Второй вариант — сложенное вдоль пополам тонкое байковое одеяло, поверх которого надет чехол из прочного плотного брезента, который всегда можно постирать. По прочности такая подстилка превосходит «липкий коврик», однако существенно уступает ему в «липкости».
Подходит также обыкновенный ковер достаточно большого размера.
Для достижения текучести, необходимой при практике асан, тело должно быть хорошо разогрето. В жарком тропическом климате проблем с этим не возникает. Там Движение Силы практикуется в плавках или купальнике. Однако в наших условиях это возможно только в летнее время, да и то не всегда.
Потому в зонах с умеренным климатом целесообразнее всего начинать тренировку, надев поверх плавок или купальника свободный теплый спортивный костюм: брюки, безрукавку и поверх безрукавки — пуловер с длинным рукавом. Как уже говорилось, костюм должен быть сшит из плотного хлопчатобумажного трикотажа.
По мере того как в ходе тренировки тело разогревается, мы постепенно раздеваемся. Однако начинаем это делать только тогда, когда ощутим некоторый дискомфорт от того, что нам становится жарко.
Сначала снимаем пуловер. Может быть, этого окажется достаточно.
Если через некоторое время дискомфорт вновь начинает ощущаться, снимаем безрукавку.
И в самую последнюю очередь снимаем брюки.
При таком подходе мы всегда имеем возможность вновь одеться, едва лишь почувствуем себя неуютно из-за излишней прохлады. Очень важно, чтобы в течение всей тренировки мышцы оставались теплыми.
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ РЕЖИМ
Как было сказано выше, в нулевом цикле ОМНИО-ТТ используется режим практики асан, который носит условное название «Лестница в небо». Вряд ли здесь это словосочетание имеет какое бы то ни было отношение к славному одноименному хиту легендарной рок-группы «Led Zeppelin», однако звучит, тем не менее, красиво и как нельзя лучше отражает суть тренировочного режима.
В режиме «Лестница в небо» асаны представляют собой как бы ступеньки лестницы, взбираясь по которой, мы последовательно приближаемся к состояниям сознания более высоких уровней, чем тот исходный бытовой уровень, на котором мы обычно функционируем. Практика в этом режиме представляет собой последовательность фаз фиксаций асан, соединенных простейшими переходными движениями. Фазы фиксации — очень четкие, жестко ограниченные и удерживаются неподвижно: никаких дополнительных действий «внутри» асаны мы не предпринимаем. Переходные движения — динамические фазы входа и выхода — выполняются точно так же четко, жестко, в ровном темпе и по самым простым траекториям.
«Глубина» каждой асаны при практике в режиме «Лестница в небо» достигается не за счет тех или иных типов «внутреннего движения» в фазе фиксации, как в практике более высоких уровней, а только лишь за счет длительности статической фиксации и возможно более полного расслабления групп мышц, напряжение которых для удержания данного конкретного положения тела не требуется. В то же время все те группы мышц, статическое напряжение которых способствует более полному «втеканию» тела в форму фазы фиксации той или иной асаны, должны быть напряжены до предела.
Переходы между динамическими и статическими фазами — мгновенные, без «раскачки»: из полностью неподвижного положения тело сразу же начинает двигаться «в направлении» изменения формы фазы фиксации, и как только новая форма достигнута, тело снова замирает в неподвижности, жестко и четко фиксируя эту форму.
«Лестница в небо» — базовый режим, как бы «скелетная структура» тренировочной практики, которая на более высоких уровнях «обрастает» плотью дополнительных внешних и внутренних движений, психоэнергетических манипуляций и специфических схем дыхания.
БАЗОВОЕ ДЫХАНИЕ
Любая практика Движения Силы на любом уровне всегда строго согласована с ритмом дыхания.
В идеале дыхание должно быть ровным, плавным и медленным в течение всей практики. Сообразно дыханию тело переходит от асаны к асане так же ровно, плавно, без рывков. Даже в тех случаях, когда переход между фазами фиксации двух последовательно выполняемых асан осуществляется прыжком, этот прыжок — плавный, как в замедленном кино.
