Скачать:TXTPDF
Йога-терапия для восстановления зрения. Шанти Натхини

является подготовкой к Тратаке (см. далее в разделе о дхаране – сосредоточении).4. Не поворачивая головы, уведите взгляд как можно дальше влево, затем вверх, затем направьте его по диагонали вправо и вниз, откуда по правой стороне вверх и по симметричной диагонали влево и вниз, а затем снова по левой стороне вверх, замкнув контур. Взгляд описывает фигуру, похожую не столько на символ бесконечности, сколько на лежащие песочные часы. Данное упражнение тоже является подготовительным и пригодится впоследствии при выполнении пранаямы.5. Совмещение круговых движений глазами с дыханием: вдохдвижение взгдяда по максимальной окружности; выдох – повторное движение глаз в том же направлении. Затем повторите вдох и выдох, описывая круги в противоположном направлении. Выполняйте вращение глазами как можно медленнее, полностью наполняя и опустошая легкие при каждом обороте.6. Вы можете прослеживать взглядом любые замысловатые траектории, обрисовывая контуры существующих или воображаемых объектов, имеющих более сложные формы, нежели простые круги или восьмерки. Неожиданные повороты под самыми разными углами позволят вам укрепить взгляд намного лучше, чем постоянное прослеживание одних и тех же привычных траекторий.

Имейте в виду, что для укрепления глазных мышц наиболее полезны упражнения 2 и 3, при которых взгляд перемещается между удаленным и ближайшим объектами. Вы можете также добавить к этому циклу упражнения, приводимые Свами Сатьянандой Сарасвати в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» (переведена на русский язык), которые состоят в слежении за перемещением пальца вытянутой руки в различных направлениях: вправо-влево, вверх-вниз, по окружности. Рассмотрим подробнее три наиболее сложных упражнения из этого цикла, так как принцип в целом ясен без дополнительных пояснений. Желательно выполнять их на свежем воздухе при мягком вечернем или утреннем освещении.1. Сядьте на коврик, вытянув вперед прямые ноги, и разведите прямые руки в стороны на уровне плеч под таким углом, чтобы поднятые вверх большие пальцы находились на самой периферии зрения. Не поворачивая головы, перемещайте взгляд в такой последовательности: большой палец правой руки, межбровье, большой палец левой руки, межбровье. Повторите несколько раз.2. Следующее упражнение отличается от предыдущего только положением прямых рук на уровне плеч: одна рука направлена в сторону, а другая – вперед. Таким образом, взгляд перемещается под половинным углом. Повторите симметрично в другую сторону. Помните: голова и руки неподвижны, а перемещается только взгляд.3. В прежнем положении вытяните прямые руки, положив кулаки на колени и оттопырив вверх большие пальцы. Посмотрите на большой палец правой руки и, не сводя с него взгляда, поднимите руку вверх до такой высоты, чтобы палец еще оставался в поле зрения без подъема головы. Затем опустите руку на прежнее место, переведите взгляд на большой палец левой руки и повторите движение вверх-вниз.

Подобные упражнения хорошо известны окулистам с небольшими вариациями: так, доктор Агарвал в качестве точки сосредоточения взгляда вместо отведенного большого пальца предпочитает использовать зажатый в кулаке карандаш. Последовательность, предложенная им, такова: вперед-назад, по окружности, по контуру S, по контуру Z, слева направо. При этом он считает нужным поворачивать голову и даже тело вслед за взглядом, а также постоянно мягко моргать. После каждого отдельного движения требуется делать свингинг (см. далее), то есть качание из стороны в сторону, а после завершения обязательно пальминг. Для глаз он играет ту же роль, что и Шавасана для тела после практики асан: а именно, при закрывании глаз ладонями происходит собирание и сохранение энергии, выработанной глазами во время движения. Если вы проведете пальминг, то результат тренинга закрепится, а иначе эта энергия безвозвратно развеется в пространстве, ослабив ваши глаза.

