случае все операции разворачиваются на обоих планах, физиологическом и трансфизиологическом.
Как бы то ни было, один момент не вызывает сомнений. В хатха-йоге совокупление рассматривается как средство для того, чтобы вызвать насильственный прорыв уровня сознания и эффективное достижение трансцендетной сферы при соблюдении особого режима полового акта. Сутью такого режима является задержка мужского семяизвержения в лоно женщины. Йогическая формула гласит: семя не должно извергаться («бодхичиттам нострьет»).[84] Оргазм в таком случае перестает коррелироваться с чисто физиологическим уровнем, и его высшая степень, которая у мужчины обычно совпадает с семяизвержением, трансформируется, превращаясь в озарение, которое взрывает границы конечного человеческого сознания и приводит к реализации магического Единства. Некоторые тексты, например «Хатхайогапрадипика», включают в этот процесс также вспомогательные приемы, например, задержку дыхания, называемую «кечари-мудра» (здесь термин «мудра» обозначает не женщину, а просто жест или знак). Когда вы практикуете «кечари-мудра» — говорит текст[85] — испускания семени не происходит, даже если вы находитесь в объятиях молодой страстной женщины». Говорится также о специальной «мудра» — «вайроли-мудра» или «йони-мудра» — которая имеет для тантризма центральное значение; однако, важно понимать эту «мудра» не только на чисто физиологическом уровне. «Даже если семя уже скопилось в половом члене — говорится в текстах — [йоги] могут заставить его вновь подняться и возвратиться обратно на его место посредством «йони-мудра». И еще: «Бинду», которое вот-вот извергнется в женщину, через предельное усилие должно быть втянуто внутрь… Йог, который таким образом задерживает семя, побеждает смерть, ибо как извергнутое семя приводит к смерти, так задержанное «бинду» приводит к жизни».[86] Помощь в этом может оказать адекватно обученная женщина, которая своим половым органом, «йони», может зажать, сдавить мужской половой член, «лингам», чтобы предотвратить процесс семяизвержения. Впрочем, на профаническом уровне представить это довольно трудно: даже если мускулы «йони», то есть вагины (constrictor cunni), сильно развиты, в силу эрекции мужского органа такое действие вряд ли приведет к успеху — напротив, скорее всего, результат будет прямо противоположным, ибо обычно это только повышает мужское возбуждение, провоцируя и делая неудержимым семяизвержение.
Как бы то ни было, такая техника приобретает свой истинный смысл только в других текстах,[87] где торможение испускания семени соотносится с реализацией «бинду-сиддхи», то есть с овладением энергии, содержащейся в семени, а также с тайной доктриной о бессмертном элементе (или амброзии), рождающейся в центре лба и теряющим свою природу, будучи превращенным в семя, что делает человека смертным существом, а его организм превращает в тлен.[88] В таком случае ясно, что речь идет не о сугубо механическом приеме задержания органической субстанции и управления ее движением в физических органах, но о сущностно внутренней операции с особой силой, материальным «осадком» или результатом деградации которой является физическое семя. Такое действие нацелено на обращение этой деградации вспять и на ориентацию данной силы на иной, транс-физиологический план. Именно здесь ясно, какую помощь может оказать «мудра» задержки дыхания, выполняемая в момент апогея совокупления, когда налицо уже все материальные и эмоциональные условия извержения «бинду» и когда оно вот-вот произойдет. Впрочем, такая интерпретация может быть подтверждена указаниями на другую «мудра», на другой жест, «амароли-мудра», женский эквивалент мужской «вайроли-мудра». Женщине также предписывается использовать аналогичное задержание испускания некоей субстанции, обозначение которой в текстах весьма неопределенно, но которую, в отличие от мужского семени, невозможно интерпретировать в чисто материальных теминах.[89]
Что касается задержки семени, то следует рассмотреть еще два фактора, лежащих в сугубо практической области. Первый заключается в том, что даже в сфере профанической сексуальной любви иногда предельно напряженное вожделение женщины может привести к остановке семяизвержения. Вторым фактором является то, что все магические приемы «эвокации» также провоцируют сдвиг сознания в сторону субтильного плана, напоминающий транс, и этот сдвиг в свою очередь приводит к отрыву тонких энергий от физического и физиологического уровней, что также может препятствовать семяизвержению (впрочем, неспособность достичь мужского оргазма часто наблюдается на профаническом уровне в случае употребления наркотиков и галлюциногенных препаратов — поскольку такое использование равным образом провоцирует, хотя и в пассивной форме, сдвиг сознания на субтильном уровне).[90] Даже без перечисленных жестких йогических приемов, эти два фактора, несомненно свойственные тантрическому ритуалу, не могут не способствовать тому, что называется «вайроли-мудра», «зедержка семени».
Задержав извержение семени («бинду»), необходимо далее зафиксироваться в экзальтированной и преображенной форме в состоянии активного транса, то есть в таком состоянии, которое обычно наступает как мгновенная кульминационная точка оргазма (это — то «неподвижное» состояние, в которое переходит «возбужденное» состояние — «самврита», то есть обычный оргазм).[91] Речь идет о «соединении, не имеющем конца», то есть о состоянии, которое длится «бесконечно долго», поскольку в данном случае мы имеем дело с теорией, на которую мы уже ссылались, говоря об огне и других элементах. Подобно тому, как существует нерожденный и непреходящий огонь, который лишь проявляет себя в конкретном и временном физическом пламени, существует и «вечное» наслаждение, символизируемое вневременным совокуплением божественной пары, Шивы и Шакти, Наслаждение, испытываемое мужчиной и женщиной в момент совокупления, есть лишь мгновенное и преходящее проявление этого вневременного оргазма. Магическое совокупление, осуществляемое при соблюдении перечисленных выше условий, призвано как раз спровоцировать, а затем и зафиксировать наслаждение в его трансцендентной форме, «лишенной начала и конца». Отсюда анормальная длительность тантрического оргазма(«который не имеет конца»), вместо того психического упадка, который обычно испытывают мужчина и женщина после короткой вспышки оргазма профанического.
Таким обpазом, именно в состоянии «самаpаса», то есть состоянии «идентичности наслаждения» или соединяющего экстаза, состоянии диссолютивного и экзальтированного объединения и pаствоpения мужского принципа в «шакти» женщины, с которой он совокупляется, на уровне йоги (то есть, уже по ту стоpону тех предварительных состояний, которые характерны для оргиастических форм тантрического ритуала), происходит пробуждение озаряющего элемента — примордиального, «нерожденного», «необусловленного». Термин «нерожденный», «сахаджа», который дал имя соответствующей школе, в школе Кана (поздняя мадхьямическая школа), используется, по сути, как синоним «пустоты», то есть трансцендентности. Здесь речь идет о «фиксации царя духа посредством идентичности наслаждения, обретенного в состоянии нерожденного», что немедленно влечет за собой овладение всеми магическими качествами, преодоление времени и смерти.[92] Сексуальное соединение переходит в соединение «падмы» (символизирующей озаренное сознание, но одновременно, на другом уровне, и женские половые органы и ее «флюиды») и «ваджры» (которая является активным духовным принципом и мужским половым органом), что приводит к достижению состояния «пустоты».[93]
Герметико-каббалистический текст «Аш Мезареф» (V) объясняет этот высший аспект тантризма через эзотерическую интерпретацию библейского эпизода о копье Финея, которое «пронзает вместе, в момент их сексуального совокупления, в locis genitalibus, солнечного израильтянина и лунную медианитку » — добавляя: «наконечник и сила Железа, воздействуя на материю, очищает ее от всякой нечистоты…копье Финея не только убивает мужскую Серу, но также уничтожает его женщину, и они омываются, смешивая свою кровь, порождая новое существо. С этого момента и начинаются чудеса Финея».[94]
Исходя из этого также шифрованного текста, можно понять аналогичные наставления сексуальной инициатической магии. Показательно то, что в практиках подобного рода имеет место прохождение через смерть, чтобы достичь жизни, познание «смерти в любви».[95] Впрочем, объединение любви и смерти является известной темой, периодически повторяющейся во многих традициях и даже в литературе, темой, которая, по ту сторону стереотипного романтизма, может быть перенесена на объективный оперативный план. По сути, речь идет о том, чтобы в полной мере извлечь все магические следствия из того преодоления человеческого уровня, которое обнаруживается даже в обычной, но сверхинтенсивной сексуальной любви.[96] В то время как, совокупляясь с женщиной, «пашу», обычный человек, воспринимает наслаждение пассивно, переживает обнаружившую себя в этот момент трансцендентность как спазм, который нарушает, насилует и разлагает его внутреннее существо (именно это является смыслом того, что понимается под «наслаждением» в самом глубоком его измерении), посвященный, напротив, в той же ситуации остается активным, провоцируя в себе нечто подобное «короткому замыканию». Задержка семени, особенно если она сопровождается остановкой дыхания, «убивает «манас»(рассудок)».[97] Посвященный входит при этом в состояние активного транса, попадая в поток, «текущий вспять», по ту сторону человеческой обусловленности. Эта практика называется «обращение потока вспять», «плавание против течения» — «улта садхана», «уджана садхана». Владение этим приемом, согласно традиции, является самым существенным моментом.[98]
Как пример шифрованныого изложения, приведем пассаж, который является комментарием Шахидуллаха к Кане и к Доха-коше: «Высшее, великое наслаждение — «парамахасукха» — есть подавление мысли вплоть до того, как мысль станет не-мыслью в состоянии не-рожденного. Когда дыхание и мысль тесно соединяются в идентичности наслаждения — «самараса» — достигается высшая, великая радость, истинное уничтожение. Эта радость уничтожения Я может быть достигнута в сексуальном соединении, в состоянии идентичности наслаждения, когда «шукра» и «раждас»[99] становятся неподвижными». Согласно этим наставлениям, ритуал с использованием секса предполагает, как и в случае хатха-йоги, остановку двух типов дыхания — «ида» и «пингала», и взлет силы по срединной артерии.[100] Эта практика должна иметь место только глубокой ночью, что имеет свои символические и психические причины.[101]
В реализации магической операции используются «мантры» и зрительные образы. «Мантра», которая чаще всего указывается в индуистских текстах в данном контексте — это «мантра» Кали — KRIM. Предполагается, что эта мантра является в определенной степени «пробужденной».[102] Этой мантре соответствует и визуальный образ — образ богини, проявляющейся в «рати», в «женщине-опьянении», отождествляющейся на практике с этой женщиной.[103] Конкретика этого образа связана с культовыми фигурами, обладающими особой впечатляющей силой, и прямо зависит от локальных индусских или индо-тибетских традиций. Образ Кали, с его символико-ритуальными атрибутами — обнаженная, окруженная пламенем богиня с пламенем, с распущенными волосами, в ожерелье из черепов, дико танцующая на неподвижном теле Шивы — апеллирует к страстным и неистовым стихиям. Некоторые детали даются в «Прапанчасара-тантре» (XVIII, 27), где говорится, что женщина должна быть реализована как огонь — «йосхаам агним дхьяйита». Для последующих фаз опыта дается ссылка на огонь, который, уничтожив до конца горючий материал, переходит в субтильное состояние, освобожденное от проявленной формы («вани — бхава»); тогда Шакти, которая обнимает Шиву, соединяется с ним. Это состояние соответствует тому моменту прорыва уровня сознания, преображению сексуального оргазма, его превращению в нечто безвременное, который мужчина переживает на одно мгновение (в отличие от инициатического совокупления) во время извержения семени в женщину.
Похоже, что в случае описанных выше йогических сексуальных практик символико-ритуальные и метафизические структуры точно воспроизводятся на человеческоском и конкретном плане посредством «випарита-майтуны», которая часто является иконографической трактовкой совокупление божественной пары. Как указывается, речь идет о половом акте, в котором выполнять все движения призвана женщина, обхватывающая неподвижно сидящего мужчину (здесь подразумевается ритуальная и символическая неподвижность природы Шивы). Отсюда можно перейти к проблеме, касающейся