перекладывать ответственность на других, не возможно никакое изменение. Если вы поняли, что вы ответственны за все то несчастье, которое создали — вы в своем собственном аду — что каждый момент происходят огромные превращения. Внезапно, вы становитесь своими собственными небесами.
Вот почему я говорю вам, что вы должны двигаться во взаимоотношения, в мир; для того чтобы пережить, чтобы стать взрослыми, зрелыми. Только тогда все, что я говорю, будет иметь для вас смысл. Иначе, интеллектуально вы будете понимать, но экзистенциально вы упустите смысл.
Мне не кажется, что я люблю вас. Я просто чувствую, что вы правы. Происходит ли это потому, что я разочарован в людях? Является ли любовь предпосылкой для того, чтобы перейти к следующему виду взаимоотношений?
Вы вообще не понимаете меня. От вас не требуется никакой любви. Я не требую, чтобы вы любили меня. Но я понимаю вашу проблему. Вы не можете понять, что любовь возможна без того, чтобы становиться любящим. Вы можете любить меня без того, чтобы становится любящим по отношению ко мне; это высший вид любви, самая чистая любовь.
И это должно быть понято, потому что между Мастером и учеником существуют взаимоотношения, которые не принадлежат этому миру. Он ни отец, ни брат, ни муж, ни жена, ни ребенок. Нет, все взаимоотношения, существующие в мире, не имеют никакого значения между Мастером и учеником. В каком-то смысле, он — все, и в каком-то смысле — ничто. В определенном смысле он может быть отцом. В определенном смысле он может быть просто ребенком для вас. Когда я говорю, что он будет для вас отцом в определенном смысле, он может быть не старше, чем вы: он может быть очень молодым, но в определенном смысле он будет для вас отцом, потому что он дает, а вы принимаете. И так как он живет на вершине холма, а выживете в долине, он может быть не старше вас в с точки зрения времени, но он безмерно старше вас с точки зрения вечности. И в определенном смысле, он будет для вас ребенком, потому что он снова стал ребенком. Взаимоотношения между вами будут очень трудными, очень сложными. Он не может быть вам мужем, потому что он не может обладать вами, а вы не можете обладать им. Но в определенном смысле, он как муж. Он не обладает вами, но вы обладаемы им. Без каких-либо усилий с его стороны, ваше отношение к нему становится отношением любящего. Так как ваши отношения между Мастером и учеником становятся такими, что ученик должен стать женщиной, потому что он принимающий, и он должен быть открытым. На самом деле, он должен стать беременным Мастером. Только тогда возможно новое рождение
В другом определенном смысле Мастер становится женой, потому что он мягок. Все углы исчезли в его жизни. Он становится все более и более округлым. Даже его тело, его существо становится более женственным. Вот почему Будда выглядит более женственным.
Ницше критиковал Будду только из-за этого: что он женоподобный мужчина. Ницше сказал, что он создал всю женственность Индии, потому что для Ницше мужчина это элемент силы — женщина значит слабая. И в определенном смысле он прав, потому что Будда женственен, но он не слаб. Или, слабость обладает своей собственной силой, которой никогда не может обладать никакой элемент силы. Ребенок слаб, но ребенок обладает той силой, которую никогда не может иметь взрослый человек.
Камень обладает большой силой, а рядом с камнем растет цветок — очень слабый. Но цветок обладает той силой, которой никогда не сможет обладать камень. Цветок, конечно, слаб: утром он приходит, вечером уходит. Он такой преходящий, такой недолговечный. Но цветок обладает силой другого измерения, другого качества, потому что он такой живой. На самом деле, он вскоре умрет, потому что его жизнь так интенсивна. Сама интенсивность жизни в цветке истощится к вечеру. Камень продолжает жить, потому что он живет так несчастливо. Его жизнь не интенсивна: он живет очень медленно, лениво, сонно. Камень спит, цветок живет.
Мастер слаб в определенном смысле, потому что его слабость имеет свою собственную силу. Он женственен в определенном смысле, потому что вся агрессия ушла, все насилие исчезло. Его жизнь больше похожа на жизнь матери, чем на жизнь отца. Все это очень сложно, и никто не требует, чтобы вы были любящими, но от всех требуется быть в любви
Мне не кажется, что я люблю вас. Я просто чувствую, что вы правы.
Как холодно! Просто правы? Быть просто правым недостаточно. До тех пор пока я не буду для вас больше, чем правым, ничего не произойдет. Быть просто правым, это так расчетливо; быть просто правым меньше, чем достаточно. Быть просто правым значит, что я встречаюсь с вами только на периферии, не в центре. И когда вы говорите: «Для меня вы просто правы, это отношение не может исходить из сердца. Это просто отношение ума — расчетливое, умное, хитрое, осторожное, вы просто рядом, не вступаете в опасные сердечные взаимоотношения, остаетесь на периферии, всегда готовые сбежать. Вот, что вы имеете в виду: «просто правы» — и выражение «просто правы» не несет в себе энергии, оно холодно.