Комплекс «Поклонение солнцу»

Если следовать обычному построению практики, то после разминки или в качестве таковой чаще всего следует классический комплекс «Сурья-намаскар», или «Поклонение солнцу». Такой порядок вполне логичен: эта короткая последовательность движений включает в действие все тело, но не представляет собой особой сложности.Для восстановления зрения данный комплекс имеет двойной смысл: физический и символический. Поскольку он построен по принципу чередования наклонов и прогибов, то здесь усугубляется воздействие на весь позвоночник, включая шейный отдел, а также производится мягкая подготовка к освоению перевернутых асан. При совмещении комплекса с мантрами, обращенными к солнцу – источнику света, дарующему возможность видеть этот мир, происходит энергетическая подзарядка непосредственно от небесного светила, особенно если выполнять его на восходе. Итак, всегда при выполнении комплекса внимание должно быть сосредоточено на «солнце» в межбровье, отражающем суть ритуального действия: поклоняться – значит уподобляться!У этого универсального комплекса существует множество вариаций в разных школах йоги, но для цели улучшения зрения подобные отличия не слишком существенны. Агарвал приводит один из самых распространенных вариантов, принятый в шивананда-йоге, и мы последуем его примеру. Однако, если вы встретите другие описания, не упускайте случая обогатить набор освоенных вами техник.1. Встаньте прямо, соединив стопы вместе, сложите ладони перед грудью и расслабьтесь. Дыхание нормальное.2. Со вдохом поднимите прямые руки над головой, разведя ладони на ширину плеч, и мягко прогнитесь назад, растягивая все тело и руки по одной плавной дуге.3. С выдохом наклонитесь вперед, складываясь пополам в тазобедренных суставах (ноги прямые, спина прямая), и поставьте ладони по обе стороны от стоп. Если вам не хватает гибкости, то обхватите руками ноги там, докуда способны дотянуться, и мягко подтягивайте тело к ногам, стараясь положить живот на бедра, а не пытаясь коснуться лбом коленей.4. Со вдохом отставьте правую ногу назад настолько далеко, насколько возможно. Опираясь на ладони, прогнитесь по дуге от стопы задней ноги до макушки головы. Взгляд направлен предельно вверх, помогая заводить голову назад.5. С выдохом приставьте левую ногу к правой, поднимите вверх таз и опустите голову к полу между прямыми руками. Постарайтесь, чтобы поза напоминала треугольник с вершинами в прижатых к полу пятках, основаниях ладоней и копчике. Задержитесь в этом положении на несколько дыхательных циклов. (Обратите особое внимание на эту позу – она может служить заменой стойки на голове, поскольку верхняя половина тела оказывается в перевернутом положении.)6. С очередным выдохом опустите на пол сначала колени, потом грудную клетку, а затем подбородок. Не смещайте при этом ни ладони, ни стопы – они прочно прижаты к полу. Таз остается приподнят над полом, а взгляд направлен вверх – к солнцу. Собственно, это и есть ключевая поза «Поклонения…», при выполнении которой можно, наоборот, опустить лоб на пол и закрыть глаза. Задержитесь в этом положении на несколько дыхательных циклов.7. С очередным вдохом выпрямите руки, вытягивая все тело по дуге от пяток до макушки. Задержитесь в этом положении на несколько дыхательных циклов. После этой позы все движения повторяются в обратном порядке.

Сурья-намаскар.

Повтор 5 (выдох).Повтор 4 (вдох), но теперь вперед выводится правая нога.Повтор 3 (выдох).Повтор 2 (вдох).Повтор 1 (выдох).

