так далее. Можно совместить данную технику с антар муной, слушанием.
Антар мауна
Антар мауна это техника для успокоения ума и развития восприятия. На определенном этапе практики, ученика просят полностью осознавать все внешние воздействия. Начальный уровень антар мауны может быть использован при работе с детьми дошкольного возраста. Но вместо того чтобы просить ребенка сконцентрироваться на всех окружающих звуках, его просят направить внимание на события, указанные учителем. Например, учитель говорит: «Слушайте пение птиц. Слушайте звук автобуса едущего по улице. Куда он едет? Как много звуков вы слышите? Как много звуков вы слышите в один и тот же момент? Определите, откуда идет этот звук».
Киртан
Киртан используется для концентрации внимания, и развития слухового восприятия. Можно петь песни, молитвы или создавать ритм, хлопая в ладоши, или петь и хлопать одновременно, как мы уже писали выше.
Для проведения киртана используются разные музыкальные инструменты. Пение и музыка, это важнейшие формы йоги для младшей возрастной группы. Киртан способствует развитию навыка слушания, что поможет в обучении другим навыкам, в особенности чтению. Практика киртана настолько проста, что даже совсем маленькие дети могут принять в нём участие. Они обычно не очень понимают, о чем идет речь в песне, но всегда рады присоединиться к пению. Детям очень нравится петь веселые песенки на разных языках.
15. Техники йоги для детей 7-14 летнего возраста.
Свами Арундхати и Свами Йогабхакти Сарасвати
Для обучения детей йоге, методики отличаются от тех что используются на занятиях со взрослыми. Асаны должны быть более динамичными, не следует с самого начала требовать от детей совершенного выполнения. Совершенство в асанах приходит с практикой. Любые асаны описанные в главах с 16 по 31 могут быть использованы на занятиях с детьми этой возрастной группы. Учитель должен использовать воображение, чтобы практика была интересна детям.
Ниже мы предлагаем несколько советов для обучения в этой возрастной группе асанам, играм, пранаяме и релаксации. Хорошим способом ознакомления детей с йогой будет проведение занятий сидя в кругу. Это позволит им развить чувство группового участия, так никто не будет смотреть друг другу в спину. Йога и современные танцы, успешно используются для обучения детей этого возраста. Осознание тела, развиваемое через практику асан, используется для выражения конкретных и абстрактных идей в виде танца.
Позы
Сядьте в круг, направив стопы в центр, находясь в пашчимоттанасане.
Медленно подниметесь, желательно одновременно с соседями. Руки подняты над головой.
Постепенно лягте на пол, вначале опустите спину, потом голову, затем руки. Вначале поднимите правую ногу на уровень пупка, затем левую, соединив их вместе. Поднимите ноги верх как в сарвагасане, при необходимости поддерживая талию руками.
Медленно опустите правую стопу на пол позади головы. Затем сделайте тоже самое с левой, приняв халасану. Цветок лотоса полностью раскрылся.
Замечание: Способ выполнения этого упражнения отличается от описанного в прежней главе тем, что руки детей не сцеплены. Можно практиковать оба варианта.
Дети не способные выполнить эту асану, могут стать в центре цветка, вытянув руки вверх, в тадасане.
Цветущий лотос это очень красивая асана, особенно когда ее выполняет большая группа детей, образовывая несколько кругов.
Вариант 1: Во время пребывания в халасане, постарайтесь пройти направо маленькими шажками, насколько это возможно. Затем попробуйте пройти влево, предварительно вернувшись в центр. Данная вариация упражнения называется изгибающийся лотос.
Польза: Данная вариация асаны, очень важна для развития гибкости позвоночника.
Вариант 2: В халасане, медленно поднимите правую руку над головой, и возьмитесь за правую лодыжку. Повторите тоже самое с левой рукой и левой лодыжкой. Медленно раздвиньте ноги настолько широко насколько это возможно, удерживая колени руками. Постарайтесь достать рукой до стопы, стопы и руки сбоку. Затем вновь сложите ноги вместе.
Вариант 3: В халасане, согните колени, постарайтесь опустить их на пол рядом с правым ухом. Вернитесь в исходное положение. Теперь согните колени и постарайтесь опустить их на пол рядом с левым ухом. И опять согните колени, опустив правое колено рядом с правым ухом, а левое рядом с левым. Затем поднимите руки и охватите ими бедра, как в пашини мудре.
Сурья Намаскар (приветствие солнцу)
Сурья Намаскар подробно описана в двадцатой главе. Обратите внимание на счет в уме от одного до двенадцати, так чтобы дети смогли запоминать числа.
Чандра Намаскар (приветствие луне)
Данное упражнение можно выполнять тремя способами, они подробно описаны в двадцать первой главе.
Последовательность воина
Данная техника имеет три уровня сложности. Первый уровень самый легкий, другие более сложные. Последовательность полностью описана в главе 22.
Парные асаны
Тележка, стамбханасана, танцующая пара, качели, двойная мельница и китайский дракон — асаны которые дети могут выполнять в паре. Постройка пирамид — крайне увлекательный способ выполнения асан, в котором участвуют сразу несколько детей.
Йога в форме игр
Духи животных
Древние риши Индии разработали многие асаны благодаря терпеливому наблюдению за природой. Земля, океан и небо, солнце и звезды, и всё, что можно услышать и увидеть в жизни, было использовано мудрецами, наделенными глубоким пониманием природных процессов. Не случайно, что в хатха йоге имеется множество асан связанных с животными. Каждая такая поза, льва, верблюда или павлина, имеет своё значение.
Все мы дети одной Матери Природы, и нельзя достичь совершенства, пока мы полностью не осознаем и не примем в себе присутствие животной природы. Внутреннее животное можно победить не при помощи силы, а только достигнув зрелости. Мы называем это «ростом», через который проходит каждый человек. Вполне естественно проходить первый уровень развития с радостью и энтузиазмом. Дети полюбят движения животных, звуки которые издают звери и птицы, и шум ветера, в кронах деревьев.
Быть деревьями
Для маленьких детей непросто стоять на одной ноге, поскольку умение соблюдать равновесие развивается медленно. Так почему же не научить ребенка равновесию лучшим из возможных способов? Ека пада пранамасана — это одна из асан для развития равновесия. Дети от шести до одиннадцати лет, всегда с радостью выполняют ее.
Дети становятся в круг или в ряд. Между ними должно быть достаточно места, чтобы они не касались друг друга, когда поднимают ногу. Не настаивайте на абсолютно точном выполнении асаны, как написано в книгах по йоге. Дети пока лишь учатся. Для начала научите их поддерживать равновесие, когда они двигают туловищем и руками.
Когда они осознали, что от них требуется, и попробовали выполнить упражнение, вы можете сказать им: «Теперь поднимите правую ногу, расположив правую стопу на краю левой стопы, или слегка над полом, как вам будет удобнее. Медленно расставьте руки в стороны, словно ветки деревьев. Ваши пальцы это маленькие ветки, а ваши волосы это листья деревьев. Услышьте, как ветер шумит в листве, вы раскачиваетесь от его напора. Закройте глаза (многие дети, закрывая глаза при выполнении этой асаны, теряют равновесие, их необходимо дополнительно научить сохранять равновесие с закрытыми глазами). Вы маленькие деревья, растущие в джунглях. Если вы устали, можете сменить ногу. И вот ветер перестал дуть, теперь вы недвижимы и спокойны. Медленно опустите вашу ногу и руки.
Дети смогут многое узнать, практикуя эту асану, ощущая как они связаны с миром растений. В разных писаниях часто говорится о нашем родстве с деревьями, и радость которую испытывают дети играя в «деревья», косвенно подтверждает это. Эта асана также позволяет им осознать правильное положение в пространстве, и развивает равновесие на физическом и ментальном плане. Наблюдая за своими чувствами с закрытыми глазами, старшие дети осознают важность концентрации взгляда на одной точке.
Смотри за кошкой
Дети должны сесть на колени, затем принять марджариасану, «позу кота», растягиваясь и мяукая. Затем они могут перестать мяукать и лечь на бок, как ложаться кошки, словно меховые мешки, и нежатся в лучах солнца, но при этом ясно осознавая, всё что происходит вокруг.
Если кошка услышит шум, она немедленно вскакивает на ноги. В то время как дети лежат в расслаблении на полу, скажите им: «Сейчас вы лежите на полу как будто во сне, но вы не спите. Вы бдительные кошки, не смотря на то, что выглядите спящими. Вы внимательно слушаете меня. Как только я скажу «мышь» (или другое слово, по желанию), вы сразу поднимитесь в позу кошки снова. Но сейчас вы ничего не делаете, почувствуйте как, вы вдыхаете и выдыхаете воздух носом…. »
Продолжайте разговаривать с ними о том, как правильно расслабляться, пока вдруг, без предупреждения вы произнесете слово «мышь» (или любое другое). Услышав его, дети немедленно примут позу кота. Эта игра очень нравится детям от пяти до двенадцати лет. Дети учатся осознанности благодаря этой игре. Они так же учатся расслабляться, не теряя при этом бдительности.
Игровые формы йоги могут сопровождаться историями, адаптированными для детей. Это отличный способ привить духовные истины, без скуки и отсутствия интереса с их стороны. Рассмотрим, к примеру, историю мудрого кота.
Как говорится в этой сказке, кот был великий гуру. Давным-давно, во времена, когда животные умели говорить, к коту относились как к наиболее мудрому зверю. Некоторые коты были настолько мудры, что другие животные преодолевали большие расстояния, для того чтобы поучиться мудрости у них. Жил да был кот, которого считали великим учителем. Даже рыбы из океанов и рек приплывали к нему за советом, а мартышки и коровы проделывали долгий путь, для того чтобы поучиться у него. Даже королевские орлы покидали свои заснеженные горные жилища, для того чтобы спросить у него совета. Мудрый кот вёл простую жизнь в лесу, а приходившие животные служили ему с любовью и почтением.
Однажды лев постучал в дверь коту и сказал: «Я пришел из дальних джунглей, для того чтобы поучиться у тебя. Пожалуйста, научи меня быть совершенным созданием. Я буду делать все, что ты скажешь». Кот принял его, и стал учить набрасываться на добычу, правильно охотиться, и громко рычать. Он показал льву, как надо храбро сражаться, чуять жертву издали, быстро бегать по полям и холмам, и как видеть в темноте, в безлунные ночи. Лев мирно жил внутри этого сообщества, и учился экономно расходовать пищу, когда ее было мало, и делился ею с остальными животными.
Обучившись, он обрел мудрость, и возгордился, так как был самым сильным и бесстрашным из всех зверей. Он подумал: «Кот передал мне все свои знания, и теперь я не глупее его. Я также больше и сильнее чем он. Я устал слушать его наставления, теперь я займу его место». Однажды кот расслаблялся в тени большого дуба, и лев попытался проглотить его. Но кот почуял опасность, так как он был погружен в сон не полностью, и успел забраться на самую высокую ветку дерева. Разгневанный лев попытался достать его, но, несмотря на все усилия, у него ничего не получалось.
Кот сказал льву с