Скачать:TXTPDF
Йоготерапия. Шри Свами Шивананда

можно немного увеличить, однако чрезмерное усердие в освоении этой асаны, как, впрочем, и любой другой, может окончиться результатом весьма и весьма плачевным, особенно в тех случаях, когда речь идет о терапевтической практике. Тому, кто в силу неизбежности вынужден начинать освоение Ардха-матсьендрасаны с упрощенных вариантов, постепенно следует научиться выполнять ее основную модификацию.

Действие.-Ардха-матсьендрасана стимулирует мускулатуру обеих боковых поверхностей туловища и позвоночник, придавая телу гибкость и способствуя замедлению процессов старения. Кроме того, она особым образом влияет на прохождение вертикального потока по центральному каналу тонкого тела, за счет чего осуществляется стимуляция всех грантхи. Устраняются ревматические симптомы в суставах конечностей, несварение и склонность к запорам, а также излечиваются болезни печени и селезенки.

ВНИМАНИЕ! Длительное удержание фазы фиксации в Ардха-матсьендрасане (более 2-3 минут) оказывает очень сильное воздействие на Махат-грантхи и Ахам-грантхи, что может иметь неожиданные последствия. Рекомендуется соблюдать осторожность.

25. Маюрасана — павлин

[Название асаны указывает не только на положение тела, напоминающее очертания павлина со сложенным хвостом, но также на характер воздействия данного упражнения: павлинптица всеядная, ее пищеварительная система обладает способностью перерабатывать любую, даже самую немыслимо неудобоваримую пищу.]

Техника выполнения. Встать на колени, а затем сесть на пятки. Развести колени пошире и положить ладони на пол между ногами, пальцами в направлении промежности. Мизинцы соединены, пальцы чуть-чуть растопырены (Рис.2-25.1). Приподнимая таз, наклониться вперед, соединить локти и опереться о них серединой живота (Рис.2-25.2). Медленно выпрямить ноги (Рис.2-25.3). Перенося вес тела вперед, добиться положения, при котором центр тяжести окажется над точкой опоры. При этом ноги и туловище взаимно уравновесятся. Поднять ноги, выпрямиться горизонтально, как можно больше вытянувшись от пяток до макушки. Мышцы живота сильно не напрягать, чтобы локти слегка «провалились» в живот (Рис.2-25.4). Сохраняя горизонтальное положение тела, напрячь мышцы живота и попытаться насколько можно прогнуть все тело назад (Рис.2-25.5). Вернуться в положение Рис.2-25.4. Оба положения — 25.3 и 25.4 — выполняются при остановленном дыхании и с жесткой глубокой Мула-бандхой.

Предложенная техника выполнения Маюрасаны может оказаться чересчур сложной для большинства начинающих. Упрощенный вариант — из положения Рис.2-25.2 сначала поставить голову на пол и только после этого — выпрямлять ноги (Рис.2-25.6), а затемучиться поднимать голову (Рис.2-25.3).

Повторять асану следует три-четыре раза, общая длительность удержания положений, представленных на Рис.2-25.3 и 25.4 — не более 4-5 секунд в начале изучения Маюрасаны и не более 10 секунд — когда она уже вполне освоена.

ВНИМАНИЕ! Длительное удержание полной правильной Маюрасаны — минута и более — является очень жесткой психоэнергетическойтехникой, которая может оказать весьма разрушительное воздействие на не подготовленную должным образом психику и слабое тело. Пользуясь терминологией классических текстов, можно сказать так: «избыток огня пожрет тело практикующего».

Действие. «Очень скоро после начала практики эта асана разрушает все болезни в теле, восстанавливая то, что нарушено в животе, и побеждая всяческие расстройства Капхи, Питты и Вайю, перерабатывает любую самую неудобоваримую пищу, принятую в сколь угодно огромных количествах, усиливает аппетит и побеждает страшнейший яд». «Хатха-Йога-Прадипика» 1-33.

Практика Маюрасаны настолько усиливает пищеварительный огонь, что даже разлагающаяся и откровенно ядовитая пища может быть переварена без вреда для организма.

Маюрасана развивает также общую силу огня в теле, регулируя деятельность органов, относящихся к Агни-грантхи, укрепляет мышцы спины, живота и области таза, тонизирует тонкий и толстый кишечник, излечивает болезни желудка, печени, селезенки, устраняет ревматизм, ликвидирует общую вялость и восстанавливает силы.

