Скачать:TXTPDF
Йога-терапия для восстановления зрения. Шанти Натхини

безупречное выполнение которых предполагает сосредоточение на Аджне, оказывая совокупное влияние как на физические глаза посредством позы, так и на развитие внутреннего видения путем накопления энергии в «третьем глазу». Поэтому предлагаю вернуться к асанам и «посмотреть на них новыми глазами» – следить в каждой позе, верно ли нацелен ваш взгляд.

При выполнении комплекса «Сурья-намаскар» взгляд должен «дотягивать» за собой физическое тело: при всех прогибах, где голова идет вверх, взгляд должен быть направлен через точку в межбровье вверх, а при всех наклонах, где голова идет вниз, взгляд должен быть направлен через кончик носа вниз. При этом внимание должно «сканировать» все туловище от головы до промежности: при прогибах – снизу вверх, а при наклонах – сверху вниз. Что же касается перевернутых поз, то в стойке на голове точка концентрации внимания – Сахасрара, или макушка головы, а во всех стойках на плечах – Вишуддха, или ямка в основании горла. Соответственно, и взгляд в первом случае смещен к межбровью, а во втором – к кончику носа. Наконец, во всех сидячих медитативных асанах вроде позы лотоса внимание центрировано на Аджне, а взгляд направлен прямо или тоже к межбровью.

Секрет равновесия – во взгляде

Существует интересный феномен взаимной зависимости чувства равновесия и сосредоточения взгляда. Вспомним канатаходца под куполом цирка: он не озирается по сторонам и не смотрит мимо каната на публику внизу, но глядит прямо перед собой, совмещая в одном взгляде стопу и канат, а все его тело направлено вперед – к точке крепления каната на стене. Точно так же при выполнении балансировочных асан секрет равновесия заключается в фиксации взглядом избранной неподвижной точки, причем чем ниже эта точка, тем проще удерживать равновесие.Если вы выбрали точку опоры для взгляда прямо перед собой на полу, то шансов удержать позу длительное время у вас много больше, чем если вы смотрите на стену поближе к потолку. Но в любом случае стоит вам отвлечься и сместить взгляд или хотя бы подумать о чем-то «побочном», на что сразу переводится внутренний взор, как вы сразу зашатаетесь. Если вы быстро соберете внимание и вернете взгляд на прежнее место, то, скорее всего, положение тела выровняется, а иначе вы почти сразу упадете или просто выйдете из асаны в обычное положение стоя. Отсюда очевидна сложность выполнения балансировочных поз с закрытыми глазами: та же самая асана становится на порядок сложнее, если вам не за что «зацепиться» взглядом. Судя по всему, правы были древние философы, считавшие взгляд некой полуматериальной субстанцией, состоящей из неких излучений вещества от видимого предмета.Как бы там ни было, взгляд представляет собой реальную опору для всего тела, в чем нетрудно убедиться, проделав несколько простых балансировочных асан, которые в свою очередь помогут вам развить способность к центральной фиксации взгляда, а значит, и улучшить зрение.

Натараджасана. Кроме известных нам перевернутых поз (особенно стойки на голове), балансировочные асаны выполняются в положении стоя или сидя. Сначала попробуйте выполнить Натараджасану: встаньте прямо, согните одну ногу в колене, захватите щиколотку одноименной рукой снаружи, а затем, слегка наклоняясь вперед, одновременно отводите ногу назад, удерживая ее рукой. В результате у вас получится всем известная поза лука, только не на животе, а с опорой на одну ногу: а именно, тело и нога вместе составляют плавную дугу, а рука натянута горизонтально, подобно тетиве лука, соединяя плечо со щиколоткой. Теперь попробуйте поработать со взглядом: посмотрите на пол перед собой, затем направьте взгляд прямо вперед, затем переведите взор как можно выше на потолок, а затем закройте глаза и сведите их к межбровью. Повторите то же самое с опорой на другую ногу (все асимметричные асаны обязательно должны выполняться на обе стороны).

