— Авидья (см. комментарий к сутре б ч. II) и добиться освобождения, то возникновение интеллекта вообще, связано с Асмитой — представлением, что Я есть э т о, смешением зрящего с его орудиями: умом, интеллектом, чувствами. Это естественный путь эволюции Пракрити. Йог, достигший определенного уровня развития, может в полном соответствии с естественным эволюционным путем создать независимый центр сознания — репликацию собственного Я, которое становится центром притяжения соответствующих сил и полей, образующих его инструменты. По существу, такой центр индивидуальности, созданный по воле йога, уже естественным путем, автоматически, облекается в тонкое тело и вовлекается в сансару (сансара — мир, в котором индивид пребывает до достижения освобождения).
5. Естественный разум направляет деятельность искусственных интеллектов.
Созданные йогом центры индивидуальности, облеченные в тонкие и даже физические тела, полностью подчинены его воле и выполняют определенные йогом функции.
6. Разум, созданный через Самадхи, чужд впечатлений.
Несмотря на почти неразличимое подобие, искусственный разум, вовлеченный в сансару, не несет в себе прошлых впечатлений — сансару — и не порождает карму. Он по воле йога прекращает существование, как только выполнит свое предназначение. Самостоятельность существования и проявления всех функций изначально присуща только тонкому телу, соединенному с Пурушей, так как первично — оно, а не организм человека. Именно в таком тонком теле содержатся санскары, которыми определяется форма и материал нового воплощения. Лингадеха — тонкое тело — составляется из буддхи, аханкары, манаса, пяти органов восприятия, пяти органов действия, пяти танматр и зародышей грубых элементов, своеобразных «семян», из которых «вырастает» физическое тело. Возможности йога, таким образом, распространяются на создание только центра индивидуальности и его физического тела со всеми присущими ему атрибутами, но он не может осветить его сознанием Пуруши.
7. Для йога карма не может быть ни белой, ни черной, для прочих она трояка: белая, черная и смешанная.
Йог, достигший способности к Саньяме, для достижения окончательного освобождения должен, в конце концов, приступить к уничтожению кармы. Карма как таковая выступает в трех видах: Прарабдха — накопление рода, последствия которого проявляются в настоящей жизни и должны быть искуплены в настоящем конкретным человеком; Крияма — последствия поступков, совершенных конкретным человеком в прошлом, которые, если их не искупить, пойдут на пополнение кармических накоплений рода для реализации их потомками, и станут для них Прарабдха; Агами — последствия тех поступков, которые не могут быть искуплены одной жизнью и идут в накопление рода.
Готовые элементы кармы «сжигаются» йогом самостоятельно, не готовые могут быть тоже уничтожены. Именно для этой цели и создаются йогами центры индивидуальности, обладающие телом и Нирмана-Читтой — искусственным умом. Не сделав этого, йог не может полностью отдаться служению обществу, одним из видов которого является целительство, так как каждое действие в этом направлении может передать пациенту частицу кармы целителя. Это не проходит для йога безнаказанным. Вместо искупления кармы, он либо теряет все свои достижения, либо, кроме готовой кармы, должен отработать и эту черную карму.
Для йоги нет ни белой, ни черной кармы. Белую он реализует, черную не создает. Для остальных людей она бывает белой, черной (хорошей, плохой) и смешанной.
8. Проявляются только те желания, для которых складываются благоприятные условия.
На первый взгляд положения этой сутры могут показаться очень простыми: в самом деле, проявиться (реализоваться) могут только те желания, для которых сложились благоприятные условия. Однако это утверждение порождает целый ряд вопросов, связанных, с одной стороны, с законами кармы, а с другой — со свободой воли. Действительно, побудительной силой желаний и, естественно, поступков являются мотивы — то, ради чего совершаются те или иные поступки — стимулы, побуждающие саму деятельность человека. Каждому мотиву предшествует тот или иной эмоциональный фон, порождающий потенциальную энергию (см. комментарий к сутре 33 ч. I). Эти энергетические составляющие эмоционального фона только на первый взгляд являются проявлением воли человека, в действительности же они — результат работы кинетического центра воли, поле которого запрограммировано нашими прошлыми действиями в этом и предыдущих воплощениях. Свобода же воли выступает как регулятор настройки приемника, работающего в пределах причинного диапазона устремлений индивидуума, который в свою очередь является лишь полосой частот причинного диапазона всеобщего каузального поля человечества (см. раздел «Чакры» — чакра Сахасрара).
Энергетический каркас человека со всеми его структурами и полями находится в постоянном активном взаимодействии со всепроникающей энергией Сознания Вселенной, энергией санскар, накопленной в предыдущих воплощениях и энергией всеобщего каузального поля. Именно это взаимодействие в сочетании с волей человека возбуждает явления жизни конкретного человека, от физической до духовной сферы. Желания же, выпадающие из законов трансформации и кармы, не могут быть реализованы и порождают лишь иллюзии, разочарования и нарекания на «несправедливость» судьбы (см. комментарий к сутре 20 ч. I).
9. Существует взаимозависимость причин и следствий даже разделенных видами, пространством и временем, так как память и все впечатления объединены одной формой.
Чистое Я безначально и бесконечно. Это часть Сознания Вселенной — форма сознания, не имеющая возможности чувственного познания мира объектов. Такое познание возможно только через воплощение Я. Таким воплощением, основной формой, объединяющей памятью все впечатления различных воплощений (реинкарнаций), является Джива, или, как ее еще называют, Эго — психическое средство потока жизненного опыта.
Память каждого воплощения ограничена сроком жизни, переживаниями конкретного человека. Опыт всех воплощений, рассеянный по поколениям рода, своеобразный биоэнергетический образ со всеми отпечатками его контактов с внешним миром, т. е. с памятью различных жизней, интегрирован в Дживе. Она, будучи владелицей тонкого тела, является хранителем и собирателем кармы, независимо от того, в каком пространстве или в каком виде воплощался данный человек в прошлом (см. комментарий к сутре 9 ч. I).
10. Жажда жизни вечна, а потому желания не имеют начала.
В сутре 9 ч. II говорилось о том, что «жажда жизни властвует даже над мудрецами». Эта жажда жизни прослеживается на всех уровнях проявленного мира, она отнюдь не начинается с развитием растительной, животной или человеческой жизни. Уже на уровне химических элементов и даже атомных частиц можно наблюдать стремление любого объекта к сохранению своей формы и содержания. Более того, каждому элементу, каждому веществу на самых нижних этажах эволюции совсем не безразлично, с каким веществом или элементом и в каких пропорциях соединиться. С каждым подъемом со ступени на ступень эволюционной лестницы растет число степеней свободы, растут возможности реализации желаний. Идет непрерывный процесс накопления санскар.
Человек, являющийся результатом эволюционного процесса Пракрити, аккумулировал в себе санскары всех этажей эволюции (см. раздел «Чакры», чакра Муладхара), его подсознание насыщено впечатлениями всех четырех этажей, составляющих жизнь: минерального, растительного, животного и духовного. Но только последний этаж — духовная сфера — позволяет ему разорвать цепь причинно-следственных оков кармы и добиться освобождения от санскар, несущих семена новых воплощений и являющихся причиной жажды жизни.
11. Поскольку желания связаны причинно-следственной связью с материей сознания, они исчезают с исчезновением Авидьи.
Причиной санскары является союз Пуруши с тонким телом. Освобождение достигается только разрывом этого союза — искоренением Авидьи, познанием реальной природы вечного. До тех пор, пока Авидья не преодолена, жизнь протекает в санскаре по законам кармы.
12. Прошлое и будущее существует в их собственной форме. Различие в свойствах основано на разных путях их достижения.