Хронические запоры, диабет, несварение, геморрой и болезни почек излечиваются с применением Маюрасаны.

26. Мула-бандха-мудра

[Практика Мула-бандхи как техники, «встроенной» в практику других упражнений была рассмотрена выше достаточно детально. Здесь же приводится описание Мула-бандхи как отдельного упражнения, которое не только исключительно благотворно влияет на все органы сексуальной сферы, но также позволяет как следует разобраться в технических аспектах Мула-бандхи как средства управления восходящими праническими потоками.]

«Мула» — корень, источник, начало.

Над самой промежностью внутри таза находится образование энергетического тела, именуемое «Канда» — яйцо. Это — небольшое яйцеобразное пространство, от которого начинаются все Нади, — каналы энергетического тела. Сжатием Канды прана вытесняется в каналы, отчего потоки в них усиливаются. Эта манипуляция осуществляется с помощью сокращения мускулатуры тазового дна, что называется Мула-дхара-мудрой — замком корневого потока.

Мула-дхара-мудра — центральная часть Мула-бандхи. Кроме того, в Мула-бандху входят также еще задняя ее часть — Ашвини-мудра и передняя часть — Ваджроли-мудра, совмещенная с втягиванием и напряжением низа передней стенки живота.

Мула-дхара-мудра стимулирует корневой поток, который распределяется по всем каналам тонкого тела равномерно.

Ваджроли-мудра — сокращение сфинктера мочевого пузыря с подтягиванием полового органа вверх сокращением мышц живота без прижимания их к позвоночнику — стимулирует восходящий поток в передней части серединного кольца.

Ашвини-мудра стимулирует восходящий поток в объеме тонкого тела и в задней части серединного кольца. В сочетании с Ваджроли-мудрой и прижиманием мышц низа живота к спине, Ашвини-мудра концентрирует поток в задней части серединного кольца.

В сочетании с Ваджроли-мудрой и Ашвини-мудрой Мула-дхара-мудра направляет поток в три главных внутренних канала — центральный, левый и правый — соответственно, Сушумну, Иду и Пингалу.

Таким образом, полная Мула-бандха, сжимая Канду со всех сторон, заставляет прану подниматься вверх по всем четырем главным каналам — центральному, правому, левому, переднему серединному и заднему серединному, достигая Ахам-грантхи и Махат-грантхи. После того, как мыщцы, посредством сокращения которых выполняется Мула-бандха, расслаблены, прана из головы направляется вниз, распределяясь по телу и накапливаясь в нижней части живота — в области вихряМанипура-чакры, откуда энергия может быть взята непосредственно и использована без дополнительной обработки на любом уровне тонкого тела — таково качество энергии Манипуры. [Им обусловлена функция Манипуры как главного хранилища и источника жизненной силы.]

Таким образом, практика Мула-бандха-мудры собирает энергии всех нижних уровней, из которых наиболее мощной является сексуальная энергия, поднимает ее вверх, модулирует тонкими вибрациями верхних чакр, изменяя тем самым ее «информационное» качество, и затем концентрирует в виде творческой жизненной энергии в хранилище личной силы, откуда она может быть взята для непосредственного использования любой системой, энергетический потенциал которой по какой-либо причине пострадал.

Техника выполнения. Сесть в Падмасану или любую другую медитативную позу. Полностью выдохнуть. Приостановив дыхание после выдоха, выполнить Ваджроли-мудру, сократив сфинктер мочевого пузыря и подтянув половой орган вверх как в Маха-бандха-мудре. Медленно вдыхая, выполнить Ашвини-мудру и напрячь нижнюю часть передней стенки живота, прижав ее к спине. Одновременно с этим напрягать мышцы тазового дна. Общее движение должно быть направлено на сжатие внутритазового пространства и как бы «вытеснение» его содержимого вверх. Сделав полный вдох, следует выполнить Джаландхара-бандху — вытянув вверх к макушке головы шею, прижать к подъяремной выемке подбородок — и, остановив дыхание, но не перекрывая голосовую щель, еще сильнее напрячь все мышцы внизу, как можно плотнее сжимая Канду в нижней части внутритазового пространства. Начать выдох. Убрать Джаландхара-бандху. С медленным выдохом все расслабить. Поначалу остановка дыхания может не практиковаться, так как это иногда вызывает нежелательные последствия, неблагоприятно сказываясь на работе сердца. По мере освоения Мула-бандхи пауза после вдоха может быть несколько увеличена. Желательно дожидаться момента, когда ощущение восходящего потока праны заполнит голову. Тогда очень легко будет проконтролировать его нисходящее движение во время выдоха и собирание праны в области живота.

