Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Йоготерапия. Шри Свами Шивананда

спине, вытягивая вверх позвоночник и максимально расправив плечи (Рис.2-28.19). Выпрямиться, запрокинув голову вытягивающим движением шеи, еще больше удлинить позвоночник и прогнуть туловище назад за счет максимального напряжения мышц спины (Рис.2-28.20). Расслабиться, выполнить Джаландхара-бандху (Рис.2-28.21). Поначалу локти будут располагаться за спиной на некотором расстоянии друг от друга (Рис.2 28.22). Постепенно захват ступней кистями станет глубже и локти окажутся один над другим (Рис.2-28.23). Выдержав асану столько, сколько требуется, повторить все сначала зеркально.

Со временем можно попытаться освоить «альтернативный» захват — сначала фиксировать нижнюю ногу, затем — верхнюю. Это несколько сложнее, чем «прямой» захват, поэтому тот, кто потерпит неудачу, пусть не отчаивается.

Такова Баддха-падмасана или Баддха-камаласана — замкнутый лотос или лотос с захватом.

После выхода из любого варианта Падмасаны необходимо сесть ровно и дождаться прохождения пранической волны, которая будет тем мощнее, чем дольше удерживалась поза.

Действие. Мукта-падмасана исключительно благотворна при лечении всевозможных заболеваний суставов ног и ревматического синдрома. Баддха-падмасана таким же образом влияет на суставы рук. Имеется множество мудр и пранаям, которые должны выполняться в одном из вариантов Падмасаны. Кроме того, некоторые медитативные техники, особенно связанные с проявлением сверхмощных энергий, которые могут опрокинуть тело или оторвать его от пола вверх, практикуются только в позе лотоса. Баддха-падмасана способствует исправлению искривлений позвоночника и избавлению от остеохондрозов.

Хорошее состояние позвоночника — необходимое условие правильного хода процессов духовного развития. Поэтому в Йоге такое большое внимание уделяется асанам, способоствующим устранению дефектов и сохранению молодости позвоночного столба.

Кроме того, Падмасана является энергетически максимально замкнутым положением тела, вследствие чего прохождение пранической волны после ее выполнения ощущается особенно явственно. Поэтому ее можно использовать для того, чтобы научиться воспринимать энергетические феномены в тонком теле и соответствующие им ощущения в теле физическом.

29. Пащчиматанасана — интенсивное растягивание задней поверхности всего тела

К Пащчиматанасане следует отнестись с особым вниманием — это тренировочная асана, по важности не уступающая четырем главнейшим медитативным асанам.

