Скачать:TXTPDF
Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати

младенчестве и раннем детстве. Неправильная диета приводит к раннему истощению поджелудочной железы. Многие родители неправильно кормят своих детей. Они хотят, чтобы их дети росли так же быстро, как и животные, чей период жизни гораздо короче нашего. Период взросления напрямую связан с продолжительностью жизни. Человек обычно развивается до двадцати одного – двадцати пяти лет, в то время как корове хватает двух-трех лет до полного развития.

Если мы даем детям огромное количество животных белков (таких как молоко, рыба, мясо и яйца), крахмал и сахар, жизненно важные органы пищеварения и метаболизма работают в напряженном режиме и преждевременно истощаются. Лучшая пища для ребенка это молоко матери. Это совершенная пища во всех смыслах. Матерям не следует беспокоиться об отучении своих детей от груди. В некоторых местах кормление грудью продолжается вплоть до двух – трехлетнего возраста. Следовательно, ребенка следует отучать от груди постепенно, используя фрукты, овощи и каши. В младенчестве и раннем детстве особенно важно развивать поджелудочную железу и не перегружать ее обработанным детским питанием с повышенным содержанием сахара и крахмала.

Эмоциональные расстройства

Каждый случай детского диабета сугубо индивидуален, и будет неправильно пытаться вывести общий принцип в этой ситуации. Но, несмотря на это, мы обнаружили, что множество детей диабетиков в раннем возрасте находились в сложной эмоциональной обстановке. По той или иной причине эмоциональный климат в младенчестве не способствовал гармоничному развитию ребенка. Это наиболее типичная ситуация в случае прогрессирующей дисфункции эндокринных, пищеварительных и секреторных желез.

Кроме этого, страх и гнев, несомненно, оказывают влияние на пищеварительный процесс. Например, если вы собираетесь поесть и вдруг начинаете злиться на что-то, аппетит мгновенно исчезает. Слюнные железы перестают выделять слюну, и рот пересыхает. Таким образом, и поджелудочная железа, и печень становятся неактивными, уменьшая способность к пищеварению. Если ребенок постоянно пребывает в нездоровой эмоциональной среде, наполненной страхом и гневом, его пищеварение будет ослаблено.

Практическая часть

14. Йога для детей дошкольного возраста

Свами Арундхати

Обстановка и форма занятий, это два важнейших аспекта которые необходимо учитывать при обучении, особенно в детсадовских группах. Для начала определим аспекты обстановки.

Место занятий: Помещение должно быть свободно от мебели и от объектов с острыми углами. Полы должны быть покрыты ковром – но если это невозможно, небольших матов или пенок будет достаточно.

Время занятий: Занятия не должны проводиться сразу после приема пищи. Требуется два часа отдыха после еды, перед началом занятий.

Длительность занятий: Дети дошкольного возраста, обычно обладают коротким периодом концентрации, следовательно, мы должны учитывать время занятий в соответствии с детским вниманием, и всегда наблюдать за участием детей в практике. Неугомонное движение, непоседливость, неожиданные приступы «сумасшедшей» двигательной активности и бесконтрольные повторяющиеся движения – всё это результат развития нервной системы в раннем возрасте. Обычно, занятия йогой с дошкольниками длятся не более одного часа. Но это не означает, что дети должны выполнять одно и тоже упражнение целый час. Если учитель способен создать атмосферу заинтересованности в уроке, и обучать определенным позам в течении разумного промежутка времени, одно занятие может идти не более тридцати – сорока минут, во время которого дети будут радоваться практике каждую минуту.

В помощь учителю

Картинки: Если учитель использует в занятиях различные наглядные материалы, дети успешнее вовлекаются в учебный процесс, так же очень эффективно обучение через игру. Картины не только хороши для обозначения и запоминания слов, благодаря ним дети развивают способности воображения. Суть этих способностей заключается в распознавании трехмерных объектов представленных в двухмерном измерении. Поскольку большинство асан или поз, практикуемых в этом возрасте, названы именами животных, будет удобно использовать картинки с нужными животными. Дети в моих группах, имеют свой блокнот, в который они наклеивают картинки с разными животными, цветами и другими объектами.

