восстанавливает чувство вкуса. Он обладает детоксифицирующим, антибактериальным, противомикробным действием и оказывает также противоглистное действие (убивает глистов). Он помогает бороться с обмороком, ощущением жжения, зуда, воспалительными заболеваниями кожи и снижает жажду. Горький вкус придает тонус коже и мускулатуре. Он обладает также антипиритическим, противолихорадочным действием. Этот вкус стимулирует пищеварительный огонь, стимулируя расщепление токсинов, очищает лактацию, помогает в борьбе с ожирением, и удаляет токсины, накопившиеся в жировых отложениях, в костном мозге, лимфе, поте, моце, питте и капхе. Этот вкус может быть охарактеризован как сухой, холодный и легкий. «Однако, когда он применяется отдельно, или же в избыточном количестве, то в силу присущих ему качеств — сухости, грубости и чистоты, он приводит к астенизации и атрофическим явлениям в тканевых элементах организма. Горький вкус вызывает огрубение сосудов, снижает физическую силу, приводит к изнеможению, чувству слабости, к умственной аберрации; способствует возникновению головокружений, пересыханию рта и других болезненных явлений, характерных для ваты». Горьткий вкус снижает лихорадку, он оказывает противовоспалительные, антибактериальные и детоксифицирующие действия, а также убивает мпкробы. Он очищает кровь и все ткани, а также препятствует развитию опухолей. Этот вкус вызывает редуцирующий, «оскудняющий», а также седативный эффекты, несмотря на то, что в малых количествах он действует стимулирующе, особенно — в отношении пищеварения. Горькие растения: горький вкус распространен среди трав и других растений. Он возникает за счет различных горьких начал, таких, как берберин. Горькие вещества могут быть простыми, например, горечавка. Они могут быть также ароматическими (едкими вторично), как полынь, либо они могут быть терпкими (вторично), подобно ядрастику канадскому. К типичным горьким растениям относятся алоэ, барбарис, бенедикт аптечный, ирис разноцветный, шапорель, хризантема, одуванчик, эхиноцея, горечавка, ядрастик канадский, пао дарко pao d,a63co перувианская кора, ревень, рута, пижма, белый тополь, тысячелистник, щавель курчавый. 1У. Вяжущий вкус «Вяжущий вкус оказывает седативное действие, прекращает понос, способствует исцелению суставов, а также закрытию и исцелению изъявлений и ранений. Он оказывает подсушивающее, повышающее тургор действие и способствует контракции. Этот вкус снижает капху, питту и останавливает кровотечение; он способствует поглощению жидкостей тела; его можно охарактеризовать как сухой, охлаждающий и легкий. «Однако при использовании его отдельно, либо в избытке, он вызывает сухость во рту, болевые ощущения в области сердца, ведет к запорам, ослабляет голос, создает закупорки в сосудах, придает темный оттенок кожным покровам, снижает витальность и приводит к преждевременному старению. Вяжущий вкус вызывает задержку газа, мочи и каловых масс, обусловливает потерю веса, возникновению слабости, жажды и ригидности. В счилу присущих ему естественных качеств -огрубленности, сухости и»чистоты», он обусловливает заболевания типа вата, такие как параличи, спазмы, конвульсии и судороги». Вяжущий вкус обладает гемостатическим свойством (прекращает кровотечение), снижает потливость, прекращает поносы, эти эффекты связаны с поглощением жидкости и замедлением ее удаления из организма. Этот вкус обладает также противовоспалительны и вунеративным действием (способствует заживлению ран и исцелению, стимулируя восстановление целостности оболочек). Он также способствует сокращению мышц и способствует восстановлению правильного положения сместившихся (выпадение) органов. Вяжущие растения: вяжущий вкус весьма чсто встречается в растениях. Однако он не имеет особенно большого лечебного значения, поскольку вяжущее действие испоьзуют лишь, главным образом, симптоматически. Вяжущий эффект обусловлен преимущественно присутствием различных таннинов. К типичным вяжущим растениям относятся: герань, плоды лотоса, коровяк, подорожник, плоды гранатового дерева, листья малины, сумах, медвежьи ушки, белая водяная лилия, кора белого дуба и