Скачать:PDFTXT
Йога Патанджали. Елена Островская, Валерий Рудой

Этот принцип был детерминирован основным доктринальным положением брахманистских религиозно-философских систем о существовании единого высшего Атмана — психической субстанции, свободной от какой-либо качественной определенности. Вся психотехническая практика брахманизма строилась таким образом, чтобы трансформировать индивидуальную психику путем ее «очищения» от любой субъективной определенности.

Качество и действие (гуна и карма) рассматривались как нечто отдельное от своего носителя и связывались с последним асимметричным отношением внутренней присущности. Иными словами, носитель трактовался как «вместилище», а качества и действия — как вмещаемое.

15.2. Эти последние — непроявленные или невоспринимаемые качественные определенности — подробно рассматриваются в комментарии Вачаспати Мишры: «Прекращение функционирования сознания есть бессознательное состояние психики. Его существование познается на основе авторитетного вербального свидетельства умозаключения о состоянии, в котором остаются лишь санскары (формирующие факторы). Словом «дхарма», или праведный образ жизни, определяется добродетель и ее отсутствие. Иногда под этим понимается карма. В таком случае также имеется в виду добродетель или ее отсутствие как порождение соответствующего образа жизни. То и другое становится известным на основании авторитетного свидетельства или умозаключения относительно испытывания счастья либо страдания…»

26.1. Ср. буддийскую космографию, как она представлена в третьем разделе «Энциклопедии Абхидхармы»:

45. «Здесь принимается следующее строение миравместилища: внизу — круг ветра высотой в один миллион шестьсот тысяч йоджан, неизмеримый по окружности.

Как полагают, Вселенная, состоящая из тройной тысячи великой тысячи миров, имеет следующее строение. Внизу располагается покоящийся на акаше круг ветра, который возник благодаря совокупной энергии действий живых существ. Его высоташестнадцать лакхов, то есть один миллион шестьсот тысяч йоджан; по окружности он неизмерим и настолько тверд, что даже великий богатырь не может рассечь его ваджрой. Над ним располагается круг

46. воды высотой в один миллион сто двадцать тысяч.

Благодаря энергии действий, то есть совокупной кармы, живых существ на этот круг ветра из скопления облаков проливаются потоки дождя, каждая капля которого величиной с игральную кость. Так возникает круг воды <…>

Затем эти же воды, приводимые в движение ветрами, которые порождены совокупной энергией действий живых существ, превращаются в верхней своей части в зо-лото, подобно тому как кипяченое молоко превращается в сливки <…>

На круге земли из золота, расположенном над водой, [возвышаются]

там горы Меру, Югандхара, Ишадхара, Кхадирака, а также гора Сударшана (карика 48).

49. Ашвакарна, Винитака, гора Ниминдхара.

На этом золотом круге возвышаются восемь великих цепей гор. В центре — Сумеру. Остальные расположены вокруг нее <…>

За ними — континенты.

За ними, то есть за пределами этих горных цепей, — четыре континента. А затем

снаружи — Чакравада.

Она окружает Вселенную, состоящую из четырех континентов». (АК. Т. 2. С. 251-252.)

26.2. Имеется в виду ад Авичи (букв. «Без избавления»).

26.3. В буддийской космографии эта земля называется Золотой.

26.4. Мера длины, равная восьми крошам, то есть

7200 м.

В палийской традиции «йоджана» определяется как расстояние, которое без остановки может преодолеть повозка, запряженная волами.

26.5. В «Энциклопедии Абхидхармы»: «Здесь, с северной стороны Сумеру, находится континент Уттаракуру. Он четырехугольный, длиной по периметру восемь тысяч йоджан и по форме подобен сиденью. Все его стороны равны <…>

Какова форма каждого из континентов, такова и форма лица у людей, живущих на них». (АК. Т. 2. С. 255.)

26.6. Согласно буддийской космографии, к югу от Сумеру находится Джамбудвипа:

53. «Здесь же [континент] Джамбудвипа, который имеет форму колесницы…

Три стороны его по две тысячи йоджан длиной каждая <…>

54. а одна — три с половиной йоджаны. Четвертая сторона континента Джамбудвипы три с

26.7. половиной йоджаны длиной; именно поэтому форма его и напоминает колесницу». (АК. Т. 2. С. 255.) Из этой фразы можно заключить, что в космографической схеме, приводимой Вьясой, гора Сумеру располагается в центре Джамбудвипы.

