Скачать:TXTPDF
Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати

функциями. Правое полушарие отвечает за интуитивный и пространственный аспект жизни, а левое за аналитические и линейные способности. До сегодняшнего момента образование в основном строилось на использовании левого полушария мозга, уделяя максимальное значение линейным, научным и логическим дисциплинам, таким как чтение, письмо и арифметика. Творческим и интуитивным предметам, например, искусству, танцам и другим подобным дисциплинам в школьной программе уделяется мало времени и предоставляется незначительное финансирование. Педагоги, таким образом, делают образование узконаправленным и неполным, что, несомненно, оказывает пагубное влияние на нашу жизнь.

Джерри Смит, педагог профессор Университета Штата Индиана, США считает, что учителя потеряли ощущение своего предназначения из-за узкого понимания образовательного процесса. Современные учебные планы чересчур узконаправленны. Они не развивают гармонию и не дают ответы на насущные жизненные вопросы.

В специальном издании педагогического университета сказано: «Учителям необходимо хоть как-то расширить границы своего мышления, чтобы начать использовать метафорические и метафизические, эстетические и драматические, духовные и вдохновляющие способы передачи знаний. Учителя слишком долго пребывали в скучном и безопасном мире лекций, учебников, тестов и оценок».

Развивая оба полушария

Педагог исследователь Вивьен Шерман предупреждала о наличии негласной блокировки взаимодействия левого и правого полушария (интеллекта и интуиции) в современной системе образования. Она утверждает, что школьное образование, ориентированное на развитие левого полушария, имеет под собой неправильное и ошибочное научное основание. Большинство великих научных открытий, совершенных Ньютоном или Эйнштейном, были сделаны благодаря вспышке интуиции, вдохновению космических масштабов и понимания принципов, лежащих в основе материальной вселенной. И только потом, благодаря логическим и аналитическим функциям, были выстроены определенные практические заключения.

Ученые исследуют эффекты медитации, пранаямы, асан и биологической обратной связи, как возможные средства объединения полушарий. Они пытаются выяснить, что же на самом деле происходит в головном мозге, и что мы можем сделать, для того чтобы повлиять на происходящие в нем процессы. Благодаря этим исследованиям были достигнуты потрясающие результаты. Исследователь Банкет, например, обнаружил, что во время практики крийя йоги мозг работает как единое целое, и не хаотично, как отмечают большинство людей в повседневной жизни. Многие отмечают, что это единство происходит на фоне блаженного и жизнеутверждающего чувства. Практикующие крийя йогу утверждают, что после занятий они чувствуют себя полными энергии и получают возможность прикоснуться к вселенскому знанию. Таким образом, знание, хранящееся внутри нас, выходит наружу в виде информации или книг. Такое возможно только при объединении функциональности двух полушарий мозга. В йогической терминологии объедение двух полушарий называется пробуждением сушумна нади, энергетического канала проходящего по позвоночнику. Левое полушарие, отвечающее за логику и аналитику, связано с пингала нади, который проходит по правой стороне тела. Правое полушарие связано с ида нади и отвечает за внутренние аспекты мышления и бесформенную энергию. Основывая свои исследования на положениях, установленных йогической наукой, многие ученые находят объяснения своим экспериментам, описанными еще в древних йога шастрах.

Йога как катализатор эволюции

Новые идеи позволяют объединить медитацию и науку для улучшения современных образовательных технологий. Продвинутая образовательная технология, разработанная Георгием Лозановым из Болгарии, использует методы йога нидры, позволяя внешней информации проникнуть в более глубокие уровни подсознания. Подобный процесс обучения был незаслуженно обойден стороной и возведен в ранг анахроничного. На сегодняшний день, эта тонкая технология обучения постепенно становится очень популярной. Дон Шустер, Университет штата Айова считает, что йога нидра и подобные ей техники используемые Джуди Тайлер, учителем третьего класса из Атланты, позволяют ученикам усвоить материал, который обычно изучается два года, в один семестр.

