объектов, и просим детей последовательно визуализировать их. Представляя себе розу, текущую реку, покрытую снегом гору, двигающуюся машину, летящий самолет, плод гуавы, церковь или что-либо другое, ребенок, таким образом, развивает свое осознание.
Существует три вида объектов для визуализации: те, которые ребенок уже видел, те, которые не видел, и абстрактные, такие как любовь или ненависть. Данная практика позволяет детям не только поддерживать психо–эмоциональный баланс, но и развивает в них способности к визуализации. Уже позднее, при изучении истории, географии и математики, он сможет использовать эти навыки наряду с обычным мышлением.
Несмотря на то, что у нас нет научного подтверждения, я считаю, что другие йогические практики также способствуют поддержанию активности шишковидной железы, добавляя ей лишние годы жизни. Вот почему в Индии мы обучаем детей сурья намаскар (динамической технике); нади шодхана пранаяме (для баланса между полушариями мозга); мантре (для концентрации внимания) и шамбхави мудре совместно с визуализациями (для поддержания шишковидной железы).
3. Йога для детей дошкольного возраста
Свами Арундхати
Ребенок развивается согласно своим индивидульным законам роста, и если мы хотим помочь ему, нам следует вдохновлять его, а не проецировать свою собственную личность на него.
Мария Монтессори
В 1968 году Свами Сатьянанду Сарасвати спросили, какой возраст на его взгляд самый важный в жизни ребенка. Он ответил, что наиболее важный период — это промежуток с четвертого или пятого месяца беременности до трех лет, когда у ребенка формируется разум. Со временем, для наблюдения за зародышами и новорожденными стали использоваться более точные технологии, и научные исследования, проведенные в США и Шотландии, подтвердили точку зрения Свами Сатьянанды.
Свамиджи также считает, что эмоции матери во время беременности играют очень важную роль в развитии ребенка. Взгляните, например, на то, как беспокойство матери передается маленькому ребенку в летящем самолете. Плод может слышать звуки даже внутри амниона, и это означает, что когнитивные способности ребенка развиваются еще до рождения. Звуки Пятой Симфонии Бетховена, услышанные матерью за полчаса до родов, были слышны через гидрофон установленный в ее матке. Это заставило одного возрастного психолога заинтересоваться вопросом о том, как рождаются музыкальные гении.
Подражательное поведение ребенка, является естественным рефлексом в пределах одного часа после рождения. Эндрю Мелтзофф из Университета Вашингтона изучал способность новорожденных повторять за взрослыми их мимику. Видеозапись лиц младенцев крупным планом показывает, что они повторяют за экспериментаторами движения их ртов и языков. Поэтому лучшим способом обучения детей в столь раннем возрасте будет практика йогических упражнений самими родителями.
Когнитивное развитие
Помимо совета Свами Сатьянанды изучать идеи доктора Монтессори, в моих начинаниях по обучению маленьких детей, я использовала своих студентов йогов, которые являлись родителями детей дошкольного возраста. Родители уже ощутили пользу от практики йоги, и им хотелось, чтобы их дети имели возможность, которой у них самих не было в детстве: развить гибкое здоровее тело, стимулировать творческое мышление и интеллектуальный рост. Не следует делить развитие ребенка на две составляющие: физиологическую и умственную. Жизнь должна быть полноценной, особенно в раннем возрасте, когда закладывается фундамент личности.
В течение первых лет жизни ребенок быстрыми темпами развивается физически и умственно. На данном этапе умственное развитие представляет собой процесс пробуждения. Природное любопытство постоянно подстегивается внешним стимулам, мозг развивается, и нейронные сети разрастаются. Раннее детство это период когда появляются начальные формы самоконтроля; появление способности к сознательному самоконтролю, несомненно является важнейшим событием.
Выготский, хорошо известный русский возрастной психолог, считает: « Когнитивное развитие частично состоит из постепенного принятия функции контроля на себя, и возникновение новых возможностей самоконтроля полностью меняет жизнь ребенка и тех, кто взаимодействует с ним, так ребенок постепенно становится легко обучаемым и тренируемым». Развитие языка, навыков общения и способность делать логические выводы происходит именно в этот период жизни ребенка, и он становится восприимчив к обучению йоге.
В статье «Жизнь с детьми», опубликованной в журнале «Обсервер» в 1974 году, Б. Джексон считает, что в нашем обществе мы «легкомысленно не учитываем огромный потенциал наших детей». Он утверждает: «Наша медлительность в начале образовательного процесса и узконаправленный подход к образованию сильно замедляют рост человеческих талантов. К трем годам у ребенка уже начинает формироваться наиболее сложно приобретаемый навык в жизни – речь. К пяти годам мозг ребенка вырастает до 90% размера мозга взрослого человека. Это всего лишь два примера, чего можно добиться или потерять в воспитании ребенка до того, как он начнет ходить в школу».
Всю важность этого периода в обучении детей подчеркивают и другие влиятельные специалисты в области возрастной психологии. Доктор Т. Бауэр, хорошо известный благодаря исследованиям детской психики в Эдинбургском Университете считает:
« В первые годы своей жизни ребенок может учиться гораздо лучше, чем в более поздние периоды своей жизни». Доктор Монтессори (1948) в своей книге «Образование человека» также утверждает, что при поступлении в школу, ребенок шестилетнего возраста уже должен обладать базовыми навыками чтения и письма. Она пишет: «Письменный язык может быть гораздо легче освоен детьми четырехлетнего возраста, чем теми, кому уже исполнилось 6 лет. В это время обычно начинается начальное образование. В то время как детям шестилетнего возраста потребуется примерно два года тяжелого противоестественного труда для освоения письма, в 4 года ребенок за пару месяцев осваивает этот второй язык самовыражения (первым является устный)».
