и психологических изменений. Душа — всегда субъект, это то в нас, о чём мы не можем сказать моё или мой.
До тех пор, пока в уме происходят изменения или модификации, душа будет постоянно отражаться в нём, как в зеркале, и, без умения отличить себя от остального мира, будет отождествлять себя с ним. Эту зависимость нужно разорвать. Если мы хотим добиться освобождения, то мы, во-первых, должны научиться сдерживать излишнюю активность тела, чувств и ума и, во-вторых, прекратить все модификации разума. Когда в результате сознательного воздействия волны сознания утихают и оставляют ум в состоянии покоя, душа имеет возможность осознать себя тем, чем оно в действительности является — свободным, бессмертным, самосветящимся сознанием — частицей Творящей силы Всевышнего.
Этой сутрой Патанджали подчеркивает, что душа в ее земном состоянии живет отчужденно от Высшей Души, и корень страдания таится в этом разобщении и отчуждении. Для избавления от печали и страдания следует достигнуть духовного единения — «осознания двух в одном», или йоги.
3. Тогда сознание (практикующего) утверждается в своей (истинной) форме.
Любая практика возможна только в том случае, когда практикующий в совершенстве владеет её инструментом. Не отделив своего «Я» от модификаций разума, не ощутив разум и тело своим инструментом, практикующий никогда не проявит своей основной роли — свидетеля того, что составляет сущность модификаций разума.
4. В другое время, вне сосредоточения, сознание зрящего сливается с модификациями своего разума.
В познании мира органами чувств, в конечном смысле умом, сам акт познания и объект мышления являются различными состояниями сознания, но ум, переходя в то или иное сознательное душевное состояние, заставляет душу отражаться в нём, сливаться с ним. Отсюда создаётся впечатление, что душа сама переходит от одного состояния к другому и начинает рассматривать себя как субъект, подверженный изменениям.
Состояния, такие как сон — только функции ума. Душа, отождествляясь с телом и умом, порабощается пространством и временем и начинает считать, что она содержится в функциях сознания. Это происходит только потому, что она отражается в модификациях разума и в результате сливается с ними.
5. Существует пять модификаций разума, как связанных так и не связанных со страданием.
Модификации разума подразделяются на пять классов; одни приносят страдания или боль, а другие нет. Эти изменения сознания зависят от личности человека, времени, в котором он живет, и от места, где эти состояния переживаются, т. е. от отношения человека к жизни.
6. Таковы: истинное знание, заблуждение, воображение, сон и память.
Даже истинное знание может быть источником страдания. Но еще больше страданий приносят заблуждения — плоды собственного воображения, галлюцинации, ошибочная интерпретация сновидений и воспоминания.
7. Прямое восприятие, верное умозаключение, авторитетное свидетельство — источники истинного знания.
Йога признаёт три независимых источника познания: прямое восприятие, логическое умозаключение и компетентное свидетельство.
Душа, хоть и располагает такими инструментами, как сознание и разум, не может непосредственно воспринимать объекты. Такой возможностью обладает только организм, обладающий интеллектом и органами чувств. Если бы душа имела возможность непосредственного восприятия, — то каждый индивидуум знал бы всё обо всех объектах: ведь «Я» каждого человека не конечно и не ограничено, а являясь частицей Сознания Вселенной, — бесконечно и всепроникающе.
«Я» познаёт объекты через интеллект и чувства, поэтому истинное познание возможно лишь в том случае, когда в результате взаимодействия органов чувств и разума с объектом возникает образ, отпечаток формы данного объекта, в котором и отражается «Я». Достоверное познание является, таким образом, отражением «Я» в интеллекте, модифицированном в форму объекта.
Вывод, или логическое умозаключение, является ни чем иным, как установлением одного неизвестного или невоспринимаемого члена отношения через другой, известный или воспринимаемый и связанный с неизвестным общей связью. Естественно, что связь между данными объектами устанавливается практикой, так, воспринимая слухом раскаты грома, мы делаем вывод о том, что они обязательно являются результатом разряда атмосферного электричества, хотя самой молнии при этом не наблюдаем.
Третий источник познания — это авторитетное заявление Йога, одного из тех, кто познал истину и обладает знанием объектов, которые другими не могут быть пока познаны ни с помощью восприятия, ни с помощью логического умозаключения.
Йога считает, что знания, полученные путём восприятия органами чувств, выводов или письменных свидетельств компетентных лиц, нельзя считать абсолютно достоверными. Эти источники — суть доказательства. Истинное знание объектов может дать только практика Йоги.
8. Неразличение есть ложное знание, ошибочная идея, не соответствующая природе объекта.
Характерным примером неразличения является вывод о том, что мир объектов природы ограничен их видимой формой. Известно, что Вселенная — вещественная и полевая реальность. Тела, более или менее ограниченные в пространстве скопления вещества, связаны полями в единое целое. Любые объекты в принципе только сгустки поля, не имеющие во Вселенной видимой границы. Йога рассматривает человека не изолированно от природы, а как её неотъемлемую часть, как единое целое с окружающей средой. В природе нет единичных и односторонних процессов и предметов, все объекты и процессы взаимно обусловлены и взаимопроникновенны. Йога, в её понимании энергетического каркаса человека как системы чакр и полей, рассматривает их как центры информационного взаимодействия организма и внешней среды. Считает их теми узлами системы, в которых дезинтегрируется информационный поток Вселенной, а информация в качестве активного динамического начала участвует во всей жизнедеятельности человека, на всех его уровнях — физиологическом, полевом, психическом и духовном. Проведенные наблюдения показали возможность формирования своеобразной «памяти» у небиологического объекта о другом биологическом и небиологическом объекте и конкретной ситуации информационного контакта между ними.
9. Ложное восприятие несуществующих объектов, не смотря на всю их «реальность» — есть галлюцинация.
При галлюцинациях восприятия возникают без реального раздражителя — реального объекта. Несмотря на это, они обладают чувственной яркостью, остротой и глубиной воздействия на психику. Ложное восприятие несуществующих объектов и событий может быть настолько острым и реальным, что на теле могут появляться кровоподтеки и раны от мнимых телесных повреждений.
Причины возникновения иллюзий и галлюцинаций могут быть психогенными (психические расстройства) и физиогенными (химическими, биологическими, биохимическими и эндокринными) и бывают зрительными, слуховыми, обонятельными, осязательными, вкусовыми и комплексными, однако даже самое убедительное описание не делает несуществующий объект реальным.
Бред — ложное суждение или умозаключение, возникающее как результат галлюцинаторного восприятия, или по другим причинам, почти всегда не поддается разубеждению, хотя полностью противоречит действительности и всему предшествующему опыту. Он противостоит любому самому вескому доводу, чем и отличается от простых ошибок суждения.
10. Сон есть трансформация субстанции разума, которая опирается на естественное отсутствие бодрствующего сознания.
Прежде чем говорить о сне и памяти, как о полярных модификациях разума, следует полнее оценить роль сил (гун) участвующих в формировании всего проявленного в мире, в том числе и в состоянии интеллекта. Сама материя — пракрити состоит из трёх основ или сил, называемых саттва, раджас и тамас. Союз трёх сил поддерживался состоянием равновесия, которое до поры до времени было бездеятельно и неощутимо. Весь огромный мир объектов воспрянул к жизни в результате вывода их Всевышним из этого состояния.
Саттва — самосветящаяся основа пульсации (первичный свет).
Раджас — побудительная сила, энергия, ответственная за создание или разрушение всех объектов.
Тамас — побудительная сила, нацеленная на созидание формы и результативных состояний.
Сон согласно йоге — это своеобразная модификация разума, возникающая благодаря преобладанию в вибрациях материи мышления побудительных сил тамаса. В результате этого бодрствование прекращается, но это не означает, что душевная деятельность человека прекращается полностью. Засыпая, мы осознаём переход к новому состоянию, просыпаясь, мы знаем, что спали. Более того, мы можем после пробуждения сказать, хорошо ли мы спали и видели ли сны, а это предполагает наличие во сне некоторого сознательного процесса. Доказано, что во время сна кровоснабжение мозга даже увеличивается по сравнению с периодами самой напряжённой его деятельности. Что же это за состояние и что это за сознательный процесс?
Обратите внимание на процесс перехода от бодрствования ко сну. Перед мысленным взором вдруг начинают возникать различные картины о событиях из вашей жизни, они становятся все короче, интервалы между ними все сокращаются, картины становятся все фантастичное, и в какой-то момент время для нас исчезает. Настоящее, прошлое и будущее как бы соприкасаются, вы начинаете понимать их относительность, и вдруг время и пространство полностью охлопываются, вы подгружаетесь в сон. Мозг начинает свою работу…
Замечали ли вы, что время в сновидениях течет в обратном направлении? Предположим, вам снится сон, в котором вы — солдат. Вы сидите в окопе, идете в атаку, вокруг вас взрывы, свист осколков. Удар, резкая боль в ноге. Вы ранены, падаете… и просыпаетесь. Оказывается причиной тому, что вам приснилось, и тому, что вы проснулись, явилось то, что случайно на вашу ногу упал какой-то предмет. Вы проснулись от удара. Во сне это было ранение в ногу. Возникает законный вопрос: когда же вам снилась причина ранения, окопы, атака, взрывы? Ведь вы проснулись от удара — ранения; проснулись, и предыстория вам уже просто не могла сниться! Секрет прост — время в сновидениях течет в обратном порядке, от следствия к причине. Точно так же течет во сне освоение информации, накопленной за день. От следствия — к причине. Так проще и вернее отобрать то, что важно сохранить, записать для длительного хранения в памяти или даже внести в генетический аппарат, а что просто вычеркнуть за ненадобностью. Это очень важный процесс, ведь от него зависит не только судьба одного человека, но и судьба выживания всего вида. Почему же такой важный процесс происходит во сне, когда отключается интеллект? В бодрствующем состоянии, в человеке действует не его «Я», не его сознание, а модификации ума. Мы не объективны, в решения примешиваются наши эмоции. Выживание вида нельзя ставить в зависимость от эмоций. Слишком дорого это обойдется человечеству.
11. Память есть удержание в сознании прошлого опыта.
И официальная наука, и йога понимают память почти одинаково «Под памятью понимают свойство центральной нервной система на короткое или длительное время сохранять отпечатки, следы, образующиеся в результате восприятия предметов и явлений объективного мира после прекращения их действия». Естественно, что отпечаток или след чего-либо может оставить только определенная форма. Йога так и рассматривает процесс познания: «Когда посредством органов чувств читта вступает в контакт с внешним объектом и получает от него воздействие, она принимает форму этого объекта».
Память не просто удержание в интеллекте прошлого опыта, но и сохранение отпечатка как динамического начала, участвующего во всей последующей жизнедеятельности человека. Более того, в процессе существования организма и его жизнедеятельности формируется своеобразный биоэнергетический образ человека со всеми отпечатками его контактов с внешним миром. Этот образ не только сохраняется в дальнейшем, независимо от организма, но существует и после прекращения его деятельности, сохраняя автономность вне пространственных и временных отношений самого организма с внешней средой.
12. Практика непривязанности ограничивает модификации разума.