Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Йога в десяти уроках. Жан-Мари Дешане

обратив раскрытые ладони к небесам.

Ваша мысль: «Сын». Вы обращаете зов к воплощенному Слову, Богу Бога, Свету Света, истинному Богу истинного Бога. Вы взываете к Господу нашему, вознесенному на крест, и, подобно Ему, жестом самоотречения и покорности (Господи, да будет воля Твоя) приносите себя в жертву.

Еще раз некоторое время вы прислушиваетесь к своим сердцебиениям и присоединяете их к биениям сердца Христа.

Затем сложите ладони в форме чаши, словно принимая в нее дарованную вам милость и любовь. Теперь вы должны думать: «Святой Дух», «Любовь», «Дар Божий».

В завершение персональной литургии вы складываете руки и склоняетесь, произнося «Gloria»(«Слава») или просто «аминь».

Эти символические позы можно также объединить с «Коленопреклоненной» позой или с одной из сидячих поз, описанных в седьмом уроке.

Их можно весьма удачно включить в полный комплекс, между «Деревом» или «Треугольником» и позой «Змея»; до или после «Полного наклона назад» и т.д. Символические позы могут послужить началом или завершением комплекса. И наконец, можно просто мысленно обращаться к ним в течение дня, чтобы вызвать в себе создаваемый или выражаемый ими настрой души.

Примите «Коленопреклоненную позу» (или «Совершенную», или «Лотос»). Руки положите на бедра или перед собой. Несколько раз глубоко вдохните, расслабьтесь. Затем опустите глаза на свои ладони, сконцентрируйтесь на них и думайте приблизительно следующее.

Ваши руки — это вы сами, ваше «я», которое действует и работает. Они не только инструмент, которым пользуется мозг для выполнения очень точного —типично человеческого — труда (это, например, письмо); кроме того, руки получают от мозга и другие ответственные поручения — ив этом смысле также являются чисто человеческой принадлежностью.

Когда молчат глаза, я спрашиваю свои кисти, чувствительные кончики пальцев. Руки исследуют, осязают, наблюдают. Руки собирают (самые разнообразные вещи). Руки дают. Ничто, даже нежный взгляд не заменит любовного жеста матери, которая ласково поглаживает ребенка по голове. Возложением рук даются самые горячие и действенные благословения.

Мои руки — это я сам. В руке запечатлены особенности моей личности (как отражаются они, помимо моей воли, в буквах, которые я пишу). Моя ладонь покрыта сеткой линий. Ее холмы и долины образуют картину, которая говорит не только о моей судьбе (хотя истинная хиромантия не миф, несмотря на всю ерунду, которую этой науке иной раз навязывают в спутники), а о том, чем я занимаюсь и что собой представляю как человек.

Глаза — это созерцание. Руки — действие.

Поднимите кисти. Правая — более трудолюбивая и красноречивая, левая отражает ваше пассивное, потаенное «я». Поднимите их до уровня груди, где бьется сердце. От плеч руки свободно свисают, локти опираются о бедра или отдалены от туловища. Предплечья без усилия вытянуты вперед. А теперь осторожно разведите кисти и дайте им принять естественное положение. Пальцы раздвинутся и слегка согнуться, ладони образуют углубления, причем левая глубже правой, поскольку левая рука принимает и собирает.

И символ начинает работать. Он уже работает. Ваши руки — это вы: за предшествующий период концентрации ваше подсознание твердо усвоило данную идею. Они — ваше самое глубокое, самое неподдельное «я» пред лицом Господа. В чаше рук находится ваша душа, в свободном порыве предающая себя Господу. Она преподносит себя, ищет Господнего взгляда, простирается перед Ним, купается в Его свете и проникается Его теплом.

Нужно ли при этом что-нибудь произносить? О чем-нибудь думать? Читать молитву? Это необходимо? Ваши руки говорят. Пусть говорят. Они выражают ваши мысли. Ваши руки символизируют вас как создание, кротко и с готовностью открывающее себя тому единственному, кто может его наполнить. И, быть может, ваши губы раскроются (а глазам предстанет, в промежутке между ждущими дара ладонями, нечто большее, чем пустота), и с них слетит; os mettmoperui en atlmxi Spiritum (я отверз уста и вобрал в себя Дух), как сказано в Писании. Или вам на ум снова придут простые слова: «Наполни, Господи, чашу моих протянутых рук».

В другой день примите ту же позу руками и локтями не касайтесь тела. Ладони подняты на уровне лица; пальцы вытянуты и сомкнуты, лишь большой палец отведен довольно далеко в сторону.

Это ваше «я» отдает себя: «Возьми, Господи, все, что я имею, — говорят протянутые руки— Здесь, в ладонях, покоится моя душа, и весь день я буду простирать к Тебе руки, чтобы Ты сделал с ней все, что Тебе угодно; в этот день я радостно и с легким сердцем принесу ее, куда бы Ты ни пожелал».

Думаю, не пройдет и трех дней, как вы проникнете в тайны «персональной литургии». Вы найдете иные способы выразить с помощью рук состояние души или создать в себе нужный настрой. Если вы чувствуете себя усталым, оббеку-раженным, втайне повторите подходящий жест. Если обстоятельства не позволяют вам уединиться, вообразите его и думайте о нем. Тогда вы поймете слова Писания: «К тебе в горести простираю я длани» и «В годину горести с простертыми руками искал я Господа в ночи». Молитвенные жесты в римских катакомбах, жесты священника у алтаря (увы, часто они бывают небрежны и невыразительны) станут наконец, вам понятны. Если вы священник, то ваши ритуальные позы во время мессы, в исповедальне, на кафедре обретут новое значение как для вас, так и для вашей паствы. Воздевая руки во время проскомидии, вы будете делать это осознанно. При Песнопении жест ваших протянутых рук не окажется натянутым и неестественным. Персональная литургия станет для вас площадкой, с которой вы вступите в святилище Церкви. Прародители нашей церкви не думали о том, что йога может превратить человеческое тело в эффективный инструмент молитвы и созерцательной жизни. Однако правильно понятая йога должна научить нас, как вернуться к предшественникам и вместе с ними снова отыскать путь к Богу.

Примечания

1

Первоначальная версия носила многозначительное название: «Метод созерцания, основанный на йоге».

2

Не вижу причин, почему бы не устраивать время от времени совместные занятия. Я представляю себе регулярные встречи пяти или шести адептов, живущих в одном городе или. одной общине. Более опытные возьмут на себя руководство и определят порядок поз в соответствии с заранее намеченным планом. Остальные будут выполнять те же упражнения, но совершенно свободно, сами по себе. Это может продлиться четверть часа, самое большее двадцать минут. В заключение последует «тихая медитация», продолжительностью не более десяти минут; .каждый адепт примет ту позу, которая ему лучше знакома («Лотос», «Совершенная поза» или се варианты). У совместных занятий имеются два преимущества: обновляется энтузиазм участников и вновь обретают цель занятий те, кто начал терять ее из виду. Разумеется, на долю руководителей занятий выпадает нелегкая задача — но какая благодарная! (См. также: «Замечания и разъяснения» (приложение 1), раздел 1, стр. 142 и далее).

3

См. также: «Замечания и разъяснения» (приложение 1), раздел I, стр. 143.

4

Для каждой из этих «целей» индийской йоги существует название: воздержание называется «йяма», соблюдение правил — «нийяма». Точное описание того и другого можно найти в статье «Древняя йога и современный человек» (в «Ритмах мира», Аббатство Святого Андрея, 1960, стр. 160-179). Авторотец Ламбер (орден босоногих кармелитов, Брюгге), много лет жил в Индии и занимался йогой под руководством знающих наставников.

5

Вот в чем заключается основной смысл йоги: стимулировать и сбалансировать некоторые физические функции с целью освобождения и развития духовной энергии. Сделать человека «мужем».

6

Я говорю «умеренный», потому что любая неумеренность, любая спешка может привести к обратному эффекту.

7

В книге «Христианин-атлет», которая вышла в 1944 году в Брюсселе и заслуживает переиздания.

8

Л. Ламбер (кармелитский орден), «Древняя йога и современный человек» в «Ритмах мира» (1960), том VIII, стр. 162. Возможно, уместно будет процитировать заключение той же статьи: «Надеюсь, из вышесказанного ясно, что йога может оказать воистину одухотворяющее влияние; она помогает человеку реализовать свое духовное достоинство, она учит, как достичь того результата, на который указывает сема этимология слова „йога“, то есть как надеть на тело ярмо (иго) духа, а на сам дух — то же ярмо, что и на его Первопринцип. Все это стало бы еще яснее, если бы можно было продемонстрировать многочисленные примеры конкретного применения йоги: в гигиене, медицине, обучении, во всех видах интеллектуальной деятельности, для обретения и сохранения моральных добродетелей (в особенности для женщин), в жизни священника и монаха. Тогда каждый бы признал, что вклад йоги в подлинное развитие и расцвет способностей современного человека поистине замечателен» (там же, стр. 179).

9

Начинающим советую развести колени в стороны, но не отрывать их от земли.

Скачать:PDFTXT

в десяти уроках. Жан-Мари Дешане Йога читать, в десяти уроках. Жан-Мари Дешане Йога читать бесплатно, в десяти уроках. Жан-Мари Дешане Йога читать онлайн