из-за ежедневного пребывания в классах.
Раньше, людям приходилось трудиться физически: рубить дрова, ходить за водой, полировать полы вручную и выполнять другую тяжелую работу. Сейчас же, большинство людей не работают так много, но всё равно устают. Учителя обычно не занимаются физическими трудом и у них бывает долгий отпуск, но, не смотря на это, они сильно устают. К наступлению отпуска они уже порядком измотаны. Они осознают, что восстановить силы попросту отоспавшись, не получится, и что должен существовать способ восполнить растраченную энергию. Это очень сложная работа, но обнаружить, откуда приходит слабость не может никто. В результате практики йоги мои силы увеличились. Я поняла, что благодаря йоге я обретаю необходимую для моей профессии энергию. Мне кажется, многие учителя занимаются йогой, как и я, потому что она помогает им.
Йога и проблемы класса
Какие традиционные проблемы поджидают учителя при работе с классом, и как йога может помочь преодолеть их?
— В первую очередь, дети устают из-за того, что им необходимо много двигаться. Находясь в классе на протяжении от трех до шести часов, они начинают нервничать и возбуждаться — им хочется бегать и болтать. Учителям приходится их успокаивать, говоря: « Тихо! Послушайте! Внимание!» и так далее. Но за этими командами не следует объяснения, каким образом они должны сосредоточить внимание. Им приходится учиться через силу, из-за чего их тела пребывают в напряжении, и вместо того чтобы воспринимать сказанное учителем, они замыкаются в себе. Но мы должны показать им, как научиться слушать учителя, как быть внимательными. Для начала необходимо соблюдать тишину в классе. Главная проблема для учителей заключается в том, что дети попросту не могут долго находиться без движения. Если мы хотим научить их чему-либо, мы должны сначала научить их соблюдать тишину естественным путем, не создавая напряжения.
— Когда учитель наблюдает за классом постоянно, он видит что происходит с детьми – один ученик не слушает, другой крутится и так далее, и он не может расслабиться, так как ему постоянно приходится поддерживать дисциплину.
— Учителю приходится много разговаривать, и разговаривать в действии, а не просто расслабившись. При долгом монологе во рту появляется сухость и приходится разговаривать так, что бы все слушали. Некоторым учителям так и не удалось правильно поставить свой голос. Это настоящее искусство. Актеры, телеведущие и профессиональным певцы, должны уметь управлять тембром и мелодией своей речи. Учителя теряют очень много энергии из-за своей речи, и эта одна из причин их сильной усталости. Существует одна техника, благодаря который, как я считаю, можно развить свой голос естественным путем – это громко повторять священный слог Ом, как минимум 24 раза каждый день. Я никогда не брала уроков дикции, но, используя эту технику, я смогла правильно поставить голос. На работе, я теряю меньше энергии благодаря оптимизации деятельности моих голосовых связок. Сейчас я могу говорить часами, не ощущая усталости.
Польза йоги для педагогической деятельности заключается также в том, что преподователь учится лучше понимать природу ребенка. Йога учит нас тому, что тело и ум едины, но традиционно в нашей деятельности мы оцениваем мальчиков и девочек только с точки зрения умственных способностей. Быть может, так происходит из-за того, что на уроках мы привыкли видеть только верхнюю часть тела детей, не принимая во внимание остальное. Ещё они должны поднимать руку, для того чтобы ответить. На этом наш интерес к ребенку заканчивается.
Мы хотим, чтобы ребенок использовал мозги при обучении, но мы ничего не делаем для его развития. Мозг представляет собой физический орган, а не абстрактный инструмент интеллекта, и поэтому крайне важно, чтобы он всегда насыщался богатой кислородом кровью. Головной мозг нуждается в кислороде больше, чем любой другой орган в теле человека. А что мы делаем для этого? Дети как сидели, так и сидят в душных классах, а при таком положении вещей, мозг неспособен насыщаться кислородом.
Гармонизация всех аспектов личности
Неудивительно, что дети Франции и других стран бунтуют против существующей системы. Нам необходимо быстро принять адекватные меры. Каждый человек во Франции чувствует себя вовлеченным в процесс улучшения общества – это последний писк социальной моды. Мы много говорим об изменении образовательной системы, и я полагаю, что йога сыграет свою роль в этих изменениях. Мы знаем, что именно надо улучшить, у нас есть диагноз заболевания. Дело в том, что с точки зрения йоги, у ребенка имеется не только одно тело, их несколько, и наша цель привести их к гармонии. Для пояснения я приведу несколько примеров:
— Ребенок съел слишком много шоколада, а на следующий день у него по расписанию урок математики. Он хочет слушать, что говорит учитель, ему он нравится, и родители говорят ему, что не зная предмета, он не устроится на хорошую работу. Итак, он настроен на занятия, но из-за того, что он съел слишком много шоколада, в отношении его тела и ума наблюдается дисгармония. Именно в этом заключается суть проблемы.
— Другой пример касается ребенка, пришедшего на урок английского после занятий физкультурой. У него неровное дыхание и возбужденный настрой; без сомнения огромное количество материала останется неусвоенным. Он не в состоянии сконцентрироваться из-за недавней физической нагрузки. Требуется привести дыхание в порядок, для того чтобы он сконцентрировался и слушал, о чём говорит учитель.
— Следующий пример посвящен ментальному телу. Вечером ребенок посмотрел футбольный матч, фильм про Дракулу или «Невесту Франкенштейна». На следующий день на уроках он вспоминает подробности своего вечера перед телевизором, и его ментальная энергия направлена куда угодно, но только не на тему урока. В то время, как учитель объясняет и задает вопросы, ребенок витает в облаках. Многие люди до сих пор помнят свои мечты и видения, посещавшие их на школьной скамье.
— Последний пример касается семейных проблем у детей. Они также способствуют ослаблению памяти ребенка.
Итак, физический, эмоциональный и умственный аспекты жизни следует гармонизировать, чтобы процесс обучения принес плоды.
Если глубокое стремление расти и учиться, скрыто за слоями напряжения и не развивается учителями, тогда ребенок так и не приобретет способность концентрации. Практика йоги позволит нам справиться с этими препятствиями. Вот почему мы начинаем урок с небольших дыхательных практик.
Это не так просто, как кажется, поскольку может потребоваться больше дыхательных упражнений в связи с усложнением учебного плана. Учитель и воспитатель всегда должен принимать во внимание реакцию учеников. Когда он замечает, что детям это наскучило, или они устали, немедленно следует подумать о внедрении другой техники. Педагогу следует постоянно придумывать разнообразные упражнения. Детям нравится движение, но они не могут без конца делать одно и то же. Учитель провалится, если не будет использовать разные приемы для концентрации внимания учеников на уроках. Детям необходимы перемены и развлечения — не волнуйтесь, они обязательно дадут вам понять, если находят ваши уроки скучными. Вот почему часть своей работы я посвящала созданию разнообразных упражнений широкого спектра для использования их в своей педагогической деятельности.
Взгляд йоги на образование
Педагог, обучающий детей, должен сидеть перед детьми, словно музыкант, сидящий перед пианино. У него есть ноты, клавиши, и он должен играть свою мелодию в соответствии с ситуацией, временем и возрастом группы. Такой учитель имеет в запасе разные мелодии для разных ситуаций. Например, детсадовцев не получится обучать йоге так же, как пятнадцатилетних подростков.
В настоящее время много людей вовлечено в исследования воздействия йоги на детей. Меня вдохновил Свами Сатьянанда, но никто не знает, где он сам черпает вдохновение. Я хочу поставить акцент на том, что учителю необходимо одновременно понимать и принципы йоги, и природу детей, не говоря уже о том, что включает в себя обучение. Кроме всего, йоги всегда говорили о том, что человек на самом деле еще не совсем человек, а всего лишь высшее животное, которое с помощью йоги сможет достичь уровня человека и эволюционировать.
Когда у нас появляются дети, мы хотим чтобы они выросли, следовательно, если мы воспитатели и йоги, мы всегда должны помнить о цели всех родительских и образовательных забот. Так куда же мы движемся? Именно эта идея на сегодняшний день отсутствует в обычных образовательных системах. Там есть технологии, но нет цели. Мы не знаем, кем станет молодой человек. Мы считаем, что он или она хотят приобрести профессию, стать акробатом, учителем, доктором или кем-либо ещё, но мы не осознаем никакой высшей цели, кроме этой. У нас нет убежища вне общества. Если учитель является йогом, он сможет найти необходимые средства, так как внутри него самого живет высшая цель. Если вы осознаете куда направляетесь, то вы без труда найдете дорогу. У вас может быть множество техник, но если вы не понимаете, в чем смысл вашего бытия, они не будут работать. Если вы заблуждаетесь, то выбранные пути будут вести не туда.
В заключение хочу добавить, что наиболее важным является уровень эволюции самого учителя, и я надеюсь, вы понимаете, что это значит. Прежде чем пытаться изменить детей, учитель должен измениться сам, следуя строгой самодисциплине. Его обновленное видение мира, в свою очередь, приведет к обновлению способов воспитания.
9. Йога и образование
Свами Йогабхакти Сарасвати
В 1976 году в своей школе я провела собрание, чтобы проинформировать родителей и представителей французского департамента образования о своих учебных экспериментах, касающихся практики йоги в школе.
Вот отрывок из доклада первой встречи: «Эксперимент по внедрению йоги в образовательный план будет проводиться под руководством Мисс Флак (автора) и команды учителей. Поставленная задача: Попытаться выработать спокойствие, усилить внимание и концентрацию учеников, используя короткие упражнения перед уроком».
На собрании также присутствовали несколько врачей. Сейчас, спустя семь лет, складывается впечатление, что йога получает больше внимания от официальных лиц, они признают, что практика йоги позволяет детям развивать память и концентрацию, таким образом, повышая свой ученический потенциал.
Разумеется, йога является методом для достижения высших состояний сознания. Но если я бы пошла к министру образования и сказала: «Моя цель в обучении детей йоге заключается в достижении самадхи», то таким заявлением я бы перепугала всех чиновников. Во время занятий йогой с детьми в школах мы не должны забывать, что главной нашей задачей является усиление у учеников тяги к образованию. Следовательно, если мы сможем развить необходимые способности к обучению, тогда, несомненно, мы сможем показать, что йога сама по себе очень полезный предмет.
Развивая внимание и осознанность
Мы должны быть практичны в нашем подходе, при этом сохраняя верность истокам. Свами Сатьянанда и другие великие учителя всегда повторяли: «Будьте осознанны», что, по сути, значит: «Будьте внимательны». Внимательность — именно то качество, которое совершенно необходимо для хорошего ученика. Значит, если