Скачать:TXTPDF
Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати

как модель для объектов, используемых в этом упражнении.

Техника:

Этап 1: Расположите карточку напротив глаз, на расстоянии вытянутой руки.

Пристально всмотритесь в маленькую точку расположенную внутри слова на карточке.

Посмотрите на слово написанное, на ней.

Продолжайте смотреть, не двигаясь примерно минуту.

Зафиксируйте ваш взгляд на центральной точке.

Этап 2: Теперь закройте глаза на секунду.

Затем откройте их и взгляните на точку расположенную в квадрате под словом.

Должно появиться фоновое изображение. Это обычный оптический процесс, в нем нет ничего сверхъестественного.

Повторите весь процесс снова. Взгляните на точку.

Закройте глаза.

Теперь взгляните на точку расположенную в квадрате под словом.

Вновь закройте глаза.

Отложите карточку.

Не открывайте глаза, и посмотрите что произойдет.

Этап 3: Теперь все вместе поем звук ОМ.

Вдох, продолжаем смотреть на точку.

ОМ, ОМ, ОМ.

Остановитесь и откройте глаза.

Остановись и пиши

Эта техника способствует развитию осязания. Удостоверьтесь, что наступил момент, в течении учебного дня, когда всем хочется взбодриться, и наполнится энергией. Итак, мы собираемся писать, и делать другие важные вещи, но мы будем использовать наши спины в качестве классной доски.

Техника

Этап 1: Гуляйте по классу, как вам захочется, но через некоторое время я скажу СТОП. Сегодня вы будете изображать какую-нибудь профессию, например машинистку, художника и так далее. Выберете себе профессию, и показывайте движениями, что вы делаете. Итак, изображаем разные профессии.

Этап 2: СТОП. Расскажите соседу, что вы делаете и поговорите о вашей профессии.

Этап 3: СТОП. В этот момент один из учеников поворачивается спиной к другому. Спина, словно школьная доска которую следует вытереть. Вытрите ее. (Это очень хороший способ помассажировать спину вашего друга.)

Затем вы начнете писать. Это упражнение развивает тактильное восприятие. Пальцем, напишите букву за буквой на спине друга, он в этот момент должен произнести буквы, которые вы рисуете. Не забывайте вытирать «доску», в промежутке между написанием букв.

Этап 4: СТОП. Теперь поменяйтесь ролями. Теперь тот, чья спина была доской должен написать несколько букв на спине партнера.

Польза: Эта практика стимулирует активность и внимание.

Пение гласных

Данная техника развивает осязание и способствует релаксации.

Техника

В то время как вы тяните гласную, положите ваши руки на голову, затем на грудную клетку, спину, живот, горло и так далее, для того чтобы определить, где звук резонирует сильнее всего.

Произнесите каждую гласную подобным образом.

Карусель ОМ

Цель этой практики – развитие концентрации и группового сознания.

Техника

Образуйте три круга. Внешний, самый большой круг будет двигаться по часовой стрелке, издавая звук ааа. Срединный круг будет двигаться против часовой стрелки, издавая звук ууу. Самый маленький, внутренний круг, будет двигаться по часовой стрелке, со звуком ммм. Затем, медленно и тихо остановите движение круга, некоторое время, продолжая тянуть звуки.

Соотношение асан и звука

Эта практика способствует развитию внимания и памяти. Занятия должны приносить практическую пользу. Здесь мы используем упражнение, с комбинацией хатха и нада йоги для развития внимания и памяти.

Техника

Этап 1: Мы будем практиковать асаны и звуки вместе: Примите тадасану, это звук ааа. Закройте глаза, прислушайтесь к звуку ааа, представьте себе эту асану.

Этап 2: Примите следующую позу, ека пада пранамасану, позу дерева. Стойте на одной ноге, словно дерево. Руки сложены в пранам мудре. Это позиция будет ассоциироваться со звуком ии, как в слове «bee». Закройте глаза, концентрируйтесь на звуке, визуализируйте асану.

Этап 3: Примите следующую асану, гарудасану, позу орла. Здесь мы используем звук оо, как в слове «good». Закройте глаза, прислушивайтесь к звуку оо, и представьте себе эту асану.

Этап 4: Примите четвертую позицию, доласану, позу маятника. Это звук о, как в слове «bow». Закройте глаза, слушайте звук, визуализируйте асану.

Теперь можете походить по классу, но когда я издам один из пройденных нами звуков, вы должны принять ту позу, которой соответствует изданный звук. Гуляйте по классу, сигналом к остановке будут гласные звуки.

Сидение на парте

Цель этой практики – выпрямление осанки. Мы собираемся познакомиться с упражнением, которое легко можно выполнить сидя на стуле. Во время занятий йогой в классе, учителю следует использовать упражнения, которые могут быть выполнены сидя за партой, или стоя между столами.

Дети обычно жалуются, если упражнение причиняет им неудобство. Тогда я говорю им: «Хорошо, тогда мы не будем выполнять его», но они протестуют и всё равно выполняют его. Они говорят: «Да, нам немного неудобно, но это только для нашей пользы». И тогда мы вместе смеемся.

Техника

Этап 1: Сядьте прямо, затем наклонитесь немного вперед, прижав кулаки к шее с обеих сторон, немного ниже ушей. Если впереди есть парта, то можно слегка опереться на нее грудью.

Представьте, что сейчас голова утягивает кулаки за собой. (Головой старайтесь тянуться назад.)

Затем представьте, что кулаки утягивают голову за собой, пытаясь наклонить ее вперед. (Используйте кулаки, для того чтобы наклонить голову.)

Теперь представьте, что руки тянут голову в свою сторону, но она не поддается.

Затем, подняв локти, сделайте небольшие крылья. Направьте лопатки назад, насколько это возможно и улыбнитесь.

Этап 2: Вдох, вы садитесь максимально прямо, как зонтик.

Выдох, вы наклоняете голову вперед, но, не касаясь парты – только грудь должна опираться на парту.

Этап 3: Вдох, прямое положение спины, плечи подняты. Совершите глубокий выдох, опустив голову вперед. Затем опустите руки.

Проколотый воздушный шар

Данная практика способствует расслаблению спины.

Техника

Начальное положение сидя или стоя, ноги слегка расставлены. Когда вы вдыхаете воздух носом, вы представляете себе что вы большой шар или шина, которую накачивают воздухом, в итоге вы надуваете щеки. Дети слушают ритмичные вдохи учителя, и повторяют за ним, 3-4 вдоха.

Но как выясняется, в воздушном шаре существует прокол.

Выдыхайте через рот, выпуская воздух со звуком псст, словно проколотый шар.

Вариант: Представьте, будто вы полностью истощены. Ваша спина склонилась от усталости, но я собираюсь накачать вас воздухом так, что вы будете полны энергии.

Выдох, затем вдох, вдох, вдох, качаю, качаю, качаю!

С каждым вдохом слегка распрямляйте спину.

Выдыхайте через рот.

Опять сгибаем спину.

На этот раз мы сделаем по-другому.

Постоянно вдыхайте воздух, выпрямляясь.

На выдохе: ха-ха-ха-ха-ха

С каждым выдохом, опускайтесь ниже и ниже.

Теперь вдохните и ощутите прилив сил.

Дыхание с картинками

Эти техники развивают воображение и учат дышать правильно. Здесь мы используем те же дыхательные техники, что и в йоге. Дети очень любят картинки, и в этой практике мы используем картинки и воображение, совмещая их с дыханием. Подумайте, как бы вы смогли обучить детей дыханию. Вначале, ребенок должен осознать, что он дышит, для этого и разработанны данные техники. Некоторым детям не нравится молчать, закрывать глаза и расслабляться. Когда вы попробуете учить подобным техникам, вы сразу обнаружите это. Не думайте, что дети будут спокойно сидеть на уроке йоги, как взрослые.

Вы можете научить детей правильному дыханию с помощью картинок. Используйте творческий подход для развития осознания дыхания. Дети могут использовать пальцы, для того чтобы следить за направлением, потому что им всегда необходимо что-то делать. Они еще не развили абстрактное мышление в полной мере. Они хотят смотреть, чувствовать, прикасаться, и обонять. Ниже приведены техники, способствующие осознанию дыхания, и их описание.

Техника 1: Дыхание по кругу или квадрату

Дыхание, это словно круг.

Вдыхайте и выдыхайте по кругу, совершая вдох до половины круга, и выдыхая, следуя за стрелочкой на второй половине (используйте квадрат на рисунке).

Техника 2: дыхание по лесенке

Взгляните на фигуры, изображенные на рисунке.

Вначале мы смотрим на лестницу.

Мы вдыхаем, поднимаясь по ступенькам.

Выдыхаем, спускаясь на лифте или по перилам.

Можно выполнять это упражнение наоборот (см. Figure C)

Вдыхайте, поднимаясь на лифте или на эскалаторе.

Выдыхайте когда спускаетесь по лестнице.

Техника 3: Дыхание и рисование карандашом

Этап 1: Рисование кругов

Двигайтесь вверх по кругу как на картинке Figure A, скажите: «Я вдыхаю».

Двигаясь вниз, скажите: «Я выдыхаю. Я знаю это».

Практическое замечание: Спустя некоторое время, дети смогут осознать, что между вдохом и выдохом существует пауза. Как в промежутке между двумя волнами; в дыхании всегда есть небольшая пауза. Дыхание словно волна.

Этап 2: Рисование замков

Затем вы продолжаете дышать, рисуя замок Вильгельма Завоевателя (см. Figure D выше).

Вдох, стоп! Выдох, стоп! Вдох, стоп! Выдох, стоп!

Практическое замечание: Дети очень любят фантазировать, и они спокойно могут рисовать очертания замка вовремя дыхания. Карандашом они рисуют стену замка, останавливаясь после каждого вдоха и выдоха. Подобным образом можно упорядочить дыхание, делая что-либо другое.

Нади Шодхана при помощи ладоней, рук или ног

Среди множества дыхательных упражнений есть одно наиболее важное. Оно называется нади шодхана, попеременное дыхание ноздрями. Оно способствуют установлению баланса между ида и пингала нади, а также сохраняет шишковидную железу в здоровом состоянии. Исследование показало, что для ребенка крайне необходимо выполнять упражнения, которые влияют на оба мозговых полушария. Нади шодхана, это идеальная техника для развития полушарий головного мозга.

Это превосходная практика, но она тяжела и скучна для детей. Существует одна проблема. Во время практики вы заметите, что половина детей не смогут полноценно выполнять это упражнение из-за заложенности носа, по причине насморка или чего-нибудь еще. Поэтому мы разработали несколько упражнений не требующих зажимания то левой, то правой ноздри.

Техника

Сядьте прямо, положив руки на колени, начните нади шодхану, используя пальцы.

Вдох, вы поднимаете правый указательный палец, выдох, вы опускаете левый указательный палец.

Вдох, вы поднимаете левый указательный палец, выдох, опускаете правый указательный палец. Продолжайте дышать таким образом.

Вариант 1: Во время дыхания, можно поднимать пальцы поочередно, но это требует большей концентрации и внимания, и гораздо сложнее.

Вариант 2: Для попеременного дыхания можно также использовать руки, поднимая при каждом цикле. Придумайте другие варианты этого упражнения.

Вариант 3: Для выполнения этой практики можно поднимать и ноги. Для этого надо лечь в макарасану, позу крокодила.

Вдох, согните правую ногу, медленно опустив ногу выдыхая.

Вдох, согните левую ногу, выдох медленно, опустите ее.

Практическое замечание: Когда дети выполняют это упражнение, они могут слушать музыку, поднимая ноги в такт музыки.

Направление внимания

Целью этой практики является развитие концентрации и направления внимания. Из класса выбирают двух человек, одного ставят справа от аудитории другого слева. Их задача – одновременно читать классу две истории. Итак, вначале класс будет слушать правую историю, поэтому все готовят правые уши, массажируя их, поддергивая и натирая, таким образом, показывая свою готовность. Затем дети выполняют следующее:

Техника

Этап 1: Слушайте историю одноклассника справа. (Истории должны читаться несколько минут.) СТОП.

Этап 2: Теперь класс разминает другое ухо, концентрируясь на услышанной от стоящего справа одноклассника, истории. СТОП.

Практическое замечание: Как сказано в писаниях, чувства, словно лошади управляются возничим. Ум (возничий), работает с информацией поступаемой от чувств (лошадей).

Манас (разум), направляет их. Быть сконцентрированным – значит быть внимательным, а внимание не возникает автоматически. Вам также необходимо определится, что вы хотите слушать – одно или другое.

Созерцание луны и солнца

Эта практика развивает концентрацию, память и упорядочивает дыхание, создавая баланс между идой и пингалой, луной и солнцем, сознанием и жизненной энергией. Данная техника комбинирует нади шодхану с картинкой, и тратакой на центре.

Техника:

Посмотрите, как рисуют солнце и луну.

Взгляните на солнце

Скачать:TXTPDF

Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать, Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать бесплатно, Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать онлайн