26.8. Ср. описание морей в буддийской космографии, которое приводит Васубандху:

«Между ними, то есть между горами, кончая Ниминдхарой, — семь внутренних морей, которые называются шита, то есть прохладные, полные воды, имеющей восемь отличительных свойств. Эта вода прохладная, сладкая, легкая, мягкая, прозрачная, благовонная, при питье не вредит горлу, а выпитая, не отягощает желудок». (АК. Т. 2. С. 254.)

26.9. Названия фантастических существ индийской мифологии.

26.10. В своем комментарии к «Энциклопедии Абхидхармы» Васубандху Яшомитра говорит: «Они рождаются самопроизвольно и не походят на обычный зародыш, который пребывает сначала в послезачаточной стадии и т.д., а также на тех, кто рожден из яйца. Они называются саморождающимися потому, что возникают сразу, без семени, крови и т. п.». (ЗАКУ. С. 265.)

26.11. В третьем разделе «Энциклопедии Абхидхармы»: «От этого чувственного мира

2. вверх — мир форм, состоящий из семнадцати местопребываний.

Спрашивается, почему?

Здесь каждое из йогических сосредоточений включает три ступени.

Первое, второе и третье состояния йогического сосредоточения включают каждое по три ступени.

Четвертое, однако, — из восьми ступеней.

Здесь, то есть в мире форм, первое состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые соответственно Сонмищем Брахмы, Жрецами Брахмы и Великими Брахманами». (АК. Т. 2. С. 181.)

26.12. В третьем разделе «Энциклопедии Абхидхармы»:

«Второе состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые: ступени богов Ограниченного сияния, Безграничного сияния и Лучезарных». (АК. Т. 2. С. 181.)26.13. В третьем разделе «Энциклопедии Абхидхармы»:

«Третье состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые: ступени богов Ограниченного блаженства, Безграничного блаженства и Всецелого блаженства.

Четвертое состояние йогического сосредоточения включает ступени, именуемые: ступени богов Безоблачных, Обладающих избытком добродетели, Обладающих всевозрастающим плодом, и пять Чистых местопребываний: Не самые великие, Безмятежные, Прекрасные, Ясновидящие и Высшие.

Эти семнадцать ступеней вместе с пребывающими на них живыми существами и есть мир форм». (АК. Т. 2. С. 181)

26.14. Имеется в виду солнечное сплетение.

31.1 По-видимому, имеются в виду бронхиальные сосуды.

32.1 Согласно Вачаспати Мишре, «слова «в голове» обозначают канал, называемый «сушумна»».

34.1 Как говорит Вачаспати Мишра, «слова «крепость Брахмы44 означают сердцеЭтот же самый лотос с лепестками, направленными вниз, есть местопребывание органа разума (манаса)».

35.1 Разъясняя первую часть идей Вьясы, Вачаспати Мишра пишет: «Когда даже в условиях значительного преобладания раджаса и тамаса буддхи, характеризующийся светом и исключительной ясностью, может при своей трансформации в виде различающего постижения быть абсолютно отличным от чистого континуального сознания, то есть от Пуруши, тогда что говорить о раджасе и тамасе, которые инертны по своей природе. Имея это в виду, автор сутр и сказал о саттве и Пуруше. То же самое утверждает и автор бхашьи: «Саттва буддхи, с ее предрасположенностью к ясности…44 Речь идет не только о буддхи, предрасположенном к ясности, но и о буддхи, который трансформируется в форме различающего постижения. Поскольку он совершенно незагрязнен аффектами и ясен, он абсолютно схож с чистым континуальным сознанием. Поэтому и существует их смешение». 35.2. В комментарии к этой фразе Вачаспати Мишра поясняет: «Чистое сознание озаряет то, что по своей природе инертно, но то, что мертво, не может озарять чистое сознание. Содержание сознания, представленное Пуруше, по своей сущности то, что не является чистым сознанием. Каким же образом эта когниция может озарять сущность, природа которой — чистое сознание

40.1. Букв, «сделав пульсирующим».

41.1. Излагая представления Санкхья-Йоги относительно органа слуха, Вачаспати Мишра говорит: «… все органы слуха, хотя они и относятся к продукту индивидуации, содержат в себе акашу, находящуюся в пустом пространстве слухового канала в качестве его физической опоры. Именно на нем и основывается способность слуха. И действительно, если мы… повредим этот слуховой канал, то орган слуха тоже окажется поврежденным. Акаша является также физической основой звуков, которые служат внешними причинами, «сотрудничающими» с органом слуха. <…>

Процесс слышания основывается на акаше. Кроме того, акаша служит зоной органов слуха, ибо она возникает из «тонкого» элемента, специфическое свойство которого — звук. Таким образом, звук является свойством акаши. <…> Поэтому для всех, обладающих органом слуха, существует лишь один тип слышания».

42.1. В данном случае акаша понимается как физическое вместилище, в котором располагаются различные тела и предметы.

43.1. Согласно комментарию Вачаспати Мишры, эти три рода следствий реализуются в форме рождения, продолжительности жизни и в типе опыта.

44.1. Ср. в этой связи буддийскую концепцию «великих элементов», как она излагается в первом разделе «Энциклопедии Абхидхармы»: «Каковы элементы, которые упоминались в выражении «обусловленная великими элементами»?

Элементы — это фундаментальные элементы земля, вода, огонь и ветер.

Эти четыре фундаментальных элемента называются великими, поскольку они суть носители как своей собственной сущности, так и производных форм материи. Онивеликие потому, что служат основой всей проявленной материи, либо потому, что связывают воедино все многообразие физических объектов, существующих как совокупность земли, воды, огня и ветра, в которых и обнаруживается их способ деятельности.

— В каких же действиях реализуется функция этих фундаментальных элементов и какова их внутренняя сущность?

Их функция реализуется в действиях поддержания и т.д.

Фундаментальные элементы земля, вода, огонь и ветер проявляются соответственно в действиях поддержания, притяжения, изменения и распространения. Под распространением следует понимать развитие и перемещение. Таков их способ деятельности.

Их внутренняя сущность, в установленной последовательности,

твердость, влажность, теплота и движение.

Фундаментальный элемент земля — это твердость, водавлажность, огоньтеплота, ветердвижение.

Движение есть то, благодаря чему непрерывный поток состояний существующего объекта непосредственно воспроизводит себя в смежных точках пространства, подобно пламени светильника.

Что такое фундаментальный элемент ветер?

«Это способность легко приводить в состояние движения», — такова трактовка в «Пракаране» и сутре. В «Пракаране» движение определяется и как легкость, то есть производная форма материи. Поэтому та дхарма, внутренняя сущность которой есть движение, указывается «ветер»; его внутренняя сущность проявляется в его действии». (АК. Т. 1. С. 203.)

45.1. «Первосовершенный», или «Изначально совершенный». По-видимому, имеется в виду Ишвара как творец Вселенной.

48.1. Согласно Вачаспати Мишре, «то обстоятельство, что органы чувств являются и для невоплощенных существ инструментами восприятия, описывается как действие инструментов восприятия, не имеющих материального субстрата.

Желаемое место — Кашмир и прочее». 51.1. Четыре типа йогинов: «избравший тот образ жизни, который практиковался в первой кальпе»; «находящийся на сладостной ступени»; «наделенный светом мудрости»; «вышедший за пределы того, что следует культивировать».

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ

Вачаспати Мишра поясняет: «Когда карма, следствие которой — наслаждение небесной формой рождения и которая иепытывается тем, кто относится к человеческому роду, оказывается осуществленной в силу той или иной причины, тогда человек благодаря одному лишь факту рождения в соответствующей группе богов обретает другое тело, способное уменьшаться до размеров атома, и прочие сверхобычные способности».

1.1. Совершенные способности, обретаемые с помощью снадобий. Согласно древнеиндийской мифологической традиции, человек, попавший в мир асуров и выпивший эликсир, приготовленный прекрасными девушками-асури, становится вечно молодым и бессмертным.

2.1. По представлениям Санкхья-Йоги, материальной причиной тела являются земля и другие «великие элементы», а причиной органов чувств — принцип индивидуации. Перераспределение их составных частей назьгоается аккомодацией.

2.2. Из комментария Вьясы, таким образом, следует, что дхарма (здесь: праведность) и прочее могут существенным образом влиять на процесс трансформации, который носит естественный характер.

4.1. Как объясняет Вачаспати Мишра, «каждое тело, до тех пор пока оно живет, неразрывно

Скачать:PDFTXT

Патанджали. Елена Островская, Валерий Рудой Йога читать, Патанджали. Елена Островская, Валерий Рудой Йога читать бесплатно, Патанджали. Елена Островская, Валерий Рудой Йога читать онлайн