека. В период Пралайи, когда все возвращается к состоянию авьяктам — непроявленной Пракрити, единственным элементом, остающимся в избытке, является Буддхи, как зародышевая сила семени в Пракрити. При новом развертывании материального мира это семя прорастает для развития в новом, высшем качестве.
3. Случайные причины не являются прямой причиной превращений, они, как земледелец, удаляют препятствия для течения воды в нужном направлении.
Посторонние причины могут, конечно, существенно повлиять на направление развертывания потенций, заложенных в объекте, повернуть в ту или иную сторону эволюционную цепочку причинно-следственных связей. Но сами причины должны изначально присутствовать в объекте. Так человек, имея ячмень, может из него изготовить крупу, а затем сварить кашу, но может приготовить солод и сварить из него пиво. Направление развития ячменя в конечный продукт зависит от посторонней для ячменя причины, от человека, но причина самих превращений заложена в исходный продукт изначально.
Этой сутрой Патанджали раскрывает всю важность создания каждым человеком «коридора вероятности» будущих событий своей жизни, путей своего развития и освобождения, поступками, совершаемыми в настоящем. Человек, как умелый садовник, направляющий течение воды в нужном направлении, своими действиями должен способствовать проявлению и созреванию того великого принципа частицы всеобщего Духа, который заложен в каждом из нас. Не следует заваливать камнями неправедной жизни росток эволюции, заложенный природой в каждое воплощение, в каждую материальную форму.
4. Создание интеллекта достигается через Асмита.
Совершение Саньямы над различными ступенями эволюции дает знание и способность взаимодействовать с уровнем Панча Тан-матра, составляющим Махат-Таттву (см. комментарий к сутре 45 ч. III) — с основным, главным принципом, с так называемыми силами природы (полевой уровень взаимодействий материального мира). Эта способность распространяется на все энергетические уровни — от элементарного, биоэнергетического следа, через производство фантома, до «искусственного разума».
Если все усилия, прилагаемые Йогой, в принципе направлены на то, чтобы разорвать цепочку перевоплощений, связанных с ложным знанием