При оплодотворении (слиянии мужской и женской половых клеток) у растений, животных и человека образуется зигота — диплоидная клетка, из которой только впоследствии разовьется зародыш будущего взрослого организма. Но уже на этой стадии развития тела биоэнергетическая матрица, по которой развивается целые годы растение, животное и человек, содержит в себе все особенности его будущего: форму, вес, своеобразие жизненных процессов, болезни, срок жизни и смерти. Таким образом, прошлое — реальный организм, и будущее — его своеобразный биоэнергетический образ, соприкасаясь в настоящем, существуют в присущей им собственной реальной форме.
Закономерности перехода будущего через настоящее в прошлое, подчиняясь законам трансформации и кармы, могут быть «уловлены», почувствованы, а значит, и познаны. Возможность их познания позволяет в некоторой степени управлять этими закономерностями и формировать будущее в рамках причинно-следственного диапазона каузального поля. В этом управлении и формировании будущего собственным сознанием и заключается смысл свободы воли каждого живущего в настоящем. Внутри коридора вероятностей есть определенная свобода выбора и творчества, позволяющие будущему развиваться по одному из возможных путей.
Переход будущего в реальность настоящего и через него в прошлое во времени и пространстве конкретной системы возможен по разным путям, в зависимости от свойств формирующейся личности, но и свойства формирующейся личности и системы вообще во многом зависят от путей такого перехода.
13. Свойства, проявленные или скрытые, принадлежат к природе Гун.
14. Сущность объекта меняется в зависимости от уникальных изменений в Гунах.
Весь мир объектов во всем его разнообразии — не что иное, как различные сочетания Дхарм — свойств, присущих Пракрити. Любой объект воспринимается ментальным аппаратом только благодаря его свойствам. То, что такими свойствами не обладает — не воспринимается непосредственно, их существование выводится на основании производимых ими следствий, присутствующих в объектах в виде набора определенных, свойственных лишь данному объекту качеств. Под гунами понимаются факторы — компоненты Пракрити, потому что только Пракрити субстанция, а гуны — просто элементы, данной субстанции принадлежащие. Подробнее о гунах мы уже говорили в сутре 45. ч. I, здесь можно только добавить, что Саттва определяет сущность, или форму объекта, которую следует воспринять; Тамас является силой, препятствующей восприятию, а Раджас — побудительная сила, преодолевающая препятствия и делающая явной форму сущности.
15. Различие в восприятии (и познании) одного и того же предмета зависит от того, что каждый разум идет своей дорогой.
Инструмент познания — разум, как и познаваемая им реальность, — является объектом материального мира. Его качества, ментальная сила, в той же мере зависят от свойств доминирующей в нем Гуны, как и качества любого изучаемого им объекта. Более того, материя мышления, постоянно вибрируя, излучает в пространство не только несущую волну доминантной Гуны самого объекта — мозга, но и продукт мыслительного процесса — вибрации мыслеформ. Познаваемый объект может оставаться абсолютно неизменным, но ощущения от него, получаемые различными интеллектами, могут быть совершенно разными, так как резонансные способности познающего мозга во многом зависят от качества его вибраций. Вибрации собственных мыслеформ, зачастую до неузнаваемости искажая волны изучаемого объекта, становятся мощным фильтром на пути проникновения информации к мозгу (см. раздел «Чакры», чакра Аджна).
Разум, идущий дорогой Йоги, достигает со временем возможности такой сосредоточенности, которая не сопровождается продуцированном мыслеформ, при котором достигается полное спокойствие материи мышления и, наконец, достигается способность интуитивного проникновения в истину. В этом случае идеи постигаются в наиболее ясной форме, и познаваемый объект предстает в своей наиболее выраженной сущности.
16. Нет объекта, существование которого зависит от нашего сознания. Что происходит с объектом, если разум его не познает?
Мир — объективно существующая реальность, не зависящая