Техника выполнения. Лечь на спину. Выдохнуть. Медленно вдыхая, вытянуть прямые руки за головой (Рис.2-29.1). Выполнить мягкую Мула-бандху. Поднимая руки перед собой с выдохом медленно сесть (между направленными вертикально вверх ступнями — расстояние равное одной длине ступни) (Рис.2-29.1, 2-29.2). С медленным вдохом вытянуть руки вверх ладонями вперед, вытянуть также позвоночник, расправить грудную клетку, продолжая удерживать мягкую Мула-бандху (Рис.2-29.3). Выдыхая, опуститься вперед, стараясь наклоняться преимущественно за счет сгибания в тазобедренных суставах. Захватить себя руками за ступни, притянув к себе пальцы ног основаниями ладоней (Рис.2-29.4). Если это не получается, можно выполнить классический захват больших пальцев ног кольцами из больших, средних и указательных пальцев рук (Рис.2-29.5). Если и это оказывается непреодолимой проблемой — захватить ноги за голени (Рис.2-29.6). Со вдохом вытянуть позвоночник вперед-вверх, стараясь еще больше наклонить вперед таз, не сгибая при этом ноги в коленях, укладывая живот на бедра и раскрывая промежность к земле (Рис.2-29.7). Можно помочь себе, известным способом подтянув ягодицы руками вверх (Рис.2-29.8). Подошвы ступней должны располагаться в одной вертикальной плоскости, наружные ребра ступней вперед не выворачивать. С выдохом вытянуться вперед, волнообразным «выстилающим» движением. Выполнить Джаландхара-бандху и, помогая себе руками и скользя головой по ногам, вытянуться к ступням, стараясь полностью положить туловище на бедра. Колени не сгибать (Рис.2-29.9). Можно, впрочем, сначала принять самое нижнее положение со слегка согнутыми ногами, а потом полностью выпрямить их, держась руками за ступни и этим движением еще больше растягивая позвоночник. Повторить чередование движений «вытягивающий прогиб — выстилание» еще два-три раза, после чего, полностью выдохнув, расслабить туловище и замереть в самом нижнем положении на 10-20 секунд. Можно использовать захваты различной глубины (см. описание Джану-ширшасаны). Достигшие совершенства в выполнении Пащчиматанасаны с захватом могут практиковать свободный вариант с ладонями, плоско лежащими как можно дальше впереди на полу (Рис.2-29.10). Для того, чтобы убедиться в том, что Пащчиматанасана выполнена полноценно, следует слегка нажать на пол ладонями за счет напряжения мышц живота, и лишь затем расслабиться. В этом — секрет правильного выполнения данной асаны: не тянуть голову к ногам, сгибая позвоночник, но стараться животом толкать вперед туловище, наклоняя таз при выпрямленном и максимально вытянутом позвоночнике — ПОЧТИ С ПРОГИБОМ НАЗАД. Ступни тянуть на себя. После фазы фиксации с медленным вдохом прогнуться вверх (Рис.2-29.7), выдыхая, еще раз лечь туловищем на бедра и со следующим вдохом подняться в положение 2-29.3. Выдыхая, опустить руки, параллельно положив их ладонями на пол на расстоянии примерно одной длины ладони за тазом пальцами назад (Рис.2-29.11) и со вдохом поднять таз как можно выше за счет вытягивания позвоночника. Продолжая вытягивающее движение, мягко запрокинуть назад голову и оттянуть ступни (рис.2-29.12). Это — Пурвоттанасана — растягивание передней поверхности тела — которая почти всегда должна выполняться вслед за Пащчимоттанасаной. Растягивание передней стороны тела при напряжении всей мускулатуры задней. Выдыхая, лечь на пол и расслабиться, лежа на спине. Можно повторить все с самого начала. Постепенно время удержания фазы фиксации может увеличиваться, можно даже сделать в самом нижнем положении несколько дыханий. Для начала достаточно выполнять Пащчиматанасану один-два раза в день, постепенно желательно довести количество ее выполнений до 5-7 в течение всего дня. Как и выполнение Джану-ширшасаны, практика Пащчимоттанасаны для большинства начинающих будет сопряжена с большими трудностями. Поэтому самое главное — не спешить. Постепенно, день ото дня наклон будет становиться все более глубоким, ноги в коленях — все более прямыми, тазобедренные суставы — все более подвижными, позвоночник — все гибче и гибче. После того, как удастся лбом коснуться коленей, все усилия следует сосредоточить на «выстилании» всего туловища по бедрам.

Действие. «Прану из передней части тела Пащчиматана собирает сзади. Она разжигает пищеварительный огонь, жирных и толстых делает стройными, а также излечивает все болезни человека». «Хатха-Йога-Прадипика» 1-31.

При выполнении Пащчиматанасаны плотность пранических потоков во всей задней поверхности тела неизмеримо возрастает. За счет этого усиливается и делается стабильной циркуляция энергии в главнейших каналах тонкого тела. Пащчиматанасана устраняет жировые отложения на пояснице и вокруг бедер, способствует излечению невралгии седалищного нерва, запоров, геморроя, диабета, желудочно-кишечных заболеваний, в том числе острых, устраняет ночные поллюции у мужчин, ликвидирует общую вялость и слабость, делает тело сильным, гибким и выносливым.

Многие йогины используют Пащчиматанасану для разминки перед тренировкой.

ВНИМАНИЕ! Для достижения большего эффекта рекомендуется при выполнении Пащчиматанасаны сосредоточить внимание на точке, находящейся посередине лба на границе волосистой части головы. Если это вызывает затруднения, можно сначала концентрировать внимание на середине лба или в межбровье. Тот, кому и это удается плохо, пусть пытается сосредоточиться на переносице.

ПРИ БОЛЕЗНЕННО УВЕЛИЧЕННЫХ ПЕЧЕНИ ИЛИ СЕЛЕЗЕНКЕ, А ТАКЖЕ ПРИ ГРЫЖЕ И ОСТРОМ АППЕНДИЦИТЕ ВЫПОЛНЕНИЕ ПАЩЧИМАТАНАСАНЫ СТРОЖАЙШЕ ПРОТИВОПОКАЗАНО ДО ПОЛНОГО УСТРАНЕНИЯ СИМПТОМОВ!!!

