накопления личной силы, как стойка с опорой на точку перехода «лоб — волосистая часть головы».
Стойка с опорой на точку перехода «лоб — волосистая часть головы» обладает всеми «психоэнергетическими достоинствами» стойки с опорой на «родничок» и в то же время лишена предательского свойства последней искажать психику. Поэтому именно вариант стойки на голове с опорой на точку перехода «лоб — волосистая часть головы» принят в качестве базовой техники в Йоге Восьми Кругов.
На этапе освоения сначала учатся стоять на макушке, а когда равновесие в стойке на голове делается достаточно уверенным, переходят к стойке на точке лобного перехода.
Работая над переводом книги Шри Свами Шивананды «Йога-терапия», я позволил себе изменить все приведенные в ней описания техники выполнения асан. Вместо коротких приблизительных рекомендаций, имевшихся в оригинальном тексте, книга, изданная «СОФИЕЙ» в 1994 году, содержит исключительно подробные полные развернутые объяснения.
Поэтому я не вижу смысла детально останавливаться здесь на технологии освоения и технике выполнения стойки на голове с опорой на точку лобного перехода, а отсылаю читателя к вышеупомянутой работе и к книге господина Б. К. С. Айенгара «Йога-дипика», в которой имеется самое полное и точное изложение техники выполнения стойки на голове с опорой на макушку.
Тот, кого интересует информация о психоэнергетическом эффекте выполнения стойки на голове, пусть обратится к «Гхеранда-Самхите» и к замечательной работе Дхирендры Брахмачари «Йогасана-виджняна».
Из позы расслабления на пятках поднимаемся на четвереньки. Складываем кисти в замок. Упираемся наружными ребрами ладоней и локтями в пол. Расстояние между локтями — НЕ БОЛЕЕ ШИРИНЫ ПЛЕЧ. Если локти расходятся слишком широко, с удержанием равновесия в стойке на голове неизбежно возникают существенные затруднения.
Руки полностью выпрямлены в лучезапястных суставах — предплечья и ладони образуют угол, вершиной которого являются сложенные в замок пальцы.
Ставим голову на пол, как бы «вписывая» ее в угол, образованный предплечьями. В зависимости от того, какой вариант стойки мы намерены практиковать, голова касается пола соответствующей точкой.
Медленно выпрямляем ноги, поднимая туловище в вертикальное положение (СС-92).
Наклоняем туловище назад до тех пор, пока центр тяжести не сместится настолько, что пальцы прямых ног начнут отрываться от пола. Поворачиваем таз в вертикальное положение, как можно выше поднимая седалищные кости и еще больше выпрямляя позвоночник. Прямые ноги поднимаются в горизонтальное положение (СС-93).
Разгибая тело в тазобедренных суставах, поднимаем прямые ноги вверх и свободно вытягиваемся в вертикальной стойке на голове (СС-94).
> Дыхание: все движения выполняются с выдохом; в фазах фиксации дыхание свободное полное, в стойке на голове можно выполнить несколько циклов дыхания металлической собаки.
Нормальное время удержания фазы фиксации стойки на голове — от одной до десяти минут. Некоторые практикуют ее в течение пятнадцати-двадцати минут, а в отдельных случаях — до одного-полутора часов. Практика стойки на голове в течение более чем двадцати минут относится к разряду специальных техник и должна совмещаться с определенными дыхательными и созерцательными упражнениями, иначе она грозит обернуться полной потерей контроля над состоянием «тонких» составляющих энергетического тела. Происходит нечто, напоминающее замыкание над жизненным пространством индивида некоего «личного психического потолка», который препятствует прорыву восприятия в высшие слои осознания. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к серьезным психическим сдвигам, обусловленным подавляющим волю преобладанием в вибрационной матрице энергетического тела «грубых» элементов «дочеловеческой» животной, вернее, скотской или даже звериной природы. В результате человек рискует превратиться в «сознательного зомби» и оказаться в безраздельной власти самых гнусных и отвратительных сил из всего, что присутствует в поле перманентной войны, каковым является в настоящее время ноосфера этой планеты. В нулевом цикле специальные упражнения, предназначенные для «устранения личного психического потолка», отсутствуют, поэтому стоять на голове дольше чем пятнадцать-двадцать минут кряду я настоятельно не рекомендую.
95. СТОЙКА НА ГОЛОВЕ СО СЛОЖЕННЫМИ СТУПНЯМИ — УРДХВА-ГОРАКШАСАНА (СС-95).
Разводя колени в стороны, сгибаем ноги. Ступни складываются вместе.
> Движение — выдох, фиксация — вдох-выдох-вдох.
96. СТОЙКА НА ГОЛОВЕ С ШИРОКИМ УГЛОМ — ВИПАРИТА-КОНАСАНА (СС-96).