Убхая-падангуштасана. Сядьте на пол и выполните балансировочную позу на копчике: согните ноги в коленях, подтяните к себе обе стопы, ухватитесь за большие пальцы ног и выпрямите ноги в воздухе, удерживая их прямыми руками. Ваше тело образует перевернутый треугольник с вершиной внизу (копчик) и основанием вверху (руки), а все три стороны должны быть совершенно прямыми (спина, ноги, руки). Теперь снова поработайте со взглядом: посмотрите вниз на область промежности, затем переведите глаза на руки перед собой, затем посмотрите вверх. И наконец попробуйте плавно отвести голову назад – и взгляд тоже, а затем закройте в этом положении глаза и предельно расслабьтесь. Вернув голову в нормальное положение, вы можете попробовать развести ноги в стороны, сохраняя неподвижную фиксацию взгляда прямо перед собой. Согните ноги, сложите их в любую медитативную позу и расслабьтесь с закрытыми глазами, сосредоточившись в межбровье, чтобы закрепить результат.

Тратака: смотреть не отрываясь

Я сознательно отложила выполнение этого упражнения до освоения концентрации, хотя в действительности могла бы привести его еще в разделе «Шауча», где речь шла об очищении глаз. Тратака – сосредоточение взгляда до появления очистительных слез – один из методов классической шат-кармы, или шести очистительных процедур, принятых в хатха-йоге. Существуют бесчисленные вариации тратаки – на воде и иных объектах, которые приводят, например, Шри Йогендра в книге «Личная гигиена йога» и Рамамурти Мишра в книге «Основания йоги». Принципиально то обстоятельство, что тратака представляет собой очищение именно глаз посредством концентрации взгляда на предмете, находящемся близко или далеко. Желательно, чтобы предмет был очень маленьким, глаза нужно нормально открыть, но не моргать и смотреть, пока не потекут слезы, вымывающие все вредные вещества из глаз.Чаще всего в качестве объекта сосредоточения используют пламя свечи. Интересно, что кармологи приводят это упражнение как идеально подходящее для тренировки мысли, ибо самый действенный инструмент для воздействия на судьбу – мыслеобразы. Для того чтобы обрести способность менять судьбу, мысль должна быть острой и сосредоточенной, поэтому, прежде чем приступать непосредственно к воздействию на обстоятельства, следует отточить мысль и взгляд. Кроме того, огонь обладает свойством нейтрализовать отрицательную энергию. Однако подобная тренировка хороша скорее для развития силы здоровых глаз. Поскольку требование не моргать может вызвать сильное напряжение, далеко не полезное для ослабленных глаз, приведу здесь терапевтический вариант, не доводящий глаза до слез.

Техника выполнения. Доктор Агарвал рекомендует проводить это упражнение в тихом месте, сидя в медитативной позе и основательно расслабив тело, но если вы не способны принять какую-либо асану, можно сидеть на стуле, обязательно с прямым позвоночником. Для тратаки нужно использовать либо лампу, в которую наливают очищенное перетопленное жидкое масло, либо свечу. Расстояние от объекта до глаз зависит от вашего зрения, но оно должно быть в пределах 40–50 см. Смотрите неотрывно на синюю верхушку пламени, позволяя себе мягко моргать. Затем закройте глаза и представьте пламя свечи как можно более ясно и отчетливо. Если образ получается нечетким, откройте глаза и снова посмотрите на настоящее пламя. Когда образ наконец станет похожим на реальную свечу, прекратите упражнение и сразу же проведите пальминг. Для интереса вы можете контролировать результат по таблице окулиста, проверяя свое зрение до и после тратаки.

Вращение орбиты внутри головы

Работе со взглядом уделяется огромное внимание в даосской традиции: речь идет о «слиянии пяти стихий», аналогу йогической пратьяхары с направлением чувства зрения внутрь, или комплексе Дао-инь, направленному на развитие внешнего восприятия органов чувств. Однако в связи с дхараной особенно полезно дополнить тратаку так называемой монадой для головы из книги «Даосская йога для женщин».Семеричная орбита для головы позволяет ослабить зависимость мозга от напряжения, что способствует расслаблению и сосредоточению, а вслед за тем и улучшению зрения. Напряжение снимается не только в неподвижности, но и когда движению энергии придается определенное направление, образующее форму монады. Так, в сфере головы можно выделить несколько плоскостей, ограниченных окружностями, и с каждой из них нужно работать отдельно, закрыв глаза и сосредоточив внимание. При этом вы скоро заметите, что при вращении каждой орбиты глаза сами собой начинают мягко вращаться в том же направлении, а со временем возникнет странное ощущение, что взгляд поворачивается по всей окружности так, что вы смотрите буквально во все стороны. Ощущение видения поначалу будет похоже на перемещение прожектора, а затем на излучение света во все стороны, подобно солнцу. Однако эта энергия не будет теряться, поскольку в действительности глаза закрыты, а внимание удерживает контур окружности вокруг головы, не позволяя ей рассеиваться. Таким образом, вся выработанная и упорядоченная энергия будет «упакована» в центре головы и доступна для восстановления энергетической структуры глаз.

Техника выполнения. Движение можно начинать с верхней точки по кругу, далее по монаде через центр, затем с нижней точки в другую сторону по кругу, далее снова по монаде через центр, возвращаясь в исходную точку по кругу. Такое движение представляет собой восьмерку, которая замыкает вращение энергии по кругу через центр. Постепенно должно возникать состояние, позволяющее преодолеть застой, снять напряжение и вызвать расслабленное вращение энергии.

Увидеть – значит вспомнить

Центральная фиксация взгляда, равно как и концентрация внимания, связана, кроме всего прочего, с безукоризненной памятью. Согласно доктору Бейтсу, хорошее зрение однозначно предполагает также и хорошую память, а плохая память сразу выдает нам свидетельство о плохом зрении. Разумеется, то и другое находится в прямой зависимости от степени расслабления. Наилучшим способом оценить память Бейтс считает способность человека вспомнить с закрытыми глазами абсолютно черный цвет, который он называет «точкой полной остановки», т. е. полным расслаблением. При хорошем зрении стоит только закрыть глаза, как в сознании воцаряется полная темнота. Когда же глаза открыты, человек способен «вспомнить» черный цвет, поэтому он всегда видит контуры предметов отчетливо при любом освещении. Но если зрение испорчено, контрастность исчезает и один и тот же шрифт начинает казаться более или менее серым в зависимости от времени суток и степени усталости. Причем тьма в одном глазу может оказаться темнее, нежели в другом, в точной связи с различием в состоянии глаз.Итак, если вы не в состоянии представить и увидеть черный цвет, то отсюда следует однозначный вывод – вам трудно расслабиться. Однако «память черного» не создает расслабление, а зависит от него. Так, можно использовать пальминг, чтобы упрочить «полную остановку» и видение черного цвета. Достаточно восстановить способность вспомнить черноту, которая означает концентрацию на внутреннем основании видения, как все дефекты зрения устраняются. Следует начинать с небольшого черного пятна, а затем постепенно увеличивать его размеры, которые вы способны представить, хотя для некоторых бывает проще наоборот.

Когда воспоминание «полной остановки» становится привычным действием, оно не только не мешает мыслительным процессам, но и весьма способствует их протеканию. Разум, вспомнив некое основание, обретает центральную фиксацию, благодаря которой выстраиваются все остальные факты сознания. Так, одна школьница поделилась с Бейтсом своим открытием, что,

Скачать:TXTPDF

-терапия для восстановления зрения. Шанти Натхини Йога читать, -терапия для восстановления зрения. Шанти Натхини Йога читать бесплатно, -терапия для восстановления зрения. Шанти Натхини Йога читать онлайн