гамамелис виргинский. Сочетаннные вкусы Тот или другой вкус встречается у растения в изолированном виде лишь очень редко, хотя обычно превалирует тот или другой вкус. Сладкий и едкий вкусы иногда сочетаются, как это имеет место, например, в случае корицы, укропа, имбиря и лука. Такие травы особенно благотворно действуют в случае ваты. Часто сочетаются сладкий и вяжущий вкусы, как это обстоит дело в случае окопника, лотоса ???, вяза и белой водяной лилии. Такие травы хорошо использовать в случае питты. Однако они могут быть трудны для пищеварения. Сладкий и горький вкус также иногда сочетаются, как это имеет место у лакрицы. Эти растения особенно хороши в случае питты. Сладкий и кислый вкус сочетаются в различных плодах, как, например, плодах боярышника и апельсина. Они оказывают благотворный эффект в случае ваты. Ещдкий и горький вкусы также иногда сочетаются, как это имеет место у различных видов полыни и тысячелистника. Такие травы сильно действуют в случаях капхи. Едкий и важущий вкус также иногда комбинируются, как это, например, имеет место у перц гвоздичного, корицы или шалфея. Эти рстения также оказывают действие в случае капхи. Часто сочетаются также и горький и вяжущий вкусы. Это имеет место в случае многих диуретиков. Такие травы включают гидрастис канадский, подорожник и медвежьи ушки. Они действуют, главным образом, на питту. Некоторые травы облаюат тремя или большим числом вкусов. Для растений с сочетанными вкусовыми характеристиками при определении их действия важное значение приобретают энергия и пост-дигестивный эффект. Растения с сочетанными вкусами зачастую обладают мшщным и широким спектром лечебного действия, как, например, чеснок. Вкус и пища Пища, подобно травам, обладает лечебными свойствами, определяющимися тем вкусом, или теми элементами, которые превалируют в этой пище. В Аюрведе, наряду с использованием определенных трав, прописывается также определенная диета. Обычно пациенту говорят, что его рацион должен быть таким, чтобы он снижал характерную длдя него (или ее) дошу. В то же время, некоторые виды пищи прописываются как лечебное средство в виде трав, или в сочетании с травами. Подобные продукты включают молоко, мед, дхи, изюм, финики и миндаль. Согласно Аюрведе, гербология и питание составляют собой единую науку, и ни одним вид лечения, который бы игнорировал тот или другой элемент этого единства, не может быть эффективен. Пища обеспечивает «главное питание» организма; травы же обеспечивают более тонкое питание и оказывают стимулирующее действие на более глубоко расположенные ткани и органы. Вкусы и эмоции Эмоции также обладают определеннып вкусом или ароматом и влияют на организм соответственно своим качествам. Существуют горькие эмоции такие, как скорбь, или эмоции, обладающие вяжущим характером, как страх; эти эмоции усугубляют вату. Имеются также кислые эмоции, как зависть, или едкие эмоции — гнев, которые усугубляют питту. Существуют также «сладкие» эмоции, тиакие как желание и страсть, или соленые эмоции как, например, жадность — они усиливают капху. Эмоциональные переживания могут оказывать на организм такое же влияние, как и неподходящие виды пищи, как наркотики, алкоголь или инфекции. Психологические факторы столь сильны, что они при лечении могут доминировать над физиологическими факторами. Именно по этой причине Аюрведа включает также науку об энергетике психической сферы. Аюрведа является целостной наукой с интегративным восприятием человека в его физическом (физиологическом) и психическом аспектах, позволяет использовать травы с тем, чтобы контролировать ментальные состояния и эмоциональные проблемы. Наука о вкусах и их энергетике, или раза, включает не только растения и пищу, но также и сферу сознания. Подобно другим аспектам языка Аюрведы об исцелении, вкус представляет собой ценность на всех уровнях своих проявлений. причем и как внутренняя, и как внешняя категория. КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОНСТИТУЦИИ (ДОШИ) С позиций Аюрведы больныхследует лечить в соответствии с их конституцией. Соответствующее лечение, таким образом, не симптоматическое, а затрагивает саму физиологическую и психологическую сущность пациента. Целью Аюрведы является не излечение какой-либо конкретной болезни, а восстановление естественной гармонии каждого пациента. В результате затрагиваются глубинные механизмы всех болезней, которые проявляются у того или другого лица. При лечении же «болезней» вркчеватель действует лишь общим образом или поверхностно. Знание конституции служит улючом для холистического или интегрального лечения, что является истинной основой любой профилактической медицины. При дифференцировании болезней в соответствии с конституцией мы можем понять, почему различные травы лечат одну и ту же болезнь, или же почему некоторые травы действуют на много болезней. В Аюрведе мы воздействуем на индивидуальную конституцию, ориентируясь на превалирующую дошу. Вообще говоря, мы воздействуем на дошу с помощью трав или терапевтических воздействий, природа которых противоположна характеру соответствующей доши. Согревающие и подсушивающие виды лечения применяются в случаях конституции капха, которая тяготеет к охлажденности и влажности. Нагревание и увлажнение используется в случае ваты, для которой характерна тенденция к охлаждению и сухости; охлаждение и подсушивающее лечение используются для конституции питта, качество которой — избыточная теплота и влажность. Однако в некоторых случаях травы, которые акцентуируют соответствующую дошу, могут способствовать лечению ее. Некоторые травы, которые усугубляют капху как, например, лакрица, путем разжижения избыточной или накопившейся капхи посредствоми увлажняющего действия соответствующей травы, облегчают ее выведение из организма. Поэтому то обстоятельство, что та или другая трава может усилить данную конкретную дошу, вовсе не означает, что такая трава ни в коеми случае не может использоваться при лечении соответствующей доши. Такая трава может быть полезной в условиях кратковременного ее применения, или же в случае уравновешивания ее другими травами, более антагонистического в отношении соответствующей доши характера. Гербальные курсы лечения и составы следует рассматривать интегрально в соответствии с общей стратегией и конечным ее результатом. Индивидуальная конституция и заболевания Индивидуальная конституция обычно определяет тот профиль болезней, к которым предрасположен соответствующий человек. Например, лица с конституцией капха склонны страдать болезнями данного стереотипа, как например, простудные и застойно-гиперемические заболевания. Однако, эти люди могут также страдать от заболеваний иной природы, нежели их конституция, как например, характерной для капха-типа людей простудой может заболеть и индивид с конституцией питта. Поэтому мы должны учитывать не только природу соответствующего пациента, но также и болезни, его поразившей, и воздействовать на то и другое. На санскрите индивидуальная конституция напзывается пракрути, что означает «природа». Патологическое состояние (болезнь) называется викрути, что означает «отклонение от природы». При выяснении конституции того или иного лица мы в большей степени ориентируемся на врожденные показатели, такие, как физическая конституция, или же долгосрочные, проходящие через всю жизнь наклонности и пищевые предпочтения. С другой стороны, выяснение характера заболеваний в большей степени определяется симптомами, которые могут носить временный характер. В случае, когда наша травотерапия имеет целью воздействовать на острые, временные или поверхностные патологические состояния, то определение индивидуальной конституции не имеет особой важности. В этом случае мы можем просто и непосредственно воздействовать на само болезненное состояние. Однако в случае более глубоко укоренившихся и хронических заболеваний, то есть в условиях длительного лечения для полного и эффективного лечения важным является знание конституции больного. Патологические состояния, имеющие природу, отличную от таковой соответствующего индивидуума, относительно легко подвергаются лечению. В то же время заболевания той же природы трудны для лечения, поскольку природа индивидуума усиливает природу самой болезни. В этом случае мы можем более