Скачать:TXTPDF
Йоготерапия. Шри Свами Шивананда

ее значении для сохранения молодости тела. [Здесь нелишне вспомнить связь между вторым и пятым вихрями, о которой говорилось в первой части книги.] Старческая дряхлость — не естественное состояние, а болезнь. Это доказывают нам не только йогины, сохраняющие силу и молодость до самой смерти и уходящие из жизни в осознанно выбранный ими момент, но и многие старики, остающиеся здоровыми и сильными благодаря нормальному образу жизни.

Регулярная практика Сарвангасаны оказывает изумительно благотворное сбалансированное воздействие на всю область Висма-грантхи. Такие болезни, как тиф, холера, оспа, пневмония, проказа, желудочно-кишечные заболевания естественным образом обходят того, кто ежедневно практикует Сарвангасану. Запор, несварение, расстройства печени и селезенки, менструальные расстройства и смещение матки у женщин излечиваются ею чудесным образом. Она ликвидирует общую слабость, головокружения, геморрой и грыжу.

34. Шашакасана — заячьи уши

[В этой асане голени приставляются к голове наподобие ушей зайца, отсюданазвание.

Техника выполнения. Сесть в Ваджрасану. Вдохнуть, взяться руками за пятки, и, стоя на коленях, с медленным выдохом поднять ягодицы вверх, а голову поставить теменем на пол перед коленями. Колени прижаты к голове (Рис.2-34.). Остановив дыхание, оставаться в этом положении от 5 до 10 секунд. Медленно вдыхая, вернуться в Ваджрасану. Повторить 4-5 раз.

Действие. Эта асана прорабатывает нервы и мышцы спины, усиливает пищеварительный огонь и развивает органы, относящиеся к Висмаи Ахам-грантхи.

Тот, кому пока не под силу Ширшасана и Падахастасана, может частично заменить их Шашакасаной.

35. Шавасана — расслабление в позе мертвого тела

[Эта асана известна также под названием Мритасана — поза смерти — и является САМОЙ СЛОЖНОЙ АСАНОЙ, хотя внешне выглядит САМОЙ ПРОСТОЙ. Кроме того, Шавасана, безусловно, — САМАЯ ГЛАВНАЯ из всех асан.]

Техника выполнения. Лечь на спину на пол, ноги вытянуты, руки лежат вдоль туловища. Сделать глубокий вдох и сильно напрячь мышцы всего тела. Выдохнуть. Не расслабляясь, выполнить несколько полных дыханий. Закрыть глаза и расслабиться, позволив кистям свободно лечь ладонями вверх на некотором расстоянии от бедер и разведя ноги на расстояние в полторы ширины плеч. Внимательно отследить состояние мышц всех частей тела в следующем порядке: ног от кончиков пальцев до тазобедренных суставов, рук от кончиков пальцев до плечевых суставов, туловища от промежности до шеи, шеи до основания черепа, головы. Просмотр головы в такой последовательности: затылокмакушка — боковые поверхности и уши — щеки — губы, язык — нос — лоб — глаза. Расслабление лба и глаз — необходимое условие, без этого расслабить тело и «остановить» ум не удастся. Во время просмотра нужно стараться снять напряжение там, где оно ощущается. Достаточно эффективный прием — просмотр основных суставов и снятие ощущения напряжения в них. Если удается убрать ощущение напряжения в суставе, то вся мускулатура, к этому суставу относящаяся, расслабляется сама собой. Дыхание сначала должно быть довольно глубоким, медленным и ритмичным, потом — естественным, и в конце концов его следует «отпустить», позволив ему течь так, как оно само пожелает. О нем желательно просто забыть. Существует огромнейшее количество приемов и медитативных техник, способствующих расслаблению, но опыт говорит о том, что лучше всего каждому человеку отыскать свой собственный метод приведения тела и ума в состояние полного покоя.

