Скачать:TXTPDF
Йога — сила духа. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)

если утром вы встаете в хорошем расположении духа, днем ваше настроение, как правило, падает, а к вечеру вы можете ожесточиться против целого мира. Теперь вы отчетливо видите модель. Вы видите, как действует модель, и отмечаете, что работаете как робот. А быть роботом значит страдать. Вы должны быть не механическим роботом, а сознательным человеком.

Гурджиев говорил: «Человек — это машина, и ничто другое». Вы становитесь человеком, обретая сознательность. И то постоянное усилие самоутвердиться сделает вас сознательным, сделает вас не механическим, сделает вас непредсказуемым, сделает вас свободным. И если теперь кто-то оскорбит вас, вы рассмеетесь, хотя никогда не смеялись до этого. Теперь человек, который оскорбит вас, может вызвать у вас чувство любви, не испытанное прежде. К человеку, который теперь оскорбит вас, вы можете проникнуться благодарностью. Рождается новое чувство. Теперь вы создаете сознательное существо внутри себя самого.

Вначале вы предпринимаете действие, ибо действие означает движение на поверхность, движение за пределы, движение по направлению к другим, бегство от самого себя. Каждое действие — это бегство от самого себя. Прежде чем бежать, взгляните, потрогайте, копните внутри себя.

Каждому мгновению должно предшествовать мгновение медитации: это то, что мы называем абхьяша. Каждому действию должно предшествовать продолжительное молчание, уход в себя, погружение в себя с закрытыми глазами.

Отсутствие привязанности и страстей сделают вас бесстрастным наблюдателем, безучастным свидетелем происходящего. От наблюдения переходите к действию!

Однажды утром жена Муллы Насреддина сказала сам себе:

Ночью, когда ты спишь, ты оскорбляешь меня. Ты грубишь мне, ругаешь меня. Зачем ты это делаешь? Объясни мне это.

Мулла Насреддин сказал:

— Но кто говорит, что я сплю? Я не сплю. Просто ночью я могу сказать то, что я не могу сказать днем. У меня не хватает на это смелости.

В ваших снах, после вашего пробуждения вы совершаете непрерывные действия. Но вы действуете бессознательно, как бы испытывая принуждение со стороны. Вы не свободны даже в своих снах. Ваше поведение, став чисто механическим, сделало вас рабом. Но как достичь самоутверждения в таком случае? Через абхьяшу, непрерывную тренировку души.

Суфии всегда прибегали к ней. Они могут говорить все, что угодно. Они могут Делать все, что угодно; они могут сидеть, и они могут стоять. Что они делают, не так Уж и важно. Прежде чем встать, ученик суфий произносит имя Аллаха. Прежде всего, он произносит имя Бога. Когда он сидит, он произносит имя Бога. Он должен совершить конкретное действие — а его неподвижная сидячая поза — своего рода Действие — и он говорит: «Аллах!» Когда он принимает неподвижную сидячую позу, он говорит: «Аллах!» Когда он стоит, он говорит: «Аллах!» Когда нельзя сказать громко, он беззвучно шевелит губами. Каждое свое действие он пропускает через механизм Памяти. Со временем память становится препятствием, возникающим между ним и его действие, незримым барьером, пограничной межой.

Разрыв постепенно возрастает, и ему кажется, что его действия совершает кто-то другой. Непрерывно повторяя имя Аллаха, он начинает понимать, что только Аллахистинный творец. «Я не творец. Я только средство, я только инструмент в его руках». Именно в то мгновение, когда барьер начинает расти, зло, во всех его проявлениях, исчезает. Теперь вы не способны творить зло. Когда зло исходило от вас, разрыва между действующим лицом и действие не было. Добро всегда совершается непроизвольно.

Чем больше разрыв между действующим лицом и действием, тем больше совершается добра. Ваша жизнь становится священной, ваше тело становится храмом. Приобщаясь к абхьяше, вы становитесь бдительнее, вы утверждаетесь в себе самом.