Задержки дыхания в нулевом цикле Движения Силы не практикуются. Дыхание обеспечивает энергией наше движение, оно — та нить, на которую нанизаны драгоценные жемчужины асан, и нить эта вьется ровно, неторопливо и непрерывно.
Идеальный ритм дыхания — примерно три-четыре дыхательных цикла в минуту. Соответственно, на каждый дыхательный цикл приходится примерно пятнадцать секунд в первом случае и двадцать — во втором: семь секунд — выдох, семь секунд — вдох и по полсекунды на смену фаз дыхательного цикла, либо девять секунд — вдох, девять — выдох, и по одной на смену фаз, соответственно.
Дыхание полное — мы выдыхаем и вдыхаем всей грудью. Выдох начинается с удаления воздуха из верхних частей легких и заканчивается освобождением от воздуха нижних частей. Вдох начинается с заполнения воздухом низа легких и заканчивается поступлением воздуха в подключичные области легких. Понятно, что во время удержания положений, сковывающих грудную клетку, в дыхании участвует та часть объема легких, которая в принципе может в нем участвовать.
Очень важно не забывать о второй технике органического сталкинга и все время держать живот слегка подтянутым. Если этого не делать, то при заполнении воздухом нижних частей легких живот выпячивается, что препятствует выполнению по-настоящему полного вдоха. Полнота дыхания контролируется легким напряжением передней стенки чуть-чуть втянутого живота.
Принцип согласования движений с дыханием таков: переход между фазами фиксации — выдох, удержание фазы фиксации — вдох/выдох/вдох, переход между фазами фиксации — выдох, фаза фиксации следующей асаны — вдох/выдох/вдох… Подавляющее большинство переходных движений выполняется С ВЫДОХОМ.
Если мы чувствуем, что несмотря на завершение второго дыхательного цикла (выдох/вдох), фаза фиксации еще «себя не исчерпала», мы можем добавить к ней еще один или несколько полных дыхательных циклов. В таких случаях согласование выглядит следующим образом: переход между фазами фиксации — выдох, фаза фиксации — вдох/выдох/вдох/выдох/…/вдох /выдох/вдох, переход между фазами фиксации — выдох, фаза фиксации следующей асаны — вдох/выдох/вдох… И так далее.
Ни в коем случае нельзя «насильственными» методами ускоренно вырабатывать «идеальный» ритм дыхания. Три-четыре цикла в минуту — примерная схема, к которой следует стремиться. Но стремиться не за счет сознательного управления дыханием, а за счет естественного повышения уровня тренированности. Говоря о согласовании дыхания с движениями, я говорю именно о ВЗАИМНОМ СОГЛАСОВАНИИ, а не о КОНТРОЛЕ дыхания посредством движения или КОНТРОЛЕ движения посредством дыхания. И то, и другое должно течь в естественном для нас в нашем нынешнем состоянии темпе и ритме.
Попытки установить сознательный контроль над дыханием на длительные промежутки времени смертельно опасны, поскольку при этом организм может «снять с автомата» управление дыхательной функцией и передать его «активному» сознанию. Если это происходит, то стоит человеку заснуть, как он тут же начинает задыхаться — ведь во время сна «активная» часть сознания отключается. Неделя-полторы без сна — и обычный человек оказывается на грани смерти из-за развивающейся аутоинтоксикации. А вернуть дыхательную функцию из режима сознательного управления обратно в автоматический режим не так-то просто…
Существуют специальные методы выработки автоматически поддерживаемого идеального ритма дыхания (выдох/переключение/вдох/переключение = 7/0,5/7/0,5 или 9/1/9/1), однако они относятся к практике более высоких уровней, чем тот, которому посвящена данная книга и по объему информации могут вполне составить отдельную книгу.
