И КИШЕЧНИКА
Для эффективности очищающего действия практики «йогического питья воды» большое значение имеет нормальное функционирование системы выделения.
Поэтому следовать зову природы необходимо всегда, едва лишь он проявляется. Регулярное опорожнение кишечника и мочевого пузыря должно стать железным правилом для всякого, кто намерен достичь успеха в йогической практике.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ НУЛЕВОГО ЦИКЛА
Вероятнее всего, большинству начинающих идеальное выполнение всех форм всех предложенных в этой книге упражнений окажется не под силу. Это и ни к чему. Со временем тело сделается послушным, и то, что в начале практики было чем-то немыслимо сложным, покажется детскими игрушками. А чтобы практика была эффективной, поначалу достаточно просто стараться максимально приблизиться к идеальной форме той или иной крийи или асаны, имея в уме ее образ и пытаясь придать телу доступное ему положение, в наибольшей степени этому образу соответствующее. Надеюсь, фотографические иллюстрации, которыми снабжена данная книга, помогут Вам в этом.
Описывая основные последовательности, я старался по мере возможности самым тщательным образом расписать все переходы, а также все кольцевые и зеркально симметричные повторения.
Описывая дополнительные элементы, я не останавливался на переходных связках, повторных циклах и зеркально симметричных вариантах практик так подробно, как делал это при изложении основных последовательностей, поскольку рассчитываю на достаточный практический опыт того, кто решится взяться за освоение дополнительных практик.
ПРОБУЖДЕНИЕ СИЛЫ: ОСНОВНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Практика Пробуждения Силы на уровне нулевого цикла представляет собой освоение и отработку минимально необходимого набора ключевых элементов, лежащих в основе последовательностей первого шага в практике более высоких уровней. Сообразно этому, в нулевом цикле частично представлены только три составляющие первого шага:
(1) очистить топку и разжечь в ней огонь;
(3) поднять воду, поместив ее над огнем.
Все три выполняются утром сразу же после пробуждения и непременно натощак.
ОЧИСТИТЬ ТОПКУ И РАЗЖЕЧЬ В НЕЙ ОГОНЬ
Проснувшись поутру, мы не вскакиваем мгновенно с постели и не мчимся куда-нибудь, куда мы и так уже опоздали давно и безнадежно. Тому, кто еще не опоздал, вряд ли пришла бы в голову мысль открыть эту книгу. А если бы вдруг такое по какой-то непостижимой причине произошло, у этого человека, вероятнее всего, просто не хватило бы терпения, чтобы дочитать ее до этого места. Поэтому я предлагаю в качестве отправной точки выбрать осознание того простого факта, что терять нам, по большому счету, нечего. Если это не так, то мой Вам совет: не читайте дальше. Или хотя бы не делайте того, что описано ниже. Поскольку практика Йоги Восьми Кругов даже на уровне нулевого цикла ОМНИО-ТТ — штука слишком уж радикальная, было бы в высшей степени неосмотрительно тешить себя надеждой на то, что, взявшись за нее, можно будет сохранить неизменным свой жизненный уклад, свою шкалу ценностей, свой взгляд на мир и свое понимание бытия. Все это изменится до полной неузнаваемости…
Итак, нам нечего терять и некуда спешить. А коль скоро так, то давайте же с самого начала дня зададим себе некоторый размеренный внутренний ритм, в котором удобно функционировать не только нашему уму, но и нашему телу.
Кажется, это «обобщенные китайцы» полагают, будто бы каждый из органов нашего тела имеет свою душу. И когда во время пробуждения ото сна наша «главная» — «большая» душа (условно можно считать, что речь идет о «душе мозга») возвращается в тело, «маленькие» души органов не всегда успевают сделать это одновременно с нею. Если мы резко вскакиваем и куда-то бежим, им приходится «встраиваться» в органы уже на ходу, что не всегда удобно и порою приводит к «накладкам» и досадным недоразумениям. А в тех случаях, когда синдром погони за вчерашним днем превращается в устойчивую привычку, не слишком благоприятные эффекты мелких «погрешностей включения» накапливаются и в конце концов проявляются в виде достаточно серьезных функциональных расстройств. Причем, как правило, сразу в нескольких системах организма.
