еще?..»
И Вы, безусловно, будете правы. И точно так же Вы будете правы, если спросите: «И потом, разве что-либо изменилось за те десятилетия, которые прошли со времени выхода в свет книги С. Есудиана и Э. Хайч «Йога и здоровье», «Полного курса йоги» Свами Вишнудевананды, «Йога-дипики» Б. К. С. Айенгара, «Йогасана- Виджняны» Дхирендры Брахмачари, так и не переведенного в «самиздате» замечательного двухтомника Шри Йогендры «Yoga Physical Education»?.. Или кто-то написал что-то более радикальное? Нет, ничто не изменилось. Эти книги по-прежнему остаются лучшими. И фантастические целебные свойства описанных в них упражнений все так же этим упражнениям в полной мере присущи, как было тридцать, пятьдесят, сто, тысячу, пять тысяч лет назад… И оригинальные названия практических техник остались неизменными. Разве что санскритский термин, который раньше переводили как «колесо ветряной мельницы», сами же авторы-йогины переводят теперь на английский словом «fan» — «вентилятор». А так… Йога — она, знаете ли, йога и есть…
Просто время сейчас другое, и пришла наконец пора, отбросив ортодоксальные формальности, разобраться в сущности явлений и назвать вещи своими именами. «Терапевтическая приманка», на которую восточным Мастерам приходилось ловить практичных, но ограниченных стремлением к сиюминутному результату жителей Запада в течение ста лет, прошедших со времени приезда Вивекананды в Америку в 1893 году, наконец-то себя исчерпала. И сегодня не только можно, но даже необходимо прямо заявить: целительная сила йогических практик имеет не только не главное, но даже и не второстепенное значение; это — не более чем один из многих возможных побочных эффектов правильно построенной интегральной тренировки. Что, впрочем, отнюдь не мешает Мастерам по-прежнему пользоваться этим эффектом и с его помощью «вытаскивать» страждущих из совершенно, казалось бы, безнадежных состояний. Но это не называется «йога». Это — всего лишь «йога-терапия». И представление практических техник в виде отдельных изолированных упражнений свойственно именно йога-терапии, но никак не йоге.
А что касается собственно практической йоги как таковой… Я вообще ни за что не взял бы на себя ответственность утверждать, что йога — это что-то для здоровья… Или для силы… Или для достижения успеха в жизни… Скорее, наоборот: только тот, кто здоров, силен и изначально способен добиться успеха в любом деле, может оказаться пригодным для пути йоги. Хотя нет, этого мало, и вообще, все это — не то… Я видел не единожды, как очень сильные, умные, решительные и здоровые люди сворачивали себе шею на этом пути — и в переносном и в прямом смысле…. Их не спасало ничто — ни годы спортивных тренировок, ни десятилетия занятий боевыми искусствами, ни мощный интеллект и энциклопедические знания, ни владение стратегией победы, ни даже любовь, чутье и интуиция, не говоря уже об уверенности в себе, богатстве и положении в обществе, которые здесь вообще не имеют никакого значения… Вспомните «Зону» в «Пикнике на обочине» или в «Сталкере». Здесь имеет значение что-то совсем-совсем другое. Ибо я видел, как побеждали те, кому нечего было больше терять… И те, кому было просто наплевать на все…
Так что же это за непостижимое явление — «йога»? Явление, содержащее в себе вызов, по сравнению с которым детсадовскими игрушками оказывается вызов, содержащийся в самых «крутых» видах спорта и боевых искусствах… Путь, сплошь изрытый смертельно опасными ловушками и в то же время раскрывающий перед человеческим существом фантастические многомерные перспективы, которые не может охватить даже самое буйное воображение… Непрекращающаяся битва за новое качество осознания, перманентная скрытая война, в которой не бывает окончательной победы, ибо смысл ее, как и смысл жизни, не в том, чтобы победить раз и навсегда, а в том, чтобы постоянно побеждать и никогда ни на мгновение не прекращать сражаться…
В спорте есть соревнования и турниры… Это хорошо потому, что всегда можно проверить, чего ты в действительности стоишь; и это плохо потому, что часто приводит к роковой ошибке: тренировка прекращает быть вещью в себе и становится всего лишь средством подготовки к состязаниям. А ведь изначально именно она была первична, ибо от нее зависело выживание, а состязания имели ценность лишь как способ оценить свой уровень и увидеть дальнейший путь.
В йоге нет даже этого… Только тренировка ради тренировки… Действие ради действия. Не-делание ради не-делания… В течение нескольких тысячелетий на вопрос «что такое йога?» пытались ответить многие, но дать исчерпывающий ответ на него не удалось еще никому… Те, кто мог бы ответить, просто хранят молчание…
Однако вряд ли нас интересует исчерпывающий ответ. Ведь эта книга — всего лишь методическое пособие. И если не вдаваться в философские детали, а рассматривать только практическую сторону вопроса, ответ мог бы выглядеть примерно так: йога как система практик есть наиболее отработанная целостная технология интегральной тренировки — самый действенный метод целенаправленного совершенствования человека сразу на всех уровнях — органическом, энергетическом, интеллектуальном, духовном и т. д. Не произвольный набор отдельных практик, а именно ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Независимо от того, о каких конкретных направлениях в йоге идет речь — классической йоге индийских натхов, таинственной йоге непальских пещерных отшельников, янтра-йоге тибетских лам, даосских стилях цигун и тай-цзи, вьетнамской практике зыонг-шинь и т. п., — с уверенностью можно утверждать одно: за тысячелетия своего становления человечество не создало более радикального средства тренировки тела, контролируемого расширения восприятия и развития осознания, чем йогические технологии интегрального тренинга. Это однозначно. Более мощных тренировочных методов не существует.