Новые подходы к образовательному процессу были рассмотрены в мае 1978 года, когда Университет Штата Калифорния провел конференцию для педагогов, методистов, школьных и врачебных психологов, учителей и администраторов. Были проведены семинары, посвященные метафорическому мышлению, связи с природой, Тай цзи цюаню, медитации, скульптуре, психотерапии и психическому развитию детей. Термин «трансперсональная психология» был использован для обозначения широкого спектра положительных внутренних переживаний и для их научной ратификации.

Внимание конференции было сосредоточено на том, что трансцендентальный и мистический опыт в ближайшем будущем будет эффективно использоваться учителями и воспитателями, как дополнительный когнитивный и психомоторный способ обучения. В школе будут учить медитации и расширению сознания естественным путем. Обучать будут не только способностям расслаблять тело и ум, но и умению раскрыть потенциал своего правого полушария, что приведет к раскрытию новых возможностей сознания. Всё вышеперечисленное обогатит образовательный процесс. Йога займет важную позицию, позволяя учителям и ученикам следовать систематичным и безопасным техникам для достижения высших планов бытия.

Развивая нашу интуитивную природу, йогические практики помогут нам собрать в единое целое многообразие элементов окружающей действительности. Появится возможность видеть всю картину в целом. Таким образом, отношения между окружающей действительностью и нашим внутренним миром будут изучены и займут место в мышлении, что позволит нам стать непосредственным участниками бесконечного цикла развития.

Расширенная интуиция поможет в развитии функций левого полушария. Школьные дисциплины лучше усваиваются при использовании техник визуализации. Эта теория была наглядно продемонстрирована в «альтернативной» Начальной Школе Искусств Магнет в Юджине, штат Орегон, США, где чтению и письму обучали при помощи актерского мастерства. Танец используется в обучении математике, а ученики естественнонаучного направления учатся делать музыкальные инструменты. Ученики шестого класса этой школы заняли первое место по чтению и пятое место по математике среди тридцати школ округа.

Для улучшения процесса формирования растущего мозга и развивающегося ума; для развития практичных технологий по достижению баланса двойственного аспекта разума: мозга и ума, внутреннего и внешнего, правого и левого, интуитивного и аналитического; для формирования правильных целей у молодежи, во избежание кризиса личности и для выбора верного направления на жизненном пути. Йога представляет собой идеальное средство для улучшения образовательной системы с позиции и учителя и ученика.

Релаксация для школьников

Если считать образование приоритетным направлением для развития общества, мы должны решить, чему следует обучать и выбрать лучшую методику для этого. До сегодняшнего момента, образование было направлено на развитие определенных интеллектуальных качеств и умений. Но, несмотря на это, система образования так и не смогла сделать из нас более совершенных существ. Данную функцию возложили на родителей и на религиозные объединения, но, взглянув на современный мир, можно убедиться что воз и ныне там.

Внедрение йоги в образовательный процесс пройдет долгий путь, пока не заполнит образовавшиеся там пустоты. Йога поможет улучшить не только физическое состояние людей, но, используя техники релаксации и концентрации, позволит эффективней усваивать чтение, письмо и арифметику. Исследование психолога С.Х. Гарлема вполне позволяет так полагать. Харлем использовал адаптированную версию одной из йогических практик для релаксации, основанной на биологической обратной связи. В экспериментальной группе находились 29 детей в возрасте семи лет, которых позже сравнили с тридцатью контрольными. Опыт проводился на протяжении десяти дней и состоял из обычного обучения, совмещенного с десятиминутной релаксацией. Контрольные дети были собраны вместе в непринужденной обстановке на такой же период времени.

