в положение 2-27.8 и со вдохом выпрямить туловище и руки горизонтально вперед — рис.2-27.6. Выдохнуть, со вдохом подняться вверх и с выдохом опустить руки. Расслабиться и дождаться прохождения по телу ощущения пранической волны.
Первое время Падахастасана, особенно ее заключительная фаза — Уттанасана — вряд ли может быть выполнена полноценно. Не следует отчаиваться. Эта асана относится к категории простых упражнений. Терпение и настойчивость принесут успех непременно. Если в самом начале ноги не удается держать полностью выпрямленными, допускается незначительное сгибание их в коленях. Даже опытные йогины, практикуя Падахастасану рано утром, начинают наклон слегка согнув ноги, и выпрямляют их только при втором или даже третьем повторении.
Выполняется Падахастасана 4-5 раз в день по 3-4 повторения.
Действие. Падахастасана — одно из важнейших упражнений для сохранения гибкости позвоночника. Развивает мышцы спины и ног, устраняет болезни почек, стимулирует процессы роста у детей, при осторожном выполнении способствует избавлению от анемии, излечивает хронические запоры, несварение, невралгию седалищного нерва, является эффективным средством повышения жизненного тонуса всего тела, поскольку исключительно благотворно влияет на систему кровообращения.
Выполнение Падахастасаны особенно показано тучным и жирным людям, поскольку она весьма радикально устраняет скопления жира на туловище и ногах.
ВНИМАНИЕ! Тот, кто страдает болезнями сердца и гипертонией, должен воздерживаться от попыток освоить Падахастасану до тех пор, пока с помощью других йогических практик не избавится от этих проблем.
28. Падмасана или Камаласана — лотос
Падмасана — одна из тех четырех асан, которые «Хатха-Йога-Прадипика» и многие другие источники выделяют в качестве самых главных. Освоение ее имеет ключевое значение для достижения успеха в практике Йоги и играет достаточно существенную роль в Йога-терапии.
ВНИМАНИЕ! Как правило, изучение Падмасаны жителями стран Запада всегда в большей или меньшей степени сопряжено с травмами коленных суставов и часто — с травмами голеностопных суставов. Это происходит по трем причинам: (1) излишняя поспешность в попытках выполнить полный лотос, которая неизменно становится причиной проявления насилия по отношению к собственному телу; (2) незнание правильной техники выполнения асаны — практически ни одна книга не описывает «тонкостей» отработки лотоса; (3) невнимательность к тому, что происходит с телом во время выполнения упражнений. Самые тяжелые травмы, как правило, являются результатом совместного действия всех трех причин.
Однако при устранении первой причины третья осознается значительно яснее и также может быть с легкостью устранена. Если же в ходе освоения асаны вся полнота внимания уделяется этому процессу, технические ошибки обнаруживаются и исправляются сами собой, поскольку тело чувствует, что и как следует сделать, чтобы получить требуемый результат.
Техника выполнения. Падмасана имеет два варианта: свободный лотос — Мукта-падмасана и замкнутый лотос — Баддха-падмасана. В обоих вариантах обязательна Вайю-набхи-мудра.