Кроме того, на высших ступенях практики вводятся так называемые «пульсовые» ритмы дыхания, в которых за единицу измерения длительности дыхательного цикла берется не абстрактный промежуток времени длительностью в одну секунду, а единица ключевого физиологического ритма организма — длительность одного цикла сокращения сердечной мышцы — один удар пульса. В частности, одним из наиболее важных с практической точки зрения пульсовых ритмов является так называемый «квадратный» ритм, в котором длительности всех четырех фаз дыхательного цикла одинаковы: выдох/пауза после выдоха/ вдох/ пауза после вдоха/ = 1/1/1/1 (например: 4/4/4/4, или 8/8/8/8, или 9/9/9/9, или 16/16/16/16 ударов пульса). Четырехфазный цикл «квадратного дыхания» характерен преимущественно для практики Дыхания Силы. В Движении Силы задержки дыхания и дыхательные паузы практикуются только в отдельных случаях. В основном же используется «синусоидальный» ритм. В таком ритме «квадратное» дыхание преобразуется в двухфазное. Длительность паузы после выдоха при этом прибавляется к длительности выдоха, длительность паузы после вдоха — к длительности вдоха. В итоге, к примеру, ритм 4/4/4/4 выглядит как 7/1/7/1, где на переход между фазами дыхательного цикла приходится по одному удару пульса. Пульсовое «синусоидальное» дыхание — один из весьма радикальных способов повышения эффективности практики асан. Однако осваивать его можно только на хорошо отработанных последовательностях асан.
Для каждого практикующего может быть подобран индивидуальный «квадратный» ритм, который больше всего ему подходит. Характерно то, что пульсовые ритмы также вырабатываются с помощью особых тренировочных методов, обеспечивающих их автоматическое поддержание.
Как правило, все это делается на более высоких уровнях практики, чем нулевой цикл и круг Земли.
В практике нулевого цикла мы просто тренируемся, стараясь дышать ровно, глубоко и свободно и стараясь согласовывать наши движения с тем ритмом дыхания, который нам удобен.
«ДЫХАНИЕ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ СОБАКИ»
«Дыхание металлической собаки» является дыхательной схемой, на основе которой в практике более высоких уровней строятся различные ритмы так называемого «огненного дыхания».
Как дышит собака, которая долго и быстро бежала?
Бурно, часто и шумно. Она быстро вдыхает всей грудью и так же быстро полностью выдыхает, и ребра ее при этом, что называется, «ходят ходуном».
Именно так и выглядит «дыхание металлической собаки» — серия из нескольких быстрых полных очень интенсивных и шумных вдохов-выдохов. Единственное, чем мы отличаемся от собаки, когда практикуем этот тип дыхания, это то, что мы дышим ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ НОС, слегка оттопыривая его крылья и тем самым жестко приоткрывая ноздри. Фактически, «дыхание металлической собаки» — это короткая жесткая гипервентиляция.
«Дыхание металлической собаки» используется в тех случаях, когда в фазе фиксации какой-либо крайне напряженной асаны мы вдруг ощущаем, что начинаем терять силы с катастрофической быстротой. И вместо того, чтобы «облегчить себе жизнь» и быстренько выйти из положения, требующего предельного напряжения, мы не только в этом положении остаемся, но к тому же еще используем его для повышения плотности потоков Силы в энергетическом теле.
Энергия накапливается в расслабленных мышцах. Напряженные мышцы ее расходуют. Этим обусловлено то, что по-настоящему «рабочая» мускулатура бывает только у того, кто умеет полноценно расслабляться.
В фазах фиксации особо напряженных асан мы теряем силы из-за огромного расхода энергии, обусловленного одновременным предельным напряжением больших групп мышц.
Кроме того, статическое напряжение мышц блокирует «тонкие» потоки в энергетическом теле. Энергия не может свободно течь по каналам. То же самое происходит с кровью. Она интенсивно теряет кислород, а недостаточная интенсивность затрудненного статическим напряжением кровообращения не позволяет обеспечить необходимый уровень газообмена.
Воспользовавшись «дыханием металлической собаки», мы мгновенно усиливаем газообмен. В энергетическом теле такое дыхание действует как помпа, обеспечивающая мощную «прокачку» каналов. Интенсивность «тонких» потоков настолько возрастает, что они «просачиваются» сквозь чудовищное напряжение, буквально «пропитывая» энергией все тело. «Где ци — там и кровь, где кровь — там и ци» — так говорят китайцы. Интенсификация «тонких» потоков усиливает