Начальное образование, которое начинается с шести лет, вызывает у детей отвращение к учебе и всем образовательным правилам. У них исчезает аппетит к получению знаний еще до фактического их усвоения. С подобной критикой на современную систему образования обрушивается М.Дональдсон (1972), в своей книге «Умы детей», где она задается вопросом, почему образовательная система не может обучить детей, делавших определенные успехи в дошкольном образовании. Может быть, так происходит из-за настойчивости учителей и проецирования на детей своих собственных идей вместо того, чтобы следовать естественным законам развития и роста. В соответствии с идеями многих ученых, исследующих развитие детей, дошкольный возраст это идеальный период для формирования дисциплины и стимулирования творческих процессов. Эти два важнейших аспекта личности можно развить надлежащим образом через практику йоги.
Знакомство детей с йогой в дошкольном возрасте
Как лучше всего познакомить детей с йогой в возрасте от двух до шести лет? Лучше всего осуществить это не при помощи уроков, а в игровой форме. Л.С. Выготский считает, что игра занимает очень важную роль в развитии детей в дошкольные годы. Игра необходима детям. В ранних «примитивных» цивилизациях в качестве игры было копирование деятельности взрослых. Например, в племени Шайеннов американского среднего запада, мальчики играли с самодельными луком и стрелами, делая вид, что охотятся. Эта игра, разумеется, была подготовкой для будущей взрослой жизни в племени. Во время игры ребенок создает воображаемую ситуацию, что способствует развитию абстрактного мышления.
Воображение — это новое явление для детей дошкольного возраста, его нет в сознании младенцев; воображение полностью отсутствует у животных и характерно только для человеческого сознания. Во время игры деятельность обычно отделена от объектов, а поступки определяются идеями, а не обстоятельствами. События происходят в воображаемом мире. Создание воображаемых ситуаций; планов и намерений — всё это присутствует в игре и оказывает положительное влияние на развитие детей дошкольного возраста. В школе игра не исчезает, а проникает в реальные ситуации. Игра находит продолжение в школьном обучении.
Мы не учимся когда нас кто-то учит, мы учимся из результатов наших действий. Было обнаружено, что обучение при помощи игры обладает существенными преимуществами, одно из которых — это развитие внимания. Игры способны привлечь внимание ребенка, поскольку он принимает в игре активное участие, а не выступает пассивным наблюдателем. Игра это проверенный временем и распространенный способ обучения. Игровой метод хорошо исследован и применяется для обучения подростков и старших возрастных групп. Ролевые игры широко используются в коррекционных учебных заведениях для детей и подростков. Игры используются как эмоциональная и поведенческая терапия, как один из способов влиться в общество.
В изучении ролевых игр для детей дошкольного возраста, Сильва (1974), обнаружил, что дети, которым разрешили поиграть с экспериментальным оборудованием перед решением поставленной задачи, справились с заданием более успешно по следующим причинам:
1. Решение задачи требует личной мотивации, и в данном исследовании только играющие дети проявили такую мотивацию.
2. Изобретение инструмента (для решения задачи) требует определенной последовательности действий, с которой дети могли познакомиться в процессе игры.
3. Игра снижает стресс от ожидаемых успехов или поражений.
Следовательно, дети могут использовать игровой опыт и достичь решения задачи. Но игры следует внедрять в процесс обучения разными способами, в зависимости от возраста детей.
Согласно доктору Монтессори (1948) игра имеет важнейшее значение в развитии ребенка. Одна из выделенных доктором характеристик игры: «если ребенок обучается в форме игры, он захочет повторять это снова и снова». Давно известно, что младенцы и дети добровольно «практикуют» любое новое усвоенное умение. Следовательно, на занятиях йогой, учитель без труда сможет закрепить пройденный материал, так как дети добровольно будут выполнять изученные асаны. Любой работавший в детском саду знает, что любимая история будет перечитываться по просьбе ребенка множество раз, как минимум два-три раза. Или это может быть игра или танец, где каждому хочется сыграть роли всех участников, и это может длиться очень долго.
Итак, знакомство детей дошкольного возраста с йогой должно проходить в игровой форме. Но учитель должен помнить, что за игрой должна стоять полноценная система обучения, с конкретными целями и методами. Как пишет доктор Монтессори: « …попытки так называемого современного образования освободить детей от некого подавления, не правильны. Разрешить ученикам делать то, что они хотят, заинтересовать их легкими заданиями и вернуть их в первобытное состояние не поможет решить поставленных задач образования».
Б. Джексон поддерживает такую точку зрения: «учитель должен знать, что и зачем он делает, иначе вся его деятельность будет не более чем развлечением для детей». Во время занятий по йоге учитель должен не просто развлекать детей, он должен создать подходящие условия для практики, при которых личность сможет развиваться гармонично. С взрослением ребенка и его поступлением в школу йога должна войти в образовательную структуру наряду с другим дисциплинам.
4. Занятия йогой начинаются в восьмилетнем возрасте
доктор Свами Кармананда Сарасвати
В Индии дети традиционно посвящаются в практику йоги во время упаная видхи, церемонии получения священного шнура, на восьмой год жизни. В древние времена мальчиков и девочек посвящали в сурья намаскар, нади шодхана пранаяму и Гаятри мантру именно в этом волшебном возрасте, символизирующим окончание детства. В наши дни ученые установили, что восьмилетний возраст представляет собой важный период в физиологическом и умственном развитии личности, отправной точкой во взрослую жизнь. Далее я привожу информацию доказанную учеными относительно развития детей в этом возрасте.
Количество альвеол в легких увеличивается до