как Баязид, даже вор не мог солгать — само присутствие было таковым; он чувствовал любовь. И когда Баязид сказал:
— Извините, но я должен сказать — я не могу врать вам — что я вор и пришел, чтобы найти что-то.
— Твои усилия напрасны, потому что я жил в этом доме тридцать лет, и ничего не нашел. Но если ты сможешь найти что-то, просто дай мне знать.
Если вы войдете в меня, вы не вообще не найдете меня здесь, потому что я сам жил в этом доме много, много лет, и не нашел здесь никого. Таково мое обнаружение; вот то, что я нашел — что внутри никого нет. Внутреннее бытие это не-бытие. Чем глубже вы идете, тем меньшей степени вы будете находить нечто подобное личности. И когда вы достигаете самого глубокого ядра, это просто пустота, чистая пустота, просто огромное небо пустоты. Поэтому, как здесь может существовать баланс, и как здесь может существовать дисбаланс?
Патанджали это один из самых необычных людей; я — нет. Патанджали — прямая противоположность. Если вы попросите Патанджали провести беседу по мне, он 6удет не в состоянии; он слишком переполнен собой. Но если вы попросите меня говорить по Патанджали, по Тилопе, по Бодхидхарме, по Будде, по Махавире, по Иисусу Христу — просто, очень просто. Так как я абсолютно пуст, я могу стать доступным каждому; я могу позволить каждому говорить через меня. Просто пустой бамбук — каждый может петь песню через него; он может стать флейтой.
Поэтому я не сочетание поэзии, мистицизма или логики, или чего-либо другого. Я вообще не баланс. Но помните, я также и не дисбаланс; я — нети, нети — то, что Упанишады называют «ни то ни это». Вот почему я доступен каждому. Если Патанджали настаивает, он может говорить через меня; нет проблем, нет сопротивления.
Вот почему вы всегда приходите в недоумение, когда я говорю по Патанджали. Он становится самим кульминационным пунктом существования. Тогда я забываю о Будде, Махавире, Иисусе, Мухаммеде, как будто бы их никогда и не было, как будто бы существовал только Патанджали, потому что, в этот момент я доступен Патанджали в своей тотальности. Только пустота может делать это. Поэтому это происходит впервые. Иначе, вы могли бы обнаружить, что Иисус говорил по Кришне, или Кришна говорил по Будде.
Махавира и Будда жили в одно и то же время, в одной и той же стране, в одной и той же части страны. Они передвигались по маленькой территории в Бихаре постоянно в течение сорока лет. Современники, иногда они были вместе в одной и той же деревне. Однажды они останавливались в одной и той же дармасале, но никогда не разговаривали друг с другом. Они имели нечто внутри себя. Они должны были сказать нечто свое; они не были доступны друг для друга.
Я ничего не могу сказать сам, я только полый бамбук. Если вы когда-либо захотите сделать мою статую, это очень просто: просто поставьте полый бамбук. Это будет моей статуей; это будет напоминанием обо мне. Не нужно из него ничего делать — только пустота, только огромное небо. Любая птица может летать в небе, не будет таких ограничений: только лебеди из Манасаровара будут допущены, а вороны? — нет, им вход воспрещен. Небо доступно каждому, и лебедю и вороне. Прекрасная птица или уродливая птица — у неба нет ограничений.
У Патанджали есть послание: у меня ничего нет. Или вы можете сказать, что пустота это мое послание, и, будучи ничем, вы будете близки ко мне. И будучи ничем, вы достигнете меня. И, будучи ничем, вы сможете меня понять.
Четвертый вопрос:
Многие люди чувствуют себя довольно безнадежными относительно любви. Существует ли другой способ достичь молитвы?
Нет. Если вы чувствуете себя довольно безнадежными относительно любви, вы будете чувствовать абсолютную безнадежность относительно молитвы, потому что молитва это не что иное, как сама сущность любви. Любовь подобна цветку, а молитва подобна аромату. Если вы не можете достичь цветка, как вы сможете достичь аромата? Никто не может обойти любовь. И никто не должен пытаться, потому что вас ожидает только поражение и ничего больше.
Почему вы так безнадежны относительно любви? Та же самая проблема будет и с молитвой, потому что молитва значит любовь к целому, к космосу. Поэтому идите глубже в проблему любви, и решите ее до того, как будете думать о молитве. Иначе, ваша молитва будет фальшивой; она будет обманом. Конечно, никто, кроме вас не будет обманут. Нет Бога, который слушает вашу молитву. До тех пор пока ваша молитва не станет любовью, целое останется глухим. Оно не может открыться каким-либо другим способом — любовь это ключ.
Так в чем же проблема? Почему вы чувствуете такую безнадежность относительно любви? Слишком большое эго не позволит вам никого любить. Вы слишком эгоцентричны, слишком самолюбивы, ориентированы на себя, одержимы собой — тогда любовь не будет возможной, потому что вы должны немного покориться и немного уступить свою территорию. Вы должны немного сдаться любви. Какой бы малой не была часть, но вы должны уступить ее. И в определенный момент вы должны сдаться полностью.
Сдача это другая проблема. Вы хотели бы, чтобы другой сдался вам, но другой находится в таком же бедственном положении. Два эго, когда они встречаются, пытаются сделать так, чтобы сдался другой, и оба пытаются сделать то же самое. Любовь становится безнадежной затеей.