Абхьяша есть не что иное, как непрерывная тренировка души, попытка самоутверждения.

Исполненная благоговейной набожности длительная тренировка, не прерываемая ничем, становится внутренней потребностью.

Отметим две вещи. Непрерывная длительная тренировка». Как долго она может длиться? Это будет зависеть от разных причин. Это будет зависеть от вас, от каждого человека. Продолжительность будет зависеть от напряженности усилий. В случае максимальной напряженности все может произойти очень быстро, незамедлительно. Если вы не предпринимаете значительных усилий, потребуется более продолжительный период времени.

Как-то ранним утром один из мистиков, суфий Джунаид, совершил прогулку в окрестностях своей родной деревни. К нему торопливо приблизился один человек и спросил:

Столица этого королевства… Я хочу посетить столицу, сколько времени понадобится, чтобы добраться туда?

Джунаид, мельком взглянув на мужчину и не ответив ему, продолжал невозмутимо прогуливаться. Мужчина, который направлялся в ту же сторону, что и Джунаид, последовал за ним. Он подумал: «Этот старик, кажется, глух» — и во второй раз спросил уже более громко:

— Я хотел бы знать, сколько времени займет моя поездка в столицу? Джунаид продолжал спокойно прогуливаться. Прошагав вместе со своим спутником две мили, Джунаид сказал:

— Тебе придется идти пешком не меньше десяти часов. Мужчина возразил:

— Но ты мог сказать это раньше! Джунаид сказал:

— Как я мог сказать это? Мне нужно было знать твою скорость. Все зависит от твоей скорости. Пока мы вместе шли эти две мили, я наблюдал за твоей скоростью. Теперь, когда я знаю ее, я могу дать тебе ответ.

Все зависит от вашей энергии, от вашей скорости.

Главное — это непрерывная длительная тренировка. Помните об этом. Если вы будете тренироваться несколько дней и затем сделаете перерыв на несколько дней, все ваши усилия окажутся напрасными. Возобновив тренировку, вы начнете все сначала.

Если после нескольких дней медитации вы решили сделать перерыв, если вы разленились и по утрам вам хочется лишний час поваляться в постели. Если вы говорите: «Я могу это отложить, я могу это сделать завтра». Если вы потеряли хотя бы один день, это значит, вы свели на нет работу нескольких дней. Если сегодня вы не медитируете, вы можете сделать множество других вещей. Все эти вещи соотносятся с вашей прежней моделью поведения, и, следовательно, можно говорить об образовании совершенно нового слоя. Вы отсекли вчера и завтра. Ваше сегодня образовало некий слой, новый, совсем другой слой. Непрерывность нарушилась, и если завтра вы начнете все сначала, значит, новое начало будет положено. Я вижу, как многие люди начинают, прерывают начатое, снова начинают. Работа, которую можно сделать за несколько месяцев, отнимет у них несколько лет.

Запомните лаконичную формулу: «без перерыва». Вы можете выбрать любой вид тренировки, но непременно на всю жизнь! Тренируйтесь, доверившись интуиции, но, не прислушиваясь к доводам разума. Разум будет делать попытки соблазнить вас, ведь он искусный соблазнитель. Он придумает множество причин, оправдывающих ваше сегодняшнее безделье: неважное самочувствие, головная боль, вы не могли уснуть всю ночь, вы так устали, что сегодня можете позволить себе отдохнуть. Все это хитроумные уловки разума.

Разум стремится к привычной модели мышления. Почему он все время возвращается к прежней модели? Потому что выбирает линию наименьшего сопротивления; ему так легче. Каждый из нас выбирает более легкую дорогу; наиболее удобную линию поведения. Разум привычно следует старому. Так удобнее и лете. Следовать новому всегда труднее.

