наступления восьмилетнего возраста. После этого альвеолы увеличиваются лишь в размерах; ученые не выявили случаев увеличения их количества. Врачи считают, что этот возраст наиболее подходит для внедрения практики пранаямы в повседневную жизнь. Благодаря пранаяме систематически тренируется сердечно-сосудистая и дыхательная система, повышается их жизнеспособность, сопротивляемость и выносливость на разных этапах жизни.
Развитие и программирование иммунной системы во время внутриутробной жизни, младенчества и детства прекращаются в этом возрасте, когда лимфатическая ткань вилочковой железы между сердцем и основой легких начинает атрофироваться и увядать. Защитные возможности иммунитета устанавливаются индивидуально в более поздние годы, но решающую роль играет именно восьмой год жизни. Психологический процесс различения между «собственной личностью» и «другими», имеет глубокое значение в духовной жизни, и называется барьером «эго». Этот процесс на клеточном уровне отвечает за болезни, связанные со снижением иммунитета, такие как астма, аллергия, артрит, рак и опухоли. Практика сурья намаскары и нади шодхана пранаямы способствую укреплению иммунитета на всех этапах жизни, таким образом, практикующие йогу приобретают способность адаптироваться к необычным ситуациям и разнообразным обстоятельствам в жизни. Это гарантирует здоровую реакцию на всевозможные ситуации, а не закрепляет определенный уровень иммунитета на клеточном уровне, устанавливающийся в восьмилетнем возрасте. Невозможность приспосабливаться к обстоятельствам и ситуациям последующих лет жизни из-за заложенной клеточной памяти является одной из причин слабого иммунитета и гиперчувствительности к заболеваниям, широко распространенным в современном обществе.
Шишковидная железа, отвечающая за активность гипофиза и всю эндокринную систему, начинает деградировать к восьмому году жизни. Эта крохотная железа, расположенная в центре головного мозга отвечает за поддержание расширенного сознания ребенка, лишенного половых переживаний. После восьми лет гипофиз выбрасывает в кровь половые гормоны, запуская процесс взросления, в то время как дегенерация шишковидной железы продолжается. Дети, практикующие йогу с восьми лет, отдаляют этот процесс на несколько лет, сохраняя при этом свою детскую непосредственность. Пробуждение взрослых сексуальных импульсов и страстей откладывается, пока ребенок не будет готов справиться с эмоциональной, психологической и физиологической революцией, сопровождающей половую идентификацию личности. Дети, достигающие полового созревания в позднем возрасте, обычно обладают хорошей интуицией, сообразительностью и чувствительностью, чем рано созревшие, вынужденные бороться со смятением и внутренним конфликтами половой жизни, не понимания процессов происходящих в их умах и телах.
Согласно психологии, возможности абстрактного мышления, способность понимать идеи и концепции, образующие основу современного технического и нравственного воспитания, формируются к восьмилетнему возрасту. Считается, что в этом возрасте, ребенок уже готов к обучению и обладает способностью к концентрации. До восьми лет дети пребывают в мире фантазий и игр, но после этого детей нужно постепенно обучать концентрации и дисциплине. Дети, занимающиеся йогой с этого возраста, смогут оптимально развить свои качества, способности и таланты, ведя успешную, плодотворную и свободную жизнь.
С восьмилетнего возраста детей следует обучать в интернациональной культурной среде. Основой духовной культуры должны стать не книги, молитвы, церкви или храмы. Духовное образование следует начинать с культуры личности. Неважно где живет ребенок: в ашраме, монастыре, общежитии или дома с родителями, ему необходимо дать возможность принимать участие в повседневной работе. Работа в системе карма йоги представляет собой лучший способ внедрения духовности и положительных самскар. Свами Сатьянанда Сарасвати говорил: «Судьба всего мира находится в руках детей. Если вы хотите заглянуть в светлое будущее, не ожидайте увидеть там меня или себя. Будущее за детьми, развитыми духовно».
5. Студенческие волнения и способы их предотвращения
Свами Сатьянанда Сарасвати
Мы проходим через период волнений. Повсюду мы слышим о неудовлетворенности текущим положением вещей. Современный человек неспособен преодолевать жизненные обстоятельства и не имеет конкретной цели и философии. Он боится других людей, все время находится на взводе, и считает себя жертвой обстоятельств. В подобном состоянии вспышки гнева вполне естественны. Наши ученики не являются исключением. Существуют также другие врожденные причины для проявления животных инстинктов у молодых людей, побуждающие их к бунту. Мы называем это студенческими волнениями.
Есть люди, которые обычно не ищут корень проблем, а во всем винят экономические, политические или социальные проблемы в стране, где живут. Некоторые обвиняют систему образования и предлагают ее изменить, не давая при этом ни одного грамотного совета. Над системой образования уже было проведено множество экспериментов, и они обычно приводили к ухудшению ситуации. Именно сейчас настало время, когда экспертам по образованию следует собраться всем вместе, сесть и придумать действенное средство для улучшения всей системы.
Современные образовательные учреждения не справляются со своими обязанностями. Они есть не что иное, как заводы, производящие машины для зарабатывания денег. Но когда машины выходят из строя, они начинают создавать неприятности.
С развитием современной науки и технологий запросы общества быстро меняются. Люди, обучившиеся определенному ремеслу сегодня, с приходом новой технологии могут остаться невостребованными. В связи с этим возникают проблемы с трудоустройством.
Бизнесмены или творцы божественного
Даже родители часто относятся к своим детям с позиции выгоды. Это действительно грустно. Им следует относиться к детям как к проявлению божественной души, существу, явившемуся из ниоткуда, и именно родители несут ответственность за становление личности. Современные методы образования позволяют родителям предоставить своим детям любые возможности. Но взамен они обычно получают эгоиста с дипломом, красиво отполированное, но недисциплинированное животное. Из ста мальчиков отправленных на воспитание в храм, шетьдесят сбегают оттуда. В голову приходит только одна фраза для описания всего этого: «операция была проведена успешно, но, к сожалению, пациент скончался». Огромные университеты, роскошные учебные учреждения, богатые библиотеки и всевозможные центры обучения, кажется, выполняют какие угодно функции кроме той, ради которой они созданы – развития достоинства в человеческом существе.
Идеальное образование должно быть основано на чём-то большем, чем деньги. Сегодня многие люди искренне стремятся обрести единство с собой и с другими людьми. Они сыты по горло жизнью, ориентированной на поиск богатств. Но устройство современного общества не позволяет человеку двигаться к истинным целям человеческого существования.
Неправильная концепция самовыражения личности принесла огромный вред обществу. Иногда, незнание это лучше, чем неправильное или извращенное знание. Идея современных методистов о личностном самовыражении основана на принципе тело-ум. Но мы забываем о существовании вечной, неизменной, совершеннейшей субстанции – о нашей душе. Важно чтобы человек обладал самоконтролем и в то же время мог позволить раскрыться своей внутренней сущности.
Мы можем наблюдать эволюционный процесс развития природы от минералов и растений вплоть до человека. Человек считает себя венцом эволюции, не думая о дальнейшем росте, и растрачивает свою энергию на внешние объекты. Он пытается использовать природу для своих эгоистичных целей. Это очень грустно. Человек забывает, что ему еще предстоит дальняя дорога, не осознавая эволюционный процесс. Человеческое тело это всего лишь этап для дальнейшего развития. Возможность сознательной эволюции появляется только с приобретением человеческого тела. До этого момента путь к развитию был неосознанным. Человеческая эволюция — это всего лишь начало. Образование должно способствовать раскрытию внутреннего гения и процессу эволюции. Оно должно развивать самодостаточную и сбалансированную личность, и приближать нас к божественному началу.
