формы всегда скрывались в причине, поэтому появление следствия является не творением чего-то нового, а всего лишь изменением внутреннего расположения атомов в причине.
Итак, следствие скрыто присутствует в своей материальной причине. Но на пути к проявлению следствия стоит барьер. Когда же он устранен, изменение в расположении атомов приводит к их перегруппировке. Таким образом возникает новое их сочетание, новое расположение, которое и называется следствием. Такова суть доктрины саткарья-вада.
Это слово образовано из cam («существование») + карья («следствие»), то есть — «учение о предсуществовании следствия в материальной причине». Следствие присутствует в причине всегда, но проявляется только при соответствующих условиях.
Теория саткарья-вады основана на следующих положениях:
1. То, что не существует, не может быть причиной какой-либо деятельности или продукта. Если бы следствие не существовало реально в материальной причине, ничьи усилия не смогли бы привести к его появлению. То, что не существует, никогда не может стать существующим.
2. Имеется неизменное соотношение между материальной причиной и ее следствием. Конечный продукт не отличается от исходного материала, из которого он сделан.
3. Не может все что угодно происходить из чего угодно. До того, как следствие переходит в актуальное существование, оно потенциально предсуществует в материальной причине.
4. Действенность причины и следствия идентичны. Нужный нам объект может породить только та потенциальная причина, которая высвобождает соответствующую энергию. Качества и свойства следствия соответствуют качествам и свойствам причины.
5. Следствию присуща природа причины. Следствие не отличается в своей сути от материальной причины, оно потенциально идентично с ней. Не может существовать причинной связи между объектами, которые по своей сущности отличны друг от друга.
Причина — это латентное состояние некоторой субстанции, а следствие — проявленное состояние той же субстанции. Золотое кольцо не отличается по своей сущности от золота, из которого оно состоит. Статуя такая же каменная, как и ее материальная причина, камень, но она обладает новыми очертаниями, новой формой. Вес статуи равен весу камня, входящего в ее состав. На основании этих логических утверждений санкхья заключает, что следствие потенциально существует в материальной причине даже до своего появления. Таков смысл саткарья-вады.
Очень важны психологические приложения этой доктрины:
1. Знание является врожденной природой «я». Под воздействием цепи соответствующих причин знание проявляется.
2. Каждая душа потенциально является Всевышним (его неотъемлемой частью).
3. Нирвана — естественная природа души.
4. Полная энергия Вселенной всегда остается постоянной. Энергия не создается и не уничтожается. Происходит только превращение энергии в материю и материи в энергию.
5. Последовательно устраняй все внутренние и внешние барьеры — и тогда в тебе проявится Всевышний.
Словесная оболочка — это тело мысли.
Эмоциональное наполнение — это душа мысли.
Образ — одежда мысли в тонком плане. Одетая мысль превращается в мыслеформу. Большинство мыслей одеты, хотя бывают чисто ментальные образования.
Энергия, вложенная в мысль, — это сила мысли, которая может позволить ей воплотиться.
Логическая часть мысли — это ее смысл, идея, собственно мысль в понимании теоретиков.
Огненное ядро — это ее божественная искра, ее дух.
Мысль — это микрокосм, повторение вселенной. ТВОРЕЦ МЫСЛИТ ЛЮДЬМИ, А ЧЕЛОВЕК МЫСЛИТ МЫСЛЯМИ. Он как Творец, только его творения меньше.
Иногда это — цельные полнокровные мысли, которые обладают всеми перечисленными компонентами. Иногда это — тяжелые, уродливые существа, например, мысли, лишенные образа или с нечетким образом. Или мысли, лишенные энергии, вялые. Или мысли, лишенные души, — холодные.
ЙОГА И ЭМОЦИИ
Прежде всего, уточним само понятие эмоции.
1. «Эмоция — реакция человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма».
2. «Эмоция — субъективное переживание состояний и поступков человека. Эмоции могут быть положительными (радость, удовольствие) и отрицательными (грусть, печаль), длительными и кратковременными, относительно умеренными (создающими тот или иной фон настроения) или, напротив, бурно протекающими (так наз. аффекты)».
Как видите, если первое толкование рассматривает эмоцию как субъективную реакцию на раздражитель и человека, и животного, то второе признает право на эмоцию только за человеком и сводит ее к психическому переживанию.
Йога, признавая эмоцию как целостную реакцию человека и животного на воздействий внутренней и внешней среды, различает в ней и физиологическую и психическую составляющие. Более того, и в той и в другой составляющей различаются не только низшие и высшие ее элементы, что признается и современной психологией, но и выделяются их энергетические проявления, как в самом организме, так и во внешней среде, причем низший элемент является энергетической несущей волной для высшего.
Суть эмоции заключается в ее двойственности в энергетических проявлениях. С одной стороны она позволяет произвести окончательную оценку качества физиологической адаптации к внешней среде (приятно неприятно, хорошо плохо), а с другой — обеспечить полевое взаимодействие организма с психикой. Каждая эмоция энергетически состоит из двух зон: одна, центростремительная — определяет наше восприятие действий физического тела, а вторая, центробежная — определяет характер физических и энергетических действий, их целесообразность. Сознание, находящееся в двух антагонистически действующих зонах, порождает мгновенную среду — мысль, являющуюся только стадией действия на пути к воплощению.
Господство над мыслью выливается в управление двумя средами, как телесной, так и психический. Это дает возможность регулировать реакции человека, поддерживая таким образом постоянство внутренней среды (физической и психической) вне зависимости от внешних воздействий, не допускать накладки физиологических вибраций (низших эмоций) на поле психических излучений. Энергетически тренированный человек волевым усилием создает вокруг себя необходимое в данный конкретный момент состояние поля и сознательно воздействует на состояние своего организма и окружающей среды, что ведет к повышенному чувству самообладания и спокойствия, способствует абстрактному мышлению и концентрации. Такая атмосфера, создаваемая йогом в себе и вокруг себя, не подавляет окружающих, не возбуждает в них не свойственных им мыслей и стимулирует их собственный эмоционально-психологический настрой, ведущий к творческому росту и сублимации физической энергии на цели духовной деятельности. Речь, таким образом, идет не о подавлении эмоций, что ведет к физическим и психическим заболеваниям, а к четкому их разграничению и сознательному использованию на соответствующем уровне жизнедеятельности. Такое воспитанное состояние позволяет выработать спокойную, мягкую, сочувствующую натуру, чего требует от человека его истинное Я.
Духовная жизнь не совместима ни с животными эмоциями, ни с холодным равнодушием, так как любое общение — это соучастие. Прежде чем сознательно соучаствовать, т. е. влиять на духовный рост других людей, следует достичь собственного просветления, поэтому йога и требует первоначального безразличия к добру и злу, счастью и несчастью. Незнание их истоков и путей кармы может привести к невольному соучастию во зле. Это понимали во все времена. Иудаизм прекрасно понимает роль личного греха в судьбе всей общины. Новгородские летописцы постоянно напоминали: в личном грехе каждого таится беда для всех — для семьи, для города, для мира. Устранением бед отдельных людей и общества могут заниматься только духовные Учителя, а не идущие по пути йоги.
НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ЙОГИ
Постарайтесь делать практики крии без ожидания того, что они принесут вам какие-то великие результаты. Каждому очень хочется результата, однако постарайтесь избегнуть этого, хоть это и не так легко.
Ваша задача — это регулярное исполнение практик с минимальным ожиданием результата от ваших опытов. Если вы человек верующий, то тогда исполняйте крии как своего рода богослужение, если же вы неверующий, то делайте крии для самих себя. В Уддхавад-гите Шримад Бхагаватам говорится: «Богослужение, исполняемое без ожидания награды, — это саттва. То, что делается с ожиданием награды, — это раджас, а то, что делается с целью нанесения вреда другим, — это тамас».
Постарайтесь же делать практики крия йоги с саттвическим отношением, с отсутствием ожидания результатов. Садхана может исполняться как богослужение, а может нет, — это не важно, важно лишь ничего не ждать.
Дхьяна не творится какими-либо усилиями… она случается. Она случается спонтанно, когда сознание полностью свободно от эгоистических мотиваций, ожидание же рождает напряжение в сознании, которое и препятствует дхьяне.
Постарайтесь не интеллектуализировать практики. Это будет мешать трансформирующейся силе крия йоги воздействовать на вас. Практикуйте, а ответы придут в свое время, и не беспокойтесь нисколько о том, будет ли прогресс или не будет, просто делайте практики регулярно. Чем меньше вы будете ожидать, тем быстрее вы достигнете успеха. Позвольте событиям происходить так, как они этого хотят. В тот момент, когда вы перестанете ждать и почувствуете себя полностью расслабленным, случится дхьяна, которая будет совершенно спонтанна. Когда вы будете пусты, это наполнит вас до краев.
Вы можете двигаться по тропе и веры, и неверия, это не столь существенно, главное, не ожидать результатов от духовных опытов, ибо ожидание означает эго, а эго не позволит достигнуть дхьяны. Там, где есть эго, не может быть медитации, ибо там, где есть ночь, не может быть дня. Это полные противоположности. Так что делайте садхану крия йоги регулярно, интенсивно и без ожидания. Не ожидайте ничего, и вы получите все и даже больше.
ЧАСТЬ 1
Самадхипада
Цели и формы Йоги, модификации внутреннего органа (читты) и различные методы достижения Йоги.
1. Итак (дается) изложение йоги.
Патанджали не случайно начинает свои сутры словом «Итак». После всех полученных в школе знаний, человек обязан приступить к практике йоги для того, чтобы перед ним возникла в полной простоте и величии настоящая картина мира, созданного Всевышним, и для того, чтобы человек понял свое истинное предназначение.
2. Йога (есть) ограничение модификаций разума (удержание его от облечения в различные формы).
Первопричиной мира, включающего в себя все физические и психические объекты, такие как интеллект (будхи), ум (манас) и эго (аханкара), является Высшее Сознание мироздания, или «Я». Еще одним первоначалом мира является пракрити — материальная основа и первопричина мира объектов.
Все индивидуальные «Я» души конкретных людей — лишь частицы всеобщего Сознания Вселенной. Все различия между индивидуумами, их разумом, активностью и образом жизни имеют отношение не к «Я» как чистому сознанию, а к связанным с ним телам (в том числе и к организмам). Только в контакте с такими «Я», обладающими инструментами жизни и познания: телом, разумом и сознанием, Творец развёртывает очередной, проявленный цикл бытия. Приобретенный опыт используется Творцом как исходная точка развития мира при следующем цикле.
Манас — это мыслительный потенциал — материя мышления, ум — это вибрация материи мышления и присущая оформившейся мысли форма. Когда мыслительный потенциал разума связывается своими вибрациями с каким-либо объектом, он принимает форму, присущую энергетике этого объекта. «Я» познаёт объекты через модификации ума, своеобразные голограммы-копии, которые соответствуют форме энергетики познаваемых объектов.
Когда ум переходит в то или иное сознательное состояние, душа отражается в нём и считает его своим состоянием. Создаётся впечатление, что душа сама переходит из одного состояния в другое и переживает различные стадии жизни. В действительности, являясь частицей всеобщего Сознания Вселенной, душа выше всех явлений, имеющих отношение к телу и уму, выше всех физических