30. Павана-муктасана — очищающий огонь освобождения

Техника выполнения. Лечь на пол на спину. Выдохнуть. С медленным вдохом потянуться, выпрямив сложенные в вывернутый замок руки за голову (Рис.2-30.1), выполнить легкую Мула-бандху. Выдохнуть. Со вдохом согнуть в колене правую ногу и, не отрывая от пола плоско лежащий таз, сильно прижать руками правое бедро к туловищу (Рис.2-30.2). Задержать дыхание в этом положении на 5-10 секунд. [ВНИМАНИЕ! Именно задержать — с перекрыванием голосовой щели — то, что обычно принято называть задержкой дыхания.] Отпустить ногу и с выдохом вернуться в исходное положение. Повторить движение с левой ногой. Вернуться в исходное положение. Повторить то же самое с двумя ногами (Рис.2-30.3). Эти три фазы выполняются именно в таком порядке, ни в коем случае нельзя начинать с левой ноги! Повторить весь цикл три-четыре раза, не более.

Во время освоения движений дыхание должно быть произвольным. К методическому дыханию можно переходить только после того, как движения вполне отработаны.

Действие. Эта асана излечивает неврастению, нарушения кислотности, налаживает перистальтику, препятствует скоплению газов в кишечнике и устраняет излишние жировые отложения в области живота. Способствует развитию мускулатуры нижней части туловища, активизирует жизнедеятельность органов брюшной полости и устраняет запор.

31. Шакти-чалана-мудра — символ движения Силы

[В своей «Йога-терапии» Шри Свами Шивананда описывает не полный вариант Шакти-чалана-мудры, при котором манипуляции мышцами таза и нижней части живота в определенном порядке совмещаются с напряженным дыханием типа Бхастрика, а упрощенный.]

Техника выполнения. Сесть в Сиддхасану, Падмасану или Гомукхасану с отведенными в стороны ступнями, крепко взявшись руками за лодыжки и с медленным вдохом выполнить полную очень жесткую Мула-бандху, стараясь как можно плотнее сжать внутритазовое пространство и заставить его содержимое двигаться вверх. Оставаться в таком напряженном состоянии от 5 до 15 секунд, задержав дыхание по мере возможности, затем медленно выдохнуть и расслабиться. Повторить 10-20 раз. Выполнять дважды в деньутром и вечером.

Действие. Точное выполнение этой мудры побеждает похоть, избавляет от ночных поллюций и позволяет сохранить семя, направив его и сексуальную энергию вверх в процессе их сублимации. Тот, кто вполне освоил искусство осознанного сублимирования сексуальной силы в энергию высших планов, именуется «Урдхва-рета».

Человек, достигший состояния Урдхва-рета и освоивший определенные техники, не теряет семя и не растрачивает тонкую энергию при половом акте, наоборот — он накапливает силу сам и помогает добиться этого партнеру. У мужчин, реализовавших в себе это состояние, не бывает ни ночных поллюций — даже при сколь угодно длительном воздержании — ни столь типичного в таких случаях для большинства обычных людей отравления организма застоявшимся испорченным семенем и сознания — заблокированной сексуальной энергией. Все их неиспользованное семя трансформируется в жизненную силу, грубая сексуальная энергия — в тонкую энергию творчества. Во время полового акта — в момент оргазма — с помощью особых техник семя втягивается внутрь тела вместо того, чтобы быть выброшенным при эякуляции наружу сквозь мочеиспускательный канал. Женщины благодаря практике этих приемов не теряют ту энергию, которая обычно утрачивается во время менструации, а аккумулируют ее в измененном — сублимированном — качестве. [ВНИМАНИЕ! Речь идет о регулярной практике, а не о судорожных попытках «наверстать упущенное» в дни менструаций. НЕПОСРЕДСТВЕННО ВО ВРЕМЯ МЕНСТРУАЦИИ ПРАКТИКА ВСЕХ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ ТЕХНИК РАБОТЫ С СЕКСУАЛЬНОЙ ЭНЕРГИЕЙ НЕДОПУСТИМА!] Одной из таких техник и является Шакти-чалана-мудра, способствующая преобразованию семени — физиологического концентрата энергии и информации — в тончайшую силу жизни.

Урдхва-рета-йогин обладает высокой жизнестойкостью, большой силой, неутомимостью. Тело его сохраняет молодость даже в преклонном по общечеловеческим понятиям возрасте.

При ослаблении мышц промежности, паха, тазового дна и ануса и расстройствах в инервирующих их ответвлениях вегетативной нервной системы, человек теряет способность управлять даже своими нормальными сексуальными проявлениями, не говоря уже о формировании восходящего потока спермы. Семенные пузырьки ослабевают, а неуправляемые мыслеобразы сексуального содержания, теснясь в мозгу, вызывают спонтанное истечение семени при сексуальных мыслях и при возбуждении, или даже без него, и семя — самая ценная из физиологических жидкостей

Скачать:TXTPDF

Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн