поле не исчерпывается внешним миром, оно включает в себя и мир внутренний, охватывает все поля во всем многообразии протекающих в них процессах.
«Окончательно сливаясь со зримым, зрящий исчезает, „входит в нечто“, во всепорождающее „космическое влагалище“, в нирвану. Высшее действие благодати — привести к тому, что она есть сама» (Мишлав, «Корни сознания»).
До сих пор, говоря о каждом из полей, можно было выразить символами третью точку, позицию, на которой находится «зрящий», поэтому оставалось еще поле, которое находилось вне этого, зримого, можно было «выйти» из него и оглянуться. Это возможно только до космического поля — дальше бестелесность.
В начале наших рассуждений об информационном метаболизме Вселенной мы рассматривали вопрос о законе сохранения информации, в соответствии с которым информация дезинтегрируется, распределяется по различным структурам системы и организуется как частотно-амплитудная структура, над которой наше сознание производит расшифровывающие преобразования. Только что мы рассмотрели организм человека как определенную систему, в которой сознание локализовано в конкретных центрах нашего тела. Исходя из такого понимания человеческого организма, мы должны заключить, что все структуры, органы и ткани, испытывая направленные воздействия сознания, должны находится в постоянной зависимости от общего метаболического фона и, в связи с этим, иметь представительство на всех уровнях приема информации, из реакции, на которую такой фон, в сущности, образуется. Раз чакры являются фокальными областями взаимодействия между внешней и внутренней средой, узлами системы, в которых дезинтегрируется информационный поток Вселенной, то такое представительство должно быть сосредоточенно и в зоне влияния чакр.
Рассмотрим чакры с этой точки зрения.
1. Чакра Муладхара.
В функции чакры входит резонирование с энергетическим полем вегетативных процессов. Она «ответственна» за физическую структуру нашего тела, в которую входят клетки, ткани скелета, кожи, мышц и т. д., за половое влечение и обоняние. Где же находится представительство всех органов на этом уровне? Все репрезентативные БАТ органов находятся в области носа, как на лицевой его части, так и на слизистой носовых раковин и перегородки. Многовековой опыт китайских, монгольских, а начиная с 1905 г. (когда Бонье выделил и описал точки носа), и европейских врачей, подтверждает наше заключение. Если принять во внимание функции чакры, напрашивается весьма любопытный вывод, которым могут воспользоваться иглотерапевты, а именно: все заболевания человека, связанные с нарушением вегетативных процессов, наиболее эффективно можно лечить, используя БАТ этого уровня (см. схемы № 15 и № 16, воспроизводятся по книге В. Г. Вогралика «Основы китайского лечебного метода чжень-цзю» и по книге Е. Л. Мачерет, И. З. Самосюк «Руководство по рефлексотерапии»).
2. Чакра Свадхистана.
В функции чакры входит резонирование с эфирным полем человека, полем, воздействующим на соматику. В ведении чакры находятся также вкусовые ощущения и пищеварение. Естественно, что все репрезентативные БАТ органов находятся на языке и в полости рта. Ввиду того, что полость рта почти непригодна для воздействия иглами и прижиганием при лечении заболеваний, топография точек совершенно не разработана. Йога знает, что тщательное пережёвывание пищи полезно не только в том смысле, что пища лучше измельчается и смачивается слюной, но, самое важное, в это время происходит программирование пищеварительного тракта на переработку конкретного продукта и настройка всего ассимиляционного аппарата на усвоение конкретных питательных веществ.
3. Чакра Манипура.
В функции чакры входит взаимодействие с астральным полем, уровнем эмоциональной окраски физиологического состояния организма, а также «управление» зрением и передвижением, что и обусловило расположение репрезентативных БАТ на подошвах и на радужной оболочке глаз. Рассматривая проявления функции чакры на полевом уровне, мы установили, что энергетическая среда чакры соответствует уровню целостной реакции организма на внешние раздражители, уровню эмоциональной окраски физиологического состояния. Не трудно в этой связи разобраться в механизме воздействия внешней среды на состояние внутренних органов (пользе хождения босиком, особенно по росе, и созерцания красот природы) (см. схемы 17, 18 и 19, 20).
4. Чакра Анахата.
В функции чакры входит «руководство» процессом образного мышления, связанного с воспроизведением образов, влияющих на подсознание, в выработке привычек и автоматизма действий. Это уровень образования характера. В ведении чакры находится также осязание и работа (физическая). Естественно, что репрезентативные БАТ находятся на ладонях. Долгое время наука изощрялась в подборе эпитетов, чернящих хиромантию; слов нет, много шарлатанов подвизалось на ниве предсказательства и гадания, тем не менее, в конце прошлого века из хиромантии развилась прикладная дисциплина — дактилоскопия (изучение строения кожных узоров ладонных поверхностей рук для идентификации личности), а в последнее время развивается наука определения генетической предрасположенности к заболеваниям по рисунку кожных складок ладони и её папилярных линий, т. е. той же хиромантии, но «освященной» научным авторитетом. Схема активных зон (см. схему 21) во многом сходна с зонами подошвы. Остаётся лишь сказать о благотворном влиянии посильного физического труда при различных заболеваниях, в связи с тем, что на ладонях располагаются репрезентативные точки БАТ различных органов.
5. Чакра Вишудха.
Функцией данной чакры является модулирование вибраций внешних полевых связей человека с окружающей средой, начиная с оценки физиологической составляющей адаптации и кончая пробуждением сознания, а также пространство, время, слух и голос. Именно поэтому репрезентативные точки БАТ расположены на ушной раковине.
Во тьме веков теряется диагностика и лечение путем анализа состояния ушной раковины и воздействия на ее БАТ. Этими методами владели древние медики Аравии, Египта, Китая, Персии, Японии. Основоположником европейской школы аурикулотерапии П. Нотье заметил, что даже по форме ушная раковина напоминает эмбрион, находящийся в утробе матери, и что тело человека проецируется на ушной раковине, как на коре головного мозга. На этой основе была разработана топография точек и зон области уха. Чакра Вишудха в иерархии центров, напрямую связанных с телом, занимает самое верхнее положение и поэтому воздействие на точки тела на этом уровне дает при лечении наивысший результат.
Функциональные связи зон представительства каждой чакры, как элементов единой энергетической структуры не исчерпывают всей совокупности взаимодействий между организмом и личностью с одной стороны, и между организмом и средой обитания с другой. Что же является ведущим в понимании энергетики человека как активного динамического начала всех физиологических и психических процессов, которая ввиду этого должна быть не только очень сложной, но и иметь весьма специфическую организацию своих внутренних информационных и энергетических процессов, чутко реагирующих на очень изменчивую внешнюю среду? Такой специфической организацией, дающей ключ к пониманию энергетического каркаса в целом, является кожа. Образуя общий покров тела, кожа является важнейшим органом, выполняющим ряд существенных функций: защитную, выделительную, дыхательную, рецепторную и теплоизоляционную; тут всё ясно и бесспорно. Участие же кожи в процессах мышления и выработки условных рефлексов либо отрицалось полностью, либо ограничивалось чисто рецепторными функциями.
1. ПРАКТИКА
Овладение заложенными в человеке возможностями — путь длительный и сложный. Только первую часть пути можно пройти самостоятельно: Чем выше ступенька, на которую вы поднялись, тем путь сложнее, тем больше отягчены последствиями неизбежные при этом ошибки. На первом этапе они просто замедляют ваше продвижение, как бы отбрасывая вас на исходную позицию. На втором этапе они грозят вашему здоровью и возможности продвигаться дальше. На третьем этапе ошибки уже опасны для окружающих, так как возможности практикующего растут быстрее, чем их полное понимание, и такой человек буквально не ведает, что творит. Легкомыслие подбрасывает спасительную мысль: «Подумаешь, что такого я могу натворить?», невытравленный эгоизм шепчет: «А если да, то не себе же!». Нет, и себе! Силы, которыми человек овладевает, имеют свойство бумеранга. Этот бумеранг обладает способностью, возвращаясь, наращи вать энергию, бить в цель с большей силой, чем та, с которой он был послан. На втором этапе начинающему нужен Учитель. Если первый этап пройден правильно — Учитель появится. Важно его узнать. Если ваш дух вырос настолько, насколько выросли ваши энергетические возможности, вы Учителя узнаете. Если нет, то, очевидно, он вам и не нужен.
Я подробно изложу первый этап тренировок и упражнений для начинающего. Дальнейшее зависит от вас. Предварительно хоте лось бы ознакомить вас с несколькими проблемами, с которыми вы непременно столкнетесь уже на первом же этапе.
ПРОБЛЕМА ПЕРВАЯ.
ЗАЧЕМ? Прежде чем приступить к занятиям даже на первом этапе, нужно иметь цель. Отсутствие цели лишает человека правильной ориентации в возникающих трудностях, порождает разочарованна в достигнутом, достижения кажутся менее значительными, чем затраченный труд.
Многие искренне считают, что целью йоги, всех ее ответвлений, является достижение особой силы, с помощью которой можно совершать сверхъестественные поступки. На различных стадиях практики, по мере продвижения к освобождению, йог действительно приобретает различные способности, которые окружающим кажутся сверхъестественными. Свидетели применения этих способностей считают йога чудотворцем. Вы должны знать: ДОСТИЖЕНИЕ ОСОБЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕЛЬЮ ЙОГИ, ЦЕЛЬЮ ЙОГИ ЯВЛЯЕТСЯ ТОЛЬКО ОСВОБОЖДЕНИЕ. Йога прямо призывает своих последователей не применять йогу ради достижения особых возможностей, ибо это может не только затормозить продвижение но пути освобождения, но и сбросить практикующего на уровень ниже исходного. Йог обязан преодолевать соблазн и двигаться вперед. Только особые обстоятельства могут быть оправданием применения особых сил.
ПРОБЛЕМА ВТОРАЯ.
Внимательно прочитайте комментарий к сутрам 24, 25, 26 ч. I и решите для себя основной вопрос: готовы ли вы ради достижения основных целей йоги пойти на трения с ближайшим окружением: женой, друзьями, сотрудниками? Готова ли ваша семья к тому, что рядом окажется совсем другой человек, не тот, которого она знала? Разделят ли они и остальные люди из вашего окружения ваше новое видение мира, ваше поведение и образ жизни?
ПРОБЛЕМА ТРЕТЬЯ.
Природные возможности. Готовы ли вы вовремя остановиться, почувствовав предел, отведенный вам природой, и принять его как должное? Изучайте себя, не превышайте своих возможностей. Только закрепив достигнутое, исчерпав его, мож но двигаться дальше, и то при наличии этих данных. Падение с незаслуженно занятой высоты всегда очень болезненно.
ПРОБЛЕМА ЧЕТВЕРТАЯ.
Место и время. У вас должно быть место, которое гарантировало хотя бы получасовое одиночество в сутки для занятий. Оно не должно нарушаться даже посторонними шумами. Все это важно лишь на первом этапе, пока умение концентрироваться не достигнет такого уровня, когда окружение помешать уже не может.
Если эти проблемы решены — приступайте. С чего начать?
Действительно, с чего начать, когда цель ясна, препятствия отсутствуют, есть время и место для занятий! Первая часть йога-сутры — Садханапада, раскрывая цели и формы йоги дает ответ на этот вопрос — только чистому сердцу и ясному уму раскрывается истина. Йога учит, что освобождение может быть достигнуто методом духовного проникновения в реальность «Я» как чистого бессмертного сознания, совершенно отличного от тела и ума. Но такое духовное проникновение может осуществиться только тогда, когда ум свободен от суетности и остается совершенно спокойным и ясным.
Для очищения и просветления ума йога-сутра во второй своей части — Садханападе дает восемь средств:
1. Яма — воздержание, или правила поведения вступившего на путь йоги.
2. Нияма — культура, или кодекс внутриличностной самодисциплины.