Мукта-падмасана. Сесть на пол с прямыми ногами, разведя их в стороны примерно до угла в 45 градусов (Рис.2-28.1). Слегка наклониться вперед, сгибаясь в тазобедренных суставахтак, чтобы таз наклонялся вперед относительно прямых ног. Живот при этом прижимается к бедрам. Вытянуть ягодицы вверх, слегка разворачивая нижние поверхности бедер наружу и «раскрывая» промежность в направлении земли (Рис.2-28.2). Выпрямить туловище вертикально, вытянуть прямой позвоночник вверх, расправить плечи, сделать одно полное дыхание, во время вдоха поднимая прану из земли сквозь промежность в голову по центральному каналу, во время выдоха направляя ее вниз — в живот, оттуда — в таз и в ноги, и заставляя сконцентрироваться в тазобедренных и коленных суставах плотными шарами. Если это не получается за одно дыхание, можно повторить цикл «вдох-выдох» столько раз, сколько необходимо, помогая себе, если нужно, мудрами. Требуемого эффекта легко добиться, если, удерживая на вдохе полную Мула-бандху «внутри нее» выполнить «стандартную» серию толчков Ашвини-мудры — четыре для мужчин и пять для женщин. Такая энергетическая подготовка суставов ног к Падмасане помогает избежать травм и значительно ускорить процесс оптимизации состояния суставов. [Необходимость применения предложенного выше алгоритма подготовки суставов диктуется тем, что для «усвоения» энергетическим телом потока праны, восходящего от земли, он должен быть соответствующим образом обработан. Восходящий поток силы земли является потоком универсальной энергии качества Тха (в китайской традиции — Инь) и относится к категории двух аспектов Изначальной Силы. Второй ее аспект — нисходящий поток универсальной энергии качества Ха (в китайской традиции — Ян). Оба этих потока принадлежат ко второму тонкому уровню творения после нулевого — Единого — и первого — зарождения первичного движения. Для того же, чтобы энергия этих потоков могла быть непосредственно усвоена вполне определенными структурами энергетического тела, в частности, теми из них, которые соответствуют суставам в физическом теле, их информационное содержимое должно быть изменено (как уже упоминалось, прана есть «энергия плюс информация»), то есть они должны быть «уплотнены» и «структурированы». Поток Тха содержит изначальную информацию об абсолютном пассивном отсутствии движения. Поток качества Ха содержит информацию об абсолютной активной подвижности. Не компенсируя друг друга, а следовательно, не аннигилируя до состояния покоящегося непроявленного Единого, но будучи уравновешенными в форме равновесного золотого потока космической силы, они содержат в себе в свернутом виде всю информацию о структуре и динамике творения в целом. Вдохом силы Тха из земли и поднятием ее до уровня головы обеспечивается ее соединение с нисходящей силой Ха, сквозь Брахмарандхру поступающей в голову. В голове — там, где находятся энергетические центры, отвечающие за «информационное оформление» потоков энергии в тонком теле, соединенный поток Ха-Тха приобретает определенное качество, и по своим вибрационным характеристикам может быть «принят» каналами более грубого уровня, чем те, по которым в структуру тонкого тела поступают первичные потоки. По более грубым каналам прана качества Ха-Тха поступает в «силовые» энергетические центры. Использование того из них, что находится в области живота примерно на уровне пупка, в качестве основного распределителя праны обусловлено тем, что по своим вибрационным характеристикам золотой поток Ха-Тха может быть принят этим центром — высшим из не информационных, но чисто силовых центров тонкого тела — без дополнительных изменений. Поток же силы этого центра, как уже говорилось, приемлем без обработки для всех без исключения частей энергетической системы человека, в отличие от потоков двух более низких силовых центров. Таким образом, распределять равновесный поток Ха-Тха удобнее и эффективнее всего именно из живота.] Приступая к последующим фазам упражнения, необходимо помнить: перекрещивание ног в Падмасане осуществляется не столько за счет выворачивания голеней внутрь в коленных суставах, сколько за счет ротации бедер (верх — наружу, низ — внутрь) в тазобедренных суставах. То есть, необходимо, по-возможности не закрывая промежность, раскрытую в сторону земли, максимально развернуть бедра наружу, раскрывая при этом пах. Этого можно достичь, только полностью расслабив мыщцы тазобедренной области и как бы создав внутри тазобедренных суставов пустое пространство — ноги вытягиваются прочь от таза с раскручиванием наружу (Рис.2-28.3). Согнуть правую ногу в колене до прямого угла, положить ее ступню наружным ребром на пол и, еще больше раскрывая пах и промежность, развернуть бедро наружу, стараясь положить колено на пол (Рис.2-28.4). Сильного напряжения в колене быть не должно — работа идет с тазобедренным суставом. Сделать несколько дыханий, со вдохом поднимая прану в голову, с выдохом — «упаковывая» ее в тазобедренный сустав правой ноги и стараясь расслабить все те мышцы, которые мешают опусканию колена на пол, одновременно помогая движению колена к полу максимальным напряжением тех мышц, которые этому способствуют. «Нагреваемая дыханием» нога как бы «оттаивает» в тазобедренном суставе, ложась коленом на пол. Ни одну из седалищных костей от пола не отрывать. Можно очень осторожно и мягко помогать себе руками (Рис.2-28.5). В процессе подготовки к освоению Падмасаны целесообразно какое-то время ограничиваться этой фазой упражнения, многократно повторяя ее по очереди обеими ногами и удерживая подольше, добиваясь того, чтобы колено в конце концов устойчиво ложилось на пол и при расслаблении не приподнималось. Из положения 2-28.4 подтянуть ступню правой ноги к промежности, взять ее руками и приподнять повыше, стараясь коснуться пяткой живота в области пупка (Рис.2-28.6). При этом необходимо иметь в виду: голень легко уходит внутрь, если нога ПОЛНОСТЬЮ согнута в колене. Если нога согнута не полностью, то чрезмерно усердные попытки вывернуть голень внутрь могут окончиться травмой. Для того, чтобы пятка с легкостью коснулась живота, следует при подтягивании ступни как можно больше отвести вправо и еще сильнее развернуть наружу бедро. Мягко приблизить правое бедро к левому и аккуратно положить правую ступню подошвой вверх в сгиб левого тазобедренного сустава (Рис.2-28.7). Положить правое колено на пол (Рис.2-28.8). Когда это положение станет привычным, можно пытаться сводить колени обеих ног, помогая себе руками и наклоняясь вперед за счет сгибания в тазобедренных суставах, раскрывая промежность в сторону земли (Рис.2-28.9). Выпрямиться и зафиксировать последнее положение без помощи рук — только за счет напряжения мышц ног и туловища (Рис.2-28.10). Выполнить одно полное дыхание. Расслабиться и повторить три предпоследние фазы с левой ногой, не снимая правой ступни с ее бедра (Рис.2-28.11, 28.12, 28.13). В итоге ноги окажутся скрещенными, ступни будут лежать на противоположных бедрах, колени — на полу. Еще раз наклониться вперед, подтянув ягодицы вверх и раскрыв к земле промежность (Рис.2-28.14). Выпрямиться, положить кисти рук на колени одноименных ног, расправить плечи, развернуть грудную клетку и расслабиться, непринужденно сохраняя итоговое положение тела. Если при этом колено верхней ноги будет немного приподниматься — не страшно. Это не имеет принципиального значения и может быть устранено за счет некоторого разведения бедер. Ступни при этом немного соскользнут внутрь и, возможно, пятки их соприкоснутся, то есть лотос сделается не таким «глубоким» (Рис.2-28.15). По мере повышения уровня тренированности «углубление лотоса» станет делом достаточно простым, бедра в максимально глубоком положении будут располагаться почти параллельно друг другу, колени — касаться пола, ступни — выступать за бедра, нависая над полом (Рис.2-28.16).
Все фазы этой асаны должны быть повторены зеркально, начиная со сгибания левой ноги и заканчивая равным по длительности удержанием окончательного положения с правой голенью поверх левой.
Такова Мукта-падмасана или Мукта-камаласана — свободный лотос.
Тот, кому Падмасана пока еще не под силу, пусть заменяет ее в своей лечебной и тренировочной практике Ваджрасаной, одним из вариантов Сиддхасаны (см. раздел «Маха-бандха-мудра»), либо Сукхасаной — простой позой со скрещенными ногами, в которой ступни ног помещаются под противоположными бедрами.
Баддха-падмасана. Принять максимально глубокую Мукта-падмасану с левой ногой поверх правой, наклониться немного вперед, завести левую руку за спину и захватить ею большой палец левой ноги в кольцо из большого и указательного пальца (Рис.2-28.17). Завести за спину правую руку и точно так же захватить правую ступню (Рис.2-28.18). Вытянуться вперед, наклонив еще больше таз, раскрывая к земле промежность и прогнувшись назад-вверх в