исходящую от него энергию. И наоборот, напряженно всматривающиеся глаза заблокированы от естественного притока силы извне, поэтому они постепенно слабеют все больше. В качестве подспорья при выполнении пальминга вы можете выбрать один из вариантов образного представления своих глаз как цветка, звезды, восходящего солнца и т. п., но суть состоит именно в передаче энергии, как это хорошо видно из следующей истории.
Святой Самартха Рамдас покинул отчий дом и долгие годы странствовал по святым местам, возвел несколько новых храмов и наконец вернулся в родные края. Соседи рассказали, что его мать так горевала, оставшись одна, что выплакала все глаза и ослепла. Тогда Рамдас наложил ладони ей на глаза, и едва только матери передалась йогическая сила сына, она сразу прозрела.
Тапас – разжигание «огненного» взора
Тапас переводится как «жар», но с древнейших времен обозначает подвижничество, которое приводит к разжиганию внутреннего огня. Подвижники использовали внешние формы аскетизма, посвящая его Господу, таким образом им удавалось перевести выработанную физическую силу в более тонкую, духовную энергию, которая буквально ощущается как жар в теле и хорошо заметна в необыкновенно сияющих глазах йога. Однако тапас в его исходном смысле не утратил своего значения, ибо возникают обстоятельства, которые нужно просто перетерпеть. Так, доктор Бейтс утверждает, что столь распространенная боязнь испортить зрение вблизи источников ослепительного света либо при тусклом освещении, либо разбирая чересчур мелкий шрифт и т. п., необоснованна. Наоборот, существует реальная необходимость тренировать глаза в экстремальных условиях, разумеется, в разумных пределах. Когда глаза используются правильно, что предполагает прежде всего их расслабление и центрацию, созерцание в трудных условиях приносит несомненную пользу. Дело в том, что в подобных обстоятельствах требуется еще больше расслабить глаза, от чего их состояние улучшается.Даже если оставить в стороне идею использовать себе во благо экстремальные условия для видения, вся концепция Бейтса, вернувшая зрение многим людям, исходит из постулата о необходимости тренировать и закалять глаза. Очки, помогая глазам видеть, ослабляют их со временем настолько, что орган зрения начинает «лениться», – так возникает феномен прогрессирующей близорукости. Так или иначе, многие плохо видящие люди, вынужденно оставшиеся без очков, вскоре с удивлением обнаруживают, что зрение начинает улучшаться. Отчего бы не отказаться от ношения очков и заново не учиться пользоваться своими глазами? Бейтс подчеркивает, что за наведение резкости отвечают в частности мышцы, опоясывающие глазные яблоки и меняющие их форму. Как и всякие мышцы, чтобы быть сильными и справляться со своей задачей, они должны быть тренированными.Тапас для глаз – основная идея, на которой зиждется применение всех последующих йогических упражнений для улучшения зрения. Всякий тапас предполагает накопление энергии, поэтому его результат проявляется не только изнутри в хорошем зрении, но и снаружи в очевидном прояснении и твердости взора. Здоровый глаз любит работать, поэтому имеет смысл его нагружать, и это «давление» призвано лишь воспламенить внутренний свет, в котором без остатка растворяется всякая нечистота, замутняющая взор, как это произошло в буквальном смысле с йогом Виманой.
Вимана пришел к святому Йогу Шиве рано утром в последний день, когда тот собирался покинуть тело. В действительности учитель ожидал другого ученика, но тот по стечению обстоятельств не явился для получения посвящения. Тогда Йог Шива решился дать передачу знания тому, кто находился рядом с ним: он прошептал священную мантру в его ухо и начертал священный символ на его языке. Затем он надавил на глаза Виманы, отчего тот сразу узрел ослепительное сияние, залившее все вокруг, словно взошли тысяча солнц. И пока он пребывал в изумлении, Йог Шива благополучно переселился в мир иной.
Упражнение. Бейтс советует пользоваться всеми возможностями для тренировки глаз, которые создаются в общественном транспорте, при тусклом освещении и т. п. При близорукости он рекомендует читать мелкий шрифт при тусклом освещении, уверяя, что после такого тренинга проблем с чтением обычного шрифта в нормальных условиях уже не возникнет. Если вы работаете с таблицей, то лучше всего чередовать чтение мелкого шрифта вблизи и крупного вдали (в два этапа – без очков и в очках): постепенно строки таблицы начнут проясняться, и вы сможете увеличивать расстояние. Помните: главное условие успешного тренинга – правильно пользоваться глазами: следовать принципам расслабления и центрации. Как уже было отмечено, парадокс хорошего зрения состоит в ментальном усилии физически расслабиться. Тогда глаза сами найдут необходимую степень напряжения глазных мышц для оптимального прояснения объекта.
Возможно, требование расслабиться, чтобы совершить нечто ранее недоступное, останется непонятным, пока дело не дойдет до выполнения асан. Суть в том, что в йоге принцип расслабления всех мышц действует при освоении положений тела любой степени сложности. Со стороны кажется, что асаны требуют колоссальных усилий, но секрет их выполнения в использовании энергии, которая способна наполнить и пропитать все тело только при условии, что оно полностью расслаблено, включая глаза.
Свадхьяя – самосозерцание Самости
Важно не то, что видят другие, а то, что видит Самость.Б.-К.-С. Айенгар. Прояснение жизниПодлинный тапас наступает тогда, когда «наблюдатель» устраняется и устанавливается чистое «наблюдение». Это загадочное утверждение йогов находится в полном соответствии с требованием расслабления, но нуждается в более подробном объяснении того, как устроено «видение» во Вселенной. В индуизме считается, что есть только один Видящий, познание которого и называется свадхьяя.Всем нам хорошо известно, что не глаза видят, а человек видит с помощью глаз. Индийская философия идет в направлении поисков субъекта видения еще дальше: не люди видят, но Господь посредством людей. В Бхагавадгите есть описание Господа в его истинном облике, явленное Арджуне после долгих настойчивых просьб, где в изумлении он восклицает: «Миллионами глаз Он смотрел!» И замечание Бейтса о том, что плохое зрение – результат ненормального состояния разума, находится в полном соответствии с индийской философией. Господь всевидящ, и только если вашими глазами смотрит сам Бог, зрение совершенно, а пока вы пытаетесь смотреть сами, у вас ничего не выходит.С каким бы скептицизмом современный образованный человек ни относился к божественному в любых формах проявления, именно религиозное сознание сочетается у так называемых примитивных народов с феноменальной остротой зрения. Бейтс приводит свидетельства о том, что они при помощи своих ритуалов способны созерцать без телескопа самые отдаленные звезды. Причем этот феномен неизменно связан с изумительной памятью, приближающейся к божественному всеведению. Вывод, к которому приходит Бейтс, полностью совпадает с йогическим пониманием истинного видения: прекрасная память, равно как и прекрасное зрение, доступна дикарям благодаря безупречному спокойствию разума. То же самое мы находим в «Йога-сутрах» Патанджали: когда устраняются все читта-вритти – ментальные конструкции, тогда сознание очищается настолько, что человек способен узреть истину.Понятие внутреннего видения совершенно необходимо для объяснения хорошего зрения, ибо второе базируется на первом. Разумеется, полное предание воле Господа (которое не следует путать с бездеятельностью) позволяет человеку быстрее всего избавиться от всех волнений, успокоить разум и обрести ясное видение реальности. Самоисследование, или свадхьяя, – кратчайший путь к прозрению, не случайно приверженец этого метода Шри Рамана Махарши часто поражал своих преданных осведомленностью о событиях, происходящих в местах весьма отдаленных. Лишний раз напомним: важно не хорошее зрение, а хорошее видение, и если вам доступно второе, первое едва ли будет вас волновать.Великий индийский поэт и святой Кабир долгое время оставался без гуру и мечтал стать учеником Рамананды, но боялся быть отвергнутым. Однажды он прилег на ступеньках спуска к Гангу, на берег которого учитель спускался для омовения каждое утро. Было еще темно, поэтому Рамананда не заметил спящего Кабира, а поставил ногу прямо ему на грудь. Почувствовав под ногой человеческое тело, учитель вскричал: «Рам! Рам!» – ибо что иное, кроме имени Бога, могло слететь с его уст? Кабир вскочил и возрадовался: «Наконец-то я нашел его!», после чего пал в ноги Рамананде и произнес смиренно: «Учитель, вы посвятили меня в сокровенную мантру, и отныне я ваш ученик навеки!» Рамананда был потрясен искренностью Кабира, благодаря которой предначертанность этой встречи стала ему очевидной, поэтому принял его в ученики и передал все сокровенные знания. Так «слепота» учителя позволила ему найти достойного ученика, обладавшего ясным видением реальности.
Ишварапранидхана – лицезрение Бога
Ишварапранидхана означает полное предание себя Господу, и в индуистской традиции акту самоотречения предшествует «даршан» – непосредственное видение Бога.Стремление Свами Вивекананды к истине было необычайно сильным уже в юности, поэтому он неизменно задавал всем духовным людям главный вопрос: «Сэр, вы видели Бога?», но никогда не получал утвердительного ответа. Однажды он нанес визит лидеру религиозной общины, но услышал после долгого молчания лишь одно: «Друг мой, у тебя глаза йогина!» Наконец он нашел то, что искал, при встрече с Рамакришной Парамахамсой, который спокойно подтвердил, что с Богом можно встречаться и беседовать, как с обычным человеком.Вообще, даршан Бога испокон веку считается в Индии венцом человеческого воплощения, после него существование уже бессмысленно, ибо цель исполнена. В «Рамаяне» встречаются непостижимые для нас сюжеты, когда Рама, воплощение Бога в человеческом теле, встречал в лесу отшельников, которые, едва завидев его, складывали погребальный костер и восторженно предавали свое тело сожжению, завершая тем самым тапас всей своей жизни. Как ни странно, они не пытались ни удержать его подле себя, ни даже побыть подле него подольше – увидев Бога, они стремились слиться с Богом. Однако проблема видения истинной реальности, то есть распознания Бога, всегда стояла очень остро.
Вилвамангал был сыном брахмана, но так сильно любил юную танцовщицу, что даже в день посвящения поспешил закончить церемонию поскорее, чтобы успеть вернуться к ней на ночь. Конечно, она не ждала его в ту ночь и заперла дверь. Не достучавшись, в порыве страсти Вилвамангал разрушил стену и разбудил возлюбленную. Тогда она сказала: «О, если бы с той же страстью стремился к Господу!» Словно пелена спала с глаз юноши, он пал в ноги танцовщице, принял ее как своего гуру и отправился на поиски Бога. Но на дороге повстречалась ему девушка красоты необыкновенной, и страсть снова ослепила его до такой степени, что, стоило ей скрыться за дверью, он начал требовать от ее родителей вывести ее из дома, чтобы он мог любоваться ею. Наконец, измученный страстью, он схватил шип и выколол себе оба глаза, чтобы они больше не соблазняли его и не отвлекали от поисков Бога…Вскоре сам Кришна появился перед ним в образе пастушка и позвал сопровождать его во Вриндаван. Несчастный не узнал Господа, но тот велел ему держаться за палку, чтобы он мог вести его по дороге. Так дошли они до святой земли, и мальчик сказал: «Посмотри же на место моих детских игр!» Вилвамангал поначалу решил, что его поводырь шутит, но первое же