Обычно выполняют подряд 12 циклов «Сурья-намаскара», а в качестве отдельной практики число повторов доводится до 108 при повторении мантры «Ом Сурьяя намаха». Душевный настрой и состояние сознания имеют огромное значение, ибо это по сути богослужение – поклонение богу Сурье, нетленному Оку Брахмы, обозревающему всю Вселенную. В своем микрокосме вы создаете образ и подобие этого Ока: внимание сосредоточено в точке между бровями, а оттуда распространяется по всему телу, отслеживая малейшие внутренние ощущения. В идеале вы схватываете все тело одним «объемным» взором и удерживаете его в границах самосознания на протяжении всех движений.Осознанность намного важнее внешней безупречности формы, и если даже такая простая последовательность поначалу покажется вам сложной, при желании вы можете чередовать всего два движения, выбрав положения 2 и 3 (прогиб назад и наклон вперед) или 5–7 (в таком случае промежуточная поза «смазывается», и во втором положении не следует опускать колени на пол). На основе «Сурья-намаскара» возможны разработки вариаций личного комплекса, но для этого вы должны не просто освоить отдельные асаны, а разобраться в принципах их сочетания. Главное, чтобы любой из таких комплексов сохранял и развивал основную идею – раскрытие внутреннего видения.

Перевернутые позы как панацея

В йоге существует множество асан, которые условно относятся к нескольким группам по воздействию на тело: растяжки, скрутки, балансы и т. п. Но совершенно особый тип представляют собой так называемые перевернутые позы, в которых ноги оказываются выше головы. Освоение именно этих асан важно для восстановления хорошего зрения, поскольку кровь приливает к голове необыкновенно мощным потоком, обогащая глаза кислородом и питательными веществами. Однако будьте осторожны – не считайте перевернутые позы панацеей от всех глазных болезней. Так, при повышенном глазном давлении они строго противопоказаны, равно как и при любых физических повреждениях глаз. Даже при сильно ослабленном зрении нужно соблюдать умеренность в их выполнении, чтобы давление не оказалось чрезмерным. Кроме того, все они создают избыточное давление на шею, а добиться улучшения кровообращения можно и с помощью асан другого типа, например силовых или скруток. Тем не менее все классические рекомендации специалистов по йога-терапии признают перевернутые позы, особенно стойку на голове, важнейшими для восстановления зрения. Вот почему ниже будет рассмотрена только эта группа асан, хотя они должны быть встроены в некий комплекс, позволяюший равномерно проработать все тело, без акцентов на отдельные части и органы. Для начинающих предложу варианты замены даже основных асан.Стойка на голове, или Ширшасана, – королева асан, по признанию йогов, ибо перенаправляет все потоки в обратную сторону, позволяя сублимировать сексуальную энергию и накапливать преобразованную тонкую энергию (оджас) в центре головы. Таким образом глаза получают не только материальную, но и энергетическую подпитку. Интересно, что в разных стилях приняты различные способы постановки головы, отчего зависит также и воздействие позы на глаза. В шивананда-йоге точкой опоры выступает граница лба и волосяного покрова, при этом давление приходится в большей мере на лоб, а шея оказывается несколько изогнутой. В айенгар-йоге считают такую постановку неправильной, поскольку давление на лоб блокирует «третий глаз» и активизирует фронтальный мозг, что мешает расслаблению, а изгиб шеи создает блок, который препятствует крови и энергии опускаться в голову. Правильным считается устанавливать голову строго на макушке, но не на родничке, что может быть очень опасно. Доводы айенгаровцев представляются разумными и при терапевтических целях практики, сводящихся к улучшению зрения. Конечно, давление на глаза будет избыточным, если вес тела будет приходиться на лоб, и вы можете применять этот способ скорее для тренировки здоровых глаз, нежели для укрепления ослабленных. Единственный аргумент в пользу такого варианта – проще сохранять равновесие, однако и он не выдерживает критики: равновесие удерживается за счет усилия рук, на которые должен приходиться почти весь вес тела, а макушка в идеале лишь касается пола, что позволяет сохранить в целости и шею, и глаза, не лишив их

Скачать:TXTPDF

-терапия для восстановления зрения. Шанти Натхини Йога читать, -терапия для восстановления зрения. Шанти Натхини Йога читать бесплатно, -терапия для восстановления зрения. Шанти Натхини Йога читать онлайн