Выпрямляем ноги и разводим их как можно шире в стороны.
> Движение — выдох, фиксация — вдох-выдох-вдох.
97-98-99. ПРОСТАЯ СТОЙКА НА ГОЛОВЕ С УГЛОВОЙ ПОДДЕРЖКОЙ — ПРЯМОЙ УГОЛ В СТОЙКЕ НА ГОЛОВЕ — ПОЛУКОЛЬЦО В СТОЙКЕ НА ГОЛОВЕ (СС-97, СС-98, СС-99).
Соединяем ноги, возвращаясь в стойку на голове (СС-97).
> Движение — выдох, фиксация — вдох-выдох-вдох.
Опускаем ноги, вытягивая их параллельно полу. Носки — на себя, ноги вместе, их задние поверхности растянуты, спина прямая, седалищные кости отведены назад-вверх до предела (СС-98).
Очень медленным плавным махом забрасываем ноги назад (СС-99). Следим за тем, чтобы каждый миллиметр этого движения был полностью контролируемым. Ни в коем случае не допускаем никаких «вихляний» и «спорадических болтаний ногами». Особое внимание обращаем на то, чтобы прогиб назад осуществлялся в основном за счет напряжения мускулатуры спины, а не за счет расслабления живота и «отпускания» ног «в свободное падение» под действием силы тяжести. Брюшной пресс напряжен и контролирует скорость и глубину входа в прогиб. Таков общий принцип входа в глубокие прогибы. Иначе прогиб не «раскрывает» грудную клетку, а напряженно «изламывает» поясницу и из мощного средства концентрации рассеянной энергии превращается в орудие саморазрушения. Травмы позвоночника, обусловленные техническими ошибками при выполнении прогибов назад, во многих случаях носят ультимативный характер и могут привести к параличу и даже к смерти.
Медленным полностью контролируемым движением возвращаемся в «прямой угол» (СС-98).
Медленным полностью контролируемым движением забрасываем ноги назад (СС-99).
Еще несколько раз чередуем положения СС-98 — СС-99.
Заканчиваем в положении СС-99.
> Все движения выполняются с выдохом, во всех фазах фиксации — вдох-выдох-вдох.
100. МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ — ШИРША-СЕТУ-БАНДХАСАНА (СС-100).
Мягким толчком опрокидываемся назад. Выпрямляем ноги и вытягиваем позвоночник. Расстояние между ступнями примерно равно ширине плеч.
> Движение — выдох, фиксация — вдох-выдох-вдох.
101. ЛЕВОСТОРОННИЙ ДВУХТОЧЕЧНЫЙ МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ — ЭКА-ПАДА-ШИРША-СЕТУ-БАНДХАСАНА (СС-101).
Сгибаем правую ногу и подтягиваем правое колено как можно ближе к груди.
> Движение — выдох, фиксация — вдох-выдох-вдох.
102. ЛЕВОСТОРОННИЙ ДВУХТОЧЕЧНЫЙ МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ И ВЫПРЯМЛЕННОЙ ВВЕРХ НОГОЙ — УРДХВАИКАПАДА-ШИРША-СЕТУ-БАНДХАСАНА (СС-102).
Выпрямляем правую ногу вверх. Стараемся держать ее как можно более вертикально. Носок — на себя.
> Движение — выдох, фиксация — вдох-выдох-вдох.
103-104-105. МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ — ПРАВОСТОРОННИЙ ДВУХТОЧЕЧНЫЙ МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ — ПРАВОСТОРОННИЙ ДВУХТОЧЕЧНЫЙ МОСТ С ОПОРОЙ НА ГОЛОВУ И ВЫПРЯМЛЕННОЙ ВВЕРХ НОГОЙ (СС-103, СС-104, СС-105).
Опустив правую ногу, возвращаемся в мост с опорой на голову. Повторяем всю связку зеркально: вверх поднимается левая нога.
106. МОСТ С ОПОРОЙ НА ЛОБ — СЕТУ-БАНДХАСАНА (СС-106).
Кладем ладони на пол возле головы. Помогая себе руками, перекатываемся на лоб. Если нужно, слегка сгибаем ноги и перекатываемся, отталкиваясь пятками.
Кладем руки на передние поверхности бедер.
При выполнении этого упражнения необходимо быть предельно внимательным, чтобы не травмировать позвоночник в шейном отделе.
> Движение — выдох, фиксация — свободное полное дыхание в течение одной-двух минут.
107. ПОЗА РЫБЫ С ВЫТЯНУТЫМИ КОНЕЧНОСТЯМИ — УТТАНАПАДА-МАТСЬЯСАНА, ИЛИ УТТАНАПАДАСАНА (СС-107).