Разум упорно сопротивляется всему новому. Если вы посвятили себя абхьяше, непрерывной тренировке души, не прислушивайтесь к разуму. Со временем эта внутренняя тренировка проникнет в глубины вашего сознания, и разум перестанет сопротивляться ей; ему так легче. Разум, словно перышко на гребне волны, будет подхвачен и унесен легком, стремительным потоком. Не прерывайте его, если его течение станет плавным и замедленным. Кратковременная праздность может погубить ваши многолетние усилия. Поэтому не прерывайте его.

И еще о благоговейной набожности. Если ваша внутренняя тренировка носит механический характер, в ней не будет любви, набожности, ощущения праведности и святости. Она потребует длительного времени, ибо только любящий человек способен проникнуться праведными чувствами. Набожный человек обычно открыт, более открыт. Семена праведности пускают глубокие корни в его душе.

Но вы можете совершить свои действия без набожного благоговения. Наглядный примерхрам, который предоставляет вам право нанять священника. Он будет читать проповеди на протяжении многих лет, без всяких результатов, без всяких последствий. Он будет читать их так, словно выполняет чей-то приказ, без всякого религиозного рвения. Возможно, он попытается продемонстрировать свое рвение прихожанам, но в душе он остается чиновником. Его интересует только его жалованье, но не проповедь, не пуджа, не религиозный обряд. Он обязан выполнить его, но из чувства долга, а не по любви. И он будет выполнять свой долг, и это будет продолжаться годами. Всю свою жизнь он будет оставаться священником по найму, получающим жалованье. В конце концов, он умрет так, словно никогда не проповедовал. Он может умереть в храме, читая проповедь, — но он умрет так, словно никогда не проповедовал, ибо никогда не был предан своему делу.

Не занимайтесь абхьяшвй, тренировкой души, без рвения, ибо это напрасная трата энергии. Но если рвение еще живо в вашей душе, она обогатит вас. Вы познаете способы тренировки, движимые чувством долга, но не любовью. Долг — это то, что вы обязаны исполнить; вы не получаете удовольствия, выполняя его. Вы обязаны любыми способами продолжить начатое дело; вы обязаны довести его до конца. Это зримая работа. Но если это сознательный подход, почему он проникает в вашу душу?

Любовь не долг, она дает вам наслаждение. Ничто не ограничивает ее, ничто не торопит ее к завершению. Чем дольше она живет, тем лучше. Ее всегда недостаточно. Желание любить никогда не покидает вас. Любовь никогда не заканчивается. И если это сознательный подход, он глубоко проникает в вашу душу. Семена ложатся в глубокую почву. Духовное рвение — это влюбленность в прекрасную абхьяшу, изумительную тренировку души.

Я наблюдаю за многими людьми; я работаю со многими людьми. И я вижу четкое различие. Те, кто в процессе медитации тренируются, выполняя определенные технические приемы, могут делать это годами, но это ни к чему не приведет. Если это и поможет им, то совсем чуть-чуть, только в физическом смысле. Они могут стать здоровее; это может принести им некоторую пользу. Но медитация — это только упражнение. И они, увившись ко мне, говорят о том, что в их жизни ничего не происходит

В их жизни ничего не произойдет, поскольку их действия носят чисто внешний характер, подчас напоминая их монотонный будничный труд — в одиннадцать утра они словно бы идут на работу в офис, а в пять покидают его. Равнодушные и безучастные, они направляются в зал медитации и, посвятив медитации один час, покидают зал, равнодушные и безучастные. Медитация не проникла в их сердца.

Другая категория людей — это те, кто медитирует с любовью. Дело не в том, что вы что-то делаете. Дело не в количестве, а в качества, в степени вашей заинтересованности, в силе вашей любви и глубине наслаждения медитацией. Она не цель,

Скачать:TXTPDF

— сила духа. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Йога читать, — сила духа. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Йога читать бесплатно, — сила духа. Бхагаван Шри Раджниш (Ошо) Йога читать онлайн