Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Йоготерапия. Шри Свами Шивананда

в той части главы о диете, которая посвящена химическому составу пищи.

Вполне корректными, безусловно, являются практические разделы, посвященные упражнениям, поэтому методы, предлагаемые Шри Свами Шиванандой в «Йога-терапии», несомненно действенны. И именно в них — главная ценность этой книги, поскольку они многократно проверены, доказали свою эффективность и вполне могут быть взяты на вооружение. В основе этих методов лежит доскональное знание йогической практики, философии и психоэнергетической теории, принятой в классической Йоге. Излагаемые Шри Свами Шиванандой теоретические выкладки и философские концепции из Йоги и Аюрведы, также исключительно интересны и могут дать обильную пищу для ума живого и любознательного. А. С. Киев, 1994.

ВВЕДЕНИЕ

Все начиналось очень-очень давно, во времена незапамятные и первобытные. Мы почти ничего не знаем о них, ибо само по себе слово «назапямятные» говорит о том, что они остались за пределами памяти нынешней человеческой цивилизации. Ничего, кроме, пожалуй, одного: в те далекие времена людям тоже было свойственно болеть, и это вынуждало их искать средства избавления от проблем, связанных с нарушениями здоровья. Тысячелетия эволюции человеческого общества не прошли впустую. Сведения о природе болезней и средствах борьбы с ними, а также основанные на целенаправленном расширении и углублении осознания методы общего развития человеческого существа, доставшиеся нам в наследство от забытых предков нынешнего человечества, своей точностью и совершенством, полнотой и радикальностью поражают порой даже самое развитое воображение.

Обозримый отрезок земной истории ничтожно мал в сравнении с тем, сколько времени прошло с тех пор, как на Земле появился человек. И, разумеется, с самого начала первобытных времен человек вынужден был сражаться за выживание — с природой, с врагами, с самим собой. И с болезнями, что заставляло его искать лекарства, обращаясь к четырем основным источникам: к миру растений, к миру животных, к миру минералов и к самим токсинам болезней.

Однако, чем сложнее и изощреннее становились формулы лекарственных препаратов, тем с более тяжелыми побочными эффектами их применения сталкивались лекари.

Отсюда — бытующее на Востоке высказывание:

«Сотню пациентов должен убить новичок, прописывая лекарства лишь для того, чтобы не прослыть невеждой в медицинской науке, прежде чем начнет постигать сущность болезней и секреты лечения. Тот же, кого величают истинным целителем, должен убить тысячу, дабы воистину овладеть тайнами силы лекарств».

Ничто, по сути, не изменилось с тех древних времен. Так же, как и тогда, тот, кто уповает на врачей и не способен позаботиться о себе сам, рискует попасть в руки не слишком опытного специалиста.

Ужасные последствия медицинских ошибок и наплевательского отношения к себе тех, кто все надежды возлагает на кого-то другого — врача, знахаря, целителя — всегда побуждали людей к поиску альтернативных методов. И начали они с того, что попытались заимствовать способы самоисцеления у животных.

Возьмем, к примеру, домашнего пса. Заболев, он перестает есть и часами лежит на солнцепеке. Даже самая любимая пища оставляет его равнодушным. Одно-двухдневный пост и солнечные ванны оказывают на животное настолько благотворное действие, что очень скоро к нему возвращаются здоровье и аппетит.

Домашняя кошка также владеет секретом самоисцеления. Заболев, она не прикасается к пище и жует какую-то травку, от которой ее тошнит и рвет. Проходит немного времени — и вот уже наша милая кошечка снова в полном порядке.

Больная корова перестает щипать траву, находит большую лужу, ложится рядом с ней на землю и время от времени пьет воду. День-два воздержания от пищи и обильное питье возвращают корове здоровье.

Изучение методов самолечения, применяемых животными, привело к созданию натуропатии — естественной терапии. В результате уже во времена «Вед» и «Веданты» [Веда (санскр.) — знание, священное знание. «Веды» — сборник самых древних священных текстов, не так давно — порядка двух с лишним тысяч лет назад — разделенный Вьясой на четыре части — «Ригведу», «Яджурведу», «Самаведу» и «Атхарваведу». Веданта (санскр.) — завершение «Вед». «Веданта» — сборник священных текстов, примыкающих к «Ведам», являющихся их продолжением и развивающих идеи и философию «Вед».] целители владели изощренными приемами водолеченния, применения солнечных ванн, очистительных процедур и прочих натуропатических практик.