Упираясь ладонями в пол, медленно опускаем таз, пока ягодицы не окажутся на полу. При этом стараемся не перекатывать, если это возможно, голову на затылок. В идеале после опускания таза голова должна касаться пола верхушкой лба или точкой лобного перехода. Чтобы достичь такого положения, максимально выгибаем спину. В данном положении это невозможно сделать без предельного напряжения мускулатуры спины и задней поверхности шеи. Одновременно с прогибом стараемся вытянуть позвоночник круговым движением плеч.
Вытягиваем прямые ноги под острым углом к полу. Носки — на себя. Вытягиваем прямые руки параллельно ногам. Ладони обращены внутрь — одна к другой.
> Движение — выдох, фиксация — свободное полное дыхание. Длительность фиксации — не менее тридцати секунд. Лучше, если это будет минута-полторы.
108. УГЛОВОЕ ВЫТЯГИВАНИЕ В ПЕРЕВЕРНУТОМ НАКЛОНЕ (СС-108).
Расслабляем мускулатуру спины. Прижимаем к полу спину, затылок и заднюю поверхность шеи. Поднимаем ноги вверх и захватываем их за большие пальцы кольцами из средних, указательных и больших пальцев соответствующих рук.
Жестко выпрямляем ноги и до предела растягиваем их задние поверхности. Прижимаем крестец к полу. Круговым движением плеч назад-вниз раскрываем грудную клетку. Плотно прижимаем к полу лопатки, заднюю поверхность шеи и задние поверхности плечевых суставов.
Руками тянем носки ног на себя, не позволяя ступням поворачиваться наружными ребрами вперед: подошвенные поверхности стоп — в одной плоскости. Одновременно стараемся отвести таз как можно больше назад, сместив вниз — к полу — седалищные кости. Задние поверхности туловища и ног — две ровные плоскости — стороны трехмерного острого угла. Вершина угла — седалищные кости. Задние поверхности ног растягиваются.
> Движение — выдох-вдох-выдох, фиксация — вдох-выдох-вдох.
109. ЗАМКНУТЫЙ ПЕРЕВЕРНУТЫЙ ЗАКРЫТЫЙ ВЫТЯНУТЫЙ НАКЛОН — БАДДХА-УРДХВА-МУКХА-ПАЩЧИМОТТАНАСАНА (СС-109).
Подтягиваем ступни немного ближе к себе, кладем ладони на подошвы и захватываем себя пальцами рук за пятки. Предплечьями надавливаем на пальцы ног и еще сильнее тянем носки на себя. Ноги плотно сложены вместе. Подошвенные поверхности стоп — в одной плоскости, не позволяем ступням поворачиваться наружными ребрами вперед.
Надавливая руками на прямые ноги, отталкиваем таз от головы, вытягивая позвоночник. Одновременно с этим складываемся пополам, стараясь, по-возможности, не поворачивать таз вперед и поменьше сгибать позвоночник. Эффект складывания пополам достигается в основном за счет сгибания в тазобедренных суставах.
> Движение — выдох. Фиксация — свободное полное дыхание.
Длительность фиксации — не менее минуты.
110. СВОБОДНЫЙ ПЕРЕВЕРНУТЫЙ ЗАКРЫТЫЙ ВЫТЯНУТЫЙ НАКЛОН (СС-110).
Выпрямляем руки и кладем их на пол вдоль туловища. Ладони обращены к полу. До предела оттягиваем носки и что есть силы прижимаем к груди жестко выпрямленные ноги.
> Движение — выдох, фиксация — вдох-выдох-вдох.
111. ПРОСТАЯ СТОЙКА НА ПЛЕЧАХ С ПОДДЕРЖКОЙ — САЛАМБА-САРВАНГАСАНА (СС-111).
Стойка на плечах — ТХА-вариант третьей точки исходного равновесия (точки обращенного потока) и шестой узел магического кристалла Движения Силы.
Будучи одной из главнейших асан хатха-йоги, стойка на плечах, так же как и стойка на голове, имеет множество различных модификаций. Здесь приведена наиболее простая из них — она не без оснований считается классической.
В отличие от стойки на голове, в которой формируется жесткий сквозной осевой поток с очень высокой плотностью энергии, в стойке на плечах этот поток существенно смягчается за счет «растекания» в области шейно-грудного перехода между полями среднего и верхнего света. Кроме того, осевой поток в стойке на плечах — не сквозной. Жесткий шейный замок — джаландхара-бандха — перенаправляет его таким образом, что в поле верхнего света (в голове) формируется спиральная зона концентрации. В ней поток стягивается к центру головы — центральной точке поля верхнего света. Локализация этой точки совпадает с локализацией ахам-грантхи — узловой точки аджня-чакры. Это делает стойку на плечах и производные от нее техники достаточно эффективным средством развития и накопления того свойства человеческого существа, которое дон Хуан в книгах Карлоса Кастанеды называет личной силой.
Подобно всем