вопрос. Можно ли сознавать просветление и быть просветленным? Может ли мысль о просветлении создать в вас эго?
Если эго есть, не нужно его создавать. Оно уже есть, и мысль о просветлении создается им. Если эго отбрасывается и настоящая осознанность, сознание, личность вырастают из тьмы, расцветает солнечный свет. Тогда ничто не может создать в вас мысль об эго. Вы можете провозгласить, что вы Бог, но даже это не создаст эгоистического узора, ничто не может его создать.
Можно ли сознавать просветление? Просветление — это и есть сознательность. Вы снова пользуетесь своим старым языком. Я могу понять этот язык, но он неправильный. Вы не можете сознавать сознательность, иначе вы станете жертвой безграничной регрессии. Когда вы будете сознавать вашу сознательность вашей сознательности и так далее, и так далее, и так далее до бесконечности — этому не будет конца и края. У вас будет сознание, вы будете сознавать его, и будет еще другое сознание, которое сознает это, и так далее. Потом появится третье сознание, и так далее. Этот процесс может продолжаться. Нет, это не нужно. Одного сознания достаточно.
Когда вы просветлены, вы сознательны, и вам не нужно сознавать эту сознательность. Ваше сознание так совершенно. В вас нет объекта. Вы просто осознаете, как будто бы свет просветляет пустоту вокруг вас. Вам не нужен объект. Нет ничего, на что может упасть свет, это чистое сознание. Объект исчез. Ваш субъект втекает в тотальность, теперь уже нет объекта, и поэтому не может быть субъекта. Объект и субъект исчезли, вы просто сознательны. Вы не сознаете что-то определенное, вы просто сознательны, вы и есть сознание.
Позвольте мне объяснить вам это с другой точки зрения, которая может быть вам более легко понятна. Когда вы любите — если вы когда-нибудь любили — вы не просто возлюбленные, вы стали любовью. Вам не нужно для этого что-то делать, вы не делатель, поэтому как вы можете называть себя тем, кто делает любовь? Правильное выражение для этого — вы есть любовь.
Когда люди приходят ко мне, и я вижу огромное обещание в их глазах, я не говорю: «Вы обещаете». Я говорю: «Вы есть обещание». И постарайтесь увидеть разницу. Когда кто-то говорит кому-то: «Пообещай», этого недостаточно, но если вы и есть обещание, то в этих словах есть огромное отличие. Когда вы говорите кому-то: «Вы обещаете», то тем самым вы имеет в виду, что у этого человека есть что-то, что соответствует вашим амбициям. Когда отец говорит сыну: «ты обещаешь?», он имеет в виду вот что: «Я хотел быть Богатым, но я не смог, но ты сможешь это сделать, поэтому ты должен мне это пообещать». Это амбиция отца, которую он хочет осуществить через сына.
Когда я говорю вам: «Вы есть обещание», у меня нет никаких амбиций, которые я бы хотел исполнить через вас. Я просто что-то говорю вам. Это не имеет ничего общего с моими амбициями. Я удовлетворен и не хочу никакого удовлетворения через кого-либо. Когда я говорю «Вы есть обещание», на самом деле я говорю нечто о вас. Это просто показывает ваш потенциал, ваши возможности.
И посмотрите: если вы музыкант, а ваш сын не собирается быть музыкантом, у него нет такой склонности, нет желания, нет таланта, вы не назовете его многообещающим. У него может быть склонность к математике, но с вашей точки зрения он — не многообещающий. Если вы гоняетесь за деньгами, а ваш сын хочет отречься от мира, он не будет многообещающим для вас, он будет как раз противоположностью вас. И когда вы называете кого-то многообещающим, вы соотносите этого человека со своими желаниями.
Когда я говорю; «Вы есть обещание», я имею в виду то, что в вас есть огромный потенциал. Он может развиться, он может расцвести, независимо от того, в каком бы направлении он ни направлялся, какое бы направление вы ни выбрали.
Когда вы любите, вы не будете чувствовать, что вы тот, кто любит, вы будете чувствовать, что вы есть любовь. Вот почему Иисус говорит: «Бог — это любовь». Он мог бы сказать: «Бог очень любящий», но язык немного неправильный. Что вы имеете в виду, когда говорите, что Бог есть любовь? Он говорит: «Бог и любовь — это синонимы». На самом деле, когда он говорит, что Бог есть любовь — это патология. Можно также перефразировать его слова: «Любовь есть любовь» или «Бог есть Бог». Любовь — это не свойство Бога, любовь — это бытие. Он не любящий, он и есть любовь.
То же самое происходит, когда вы становитесь просветленными. Вам не нужно сознавать просветления. Вы просто есть сознание. Вы живете в сознании, вы спите в сознании, вы передвигаетесь в сознании, вы живете, вы умираете в сознании. Сознание становится вечной частью вас, вечным источником, немеркнущим пламенем, не колеблющимся состоянием бытия. Это не отношения, это не случайность, и это невозможно у вас отнять. Все ваше бытие превращается в сознание.
У меня обычно бывает два настроения ума — солнечное и лунное. Пожалуйста, объясните.
Ум обычно разделен на две части. Так ум действует. Вам нужно понять весь механизм ума, того, как он действует.
Действие ума — разделение. Если вы не делите, ваш ум исчезает. Ум нуждается в разделении, ум создает противоположности. Ум говорит: «Я люблю вас, я не люблю вас, вы мне нравитесь, вы мне не нравитесь». Ум говорит: «Это прекрасно, а это Уродливо», Ум говорит: «Это нужно сделать, а этого не нужно делать». Ум избирателен. Вот почему Кришнамурти настаивает на том, что если вы станете неизбирательными, вы войдете в состоянии не ума. Быть неизбирательным означает отбросить разделения в мире.
Просто подумайте: если человек исчезает с земли, будет ли что-нибудь прекрасное? Будет ли что-нибудь уродливое? Будет ли что-нибудь хорошее, что-нибудь плохое? Все разделения просто исчезнут вместе с исчезновением человека Мир останется тем же самым, цветы будут цвести, звезды будут двигаться, солнце будет подниматься. Все будет продолжать свое движение, но разделение исчезнет вместе с исчезновением человека, потому что разделения в этот мир приносит человек. Разделение означает ум.
Вот в чем смысл библейской истории. Бог сказал Адаму не есть плод от Древа знания. Было бы лучше, если бы мы назвали древо знания древом ума. Вся бы эта история стала дзенской. И смысл именно в этом. Дерево знаний — это дерево ума, иначе, почему Бог хотел, чтобы его ребенок был невежественным? Он хотел просто, чтобы тот жил без ума. Он хотел, чтобы его дети жили без разделения, чтобы они жили в единстве, в созвучии — вот в чем смысл библейской истории. Если бы эту историю комментировал дзенский мастер, или если бы я комментировал ее, я бы сказал: лучше сказать «древо ума», тогда все становится ясным.
Бог захотел, чтобы Адам жил без ума, чтобы он жил, не разделяя жизнь, и тогда жизнь становится необычайно красивой. Разделения разделяют также и вас. Вы когда-нибудь наблюдали: когда вы разделяете, что-то начинает в вас пульсировать, что-то ломается в вас. В то мгновение, когда вы говорите: «Я люблю кого-то», ваша рука тянется к этому кому-то. В то мгновение, когда вы говорите:» Мне не нравится», рука возвращается обратно. Вы не открыты жизни в ее тотальности. Бог хотел, чтобы Адам оставался тотальным.
И библейская история говорит, что до тех пор, пока человек не отбросит свое знание снова, он не вернется в сад божий. Иисус отбросил знание, вот почему Иисус выглядит нелепым, парадоксальным. То, что Адам сделал против Бога, Иисус искупил. Он вычистил человеческое сознание от этого. Адам пришел сюда, покинув сад, а Иисус вернулся обратно в сад. Как Иисус вошел в сад? Он отбросил ум, отбросил разделения.
Ум всегда действует через разделения. Просто попытайтесь не делить. Вы видите цветок — не говорите, что он красивый, в этом нет необходимости. Он прекрасен, даже если вы не будете говорить этого, поэтому не добавляйте еще больше красоты этому цветку, говоря об этом. В чем смысл?
Есть небольшая история о Лао Цзы. Он обычно утром гулял, и сосед сопутствовал ему в его прогулках, прекрасно зная, что Лао Цзы не любит много разговаривать. Он всегда хранил молчание. Но однажды друг, который гостил у соседа, тоже захотел погулять. Лао Цзы и сосед Лао Цзы хранили молчание, а друг был немного смущен, но он тоже хранил молчание, потому что со всех сторон не мог говорить ничего. Поднималось солнце, было очень красиво. Он забыл об этом и сказал: «Какое прекрасное утро». Всего лишь. Но никто не ответил ему ничего — ни друг, ни Лао Цзы. Вернувшись обратно домой, Лао Цзы сказал соседу: «Не приводи этого человека больше. Он слишком разговорчивый. Слишком».
Даже сосед не выдержал и сказал: «Да он вроде ничего не сказал, он сказал всего лишь:«Какое прекрасное утро«».
Лао Цзы ответил: «Я ведь тоже там присутствовал. К чему же было это говорить? Оно было прекрасное и без слов твоего друга. Для чего вмешивать в это ум? Нет, этот человек слишком разговорчивый. Не приводи его снова».
Неужели он разрушил все утро? Да, он разделил мир. Он сказал, что солнечный восход прекрасный. Когда вы говорите что-то, когда вы говорите, что что-то прекрасно, то вы тем самым уже что-то осуждаете, потому что красота не может существовать без уродства. В то мгновение, когда вы говорите, что что-то прекрасно, вы говорите тем самым, что что-то другое уродливо. В то мгновение, когда вы говорите: «Я люблю тебя», вы говорите, что вы кого-то ненавидите.
Если вы живете без разделения, просто наблюдайте за цветком. Пусть он будет, какой бы он ни был. Пусть он будет в своей реальности. Не говорите ничего, просто смотрите на него. Причем не просто не говорите снаружи, не говорите внутри также, не формулируйте никаких идей о нем. Пусть он будет, и вы придете к большой реализации.
Когда печаль приходит к вам, не называйте ее печалью. Я давал эту медитацию многим людям, и они удивлялись. Я говорил им: «Следующий раз, когда вы почувствуете печаль, не называйте ее печалью, просто наблюдайте за ней». Вы называете ее печалью, и это делает ее печалью. Просто наблюдайте за ней, какой бы она ни была. Не вмешивайте в это ум, не анализируйте, не навешивайте ярлыки. Ум — это великий делитель. Он постоянно навешивает ярлыки, он постоянно относит все к категориям. Не делите на категории. Пусть все будет так, как есть. Пусть факт будет