Наиболее совершенными во всех отношениях являются натуропатические методики, практикуемые в Йоге [Йога (санскр.) — единение, осознание единства. Древняя философско-практическая система целенаправленного совершенствования и расширения человеческого осознания вплоть до практического постижения им сущности мира, его устройства и абсолютного единства мирового бытия. В основе совершенствования высших аспектов осознания согласно йогическим концепциям обязательно должно лежать гармоничное развитие всех низших — «инструментальных» — составляющих человеческого существа — «плотного» (органического) и «тонкого» (энергетического) тел, низшего — логического — разума или интеллекта, эмоциональной сферы, интуитивного разума и т.д.], поскольку они не только избавляют человека от болезней и устраняют всякую возможность рецидивов, но также открывают перед ним поистине неограниченные перспективы развития и самосовершенствования.»

Данная книга посвящена лечебной практике Йоги — Йога-терапии. В изложении философских основ и физиологической подоплеки терапевтических методов использованы традиционные концепции, принятые в Йоге. Исключение составляют лишь те случаи, в которых необходимость ссылок на современную западную медицину и натуропатию диктуется краткостью или неясностью отдельных трактовок, даваемых «Йога-Шастрой» [Йога-Шастра — сборник классических трактатов по философии и практике Йоги.] и «Аюрведой» [«Аюрведа» — сборник древних медицинских трактатов.]. Подобные пробелы в основном обусловлены тем, что целый ряд текстов был утрачен еще в древности и во времена средневековых войн.

Глава 1 Физиология и патология в «Йога-Шастре» и «Аюрведе»

Основы философии и физиологические концепции в Йоге

Элементы метафизики

Учение Йоги — истинная жемчужина в океане ведического знания. Традиционно Йогу практикуют для достижения просветления и обретения абсолютного знания, однако в основе высшего развития человеческого сознания, согласно учению Йоги, не может не лежать гармоничное совершенствование всех низших аспектов человеческого существа и компенсация их возрастной деградации, именуемая «реставрацией».

Невозможно построить корректную систему лечения, не обладая точным знанием принципов устройства организма. Для постижения же последних требуется знание устройства мира в целом.

Принятые в Йоге космогонические концепции изложены в основных йогических трактатах, в частности, в «Йога-Даршане» Патанджали, в «Гхеранда-Самхите» и в «Шива-Самхите», а также в работах многочисленных комментаторов этих трактатов.

Изначальная пра-материя именуется Пракрити — то, из чего непроявленное Единое творит внутри себя Бытие. Исходная природа Единого, являющегося абсолютным интегральным осознанием, суть Пустота, в которой отсутствует даже пространство, ибо все взаимно уравновешено, целостно и полноценно. Побуждение к дифференциальному самоосознанию в проявленных творениях есть тот первоначальный импульс, которым Единое заставляет себя создать в себе Изначальную Силу и нарушить собственное внутреннее равновесие Пустоты, разделив Ее на абсолютно подвижное и абсолютно инертное — два первичных потока Бытия. За счет этого возникает пространство мира — Пракрити, вихреобразные неоднородности которого становятся материей, сотканной вибрационными полями. Таким образом побуждение Единого к самоосознанию образует два принципа состояния Изначальной Силы — две Гуны — абсолютную активность, именуемую Раджо-гуной или Раджасом, и абсолютную инертность — Тамо-гуну или Тамас. Будучи слитыми в непроявленном Едином, они взаимно уничтожаются изначальной целостностью и полнотой. Когда же они проявлены, их равновесие в сотворенном Бытии есть некое новое, более высокое по сравнению с ними качество упорядоченности [В отличие от изначального Хаоса.], именуемое Саттво-гуной или просто Саттвой. Таким образом, три гуны создают из Пракрити мир творения, упорядочивая абсолютный Хаос изначальной Пустоты в структуру Бытия сообразно Воле Единого.

Саттво-гуна в проявленном самодостаточна, поскольку является принципом уравновешивания, не уничтожающего, но гармонично организующего побудительную силу Раджо-гуны и обездвиживающую инертность Тамо-гуны. Тамас или Тамо-гуна есть принцип или качество инерции (или инертности), обеспечивающий возможность создания и сохранения формы — результирующего состояния побудительной силы в действии. Тамас также является тем аспектом Изначальной Силы, которым обусловлено образование пяти стихий или пяти элементов — пяти качественных субстанциональных проявлений: земли, воды, огня, воздуха и эфира [В отличие от гуны — потенциальной тенденции динамического осуществления бытия, великий элемент — маха-бхута или стихия — таттва (буквально «суть, сущность») есть исходное качество субстанции мира, соответствующее определенному первичному состоянию пространства как изначальной пра-материи Универсума. Маха-бхут или таттв — пять: наиболее грубая сущность материи как твердого вещества — Притхви — стихия земли; сущность жидкого состояния — Апас — стихия воды; сущность состояния, переходного между объемно ограниченным состоянием вещества и газообразной фазой — Теджас или Агни — стихия огня; сущность газообразного состояния — Вайю или Ватастихия воздуха; сущность тонкого — не-вещественного состояния материи — Акашастихия эфира, соответствующая как собственно пространственно-временному континууму, так и различным полям, существующим в нем в виде обусловленных наличием Праны — качества энергии или эфирного дыхания — Акаша-вайю — первичных вихреобразных неоднородностей, уплотнение и дифференциация которых собственно и есть источник образующих первичные элементы трансформаций качественных состояний материи друг в друга.]. Главнейшей из пяти стихий считается эфир вселенной — пространство-времяАкаша.

Дыхание эфира — Акаша-вайю создает из эфира стихию воздуха. Элементы эфира, воздуха и огня в сочетании образуют стихию воды. И, если стихия воздуха суть первооснова дыхания жизни, то вода содержит в себе в зародышевом состоянии все объекты мира проявленных творений. За счет комбинации стихий эфира, воздуха, огня и воды формируется стихия земли — первооснова вещественности материальных объектов. Таким образом, предметный мир во всем его непостижимом многообразии есть результат естественного взаимодействия пяти стихий — Панча-танматра. На некотором этапе развития своего взаимодействия пять изначальных стихий формируют материальный мир пяти физических элементов — Панча-бхута, из которых состоят все необозримые мириады туманностей, каждая из которых содержит в себе несчетное количество звезд и звездных систем. [Стихии или тонкие составляющие первоэлементов есть их организующие принципы — сообразные им качественные аспекты Праны — энергии. Грубые составляющие первоэлементов — физические элементыесть реализация организующих принципов в соответствующим образом сформированном ими пространстве.] Магическая сила управляемого тремя гунами взаимодействия пяти стихий проявляется как в образовании мельчайших вихрей сверхслабых вибрационных полей, так и в создании гигантских конгломератов грубой материи.

Самым первым объектом, который произвела Пракрити, была Маха-таттва — Великая Сущность или Великая Истина — единая первооснова воплощенной в пра-материи изначальной потенциальной энергии. Динамические проявления энергии, именуются Праной — Изначальной Силой.

«Веды» именуют изначального проявленного Бога мира творения «Златоутробным» — Хиранья-гарбха. Хиранья — золото — золотой поток божественного сознания — божественная искра в существах воплощенных. В проявлениях любого существа, осознающего в себе эту искру, преобладают мотивы, обусловленные самодостаточной тенденцией гармонии — Саттва-гуной. Потому каждый, достигший такого уровня самоосознания, будет именоваться Хиранья-гарбха, ибо его сущность неотделима от единой сущности мира.

Хиранья-гарбха — творческий Дух — Творец, Хранитель и Владыка Вселенной. Его вдохновением созданы все уровни мира проявленного бытия. Будучи великим истоком сотворенного, Хиранья-гарбха суть также и первооснова сознания и самоосознания вселенной.

Второй производной Пракрити является Ахамкара —

Скачать:TXTPDF

Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать бесплатно, Йоготерапия. Шри Свами Шивананда Йога читать онлайн