Доска: Школьная досканеобходимый инструмент для любого учителя. Часто асаны изображают на доске в виде человечков из палочек. Учитель рисует таких человечков постепенно, позволяя детям перерисовать их в свои тетради.

Ритм — инструменты: Легкие в изготовлении, они необходимы для развития слуха. Музыка и ритм, очень важны для развития слухового внимания детей.

План урока: Из чего состоит урок йоги с детьми дошкольного возраста? Начинать всегда следует с асан, далее следуют дыхательные упражнения, затем расслабление, концентрация или медитация. Подобная структура урока используется не только с дошкольниками но и с взрослыми. Рассмотрим эти три части занятия подробнее.

Позы

Йога зоопарк

Как было сказано выше, асаны практикуемые с детьми дошкольного возраста называют именами животных. Некоторые асаны дети практикуют в движении, другие в расслаблении. Детей дошкольного возраста можно обучать асанам в виде игры «йога зоопарк». Вместе с детьми, мы как будто отправляемся в зоопарк, и там мы видим льва, тигра, утку, кролика и так далее. Можно представить всё в виде йога сафари, где тоже можно повстречать этих зверей.

Эта игровая форма занятий также хороша для расширения словарного запаса детей на зоологическую тематику. Мы можем отправиться в «птичник», и там познакомиться с вороном, лебедем и аистом, или же мы пойдем в «террариум», где увидим кобру. Бабочку можно увидеть порхающей от розы к лилии. Дети могут сами придумать цветок, на который бабочка приземлится в следующий раз; это может быть красная или белая роза, или цветы других видов.

П. Левенштейн (1973), в своем журнале «Когнитивное развитие через вербальную игру», утверждает, что умственное развитие ребенка напрямую связано с вербальным развитием, и что на когнитивное развитие можно повлиять количеством и качеством вербального взаимодействия между матерью и ребенком. Это актуально и в отношении вербального взаимодействия между детьми и учителями, или инструкторами по йоге. Левенштейна поддержали другие ученые, Брюнер и Дойч, утверждающие, что в возрасте от двенадцати месяцев до четырех лет, умственное развитие напрямую связано с вербальным развитием.

Игры с использованием воображения играют важную роль в жизни ребенка с восемнадцати месяцев до семи–восьми лет. Они развивают навыки коммуникации с применением символов и умение рассказывать о предмете, при отсутствии самого предмета. Во этот период жизни, ребенок делает гигантские шаги в развитии коммуникационных навыков, становлении речи, и способности использовать общение в разных целях. Учитель должен использовать своё собственное воображение, для того чтобы сделать обучение асанам наиболее информативным и познавательным для маленьких детей. Например, когда мы видим льва, он высовывает наружу свой язык. Ему очень жарко, и он пытается охладить себя. Какие другие звери высовывают свой язык для охлаждения тела? Делает ли так ваша собака? Таким образом, во время этих игр, учитель может познакомить детей с идеями, знаниями и всевозможными видами информации.

Цветущий лотос

Дети должны сесть в круг, направив ноги в центр, держа руки над головой. Все вместе они наклоняют свои головы к коленям, а руки к стопам, держа их, как в пашчимоттанасане. Учитель говорит им, что цветок засыпает, так как наступила ночь, а когда наступит утро и поднимется солнце, он вновь проснется. Постепенно они возвращаются в сидячее положение, медленно поднимая руки над головой. Постепенно опуская руки, они медленно ложатся на пол. Потом они медленно поднимают одну ногу, затем следующую, в итоге опуская их позади головы, как в халасане. Цветок полностью открылся. Затем опять наступает вечер, и цветок медленно закрывается на ночь.

Дерево

Дети начинают это упражнение, сидя на корточках. Дерево, это крохотное семечко, брошенное в землю. Тут начинается дождь, и семечко орошается водой. Потом всходит солнце, семечко пускает корни и небольшой росток появляется над землей. Дерево растет, дети постепенно поднимаются, вставая на носочки и вытягивая руки вверх распрямляя пальцы, словно крона дерева.

Мостик

Пока некоторые дети могут быть мостиком, другие могут играть роль рыб или крокодилов проплывающих под ним, или чего угодно, в соответствии с детской фантазией.

Поза чайника

В этой позе, ребенок балансирует на левой ноге, согнув правую ноге в колене и придерживая ее правой рукой. Левая нога прямая, левая рука вытянута прямо на уровне плеч. Ребенок медленно наклоняется вперед, а его правое колено сгибается и уходит за спину, при этом он захватывает правую ступню правой рукой. Левая рука немного сгибается, при этом пальцы вытянуты вперед на уровне плеч.

Для выполнения этого упражнения дети могут разучить песенку:

Я маленький чайничек,

Вот моя ручка, (правая рука)

Вот мой краник. (левая рука)

Свист услышите, значит я готов

Наклоните меня и вот ваш кипяток (наклоняясь)

Я заметила, что дети, практикующие эти позы с трех лет, к пяти годам начинают комбинировать разные асаны в виде придуманного ими танца. Вы можете увидеть, как они экспериментируют с разными позами, переходя из одной асаны в другую. Это означает скачок в развитии осознанности тела и творческого мышления.

Дыхание

Брахмари пранаяма (дыхание жужжащей пчелы)

Самая легкая дыхательная техника для детей этого возраста, это брахмари пранаяма, или дыхание жужжащей пчелы. Когда маленьких детей просят сделать глубокий вдох, обычно они вдыхают воздух с шумом, но поверхностно. Чтобы развить глубокое дыхание для начала их следует научить медленному и длинному выдоху. В брахмари пранаяме, детей учат выдыхать воздух с жужжанием, постоянно прислушиваясь к издаваемому звуку. Такая практика способствует глубокому дыханию уже после нескольких занятий, так же она развивает концентрацию и слух.

Дети с радостью принимают участие в этой практике, потому что им нравится издавать звуки. Довольно часто в детсадовской группе, ребенок начинает жужжать или произносит какое-нибудь слово, снова и снова. Другие дети обычно подхватывают инициативу, и это принимает форму песни. Поэтому, дыхание жужжащей пчелы идеально подходит для детей этого возраста.

Дыхание животом

Для обучения ребенка брюшному дыханию, попросите его лечь на спину. Поместите бумажный кораблик, заранее изготовленный ребенком, ему на пупок. Объясните ему, что когда он делает вдох, кораблик должен подниматься словно на волне, и опускаться когда он выдыхает. Благодаря возможности наблюдать кораблик, плывущий по волнам, ребенок развивает осознание брюшного дыхания, которое обычно происходит неосознанно.

Релаксация, визуализация и творческое мышление

Йога нидра

В данной возрастной группе дети обычно не могут долго оставаться спокойными. Йога нидра – это мощная техника расслабления, хотя релаксация это всего лишь побочный эффект данной практики. Два важных аспекта этой практики, это развитие осознания физического тела и творческая визуализация. Практики, подобные йога нидре необходимо адаптировать для детей дошкольного возраста. Вместо того чтобы просить детей почувствовать часть своего тела, не двигая ей, их просят выполнить следующее:

Техника

Замрите, словно статуя, пока я не досчитаю до десяти. Согните локти, а теперь выпрямите их. Согните колени, затем выпрямите их. Вращайте ступнями, остановитесь. Поднимите вашу голову, затем опустите. Вращайте глазами, не открывая их. Сожмите ваши губы как будто вы свистите, затем расслабьте их.

Замечание: Данная практика помогает детям направить сознание к разным частям тела.

Вариант: Дети могут представлять свою входную дверь, ее цвет и детали, свое домашнее животное, машину семьи, свои ботинки и

Скачать:TXTPDF

Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать, Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать бесплатно, Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать онлайн