Для начинающих практика этой мудры должна ограничиваться только десятью повторениями утром и вечером. Постепенно увеличить количество повторений до 20, дважды в день.

Действие. Способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами. Устраняет запоры и все связанные с ними неприятности — геморрой, недержание спермы, излишнюю сексуальную возбудимость при недостатке половой силы, потерю аппетита и т.д.

Йогины утверждают, что регулярная практика Мула-бандха-мудры позволяет сохранить молодость тела до очень и очень преклонного возраста. [При регулярной практике Мула-бандха-мудра обеспечивает накопление праны в области живота — местонахождении основного вихря. Если с помощью перевернутых асан и мудр направление вращения этого вихря изменено на обратное, накопление энергии в этой области придает вращению вихря дополнительную инерцию и увеличивает его скорость. В результате процессы старения организма замедляются в еще большей степени, чем при практике перевернутых асан, не подкрепленной выполнением Мула-бандха-мудры.]

27. Падахастасана — растягивание всего тела с касанием ступней кистями рук

[Падахастасаной Шри Свами Шивананда называет комбинацию из трех асан — Паршвардха-чандрасаны (бокового полумесяца), Ардха-чандрасаны (полумесяца) и Уттанасаны (растягивания тела в наклоне).]

Техника выполнения. Встать прямо, ступни поставить параллельно друг другу на расстоянии одной длины ступни (примерно 25-30 см). Вес тела распределить на ступнях равномерно — не отклоняться ни на пятки, ни на носки (Рис.2-27.1). Выполнить легкую Мула-бандху. До предела выпрямить ноги, подтянуть коленные чашечки вверх. Выдохнуть. С медленным-медленным вдохом поднять прямую левую руку вверх над головой, локоть прижать к левому уху (Рис.2-27.2). Медленно выдыхая, вытягивать позвоночник вправо, равномерно согнуть туловище в правую сторону, не допуская «излома» позвоночника в поясничном отделе и удерживая левое плечо и левую руку в неизменном положении. Ноги не расслаблять и в коленях не сгибать. Правая рука скользит по правой ноге вниз к пятке. Остановить дыхание на несколько секунд в паузе после выдоха (Рис.2-27.3). Медленно вдыхая, выпрямить тело и с выдохом опустить руку. Повторить наклон влево. Затем поднять обе руки со вдохом, оба локтя прижать к голове, выдохнуть, со вдохом расправить грудную клетку и прогнуться назад в грудном отделе, вытягивая позвоночник назад-вверх (Рис.2-27.4). Медленно выдыхая, продолжить прогиб, отклонившись назад до предела. Позвоночник вытягивается назад-вверх, изгибаясь равномерно, а не «изламываясь» в пояснице. Задержаться в крайнем положении, на несколько секунд остановив дыхание после выдоха (Рис.2-27.5). Со вдохом выпрямиться и, выдыхая, опустить туловище и прямые руки вперед до горизонтального положения (Рис.2-27.6). Вдохнуть. Выдыхая, продолжить опускание туловища, стараясь коснуться кистями рук пальцев ног. Захватить себя руками за голени и со вдохом вытянуть позвоночник вперед, прогнувшись как можно больше назад-вверх. Таз при этом, наоборот, наклоняется еще больше вперед, живот стремится прижаться к бедрам (Рис.2-27.7). Оттягивать плечи вверх, насколько позволяют прямые руки при расправленных плечах и развернутой грудной клетке. Держаться руками за ноги как можно ниже. Таз и живот не поднимаются, ноги — жестко выпрямлены. Выдыхая, наклониться вперед еще больше, вытягивая позвоночник вниз. Поначалу можно помогать себе руками (Рис.2-27.8). По мере освоения асаны желательно перейти к практике «обратного эффекта», то есть стараться отталкиваться от пола руками как можно дальше за ногами. Туловище должно полностью лечь на бедра. Когда это будет достигнуто, следует вытянуть вниз подбородок и слегка качнуть все тело вперед, еще сильнее растягивая задние поверхности полностью выпрямленных в коленях ног за счет дополнительного сгибания в голеностопных суставах (Рис.2-27.9). Сделав в самом нижнем положении одно-два неглубоких полных дыхания (вдох-выдох), со вдохом подняться в положение 2-27.7. Выдыхая, еще раз наклониться

Скачать:TXTPDF

Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн