плохую компанию и употребляют алкоголь.
Для лечения гиперактивных детей часто используют амфетамины. Они воздействуют на ретикулярную формацию, ключевую зону в стволовой части мозга, расположенную в высшей точке спинного мозга, отвечающую за мышление и внимание. Под воздействием амфетаминов гиперактивный ребенок становится послушнее, его внимание усиливается, он лучше выполняет необходимую работу, и успеваемость в школе растет. На взрослых амфетамин оказывает похожее воздействие. Они вызывают освобождение норадреналина, нейротрансмиттера, который взаимодействует с другим нейротрансмиттером — ацетилхолином. Но, не смотря ни на что, главной проблемой медикаментозного лечения остается временный эффект подобной терапии. Когда действие препарата заканчивается, ребенок возвращается к своему обычному поведению. Ко всему прочему, медикаментозное лечение приводит к формированию зависимости и риску передозировки.
В статье под названием «Карта души», напечатанной в журнале ОМНИ за 1983 год, Ф. Фарли, психолог-педагог университета штата Висконсин, отмечает, что гиперактивность и проблемы с успеваемостью являются следствием расстройств нейронной системы. Другие нейрофизиологи полагают, что проблема заключается в нарушении допамино – ацетилхолинового баланса; два этих нейротрансмиттера необходимы для передачи импульса от одной нервной клетки к другой. Как и асаны, пранаяма напрямую оказывает влияние на мозг и эндокринную систему, дополнительно стимулируя ум и эмоциональную природу ребенка, способствует эмоциональной гармонизации, нормализует психомоторные функции и усиливает внимание. Мы подробно проиллюстрируем воздействие йоги на гиперактивных и агрессивных детей, исходя из практического опыта.
Мать привела своего 9 летнего сына на занятия йогой. Она рассказала, что ребенок, просыпаясь, бьет своего пятилетнего брата, капризничает, когда собирается в школу, ведет себя непотребным образом, и отличается агрессивным поведением. Единственное, что ему нравится делать, это петь в церковном хоре Вены. По окончании первого занятия йогой ему сказали, чтобы он приходил на следующее, но только при условии, что ему там понравится. На следующей неделе он с матерью пришел на занятия йогой.
После нескольких уроков ребенку были даны упражнения для индивидуальной практики или садханы, которую он должен был выполнять каждое утро перед завтраком. Каждый день он делал сурья намаскар, упражнение, состоящее из двенадцати позиций, семь кругов простейшей нади шодхана пранаямы, а также выполнял брахмари пранаяму или дыхание жужжащей пчелы.
Через несколько месяцев мать мальчика позвонила и сказала, что если с нами свяжется директор кружка пения, мы должны подтвердить, что её сын посещает занятия йогой по четвергам, чтобы избавиться от проблем с позвоночником. Дело было в том, что занятия йогой и хоровым пением стали проводиться в один и то же час, и его мама хотела, чтобы он продолжал заниматься йогой, так как благодаря практике он стал более гармоничным ребенком. Каждое утро он выполнял свою садхану, потом спокойно завтракал и отправлялся в школу.
Когда мы решили сказать директору, что мальчик посещает йогу чтобы избавиться от эмоциональных проблем, его мать настояла, чтобы мы указали выдуманную причину, поскольку директор хора не поймет и не примет правдивую точку зрения, посчитав занятия по йоге неуважительной причиной для пропуска уроков хорового пения. К сожалению, это распространенная точка зрения, что йога представляет собой всего лишь комплекс физических упражнений и не способна положительно влиять на детей с эмоциональными отклонениями. На самом деле, занятия йогой помогают направить чувства и эмоции ребенка в правильное русло, а также стимулировать творческую энергию в детях с эмоциональными проблемами, чего не так просто добиться на обычных занятиях физической культурой.
Йога позволяет детям развиваться физически, умственно, эмоционально и творчески. Это универсальная система для воспитания гармоничной личности.
1. Необходимость йогической системы образования
Свами Сатьянанда Сарасвати
Пожалуй, это чудо, что современные методы образования еще окончательно не задушили невинное детское любопытство; самое важное что необходимо нежному растению, помимо обычной заботы, это свобода — без нее оно обязательно завянет.
Альберт Эйнштейн.
В течение последних 20 лет я пытался принести йогу в школы, и дома людей. В мои детские годы существовало множество предубеждений относительно йоги. Считалось, что йогой занимаются лишь те, кто готовится оставить мир. Если люди видели человека, практикующего йогу в раннем возрасте, они обычно относились к этому с подозрением: «Йога? Так рано?». Даже в наши дни многие считают, что йога это удел пенсионеров. Но я всегда верил, что йога способствует эволюции человека в любом возрасте. Разумеется, когда я был ребенком, я не так хорошо осознавал, что такое йога.
Подготовка ума
Если вы захотите разбить сад, вырастить цветы и деревья, что вы сделаете? Просто разбросаете семена? Многие могут поступить именно так, но разве из этого что-либо получится? Для начала вы должны вспахать землю и удалить все сорняки, и только потом можно сажать семена, из которых вырастут цветущие, плодоносящие деревья. Тот же принцип работает и с человеческим разумом. Ум должен быть подготовлен, для того чтобы семена знания проросли.
Сознание имеет много уровней. Существуют уровни, в которые не проникает внешняя информация. Наверняка вы встречали таких людей в своей жизни. Чтобы вы ни говорили им, складывается впечатление, что разговор идет с глухим человеком; ничто не проникает в их разум. Их ум напоминает необработанную почву, в которой даже лучшие семена не смогут прорасти, и неважно, сколько сил на это потрачено. Но бывают люди с умом, похожим на вспаханную землю. Когда им говорят что-либо, они прислушиваются. Такие люди обладают восприимчивым разумом. Вот почему в йоге очень важную роль играет трансформация сознания. Тогда можно вырастить что угодно, без всяких трудностей.
Много лет назад, когда данная концепция стала очевидной для меня, я начал проводить различные эксперименты с йогой. Во время моих пилотных проектов я занимался йогой со многими детьми. Я не хочу сказать, что я был на 100% успешен, но благодаря проведенным экспериментам, я пришел к определенным выводам о влиянии йоги на эволюционные процессы человеческого ума.
Сохранение активности шишковидной железы
Первый вывод касается шишковидной железы. Совсем маленькая, но крайне важная для человека, она расположена на самой верхушке спинного мозга. Миллионы лет назад именно эта железа сыграла ключевую роль в развитии нашего мозга. Люди того времени обладали большими психическими и духовными способностями и контролировали свои эмоции. Но с течением времени шишковидная железа подверглась процессу деградации. На сегодняшний день от этой железы осталось немного, и если не принять меры для её защиты, спустя каких-то пару тысячелетий она может и вовсе исчезнуть.
Шишковидная железа напрямую связана с аджна чакрой. Мистики и окккультисты именуют её третьим глазом, а философы называют ее сверхразумом. Эта железа очень активна в детском возрасте, но по достижении восьмилетнего или десятилетнего возраста, она начинает затвердевать; в жизни взрослых людей она играет либо совсем маленькую роль, либо никакой роли вовсе.
Это неутешительно, так как наука йоги считает шишковидную железу наиболее важным контролирующим органом в головном мозге. Так же как в аэропорту есть диспетчерская башня, так и в человеческом мозге есть центр, который направляет, регулирует и блокирует деятельность нашего сознания. В йоге мы называем этот центр аджна чакрой; само слово аджна означает контроль, регулирование и упорядочение.
В начале дегенеративного процесса шишковидной железы усиливается активность гипофиза, вследствие чего эмоции выплескиваются наружу. Именно в этом заключается причина эмоционального дисбаланса у детей в подростковом возрасте. Шишковидная железа оказывает уравновешивающее влияние на деятельность мозга, сохраняя способность к восприимчивости. Именно поэтому у детей, с активной шишковидной железой, я наблюдал более высокую восприимчивость, чем у тех, у кого она перестала функционировать.
Второй вывод, к которому я пришел, касается важной роли надпочечников в нравственном поведении детей. Надпочечники обычно сверхактивны у детей с криминальными зачатками. С точки зрения воспитания, данное наблюдение играет очень важную роль.
Стадии умственного развития детей
В науке йоги существуют различные ответвления, которые отвечают за определенные виды деятельности мозга. Человеческий мозг представляет собой мощный инструмент познания, но иногда его способности снижаются. В определенных случаях мозг может работать очень медленно. Или мозг может быть высокоразвит, но нескоординирован.
Поэтому некоторые дети недостаточно сообразительны, другие же достаточно смышленые, но рассеянны. Есть дети, ментальные способности которых колеблются; то они схватывают всё на лету, то ведут себя как слабоумные. Существует и другая категория детей — собранные и умные.
Несообразительность, рассеянность, колебание и собранность — всё это разные уровни в развитии человеческого мозга. Например, если ребенок собран и понятлив, важно следить чтобы эти качества не исчезли. Если умственные способности ребенка нестабильны, мы должны постараться выровнять эти колебания. В случае смышленых, но рассеянных детей, следует попытаться направить их ментальную активность в единый поток. В заключение следует добавить, что всегда найдутся способы трансформировать слабый ум в развитый.
Йогическая система образования
Существуют разные способы, через которые можно передавать знания. В последние десятилетия появилось множество новых методов образования. Старейшим методом, разумеется, является обучение в классе при помощи палки. В роли палки выступает оценочная система. Если у ребенка хорошая успеваемость, он получает хорошие оценки, в противном случае его оценкой будет ноль. Учитель читает лекцию, записывает тезисы на доске, а от ученика ожидается усвоение предложенного материала. Если это не удалось, он получает низший балл. Это система преподавания, но не система образования.
Настоящее образование должно развивать мышление и мозг. И хотя постоянно появляются новые способы воспитания, все они в основном не выходят за пределы интеллекта. В йогической системе, процесс обучения спонтанен и происходит на глубоких уровнях сознания.
Каждый момент жизни, начиная с рождения, мы постоянно впитываем информацию, но она не сохраняется в той форме, в которой мы ее получаем. Информация сохраняется в рлдсознании в виде символических образов.
Используя йогическую систему образования можно обучать географии, истории, математике, физике, химии, биологии, или чему угодно. Данная форма, прежде всего, наилучшим способом подходит для учеников со слабым интеллектом. Понятливому ученику можно легко объяснить определенную мысль, но другой ребенок даже не сможет понять, о чем вы говорите, из-за особенностей своего интеллекта. Поэтому знания надо передавать в символической форме напрямую в подсознание. В этом и заключается йогическая система образования.
Эксперимент с йога нидрой
Принципы йога нидры можно использовать для передачи знаний или для развития умственных способностей у слаборазвитых мальчиков и девочек. Учителя и родители должны уметь общаться с подсознанием ребенка. Такое общение возможно, если вы сможете пробудить подсознание ребенка.
Я проводил множество экспериментов с йога нидрой. Например, в 1964 году ко мне пришел маленький мальчик четырех лет — он хотел стать санньяси. Я не мог принять его из-за слишком раннего возраста, поэтому я сказал, чтобы он вернулся, когда ему исполнится 7 лет. К моему удивлению, когда наступил его седьмой день рождения, он покинул свой дом и присоединился ко мне.
Мальчик прожил со мной на протяжении почти восьми лет. Всё это время он беспрестанно создавал проблемы и беспокоил меня. Целыми