Поэтому, проснувшись утром, мы основательно потягиваемся всем телом, несколько раз открываем и вновь закрываем глаза, еще потягиваемся — и так до тех пор, пока не ощутим, что окончательно пробудились. Затем, лежа на спине и вытянув напряженно выпрямленные ноги, что есть силы оттягиваем носки «от себя». Фиксируем это положение на несколько секунд. Расслабляемся. Теперь, точно так же напряженно полностью выпрямив ноги, с предельным усилием подтягиваем носки «на себя». Фиксируем положение на несколько секунд, после чего расслабляемся. Дыхание произвольное. Несколько раз повторяем всю последовательность: оттянуть носки «от себя» — расслабиться — подтянуть носки «на себя» — расслабиться. Прекращаем тогда, когда в самом основании туловища — где-то внутри промежности — возникнет ощущение легкого жжения или распирания. После этого садимся и, спокойно посидев на постели полминуты-минуту, встаем.
Принимаем основную стойку, в традиции йоги именуемую тадасаной. Пятки и носки вместе, вес тела равномерно распределен по длине ступней и поровну — между двумя ступнями. Ступни плотно прижаты к полу, пальцы ног расправлены и как бы «захватывают» пол. Грудная клетка «раскрыта» — плечи расправлены в стороны и слегка отведены назад, лопатки прижаты к спине, руки расслаблены и свободно свисают вдоль туловища, голова гордо откинута, взгляд направлен прямо вперед. Внутренним движением вытягиваемся вверх от самых пяток, стараясь как можно выше поднять макушку головы, растягивая позвоночник (фото ПС-1).
Делаем плавный полный выдох, затем медленно вдыхаем, стараясь наполнить легкие воздухом до предела, и снова полностью выдыхаем. Развернув прямые руки ладонями наружу, со вдохом медленно поднимаем их через стороны и вытягиваем вертикально вверх. Еще раз потягиваемся вверх всем телом, обращая особое внимание на вытягивание позвоночника. Разворачиваем кисти ладонями вперед. Это движение еще больше раскрывает грудную клетку. Продолжая разворачивать руки ладонями наружу, слегка прогибаемся назад. Здесь необходимо обратить внимание на то, что прогиб этот осуществляется не за счет отклонения туловища назад в пояснице, а в основном за счет прогиба В ГРУДНОМ ОТДЕЛЕ ПОЗВОНОЧНИКА. Выдыхаем и со вдохом приподнимаемся на носки, еще сильнее вытягивая все тело и раскрывая грудную клетку (ПС-2).
С плавным полным выдохом медленно ставим пятки на пол, разводим ступни на расстояние, примерно равное ширине плеч, наклоняемся вперед и кладем ладони на пол (ПС-3).
При этом не забываем проследить за тем, чтобы ступни располагались одна параллельно другой. Такое положение предотвращает неконтролируемые утечки энергии из поля нижнего света, так как способствует «запечатыванию сосуда». Подобные утечки — один из наиболее существенных недостатков западных гимнастических и военных стоек, в которых ступни ставятся носками врозь. Ладони в положении ПС-3 также параллельны одна другой и располагаются на том же расстоянии друг от друга, что и ступни. Голова свободно свисает вниз между руками, шея расслаблена. Выполняем несколько медленных и плавных вдохов-выдохов произвольной глубины, стараясь как можно больше выпрямить ноги. В пределе желательно постараться полностью растянуть задние поверхности ног. Для этого следует напрячь мышцы передней стороны бедер и подтянуть коленные чашечки. Выполнив три-четыре цикла плавного мягкого дыхания, поднимаемся и, придав туловищу положение, соответствующее основной стойке (ПС-1), с гордо поднятой головой и расправленными плечами шествуем в известное место, где, повинуясь естественному для раннего (или не столь раннего) утра зову природы, справляем малую нужду. Разумеется, если первый утренний зов этим не ограничивается, глупо противиться естеству.