Если вы заставляете другого сдаться вам, это не любовь. Это ненависть, которая заставляет другого сдаться вам: это природа ненависти, потому что, когда вы заставляете другого сдаться вам, это разрушает другого. Это вид убийства. Любовь это отдача себя другому, не потому что вы вынуждены сдаться, нет; это добровольное дело — вы просто наслаждаетесь этим — не потому что вы вынуждены. Никогда не сдавайтесь кому-то, кто вынуждает вас сдаться, потому что это будет самоубийством. Никогда не сдавайтесь никому, кто манипулирует вами, потому что это будет рабством, не любовью. Сдавайтесь по своей воле, и качество немедленно изменится.
Когда вы сдаетесь по своей воле, это подарок, подарок сердца. И когда вы сдаетесь по своей воле, добровольно, вы просто отдаете себя другому; что-то впервые открывается в вашем сердце. Впервые вы увидели проблеск любви. Вы только слышали слово, вы не знаете, что оно значит. Любовь это одно из тех слов, которое все используют, и никто не знает, что оно значит.
Есть несколько слов, таких как «молитва», «любовь», «Бог», «медитация»: эти слова вы можете использовать, но вы не знаете, что они обозначают, потому что их значения не указаны в словаре. Иначе, вы можете справиться в словаре; это не трудно. Их значения это определенный образ жизни. Их значения заключаются в определенной трансформации внутри вас. Их значения не лингвистичны; из значения экзистенциальны. До тех пор пока вы не узнаете их по опыту, вы не узнаете — и нет другого способа узнать. Когда вы сдаетесь добровольно, безусловно… потому что, если есть некое условие, это вообще не сдача; тогда это сделка. Даже если есть это условие: «Я сдамся тебе, если ты сдашься мне», тогда это тоже не сдача. Возможно, это бизнес, сделка, но не сдача.
Сдача не принадлежит рынку. Это вообще не часть экономики. Сдача значит безусловность: «Я сдаюсь, потому что мне это нравится; я сдаюсь, потому что это так прекрасно. Я сдаюсь, потому что в сдаче, внезапно, мое несчастье исчезает». Когда вы сдаетесь, несчастье исчезает, потому что несчастье это тень эго. Когда вы сдаетесь, здесь нет эго. Как может существовать несчастье? Вот почему любовь это такое счастье.
Всегда, когда кто-то любит, внезапно, будто бы весна вошла в сердце, запели птицы, которые молчали, и вы никогда не слышали их. И, внезапно, все внутри расцвело, и вы полны аромата, который не принадлежит этой земле. Любовь это единственный луч этой земли, который принадлежит запредельному.
Поэтому вы не можете избежать любви и достичь молитвы, потому что любовь это начало молитвы. Как если бы вы спросили: «Можем ли мы избежать начала и достичь конца?» Это невозможно. Этого никогда не происходило и никогда не произойдет.
Какова проблема любви? Первое, вы не можете сдаться. Если вы не можете сдаться в любви, как вы можете сдаться в молитве? — потому что молитва требует тотальной сдачи. Любовь не настолько требовательна. Любовь требует, но даже частичная сдача подойдет. Даже если вы можете отдать часть, даже если вы можете отдать что-то, это тоже подойдет. Даже на несколько секунд вы можете сдаться — в эти несколько секунд дверь будет открыта, и вы сможете взглянуть на мир. Любовь не так требовательна. И если вы не можете выполнить требования любви, как вы выполните требования молитвы? Молитва абсолютно требовательна. Она не примет вас, если вы отдаете часть. Она не примет вас, если вы что-то отдаете, а что-то нет. Молитва слишком требовательна. Вы должны пройти через любовь. Если вы спросите меня, любовь это школа молитвы — тренировка, дисциплина, подготовка к высшему прыжку. Я абсолютно за любовь.
Люди пытались: то о чем вы спрашиваете, люди пытались добиться этого на протяжении столетий. Люди, которые не могли любить, пытались молиться. Все монастыри наполнены этими людьми — неудачники в любви, чувствующие безнадежность относительно любви, они думали, что могут, по крайней мере, предпринять попытку относительно молитвы. Но если вы терпите неудачу в любви, как вы можете молиться? В монастырях, тысячи людей по всему миру совершают свои молитвы, но они не знают, что такое любовь. Их молитва становится просто повторением слов. Тогда они просто из головы говорят о Боге. С Богом вы можете общаться из сердца. С Богом вы не можете говорить с помощью головы, потому что Бог не знает ни одного языка, который знает ваша голова. Он знает только один язык, и это любовь.
Вот почему Иисус говорит: «Любовь это Бог», потому что любовь это единственный способ достичь его, и любовь это единственный язык, который он понимает. Если вы будете говорить на английском, он не поймет. Если вы будете говорить на немецком, абсолютно не то… на земле нет такого языка.
Почему я говорю: «Если вы говорите на немецком, абсолютно не то»? — потому что немецкий это язык, больше ориентированный на мужчин. Немцы называют свою страну «родина-отец». Весь мир называет свои страны «родина-мать». Чем более мужской язык, тем в меньшей степени Бог может понять его. На самом деле, Бог