И именно в таком ключе я стараюсь рассматривать йогическую практику в этой книге.
Стиль Йоги Восьми Кругов — достаточно современный технологический подход человека к всестороннему осознанному развитию самого себя. Подход, который основан не на упрощенных суррогатах, а на настоящих древних техниках, тщательно отобранных и скомпонованных в концентрированные последовательности.
Эти последовательности вполне вписываются в напряженный образ жизни современного человека и позволяют ему не просто абстрактно развить себя, а сделать осознанным и творчески эффективным каждое свое действие, каждое слово и каждую мысль. Не уйти в йогу, чтобы спрятаться от жизни, а наоборот — ввести йогу в свою жизнь и обрести в ней неистощимый источник энергии и творческих сил для кардинального решения задач каких угодно уровней сложности, для прямого и непосредственного постижения любых аспектов бытия. Сегодня это может быть только так. Ничто другое не имеет смысла. Впрочем, это всегда было так, и если кто-то склонялся к иному мнению, то, вероятнее всего, только лишь из-за недостатка неискаженной информации…
В этой книге я не стал в который раз перемалывать воду в ступе и всячески попытался избежать бессмысленных повторений тысячу раз сказанного. Не думаю, что это в полной мере мне удалось, ибо, как говорил Мастер Зы Фэн Чу (один из моих учителей), «здесь принципиально невозможно придумать что-нибудь новенькое». Но я очень старался, честное слово… Может быть, некоторые из читателей отнесут это к недостаткам моей работы, текст которой покажется им неоправданно сжатым. Однако я не вижу смысла превращать методическое пособие начального уровня в толстенный энциклопедический справочник, детально повествующий о множестве взаимосвязанных предметов и явлений. Действительно, какой смысл лишний раз останавливаться на том, на чем кто-то когда-то уже основательно остановился, и сделал это заведомо лучше, чем мог бы сделать я?.. Не проще ли отослать читателя к соответствующему первоисточнику? Тем более, что целый ряд наиболее фундаментальных практических работ, сформировавших мировоззрение не одного поколения «ищущих», вследствие своего небольшого объема и кажущейся простоты как-то ненавязчиво проскользнул мимо «сферы активного внимания» наших наиболее молодых современников, ошеломленных завораживающим блеском химико-доктринальных и мартиально-психоделических откровений от New Age… В то время как подавляющее большинство этих откровений не содержит в себе ничего (или почти ничего), кроме «пищи для ума живого и любознательного». И мне кажется, что многим из нас нынче было бы нелишне ненадолго возвратиться к истокам. И взглянуть на них под несколько иным углом зрения — из заоблачных высей интеллектуальных иллюзий сегодняшнего информационного бума…
Читатели, принадлежащие к определенной категории «ищущих», могут вполне обоснованно обвинить меня в том, что, увлекаясь изложением практики, я даю в этой книге слишком мало «теории».
На это я отвечу, что, прежде всего, любая «теория» в области технологий интегрального тренинга, как традиционных, так и ультрасовременных — это все равно практика.
Кроме того, никаких собственных «теоретических разработок» у меня попросту нет и никогда не было. А все то, что можно было бы (достаточно, впрочем, условно) отнести к области «теоретического обоснования» практических методов и что было преподано мне моими учителями, в частности Виктором ван Кутеном, Анжелой Фармер и, конечно же, незабвенным Мастером Зы Фэн Чу, я уже попытался обобщить в «Третьем открытии Силы». Не знаю, в какой степени мне было дано преуспеть в решении данной задачи… Но это, похоже, не имеет значения… Как и… Как и что?.. Впрочем, и это не важно…
А. С.
Киев, 1996.
ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ
Йога (Йога — (санскр.) единство, единение, осознание единства, интеграция, целостность, дисциплина, упорядоченность…) как состояние есть то, что именуют «состоянием осознания Единства». Или «состоянием единства Осознания». Короче, йога — это именно то состояние сознания, в котором человек, исходя из собственного опыта осознает, что Мир есть Одно… Что индивидуальное самоосознание человеческого существа и самоосознание Мира как целостного Единого — тождественны и одинаково абсолютны… Что это — ОДНО И ТО ЖЕ ОСОЗНАНИЕ. Вряд ли необходимо лишний раз останавливаться на всех тех преимуществах и фантастических возможностях, которые раскрываются перед человеческими существами, достигшими этого состояния, — традиционно таких людей называют «просветленными йогинами» или «Сиддхами». Личная воля просветленного становится эквивалентной Воле Единого — главному управляющему фактору реальности Мироздания как совокупности некоторого множества параллельных миров, а личная сила такого человеческого (вернее, сверхчеловеческого) существа поистине не ограничена ничем, кроме его собственного намерения. Это обусловлено самой сущностью эволюции Мира — процесса проявления Духа в материальном творении ради Его самоосознания.
ЕДИНОЕ И ЭВОЛЮЦИЯ МИРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОЗНАНИЯ
Дух есть Ум — Универсальный Абсолютный Разум. В непроявленной однородной беспредельности Пустоты, свернутой в Точку Небытия, где нет ни Пространства, ни Времени, Он изначально пребывает в качестве потенциальной возможности проявления любых форм разума в Мире, сотворенном взрывом нарушения однородности. Обусловленность такого взрыва проистекает из внутренне присущего Духу устремления к самоосознанию. Осознание как таковое в непроявленности пустотного Небытия невозможно, ибо осознавать там нечего, некому и нечем. Для реализации самоосознания Духу необходимо сотворить нечто, в чем Он был бы полноценно проявлен. Это нечто должно содержать в себе как объекты, могущие быть осознанными, так и инструменты, в которых воплощается осознание.
Будучи неявным в самом себе, устремление Духа к самоосознанию проявляется, преобразуясь в