Поэтому, если вы не можете вырасти из этого, тогда вам лучше оставить меня, потому что ничего не произойдет. У вас нет достаточной энергии. И если вы быстро не приблизитесь ко мне, я не смогу приблизиться к вам. Это невозможно; вы должны приблизиться. Взаимоотношения между учеником и Мастером это не просчитанные взаимоотношения. Когда Мастер становится только Мастером для вас — нет, он не только Мастер, он много другое, но смысл не в этом — когда для ученика Мастер становится только Мастером, когда вся история, прошлое и будущее, блекнут перед этим человеком, все сходит на нет, и только этот человек остается в вашем сердце, только тогда что-то возможно.
Из-за этого возникает много проблем. Кто-то влюбляется в Будду. Тогда он говорит, что Будда это единственный просветленный. Тогда он говорит: «Хорошо — существует Иисус, существует Кришна, но они не такие как Будда». Тогда Иисус и Кришна отброшены на периферию. В центре, в самом сердце сердцевины, или, в самой сердцевине сердца, существует только Будда. Для ученика это абсолютная истина. Затем кто-то влюбляется в Иисуса, тогда Иисус приходит в центр; Будда, Махавира и Мухаммед — все отброшены на периферию. Когда Мастер становится подобным солнцу, и вы вращаетесь округ него подобно земле, подобно планетам, он становится вашим центром, самым центром вашей жизни. Только тогда что-то возможно, но не прежде.
Быть просто правым это не быть правым вообще. Быть просто правым значит быть почти неправым. Постарайтесь выбраться из ловушки простой правоты. Наполнитесь до краев, если пришли ко мне, только тогда вы найдете меня. Бегите, если пришли ко мне, только тогда вы найдете меня. Когда выговорите: «Просто правы», это подобно купле-продаже, Либо вырастайте из этого, либо уходите от меня. Может быть где-то еще с кем-то другим вы сможете быть в любви. Потому что все дело не в том, с кого вы любите, Мастера А или Мастера Б, или Мастера С — дело не в этом. Дело в том, что вы любите. Где бы это ни происходило, идите туда. Если взаимоотношения строятся на «просто правы», тогда я не ваш Мастер, тогда вы не мой ученик.
Происходит ли это потому, что я разочаро ван в людях?
Нет, это происходит не потому, что вы разочарованы в людях. Это происходит из-за вас, из-за вашего эго, и ваши разочарования в людях тоже происходят из-за вашего эго; они тоже происходят из-за этого. Если женщина не может отдаться никакому мужчине, это происходит не потому что мужчин не хватает, или нет достойных мужчин. Это происходит только потому, сто женщина не выросла, потому что только взрослая женщина может отдаться, потому что только взрослая женщина может быть достаточно смелой для того, чтобы отдаться. Женщина осталась ребенком, замедленной в росте. У нее будут возникать проблемы с каждым мужчиной.
И если вы не можете сдаться в любви, вам будет очень трудно сдаться вообще. Мастер тоже требует сдачи, самой великой сдачи, которую когда-либо может потребовать любая женщина или любой мужчина. Потому что мужчина требует сдачи своему телу, если он общается с вами только из-за секса. Если он также и любит, тогда он требует сдачи и своему уму. Но Мастеру нужны вы — ум, тело, душа — все ваше бытие. Ничто меньшее не годится.
Существует три возможности. Всегда, когда вы приходите к Мастеру, первая возможность это возможность интеллектуального общение, посредством головы. Это не много. Вам могут нравиться его идеи, но это не значит, что вам нравится он. Если вам нравятся его идеи, его отношения, вам не нравится он сам. Вы можете принять идеи отдельно. Для этого не нужно вовлекаться ни в какие взаимоотношения с Мастером. Именно это и происходит с тем, кто задал вопрос: взаимоотношения находятся на интеллектуальном уровне; вот почему он говорит «просто правы».
Существует и другая возможность: вы любите сердцем. Тогда вам все равно, что он говорит; дело в нем самом. Если вы находитесь со мной в интеллектуальных взаимоотношениях, рано или поздно вы уйдете. Потому что я постоянно противоречу самому себе — одна идея подходит вам, другая не подходит. Эта идея вам нравится, другая идея вам не нравится — и я буду продолжать противоречить. И я делаю это по определенной причине: потому что я хочу, чтобы меня окружали только те люди, которые любят меня, а не те, кто интеллектуально согласны со мной. Я должен оставаться постоянно парадоксальным, для того чтобы изгнать их отсюда.
Это происходит в скрытой форме, в очень скрытой форме. Я никогда не говорю вам: «Уходите прочь». Вы просто уходите сами по себе. И вы чувствуете себя хорошо, потому что этот человек был таким противоречивым, что вам пришлось уйти. Останутся только те, кто общаются со мной посредством сердца. Только те, кто общаются со мной своим сердцем не беспокоятся о противоречиях. Они не будут» беспокоиться о том, что я говорю; они будут смотреть непосредственно на меня. Они знают меня, поэтому я не могу обмануть их. Они судят непосредственно обо мне, а не о том, что я говорю то, что я говорю, не очень важно.
Посмотрите на различия: человек, который соглашается с моими идеями общается со мной благодаря идеям; человек, который любит меня, возможно, взаимодействует с моими