Создается впечатление, что с нашей системой образования что-то не в порядке, раз она не позволяет нам достигнуть тех целей, ради которых мы рождаемся. Если бы волнения существовали лишь в Индии, то тогда их легко можно было списать на общественные, политические или экономические проблемы в стране. Структура волнений может быть разной в разных странах, но их результат одинаков во всем мире. Мы уже наблюдали за тем, что происходит во Франции, Западной Германии, США, Японии, диктаторском Пакистане и даже в странах типа Швеции, где вообще не существует почти никаких проблем. С малейшей провокации студенты этих стран начинают громить общественную и частную собственность, часто это делается только ради азарта и развлечения. Откуда берется этот азарт? Разве это не показатель воспитания неуравновешенной личности?
Эволюция всего мозга
Кроме очевидной неадекватности методов образования и упущений в процессе обучения, мы больше не можем игнорировать изменения, происходящие в самой структуре человеческого разума. В этом кроется причина причина общественных волнений и не следует незаслуженно винить в этом молодежь. Для решения данной проблемы необходимо глубже взглянуть на ситуацию.
Я считаю, что проблема заключается в психологии и биохимии, а не в чём-либо ещё. Во время эволюции человечества серое вещество мозга непрерывно меняется, а обширное развитее интеллекта стимулирует чувствительность разума.
Данные изменения наиболее заметны у молодых людей в возрасте от восемнадцати до тридцати лет и легко прослеживаются в их темпераменте и поведении. Они способны уничтожить любые ценности, поддавшись на незначительную провокацию. Посещение церкви или храма для них является символом лицемерия. Они сомневаются в существовании Бога, даже не задумываясь о том, что такое высшее сознание, теория относительности, и не изучая экспериментов ученых, исследующих природу разума. Они сосредоточены на своих правах, но забывают думать о своих обязанностях. Такие молодые люди теряют способность к пониманию.
Когда человек теряет способность различать, особый нервный центр, отвечающий за поведение, приходит в возбуждение и никакие проповеди и взывания к благоразумию не смогут обуздать его. В данном случае, когда философия и религия себя уже исчерпали, сможет помочь только научный подход. На протяжении многих веков мы проповедовали свою глубокую философию, но ей оказалось не под силу справиться со своей задачей. В наше время необходимо использовать многоуровневый подход, основанный на экспериментах и результатах научных исследований.
Йога как философский камень
Древняя система хатха йоги поможет решить проблему. Она очищает тело. Пранаяма и мудры успокаивают возбужденные центры ума и нормализуют уровень гормонов. Практика автоматически ведет к уравновешенности. Характер и рассудительность — это проявления внутренней чистоты человека. Этих качеств нельзя достичь, попросту рассуждая о них, необходима постоянная практика.
В Австралии, где появилась проблема волнений среди молодежи, было проведено несколько экспериментов с практиками йоги. Для уравновешивания беспокойных умов молодых людей была использована пранаяма. Практика пранаямы влияет на нервы, железы и физиологию человека в целом, позволяя исправить поведение, устранить ментальные штампы и изменить отношение к людям и окружающей обстановке.
Ментальное состояние человека играет важную роль в адаптации к обстоятельствам. Если мы действительно хотим искоренить растущее беспокойство среди молодых людей, нам следует научиться контролировать возбужденные центры ума таким способом, что самим студентам будет неприятно излишнее возбуждение. Ученики должны осознавать последствия своих действий, а преподаватели в свою очередь должны ответственно подходить к обучению, используя только надежные и эффективные методы.
6. Йога и проблемы молодежи
Свами Сатьянанда Сарасвати
Неужели все так плохо с современной молодежью, и нет других способов решения проблем, кроме как улучшить законы и благосостояние общества в целом? Совершенный учебный план, созданный при помощи древней индийской мудрости, включал в себя процесс «автоматического ментального» образования, которому успешно учили студентов на протяжении веков. Сегодня, после ошибок последних столетий, требуется, чтобы содержание древней жизненной