Спустя две недели было проведено несколько тестов на когнитивные способности и мышечное напряжение. Они показали, что у детей из экспериментальной группы были более высокие показатели знаний, памяти и когнитивной адаптации. Показатели мышечного напряжения, полученные при помощи электромиографа, выявили более расслабленное физиологическое и умственное состояние испытуемых, наряду с возможностью поддерживать такое состояние на протяжении определенного промежутка времени.

Всю ценность повышенной концентрации и памяти прекрасно осознают люди, прошедшие школьные годы с мучительным напряжением в периоды экзаменов. Если бы они могли тогда знать о пользе йоги.

8. Йога в школе

Свами Йогабхакти Сарасвати

Я учитель английского языка, но также преподаю йогу. На протяжении многих лет я учила этим двум дисциплинам по отдельности: английский я преподавала в школе, а йогу в своем ашраме. Но, в конце концов, что-то произошло. Обучая йоге, я поняла, что и качество моего преподавания английского возросло на каком-то тонком уровне. Это было важное, но не самое главное преимущество моей практики.

Я получила ответ на вопрос, который часто задавала себе в начале карьеры преподавания английского языка. Я спрашивала себя: « То, чему меня научили — это действительно преподавание или всего на всего попытка изменить детей в соответствии с учебным планом?». Я стала размышлять об образовательном процессе и проводила учебные эксперименты. Я обучала йоге детей, но не в специально отведенном для этого зале, не проводя отдельные занятии по средам или пятницам, а знакомила их с йогой непосредственно в классе, где им было тяжело проигнорировать или избежать занятий.

С тех пор как мне довелось учить йоге вне класса, я потихоньку погрузилась в нее; таким образом, дети получили учителя английского языка, поглощенного йогой; они не могли избежать практики, и, по всей видимости, им нравились занятия. Так как я была их учителем, им ничего не оставалось, как обучаться по моей методике. И вот, во Франции, я стала знаменита как педагог, обучающий английскому языку через йогу.

Все началось во Франции, когда несколько журналистов пришли послушать лекцию Свами Сатьянанды Сарасвати в средней школе Кондорсет, где я преподавала в 1979 году. Когда они услышали, как он объяснял преимущества йоги для детей, они захотели посмотреть, как это происходит на практике. Это было как раз перед каникулами, и когда они закончились, журналисты пожаловали в мой класс и увидели мою методику. После этого многочисленные газеты опубликовали репортаж о данном эксперименте.

Во Франции нам помогал молодой швейцарец по имени Жак де Кулон, школьный учитель, издавший книгу по йоге для детей. Он познакомил своих учеников с йогическими упражнениями, которым он научился в Коптской школе во время своего посещения США в свой годичный отпуск. Там он изучил некоторые упражнения, которые возможно могут быть отнесены к древнеегипетскому периоду. После своего возвращения, он написал диссертацию под названием: «Пробуждение и гармонизация личности ребенка». Один издатель, наслышанный о моих парижских экспериментах, написал мне, что недавно отредактировал книгу, содержащую отчет о подобных опытах. Я ознакомилась с этой книгой, а позже познакомилась с автором и мы стали работать вместе, организовывая семинары.

Благодаря теоретическим знаниям и практике в колледже Кондорсет в Париже, мы получили признание во Франции, и многие учителя использовали нашу методику преподавания в своих классах. Появилось целое движение, набиравшее обороты, и я объясню, почему так произошло:

Если вы запишитесь на занятие по йоге, вы обратите внимание, что большая часть посещающих такие занятия — это учителя или воспитатели. Так почему же так много представителей этой сферы деятельности практикуют йогу? Лично я считаю, что с течением времени йога станет играть всю большую роль в образовании из-за того, что многие учителя используют ее. Во Франции, как и в Англии, Шотландии, Ирландии и по всему земному шару всё больше и больше учителей начинают заниматься йогой. Причина, по которой они это делают, заключается в снижении жизненной энергии

Скачать:TXTPDF

Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать, Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать бесплатно, Йогическое образование для детей. Свами Сатьянанда Сарасвати Йога читать онлайн