Следующее наше действие после того, как мочевой пузырь (и, возможно, кишечник) опорожнен, — очищение полости рта. Первым делом удаляем налет, скопившийся за ночь на языке. В ортодоксальной традиции это действие носит название «джихва-шуддхи» или «джихва-шодхана» — «очищение языка». Для его выполнения ревностные ортодоксы пользуются специальным скребком. «Дикие» пещерные йогины поступают проще — они трут свои языки тремя пальцами правой руки. Попытавшись произвести эту манипуляцию, мы немедленно обнаружим, что для ее выполнения наилучшим образом подходят сложенные вместе указательный, средний и безымянный пальцы. Если, конечно, ногти на них коротко подстрижены. Но мы можем еще более упростить задачу, воспользовавшись таким тривиальным и на первый взгляд совершенно не йогичным предметом, как обыкновенная чайная ложка. Интересен тот факт, что наиболее прогрессивно мыслящие из истинных йогинов именно так и поступают.
С помощью чайной ложки мы тщательно соскребаем с языка желтовато-белесый налет, обращая особое внимание на очищение корня языка. После того как налет удален, тщательно прополаскиваем рот водой не слишком холодной, но и не горячей.
Теперь настал черед зубов. Самый простой из йогических способов очищения зубов выглядит следующим образом.
Мы набираем чайную ложку без верха мелко размолотой морской соли (на худой конец подойдет и растертая каменная поваренная (Только не «Экстра» — соль должна быть нерафинированной)) и кладем ее под язык. Некоторое время ждем. Постепенно рот наполняется слюной. Как следует перемешиваем во рту слюну с солью и с помощью языка протираем получившимся рассолом зубы — очень тщательно и со всех сторон. Слюны становится еще больше. Прополаскиваем рот слюной, стараясь как можно полнее растворить в ней остатки соли. Если добиться полного растворения соли не удается, набираем в рот немного воды, смешиваем ее с крутым «слюнным рассолом» и еще раз тщательно прополаскиваем рот, чтобы все-таки окончательно растворить всю соль. Иначе следующее наше действие будет чревато весьма неприятными ощущениями, поскольку нерастворенными частицами соли мы можем поцарапать себе десны. Впрочем, приятной не назовешь и всю эту процедуру в целом, зато потом… Тем не менее зачем усложнять себе и без того не слишком легкую жизнь борца за новое качество осознания?.. Так что давайте же растворим всю соль без остатка. А после этого указательным и средним пальцами правой руки будем аккуратно массировать десны от основания к зубам, втирая в них «водно-слюнный рассол».
Тщательно промассировав всю верхнюю и всю нижнюю десну снаружи и изнутри, еще раз как следует прополаскиваем рот рассолом и с наслаждением выплевываем его вон. После чего несколько раз прополаскиваем рот водой приятной температуры. Мне кажется, что в данном случае термин «приятная» как нельзя лучше подходит для характеристики температуры воды, которой надлежит пользоваться. А то, какое количество градусов по Цельсию или Фаренгейту этой приятности надлежит в себе содержать, пусть каждый решит для себя сам. В конце концов, ведь не слепое следование предписаниям превращает обычного человека в йогина… Для осуществления такого самопреобразования нам с неизбежностью приходится предпринимать «йогические» действия не только в тренировке, но и на бытовом уровне. Так пусть же принятие на себя всей полноты ответственности за то, водой какой температуры мы будем прополаскивать поутру рот, станет одним из наших решительных шагов в направлении обретения осознанного контроля над жизненной ситуацией.
Итак, после того, как ротовая полость очищена, наступает очередь носоглотки. Вообще-то очищение и внутренняя тренировка носоглотки в йоге представляет собой достаточно замысловатый ритуал, однако на уровне нулевого цикла мы ограничиваемся лишь промыванием носоглотки водой.