Основная сложность Шавасаны заключается в расслаблении ума. Он должен стать абсолютно спокойным, неподвижным, свободным от всех мыслей и идей, как в глубоком сне без сновидений, но — бодрствующим. На достижение такого состояния обычно уходят годы изучения поведения своего тела и сознания при расслаблении. Однозначно можно утверждать лишь то, что попытка решить проблему «остановки» прямо «в лоб» — волевым усилием — дело в большинстве случаев безнадежное. Тут скорее может пригодиться принцип: сильнее напряжение — глубже расслабление. Обычно Шавасана получается по-настоящему глубокой и полной после напряженных асан. В таких случаях не нужна даже ее первая фазанапряжение всего тела, равно как и особые уловки, предназначенные для снятия блоков напряжения в теле и остановки «внутреннего диалога». В любом случае, заставить внутренний диалог исчезнуть, как правило, невозможно, можно только предпринять некий хитрый ход, в результате которого он остановится сам собой. Одним из приемов остановки внутреннего диалога в Шавасане может быть, к примеру, простое наблюдение за мыслями и их связью с дыханием — отвлеченное и безразличное.

Можно попытаться применить уловку, принятую в даосской практике — постепенно растягивать ненавязчивую остановку дыхания после выдоха.

ЛЮБАЯ ТРЕНИРОВКА ВСЕГДА ДОЛЖНА ЗАКАНЧИВАТЬСЯ ШАВАСАНОЙ. Шавасану также следует использовать в промежутках между выполнением упражнений, если телу требуется отдых.

При терапевтической практике Йоги находиться в глубокой Шавасане больше пятнадцати минут нежелательно. [Существует простой способ «энергетической подкачки» за счет практики Шавасаны. Шавасана при этом выполняется до тех пор, пока она сама себя не исчерпает. Человек, находящийся в глубокой Шавасане, вдруг неожиданно замечает, что расслабление как бы мгновенно растворилось в мощном приливе сил и полной готовности тела немедленно активно действовать и преодолевать любые препятствия. Как правило, это происходит не ранее, чем через сорок минут после входа в Шавасану, в течение которых в теле наблюдаются различного рода психоэнергетические феномены. Мягкий осторожный выход из Шавасаны в случае достижения этой фазы не нужен. Следует просто потянуться, открыть глаза, встать — и действовать, стараясь по-возможности разумно распорядиться почерпнутой в Шавасане силой.] Выход из такой непродолжительной Шавасаны должен быть очень мягким и осторожным: сначала чуть-чуть пошевелить пальцами рук и ног, затем мягко, аккуратно потянуться, глубоко вздохнуть и только после этого — открыть глаза; затем следует перевернуться на бок и немного полежать, и только после этого — не спеша подняться в сидячее положение и, если нужно, встать на ноги.

В качестве отдыха по-настоящему выполненная Шавасана намного превосходит глубокий сон, хотя детоксификации организма, имеющей место во сне, не происходит, поэтому в известных количествах сон все же необходим.

Для того, чтобы интенсифицировать процесс накопления в тонком теле дополнительной энергии, можно лежать, соединив вместе пятки прямых ног. Однако при недостатке опыта это несколько снижает эффективность расслабления, а при слишком длительной успешной Шавасане может стать причиной «внутреннего взрыва» в сознании, последствия которого могут оказаться непредсказуемыми.

Поэтому лучшая поза, если в помещении не слишком холодно, — с разведенными на полторы ширины плеч ступнями.

Действие. Практика Шавасаны освобождает тело от всех напряжений и подготавливает его для новых нагрузок. Если поза освоена хорошо, она может стать частичной заменой сна. Несколько минут практики Шавасаны приводят утомленный организм в состояние равновесия, и человек обретает способность нормально работать. Этот способ отдыха особенно полезен для того, кто в силу специфики работы лишен возможности спать регулярно.

Обычно в процессе тренировки Шавасана выполняется в течение одной-трех минут после каждого упражнения или серии упражнений. Слабые, больные и старые могут проделывать между упражнениями более длительную Шавасану — до 10-15 минут, чтобы выполнение нескольких асан подряд не вызывало чрезмерного напряжения.

Шавасана является основным терапевтическим упражнением для страдающих сердечными болезнями и гипертонией.

Йогины с помощью этой асаны достигают состояния Йога-нидры — бодрствующего йогического сна без сновидений — и входят в сферу Универсального Ума.

36. Супта-ваджрасана — Ваджрасана лежа

Техника выполнения. Сесть в Ваджрасану. Вдохнуть. Выполнить мягкую Мула-бандху. Медленно выдыхая, отклониться назад и лечь на спину, положив на пол за головой прямые руки (Рис.2-36.). Расслабиться и лежать свободно с естественным дыханием в течение 1-2 минут. Вдохнуть, с выдохом подняться в исходное положение. Если без помощи рук сделать это не удается, можно помочь себе руками, взявшись кистями за лодыжки или бедра, либо отталкиваясь руками от пола. Повторить еще два раза.

Действие. Практика Супта-ваджрасаны способствует развитию гибкости спины, полезна при лечении хронических запоров, нарушений кислотности, ревматизма и ряда других недугов.

37. Триконасана — треугольник

Техника выполнения. [Техника выполнения Триконасаны, как, впрочем, и большинства асан, здесь приводится в упрощенном варианте.] Встать на колени и опуститься на четвереньки. Выпрямить ноги, придав телу форму угла, вершиной которого являются седалищные кости, а сторонами — прямые ноги и туловище, находящееся в одной плоскости с руками. Кисти рук с растопыренными пальцами — средние пальцы направлены строго вперед — плотно прижаты к полу. Стараться добиться такого положения тела, при котором угол образован только сгибанием в тазобедренных суставах, таз и прямой позвоночник находятся в одной наклонной плоскости. Ноги полностью выпрямлены, пятки стремятся коснуться пола, но ступни расположены параллельно одна другой. Стараясь растянуть позвоночник и задние поверхности ног, поднять таз как можно выше. Ступни — на ширине плеч или немного шире. Это — один из вариантов Адхо-мукха-шванасаны — позы собаки, потягивающейся мордой вниз (Рис.2-37.1). Адхо-мукха-шванасана — исходное положение для Триконасаны — всегда выполняется с мягкой Мула-бандхой и легкой мышечной Уддияна-бандхой. Выдохнуть. Сделать вдох и с выдохом поставить правую ногу возле правой кисти с внутренней стороны. Кончики большого пальца правой ноги и средних пальцев обеих рук — на одной прямой, перпендикулярной позвоночнику и параллельной линии таза. Выпрямить обе ноги, напрячь бедра, подтянуть коленные чашечки, растянуть задние поверхности ног (Рис.2-37.2). Вдыхая, вытянуть вперед-вверх позвоночник (положение таза при этом не меняется!), прогнувшись назад в спине и стараясь прижать живот к бедру правой ноги. С выдохом наклониться как можно больше вперед, стараясь вытягивающим волнообразным движением «выстлать» туловище по передней поверхности правого бедра (Рис.2-37.3). Стараться при этом добиться плотного прилегания параллельных друг другу стоп к полу. Ступни стоят на двух параллельных прямых, расстояние между которыми — не менее ширины плеч. Со вдохом выпрямить позвоночник вперед горизонтально, положить ладонь правой руки пальцами вперед посередине между прямыми, на которых располагаются ступни, левую руку вытянуть вертикально вверх и развернуть плечевой пояс так, чтобы руки — от запястья левой до запястья правой — и плечевые суставы оказались на одной вертикальной прямой. Позвоночник скручивается с вытяжением, таз по-прежнему неподвижен (Рис.2-37.4). Эта асана называется Уттхита-триконасана — прямой треугольник. Выполнить в ней одно-три полных дыхания, вдохнуть и с выдохом поменять руки местами, развернув верхнюю часть туловища в противоположную сторону (Рис.2-37.5). Это — Паривритта-триконасна — треугольник с поворотом. Выполнить одно-три полных дыхания. С выдохом вернуться в Адхо-мукха-шванасану. Вдохнуть, выполнить одно полное дыхание, во время которого откорректировать Адхо-мукха-шванасану, и с выдохом поставить левую ступню возле левой кисти. Повторить весь цикл движений зеркально с той же схемой дыхания. Вернуться в Адхо-мукха-шванасану. Повторить еще два раза оба цикла в той же последовательности.

В начале асаны освоения трех повторений будет достаточно, но по мере практики желательно довести количество повторений в достаточно высоком темпе, соответствующем ритму дыхания во время интенсивной тренировки, до 9 раз.

Действие. Это еще одна поза, за счет продольного скручивания позвоночника способствующая развитию гибкости спины и сохраняющая молодость тела. Нет

Скачать:TXTPDF

Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн